Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Халту1

В этом году исполнится 107 лет со дня рождения отважного летчика, Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева. Недавно, на Введенском кладбище в Москве, я вновь постояла у его могилы и передала привет от его малой Родины.

Его биография написана во многих книгах и электронных СМИ. А мне захотелось рассказать о неизвестных страницах его жизни, связанных с поселком Сясьстрой в Ленинградской области. Предлагаю читателям перелистать страницы старых газет и попробовать представить себе время, в котором жил наш герой.

Закончив Староладожскую школу, Василий Голубев в 17 лет пришел работать на Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат. Его наставником стал Андрей Павлович Подлесный матрос-минер крейсера «Аврора». Благодаря умелым действиям, во время Цусимского сражения в 1905 году, он помог вывести «Аврору» из под огня противника. На комбинате уже работал его отец Федор Михеевич со старшими братьями. За время работы Василий освоил профессии электромонтера, слесаря, водителя, прессовщика целлюлозы. Комсомольца Голубева избрали в комитет ВЛКСМ комбината, а затем в Горком комсомола.

Халту2

1927 год. Началась работа по вовлечению населения страны в Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР, сокращенно ОСОАВИАХИМ СССР. Из газеты «Сталинец»: «…Наша ячейка Осоавиахима насчитывает в своих рядах только 300 человек - или 20% к общему числу рабочих и служащих завода. Санитарный и стрелковый кружки за последнее время не проводят никаких занятий, а хим.команда совершенно распалась…».

В 1931 году в стране был введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). На следующий год, 29 октября 1932 года Президиумом Центрального Совета Осоавиахима СССР и РСФСР было утверждено положение о звания «Ворошиловский стрелок», а через 2 месяца утвержден его значок.

На Сясьском ЦБК при военно - учебном пункте организовались военно-физкультурные кружки. Ленинский комсомол Советского Союза объявил поход по сдаче военно-технического экзамена.

«1 января 1936 года осоавиахимовцы школы ФЗУ (22 человека) организовали поход в противогазах Сясьстрой – Новая Ладога, поставив перед собой задачу: пройти в противогазах по 6 км. в час. За первый час участники дали 7 километров 500 метров, за второй час – 7 километров и за 23 минуты дали 1 кил.500 м. Всего за 2 часа 23 мин. пройдено 16 километров. Все участники похода сдали нормы на значок «Готов к противовоздушной и химической обороне»».

Из рапорта Осоавиахимовской организации Сясьстроя к ХVIII годовщине Красной армии: «…Ворошиловских стрелков» на Сясьском комбинате – 176 человек, в том числе рабочих -114 чел., девушек - 8. … Сдавших нормы на значок «Готов к труду и обороне» - 152 человека, в том числе 12 девушек. Значки «Готов к санитарной обороне» получили 69 человек, в том числе 36 девушек».

В феврале этого же года базовый совет Осоавиахима и штаб ПВО Сясьского комбината организовал большой военизированный поход по маршруту Сясьстрой – Колчаново и обратно. В нем участвовали все незанятые на работе трудящиеся и культурные силы поселка. На всех привалах была развернута массово – политическая работа и выступала художественная самодеятельность.

В конце июня должен был состояться III-й съезд Осоавиахима. В первичных организациях начали готовиться к отчетным собраниям. «Осоавиахимовская организация нашего комбината к III съезду приходит с недостаточными показателями. Так, например, всего организовано только 14 ячеек ОСО, причем, в цехах комбината только 7. Всего членов Осоавиахима 650 человек, а на комбинате рабочих более 3.000… На комбинате насчитывается только 4 стрелковых кружка. 203 человека, из них 8 девушек, сдали нормы на значек «ворошиловского стрелка» первой ступени, есть кружок парашютизма, где занимается 20 человек…. Парт-комсо-профорганизация должны обратить серьезное внимание на Осоавиахим, чтобы быстрее и успешнее превратить наш комбинат в неприступную крепость».

С июня месяца на спортплощадке Дома культуры инструктор физкультуры Михайлов начал ежедневно принимать нормы на значок ГТО первой ступени по всем видам летнего спорта (бег, прыжки, плавание, метание гранаты и т.д.)

Когда точно открылась парашютная вышка пока неизвестно, но уже к 9 июня 1936 г. «…было совершено 324 прыжка, причем, комсомольцы произвели 175 прыжков и женщины 108. Даже 58- летний сторож жилищно-коммунального отдела Малыгин совершил 2 прыжка. И 40-летний работник пожарно-сторожевой охраны Мотыженок, весивший 87 кг., тоже прыгнул 2 раза».

