Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

         прон2купкп

   Любой народ жив, пока жива его история и культура. Это известное выражение очень актуально для сегодняшней России. Иногда наша история, необоснованно забытые исторические объекты окружают нас в повседневной жизни. Задача современного поколения сохранить их и передать своим потомкам. Вашему вниманию предлагается статья жителя г. Гатчины В. В. Осипова об уже подзабытых вехах развития российской авиации, которая зарождалась в Северной Столице и её окрестностях. Петровская академия приложит усилия, чтобы эти события сохранились в нашей памяти.

                                                                                                          Вице-президент ПАНИ Андрей Антонов

Память о человеке – пионере Российской авиации.

О развитии воздухоплавания в России.

Первый в России Гатчинский аэродром был создан 3 мая 1910 года. Официально он входил в состав Авиационного отдела офицерской воздухоплавательной школы. Тогда штат авиационного отдела состоял из 6 офицеров, 2 классных чинов, 50 строевых нижних чинов и 19 нестроевых. Начальником отдела был подполковник С.А. Ульянин, инструкторами – сам С.А. Ульянин, Г.Г. Горшков и пробывший из Севастополя поручик Е.В. Руднев. Первый выпуск пилотов состоялся в августе 1910 г.

На Гатчинском аэродроме производились многие опыты использования авиации в военных маневрах и научных целях. Так, в августе 1911 г. впервые в русской армии был проведен опыт использования аэроплана совместно с пехотой и кавалерией. В 5 часов утра с Гатчинского аэродрома вылетел поручик Фирсов и пассажир-наблюдатель подпоручик Балабушка. Подлетев к деревне Сализи, сбросили воздухоотряду донесение и улетели в Красное Село, а затем в село Высоцкое, где проходили маневры войск. Подпоручик Балабушка нанес на карте расположение противоборствующих войск. Затем авиаторы вернулись на Гатчинский аэродром.

На аэродроме под руководством подполковника Сокольцева проводились опыты по разработке новых технологий и оснащению аэропланов средствами связи. 19 июля 1914 г. временный Авиационный отдел ОВШ преобразован в Гатчинскую военно-авиационную школу. Военно-авиационная школа была оснащена механическими мастерскими, фото-кабинетом, физическими и метеорологическими лабораториями, лабораторий, оснащенной аэродинамической трубой. В 1917 г после февральской революции занятия в школе продолжились, но с перерывами в снабжении самолетами, моторами, запчастями и ГСМ. Последним выпуском школы был 14-й набор.

Создание Гатчинского аэродрома, первые годы его существования неразрывно связаны с именем генерал-лейтенанта Александра Матвеевича Кованько – основоположника и энтузиаста воздушного флота Российской Империи, чья деятельность на протяжении десятилетий была связана с городом Гатчина.

Тридцать три года своей жизни Александр Матвеевич Кованько посвятил воздухоплаванию и авиации. В 1885 г. он был назначен командиром первой в России “Кадровой команды военных аэронавтов” С тех пор успел разработать применение дирижаблей и аэростатов в научных и военных целях, спроектировать несколько аэропланов, и, наконец подготовить первых военных летчиков Российской Империи. С 1900 г. Александр Матвеевич Кованько возглавлял Учебно-воздухоплавательный парк на Волковском поле в Петербурге, позднее переименованный в Офицерские воздухоплавательные школы с авиационным отделом в Гатчине.

Весной 1910 года генералу Кованько разрешили приступить к подготовке летчиков в Гатчине, По его указанию поручик Георгий Горшков подготовил на военном поле этого города аэродром. В конце мая туда доставили аэропланы. После их сборки и опробования воздухоплаватели Горшков и Руднев начали учиться летать. Им суждено было стать первыми офицерами-летчиками, подготовленными в России. За 1910-1916 годы Гатчинской военной авиационной школой было выпущено 342 военных летчика, 62 из которых стали Георгиевскими кавалерами.

В октябре того же года Горшков приступил к обучению летному делу воздухоплавателей. Вскоре был сформирован авиационный отдел ОВШ, во главе с подполковником Сергеем Ульяниным, одним из первых русских летчиков. Осенью следующего года в Гатчине состоялся первый выпуск военных летчиков. В него вошли: капитан Вегенер, штабс-капитаны Данилевский, Дацкевич, Карлов, Сахаров, поручики Бродович, Гавин, Модрах, Панкратьев, Соловьев, Фирсов.

Генерал-лейтенант Александр Матвеевич Кованько был не только романтиком, но и большим реалистом. Не жалел себя ни в мирных трудах, ни в боевых действиях против врагов Отечества.

Будучи одним из самых видных основателей военного российского воздухоплавания и боевой авиации, страстно изгонял из них иностранщину. Был пытливым изобретателем. В большой Советской Энциклопедии (том 12 стр. 359) сказано, что он “впервые в мире организовал полеты на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований верхних слоев атмосферы и изучения влияния полета на организм человека”. Так же написано, что он “добился производства отечественных аэростатом и дирижаблей и предложил несколько своих конструкций.” Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем пять самолетов.

В русско-японскую войну 1904-1905 годов командовал 1-м Сибирским воздухоплавательным батальоном, организовал боевое применение привязных аэростатов для корректирования артогня и наблюдения за противником. С 1910 года командовал офицерской воздухоплавательной школой, в которой были подготовлены первые летчики в России.

Александр Матвеевич Кованько был одаренным ученым, неутомимым экспериментатором, публицистом. Точные, зоркие наблюдения и выводы в печати – например в журнале “Огонек” за 1910 год “Первая русская неделя авиации” (№19). Он был по-настоящему талантлив.

Суровевшие трудности гражданской войны сказались на здоровье Александра Матвеевича и 20 апреля 1919 г. в военном санатории в г. Одессе он скоропостижно скончался.

16 марта 2019 г. исполнилось 163 года со дня рождения генерал-лейтенанта Александра Матвеевича Кованько - основоположника воздушного флота Российской Империи. Тремя годами ранее круглую дату отметили в Музее истории города Гатчины. На памятном мероприятии присутствовали ветераны авиации, писатели, краеведы, горожане, заинтересованные в сохранении и популяризации отечественной истории. Резюме встречи, которое озвучила внучка Александра Матвеевича, Сергеева Елизавета Евгеньевна, было единогласным: “Имя патриота воздушного флота России необходимо увековечить” в память о заслуженном военном деятеле, и это будет справедливо.

На этом же мероприятии было принято решение ходатайствовать перед властями Гатчинского района, Ленинградской области о присвоении одной из улиц Гатчины имени А. М. Кованько и сохранении последней взлётно-посадочной полосы Гатчинского аэродрома из ранее существовавших. На данной полосе или вблизи неё целесообразно разместить историко-музейный комплекс, посвящённый первому российскому аэродрому.

История жизни А.М. Кованько – часть истории русского воздухоплавания. Присвоение имен выдающихся соотечественников различным объектам это достойная практика по сохранению нашей исторической памяти.

                                                                                                        Валерий Осипов,

                                                                                            г. Гатчина, Ленинградской области

прон

прон3

Фото с сайта «Военное обозрение»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить