В Польше, на берегу Балтийского моря в двадцать второй раз прошли международные литературно-образовательные чтения «Образ города в литературе и искусстве», организованные Российским центром науки и культуры в Гданьске и Фондом Интеркультура плюс (координатор – Т. Хохлова). На открытии с приветственным словом выступили директор РЦНиК, кандидат филологических наук А. Потёмкин, заместитель председателя Союза писателей России П. Кренёв и академик ПАНИ Л. Звонарёва.
Польские учёные профессор А. Ндяй (Ольштын), доцент П. Витчак (Быдгощ), докторант П. Снопков (Ольштын) представили исследования, посвящённые образам Берлина и Парижа в творчестве русских писателей-эмигрантов В. Набокова, В. Янковского и украинского философа ХУШ века Г. Сковороды. В. Бахревский живописал промышленную империю заводчиков Мальцовых, их вклад в создание облика новых городов в Х1Х столетии. Профессор Л. Ромащенко (Украина) представила революционный Киев глазами К. Паустовского. Л. Звонарёва рассказала о трансформации образа города в поэзии Ю. Кузнецова, бежавшего из провинции – Тихорецка и Краснодара, чтобы пережить разочарование столицей и верившего в конце творческого пути: возрождение России начнется с провинции.
В этот же день в старинном здании на улице Длуга состоялось открытие выставки живописи воспитанника Крымской художественной школы А. Ясина «Настроение в цвете».
Вечером участников чтений порадовал концерт композитора В. Астровой (Москва) «Музыка высшей городской культуры» - программа с мелодиями из Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Глинки, П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Рахманинова.
На другой день перед гостями чтений выступили белорусская писательница Н. Батракова (Минск) с сообщением «Образ Минска, Киева и Парижа в романах «Миг бесконечности», «Территория души» и «Площадь согласия», польская поэтесса М. Мархлевска, проанализировавшая образ города в переведённых ею на польский язык текстах членов-корреспондентов ПАНИ Е. Глазковой и И. Елисеева (Ростов-на-Дону), академика ПАНИ, доктора философских наук Наума Солодухи (Казань), представившего на чтениях стихи из новых книг. Писательница Ю. Стороженко-Тобан, живущая
на родине Ж. Верна в Нанте, представила главы из книги «Франция глазами русской жены».
В рамках чтений прошли два круглых стола - «Мой Пушкин – к 220-летию великого поэта» и «Литературные СМИ в моей жизни». Л. Звонарёва прокомментировала иллюстрации парижского художника А. Алексеева (1901, Казань – 1982, Париж) к изданным в Париже и Лондоне книгам Пушкина «Пиковая дама» и «Повести Белкина», а также представила международный альманах «Литературные знакомства» и детско-юношеский журнал «Серебряные сверчки».
Кандидат философских наук В. Исмиева презентовала два тома антологии «Уйти. Остаться. Жить» (составители - поэты Б. Кутенков, Е. Семёнова и Н. Милешкин), посвящённой творчеству российских поэтов, ушедших из жизни в возрасте до 40 лет.
Член-корреспондент ПАНИ художник Н. Баженова рассказала о проектах – «Цвет и слово», «Современная литература в лицах», в рамках которого она выполнила уже более 80 портретов писателей (в том числе академиков ПАНИ В. Кузнецова и Л. Звонарёвой, члена-корреспондента ПАНИ Е. Глазковой).
В день окончания чтений Н. Баженова и П. Кренёв выступили с предложением провести в деревне Лопшеньга на Белом море, воспетой в прозе М. Пришвина и Ю. Казакова, в июле 2020 года международный пленэр имени художника Г. Рождественского, когда-то жившего в этой деревне, чьи работы в наше время хранятся и выставляются в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.
Москва – Гданьск – Москва