К середине июля уже 106 чел. сдали нормы по ПВХО (противовоздушная и химическая оборона), 62 - на значок ГТО, а 28 человек получили звание «Ворошиловский стрелок». На парашютной вышке тренировались и допризывники. Так в июле задание на «отлично» выполнили 15 юношей. К концу июля всего было произведено 1445 прыжков, а месячный план был перевыполнен. «…В антивоенный день – 1 августа вышка будет работать с 16 до 23 часов. Если будет благоприятная погода, предполагается произвести не менее 80 прыжков».

В 1933 году Василий добровольно пошел служить в ряды Советской Армии. Не только Голубев мечтал стать летчиком, но и комсомолец Женя Юдин. Вот выдержка из его письма в газету: «Я хочу быть летчиком… Это желание не только у меня, а у многих ребят и девушек нашего комбината. Все возможности у нас есть, но они не используются. Центральный комитет Союза бумажников за успешное перевыполнение программы по выпуску целлюлозы в 1935 году премировал нас учебным самолетом, а аэроклуб самолета нам не дает, потому что у нас не сделана посадочная площадка и ангар…. Молодежь наша хочет учиться управлять самолетом».

Уже в начале осени было объявлено об организации 2 кружков планеристов 1-й ступени и кружка парашютистов. «Принимаются желающие товарищи в возрасте от 18 до 22 лет, свыше 22 лет принимаются из расчета 25 % к общему числу поступающих. Занятия рассчитаны на 3-4 месяца без отрыва от производства».

К декабрю 1936 г. Василий Голубев уже закончил Дудергофскую летно-планерную школу Осоавиахима (ныне станция Можайская в черте Санкт-Петербурга) и вернулся в Сясьстрой. Его статья «Я буду летчиком» была напечатана в газете «Сталинец»: «Мои четыре брата и две сестры получили образование в школе грамоты для взрослых уже при Советской власти. – Счастливый ты удался в нашей семье, много ты увидишь, узнаешь, то о чем мы и мечтать не могли, - говорит мне часто отец. И действительно. Я окончил семилетку. Имею специальность инструктора – планериста – парашютиста, могу обучать этому делу молодежь. Мною сделано 13 прыжков с парашютом с самолета, и мечта, зародившаяся в детстве – стать летчиком, теперь осуществляется. Я буду летчиком! Спасибо тов. Сталину за счастливую радостную жизнь, за его Конституцию, открывающую двери к дальнейшей счастливой жизни. Голубев».

В декабре 1936 г. снова начались занятия в кружках Осоавиахима. «… Пришли лучшие комсомольцы, инструкторы – осоавиахимовцы товарищи: Аккуратнов, Зарубин, Сакольцев. Все они сказали: «Мы обязаны и будем честно выполнять свой долг, если будет нужно, мы с оружием в руках встанем на защиту своей великой Родины».

Комсомольцы и молодежь Сясьского Целлюлозно Бумажного Комбината имени тов. Сталина, обсудив призыв рабочих завода имени Менжинского о подготовке без отрыва от производства 150 тысяч летчиков, обязались подготовить в 1937 году 80 планеристов и 120 парашютистов. Чтобы иметь возможность готовить летчиков без отрыва от производства, они обратились к управлению комбината с просьбой открыть на Сясьстрое аэроклуб. Партком (секретарь Нефедов), директор комбината (Н.Мелешкин), секретарь комитета ВЛКСМ (Дмитриев) постановили: «Открыть в 1937 г. аэроклуб на Сясьстрое и подготовить без отрыва от производства не менее 10 летчиков из числа лучших комсомольцев и молодых рабочих».

Спустя немного времени в Осоавиахим комбината прибыл двухместный планер УС-5 (длина – 5,8 м, размах крыльев – 13,7 м). Руководить полетами назначен инструктор планеризма комсомолец Голубев. Для аэроклуба было представлено прекрасное помещение – большой верхний зал фабрики-кухни. Был построен ангар для планера и планеродром.

Халту3

Из отчета инструктора-планериста Голубева: «…18 декабря были произведены первые полеты. Планер показал хорошие летные качества. С двумя пассажирами мы поднимались на высоту 25 – 30 метров. Сейчас в кружках Осоавиахима обучились парашютному делу 13 человек…. Шустов Сережа, Дидрих Леня, Коврова Маруся – это первые члены нашего аэроклуба – завтрашние летчики. Кроме того, в детском Доме культуры работает группа юных авиамоделистов. Моделисты – отличники Коля Захаров, Коля Семенов в скором времени могут сами руководить кружками… Наше обязательство – дать стране 120 парашютистов, 80 планеристов и 10 летчиков – будет выполнено с честью. Сясьстрой будет неприступной крепостью обороны».

До нового года было совершено 10 полетов, а 31 декабря были показательные полеты. Одновременно инструктор Голубев организовал беседу «Почему летает и из каких частей состоит планер».

1937 г. начался с организационных мероприятий по созданию аэроклуба. В Госбанке был открыт специальный счет. Начальником аэроклуба был утвержден Василий Голубев. С 12 января начались учебные полеты. Решением базового совета Осоавиахима лучших комсомольцев послали в областную школу инструкторов планерного спорта.

В феврале месяце на ЦБК развернулась активная работа по встрече рейса агитэскадрильи им. М.Горького. Рабочие стремились перевыполнять плановые задания, чтобы достойно встретить необычный рейс.

Справка. Сбор средств на создание агитэскадрильи им. Максима Горького начался еще в октябре 1932 года по инициативе журнала «Огонёк», в честь 40-летнего юбилея творческой деятельности Максима Горького. С 5 мая 1933 года началась её регулярная работа. «В течение 5 лет существования эскадрильи было выполнено несколько сотен агитрейсов, проведено 3200 митингов, сделано 5 тыс. различных докладов и лекций. Эскадрилья налетала 55 млн. км, охватила различными мероприятиями более 10 млн. чел.» В ее состав входили 6 самолетов разной конструкции и дирижабль.

И вот настал долгожданный день – 18 марта. В Сясьстрой прилетел самолет агитэскадрильи им. Максима Горького. Над поселком было организовано катание лучших тружеников комбината. «…Всего летало 140 человек, из них 93 стахановца производственного, кислотного, варочного, лесного, древесного и механического отделов».

Вся эта работа не могла идти без финансовой поддержки населения страны. И в марте в Сясьстрое началось распространение билетов 11-й лотереи Осоавиахима на сумму 2595 рублей.

Халту4

3 марта 1937 г. аэроклуб получил еще два планера УС-4, один двухместный, и один одноместный.

В апреле закончила учебу первая группа планеристов, сдавшая экзамен на отлично. Группой было сделано 442 полета на планере.

31 мая для аэроклуба привезли стальные троса, которые с помощью автостарта позволят обучать планеристов второй ступени. Лучшие планеристы – комсомольцы тт. уже начали обучение.

«… Прошло шесть месяцев. И инструктор планерного спорта Вася Голубев может с гордостью сказать: Все 24 самостоятельно летают с амортизатора, а с автостарта каждый из них совершил по 3 полета на высоте от 150 до 200 метров…. На Сясьско – рядковском планеродроме они собираются через день….13 человек уже являются парашютистами первой ступени».

В газете опубликовано письмо комсомольцев – планеристов, которое начинается со слов: «Счастлив тот, кто живет в нашей стране». Письмо длинное, приведу небольшой отрывок. «Мы хотим этим письмом напомнить всей молодежи комбината о предстоящем дне авиации – 18 августа… Мы первыми решили показать пример и призываем всех комсомольцев, молодых рабочих комбината ознаменовать День Авиации новыми рекордами на производстве, новым приливом молодежи в планерные кружки». Подписи: Коврова, Юдин, Худяков, Климов, Строганов, Голубев.

Кстати сказать, уже к 1933 г. в СССР насчитывалось 500 планерных кружков, и в ближайшие годы их число удвоилось.

Из заметки Василия Голубева: «28 января 1938 г. президиум райсовета Осоавиахима решил организовать районный планерный клуб. В течение зимнего периода клуб подготовит около 100 планеристов и парашютистов. Клуб также будет готовить авиамоделистов».

Смею предположить, что именно с этого момента Василий Федорович стал начальником Волховского летно-планерного клуба.

Халту5

А закончить свою статью мне хочется строчками из письма допризывников: «Великое счастье быть достойным бойцом Красной Армии. Мы, призывники 1917 – 1918 гг. рождения, уходя в армию, заверяем товарищей по работе, родных и знакомых, что будем честно и самоотверженно охранять мирный, плодотворный труд советского народа. Будем также упорно овладевать военными знаниями, как стахановскими методами труда на производстве. Все мы - значкисты. Мы сдали нормы на значки ГТО, ПВХО, ГСО и «Ворошиловского стрелка». Призывную подготовку окончили на «хорошо» и «отлично». Наша доблестная Красная Армия получает новое, политически грамотное пополнение».

( При написании этой статьи использован материал газет: «Сясьский Целлюлозник» и «Сталинец» 1929 - 38 годы. Тексты воспроизведены без изменений, но исправлены некоторые орфографические и пунктуационные ошибки).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить