Как известно, в Конституции РФ записано: « 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 13)» [ 4, c. 7]. Многие наши граждане резонно считают, что это очень «вредная» статья, навязанная нам американскими советниками после нашего проигрыша в холодной войне. Но вспомним, что в царской России была государственная идеология («православие, самодержавие, народность», 70,8% населения Российской империи (83,4% в Европейской части страны) были православными (1870 г.) [ 8, с. 86 ]. Тем не менее, в феврале 1917 года по словам В.В. Розанова: « Русь слиняла в два дня. Самое большое - в три» [ 7 ]. Даже иные видные представители царского двора и церкви надели красные банты. В СССР была мощная и всеобъемлющая марксистско-ленинская социалистическая идеология, миллионы членов КПСС и ВЛКСМ, однако Советский Союз также скоропостижно рухнул.
И вот уже почти 30 лет мы живем без государственной идеологии. Впрочем, так ли это? Ведь в самой преамбуле Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, читаем: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» [ 4, с. 3].
Здесь обозначено наше отношение к прошлому, настоящему и будущему страны, понимание общей судьбы и государственного единства многонационального российского народа, любовь и уважение к Отечеству, названы такие наши ценности-цели, как добро и справедливость, благополучие и процветание России, наконец, отмечены ответственность за неё перед нынешним и будущими поколениями. Так что эскиз идеологии всё-таки содержится в Конституции РФ.
Идеологию современной России закономерно выражают и такие её государственные атрибуты-символы как герб, флаг и гимн. Гербом снова, как до 1917 года, стал двуглавый орел с коронами, скипетром и державой, и Георгием Победоносцем (который попирает копьем змия). Государственным флагом стал красно-сине-белый триколор, опять же вернувшийся из царской России. Данные европейские цвета в виде трех горизонтальных прямоугольных полос друг над другом позаимствованы Петром I из Голландии, её флага. Музыка и слова гимна принадлежат советским авторам: композитору и дирижеру А.В. Александрову и поэту С.В. Михалкову. Однако интересно, что Александров до революции был регентом церковных хоров, в том числе в храме Христа Спасителя в Москве, а в советское время стал художественным руководителем Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной армии, народным артистом СССР, лауреатом Сталинской премии и генерал-майором, а Михалков - человек с дворянскими корнями. Первый вариант текста гимна, победивший на конкурсе в 1943 году, Михалков написал вместе с поэтом Г.А. Эль-Регистаном. Однако затем ему уже одному дважды пришлось править текст гимна: в связи с Конституцией 1970-х годов и Конституцией 1993 года [ 15 ].
По этим правкам гимна можно заметить, как менялась государственная идеология в нашей стране на протяжении второй половины ХХ века. Из варианта 70-х исчезли «великая Русь» и «Сталин», зато возникли слова «партия», «коммунизм» (дважды) и удвоился «Ленин». В варианте 90-х годов дважды звучит «Россия», появились слова «мечта», «священная наша держава» и «хранимая Богом родная земля», но не встречаются «партия», «коммунизм» и «Ленин», отсутствуют и слова «труд» и «подвиги».
Таким образом, идейно-символически Российская Федерация вернулась во многом к временам Российской империи - к её традициям, православной духовности, державности, но и к европейской светскости и прагматичности, которую олицетворяют цвета теперешнего нашего триколора (прежде всего, флага русского торгового флота). Правда, Знамя вооруженных сил РФ остается красным, как в СССР, однако с гербом в виде двуглавого орла и четырьмя звездами по углам полотнища. Пожалуй, самым наглядным проявлением возвращения к досоветской дореволюционной традиции стало восстановление, реставрация и строительство православных ( и не только) храмов (вспомним хотя бы воссоздание грандиозного Храма Христа Спасителя в центре Москвы, кощунственно превращенного в советское время в бассейн). Происходит возвращение к прежней лексике и видам деятельности (государственная дума, губернатор, полиция, пристав, гимназия, благотворительность, паломничество, официальный праздник Рождества Христова, повсеместные обряды крещения, венчания, отпевания, особое меню в кафе для постящихся и т. д.). К этой же тенденции относится и возвращение дореволюционных названий многим переименованным в советское время городам (снова Санкт-Петербург, а не Ленинград, Самара, а не Куйбышев, Екатеринбург, а не Свердловск и т.д.) и улицам (например Тверская, а не Горького в Москве, Офицерская, а не Декабристов в Петербурге).
Традиционная государственно-патриотическая идеология России в последние годы явственно проявляется в ряде официальных документов. Наиболее четко это продемонстрировал Указ Президента № 683 от 31 декабря 2015 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [ 6 ]. В этом документе однозначно говорится о том, что к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности относятся: «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны» (курсив мой - В.С.). При этом «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность нашей Родины». Как видим, власть обозначает приоритет традиционных духовно-нравственных ценностей и единство всей отечественной истории. Более того, наблюдается идейная близость государственной власти и Русской православной церкви, соответствие их целей-ценностей духовно-нравственному вектору нашего народа [ 5 ]. Казалось бы чего лучше.
Однако, на практике постулированным государством традиционным российским ценностям в настоящее время противостоит духовно-нравственное и финансово-имущественное расслоение нашего общества. При этом в любом большом социуме, раньше, скорее имплицитно, а ныне, всё более эксплицитно, в связи с процессами глобализации, существует полиментальность (термин предложен автором) - одновременное наличие в обществе (социуме) разных исторически сложившихся типов менталитетов. Напомним читателям, что типология менталитетов в моей концепции российской полиментальности [ 9, 12 ] основывается на базовых философских концептах-ценностях, образующих логический крест: Бог - идол, по вертикальной координате, и индивид - коллектив (общество), - по горизонтальной (см. ниже рис). Поэтому «Бог» выступает как ключевой ценностный концепт, вокруг которого образуются религиозные менталитеты. В России - это прежде всего православно-российский менталитет, которому уже более тысячи лет, а также динамично развивающийся исламский и другие традиционные и нетрадиционные конфессиональные менталитеты. Вокруг ценностного понятия «индивид» (личность, «я») складываются прозападный либерально-капиталистический и другие либеральные менталитеты, а вокруг понятия «коллектив» (общество, «мы») - коллективистско-социалистический и другие просоциальные умонастроения. Наконец, понятие «идол» (мамона, инстинкты) выражает древнейшую криминально-клановую ментальность. Кроме того, на пересеченье вертикали и горизонтали этого логического креста располагается псевдоменталитет - мозаичное, эклектическое ментальное образование из элементов, осколков базовых менталитетов. Каждому менталитету соответствует определенный ценностно-ментальный тип личности (художественную, метафорическую модель российских базовых менталитетов я увидел в образах «братьев Карамазовых» из одноименного романа Ф.М. Достоевского, см. фото 1) [ 12 ]. Эмпирические исследования, проведенные мной и сотрудниками, подтвердили одновременное существование этих менталитетов в российском обществе. Более того, наблюдения зарубежной реальности, художественной литературы и кинофильмов позволяют говорить об универсальности данной типологии. Она также коррелирует с идеологическими, партийными предпочтениями людей (консервативными, коммунистическими, социал-демократическими, либеральными, разнообразно-эклектическами и др. ), которые по сути выражают исторические менталитеты.
В современной конституционно плюралистичной России наблюдается повсеместная борьба идеологий, вырастающих из базовых российских менталитетов. Причем идеология приоритета традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотической российской идентичности, развиваемая в государственных доктринах национальной безопасности, образования, воспитания, очень слабо проявляется в повседневной деятельности большинства средств массовой информации, учреждений культуры и искусства, в образовательной практике всех уровней, тем более в деятельности интернета и рекламы. На повседневном уровне фактически царит идеология прозападного либерализма и капиталистического общества потребления [ 10 ,12, 14 ].
Поэтому в структуре жизненных ценностей молодых петербуржцев вера оказывается на последнем месте, а справедливость и интересная (по сути творческая) работа также не принадлежат к числу главных (см. табл. 1) Здесь следует оговориться, что при прямом вопросе о религиозности обычно более половины респондентов называют себя верующими. Когда же надо сделать выбор трех-четырех ценностей из семи, вера практически всегда оказывается на последнем месте, что свидетельствует о неглубоком характере религиозности нашей молодежи. Вместе с тем радует, что несмотря на все неурядицы с разводами и официально незарегистрированными браками, семья стабильно остается главной ценностью у российской молодежи. А ценность денег так и не стала для большинства молодых людей одной из самых важных. Это свидетельствует о том, что за тридцать лет усиленной пропаганды культа мамоны, денег, пока не удалось коренным образом трансформировать просоциальный и православный российские менталитеты. Но не будем забывать, что количество усилий «промывания мозгов» и меняющихся реалий жизни, всё-таки, могут перейти в иное качество.
Однако, в последнее время, тем более в связи с навязанной населению несправедливой пенсионной реформой, выросла значимость справедливости как фундаментальной человеческой ценности. Ещё Аристотель утверждал: «Справедливость является величайшей из добродетелей... Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности» [ 16 c. 91]. В свою очередь Ф.М. Достоевский писал: «Высшая и самая характерная черта русского народа - это чувство справедливости и жажда её» [ 1 с. 549]. Наши исследования показывают, что в современной России общество социальной справедливости и честных людей труда, прежде всего, востребовано представителями коллективистско-просоциального и православного менталитетов, которые составляют большинство наших граждан (см. табл. 2 и 3). Членов этих групп объединяют именно ценности справедливости, правды, веры, патриотизма, коллективизма, традиционной и классической русской культуры и языка. Самое большое несогласие и противостояние наблюдается между представителями каждой из названных групп и носителями либерально-индивидуалистического менталитета, для которых характерна выраженная фетишизация денег и глобалистско-прозападные культурные ценности, ведущие к утрате гражданско-национальной российской идентичности [13, 14 ]. Противоречия между православными (образно говоря, «белыми») и просоциальными («красными») гражданами, с одной стороны, и либералами («голубыми») - с другой, проявляются на всех «этажах» российского общества (данное «триколорное» обозначение введено автором несколько лет назад на РНЛ, 17.09.15, а теперь широко используется в публицистике).
Одним из основных препятствий для духовно-нравственного общества социальной справедливости и социального согласия выступает значительное влияние либералов-западников, сторонников глобалистско-потребительского постмодернистского общества в сфере культуры и искусства, СМИ, рекламы (концепция Закона о культуре, опубликованная в мае 2019 г. вообще превращает художественную культуру в неподконтрольный этике и нравственности общества институт),. Отсюда прозападный, антипатриотический, провокационно-безнравственный характер содержания (так называемого «контента») многих телевизионных каналов, порталов и сайтов интернета, средств массовой культуры и искусства, который по сути работает на перекодирование общественного сознания, традиционных российских ценностей и норм, в первую очередь, у молодежи. Представляется неслучайным «раскручивание» в самое последнее время (якобы «русских»), уже не только вульгарно-матерщинного «певца» С. Шнурова наряду с ветеранами блатного мелоса (так называемого «русского шансона»), но и по-настоящему «осатанелых» рэперов, несущих откровенный мрак цинизма, экстремизма и психологического программирования, побуждения подростков к ненависти, агрессии и самоуничтожению. «Керченский стрелок» недавно воспроизвел в реальности клип рэпера «Оксимирона» (почему-то имеющего не одно гражданство) о массовом расстреле школьниками своих соучеников. Это адские плоды одной из криминально-клановых идеологий, существующих в современной России. Вменяемые российские родители пытаются противостоять этому гнусному зомбированию своих детей, но нередко сталкиваются с чиновничьими заявлениями о законе, запрещающем цензуру.
Более глубокие причины этой российской идейной борьбы скрыты в глубинном корневом противостоянии сил добра, правды и справедливости с силами зла, лжи («постправды») и сатанинской гордыни. Председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Зорькин недавно выразил свою тревогу по поводу ситуации в нашей стране, на страницах «Российской газеты» [ 3 ]. Он обращает внимание на то, что не решена проблема социального согласия, а требования социальной справедливости выходят у населения на первый план. Люди наиболее болезненно воспринимают несправедливое распределение бремени экономических реформ, социальное расслоение (децильный козффициент в РФ один из самых высоких в мире), за чертой бедности находится свыше 20 млн человек. Как показывают исследования Института социологии РАН, трудовые нагрузки работающих растут, а социальная защищенность снижается. Неблагополучие работников усугубляется в свете грядущих социальных последствий автоматизации, роботизации и компьютеризации производства. Миллионы человек могут потерять работу. Мы ещё далеки от реализации 7-ой статьи Конституции о том, что РФ - социальное государство, которое обеспечивает «достойную жизнь и свободное развитие человека». Ещё одной сферой несправедливости остается проблема коррупции, борьба с нею - это жизненно важный для России вопрос, без решения которого невозможно достичь искомого общественного согласия и массового признания справедливости российского общественного устройства... Председатель Коституционного суда несомненно прав. Но дело ещё в том, что идеология прозападного либерального чиновника, либерального журналиста и либерального бизнесмена пока никак не может быть совместимой с идеологией православного педагога, православного фермера и православного писателя, а также .с идеологией просоциальных коллективистов (рабочего, инженера, врача). Вместе с тем, часть атеистических социалистов («красных») не может поладить с частью «зашоренных» православных («белых»)[ 14 ]. Правда, имеется опыт социального согласия представителей различных идеологий в Петербурге в первом десятилетии нового века, когда общественность города боролась со строительством более, чем 400-метровой башни Газпрома на Охте напротив Смольного собора и добилась перенесения строительства на окраину города в район Лахты (см. фото 2) [ 11 ]. Но последующие административные решения о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви и месте для восстановления храма св. Екатерины в Екатеринбурге вновь вызвали бурное ментально-идеологическое противоборство, подогреваемое прозападно-антироссийскими силами.
Ныне на фоне процессов глобализации, глобальной интернет-коммуникации, миграции и туризма мы сталкиваемся с различными идеологиями и полиментальностью, доходящими до ценностно-нормативной несовместимости между представителями различных групп. Часть российских граждан после распада Советского Союза и падения «железного занавеса» восприняли глобализацию и современное состояние мира как некий неизбежный «нормальный» рыночно-капиталистический феномен. Однако, опыт антироссийских санкций и последние разработки интеллектуалов «Римского клуба» свидетельствуют об обратном [ 17 ]. Их доклад доказывает пагубность и безнравственность современного капитализма (грандиозные финансовые спекуляции, оффшорное мошенничество, вопиющее социальное неравенство, рост авторитаризма, разрушение природы и климата, возрастание угрозы большой войны и др.). Более того, они признают, что крах социалистической системы и победа Запада привела его к неадекватной «гордыне». Избавление от всех этих глобальных опасностей требует иного мировоззрения, отказа от пагубной жажды наживы и крайнего эгоизма. Высказывается призыв к новому образованию и воспитанию, к новым нравственным ценностям. В этом контексте умонастроение и идеология российских либералов-западников тем более выглядит вопиюще не научной и ретроградной. Современные западники превосходят западников времен Ф.М. Достоевского в своем оголтелом противостоянии патриотам-«почвенникам» наших дней.
У современного российского общества есть два пути в будущее:
1. Продолжать идти по чужому пути потребительства, коррупции и вопиющего социального неравенства, который приведет страну к исчезновению в качестве русской, российской самобытной цивилизации и превратит её в разновидность западного «дивного нового мира» из известной антиутопии Олдоса Хаксли.
2. Представители основных - православного и просоциального - менталитетов сумеют осознать свою общую народную национальную идентичность и, «преодолев в себе беса разъединения» (как завещал митрополит Иоанн Снычев), преодолеют и прозападно-либеральную идеологию. И наконец начнут строить свою жизнь, руководствуясь исконным идеалом России - Бог, правда, справедливость.
Валентин Евгеньевич Семенов, доктор психологических наук, профессор, засуженный деятель науки России, научный руководитель НП «Центр политических и психологических исследований», экс-директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 10 т. М., 1956. Т. 3.
2. Журавлев А.Л., Мироненко И А., Юревич А.В. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 2. С.57-70
3. Зорькин В. Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. №226. 10.10.2018
4. Конституция Российской Федерации. М.: «Проспект», 1999.
5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный архиерейский собор РПЦ (Сборник докладов и документов). СПб. 2000. С. 150-211
6. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ. №683 от 31.12.2015 г. http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (обращение 3.12.2018)
7. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. (обращение 3.12.2018)
8. Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991 (репринт, С.Петербург. 1898)
9. Семёнов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов (Хрестоматия) / Сост. А.Л. Свенцицкий. - СПб.: Питер. 2000. С. 485-492.
10. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб. Изд-во СПбГУ. 2008.
11. Семёнов В.Е. Башня «Газпрома»: от социального конфликта к согласию // Российское общество: проблемы социального согласия и развития / Под ред. В.Е. Семёнова. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С.215-219.
12. Семёнов В.Е. Современная Россия в контексте концепции российской полиментальности // Историогенез и современное состояние российского менталитета/ Отв. ред. В.А. Кольцова, Е.В. Харитонова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 403-429.
13. Семёнов В.Е. Российское общество, полиментальность и социальное согласие // Психологический журнал. 2015. Т. 36, №4. С. 98-102.
14. Семёнов В.Е. Российская идентичность и патриотизм в полиментальном обществе [Электронный ресурс] // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2017. Т.2. №3. С.116-142. http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document374.pdf (обращение 3.12.2018).
15. Символы и святыни Российской державы / Н.А. Соболева, А.Н. Казакевич. М.:ОЛМА Медиа Групп. 2007.
16. Этика Аристотеля. СПб. 1908
17. von Weizsacker E., Wijkman A. COME ON! Capitalism, Short-termism, Population and Destruction of the Planet - A Report to the Club of Rome. Springer. 2018.
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: