Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

13333393

 ...

 

«Человек в самой своей глубинной сущности – это существо, ответственное за свой творческий выбор и подчиняющее этому выбору ту информацию и технику (средства искусственного воздействия на мир), которыми он располагает. Естественно, человек зависит от тех природных и социальных циклов и волн, в рамках которых протекает его жизнь. Но он способен оседлать эти волны и так конфигурировать эти циклы, как это позволяют имеющиеся в его распоряжении и вновь созданные им объективные средства на основе его субъективного творческого выбора, т.е. проложить свой путь, осуществить свой виндсерфинг, а не просто быть щепкой, способной сознавать, как и почему она движется по волнам»

В.Н.Сагатовский [46, с. 27]

«…он [человек] должен создать новый мир – разумный и гуманный. Всё должно работать для достижения этой цели. Это, может быть, наш последний шанс. Иначе либо физическая гибель, либо нравственная, духовная деградация…»

И.Т.Фролов [56, с. 133]

Аннотация: статья отражает содержание публичной лекции «Законы творческого развития человека и учительство XXI века», прочитанной в рамках программы Международной научно-методической конференции «Диалоги о дошкольном образовании» 5 декабря 2019 года в «Центре студенческих инициатив» Псковского государственного университета. Раскрываются законы творчества человека, в том числе основы творческого долгожительства, а также основы науки о творчестве – креатологии, как части ноосферного человековедения, и её значение для становления «учительства XXI века» как «ноосферного учительства».

Ключевые слова: творчество, эволюция, развитие, креативная онтология, закон, жизнь, здоровье, гармония, смысл, красота, радость, счастье, цикл, волны, интеллект, разум, образование, воспитание, человек, мир, учитель, учительство, ноосфера, ноосферизм, диморфизм, дуальность, культура, ритм, школа, рациональное, иррациональное, левополушарный, правополушарный, гомеостаз.

- 1 -

Разрабатываемая мною наука о творчестве – креатология – почти на протяжении 40 лет [1 - 24] тесно связана с параллельными моими разработками по теории «естественного» интеллекта, в том числе по теории общественного интеллекта [1 – 3, 26, 27, 33 - 35], по системогенетике, социогенетике, образовательной генетике и теории циклов [38 - 44], а также по ноосферизму, ноосферологии и концепции научно-образовательного общества [26 - 40].

Креатология входит в свою очередь в систему ноосферного человековедения как ноосферно-ориентированной единой науки о человеке [20, 24, 27, 30, 32, 36, 37, 39, 40], и в этом контексте данная работа дополняет и развивает идеи работы «Ноосферное человековедение как основа дошкольного «образования и воспитания в России XXI века».

Творчество – закон жизни, но одновременно – оно и базовое основание любого бытия, т.е. любое бытие предстаёт как креативное бытие. Речь идет о новом философском прочтении содержания «онтологии», а именно как «креативной онтологии» [1 – 3, 7, 11, 16, 18]. В статье, посвященной креативной онтологии, в Энциклопедическом словаре-справочнике «Техническое творчество: теория, методология, практика» (1995), я дал такое определение креативной онтологии [7, с. 76]:

«Креативная онтология – часть философии, изучающая бытие как творческое бытие. Креативная онтология исходит из того, что бытие мира является творческим бытием, онтологическое творчество является фундаментальным свойством не только живого, но и неживого мира. Природа в «Креативной онтологии» предстаёт как самотворящая природа, как Природа – Пантакреатор… Природа разумна в смысле наличия в ней творческой (креативной) эволюции как формы её бытия. Механизмы творения в «Креативной онтологии» раскрываются на базе представлений системогенетики – общей теории преемственности (наследования) систем, в частности закона дуальности управления и организации систем. Креативная онтология – философско-методологическая и системно-методологическая база раскрытия Креативной онтологии человека, фундаментальной связи творчества, жизни, здоровья и гармонии. Научно-техническое и социальное творчество человека – репрезентатор онтологического творчества в технической и социальной эволюции, которые предстают как творческие эволюции» (выдел. мною, СА.).

В «Манифесте системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологий (1994) я показывал: мир (вселенная), вследствие действия системогенетического закона дуальности управления и организации систем (ЗДУО), как «закона дуальности системнонаследственных механизмов (через подмир системы и через надмир системы)», определяющего «единство инвариантности и изменчивости, обратимости и необратимости, устойчивости и неустойчивости», становится не только креативным миром (онтологическое творчество как механизм производства изменчивости системы, её адаптации к изменениям своего «надмира», т.е. «системной вертикали мира», частью которой она является), но и миром рефлексивным. В «Постулате 30» этого моего «Манифеста» указывалось [3, с. 30]:

«Закон дуальности управления и организации (ЗДУО) есть закон «творческой волны» в системном мире. В соответствии с этим законом любая эволюция есть креативная эволюция в смысле Онтологического Творчества в системно-классификационной онтологии мира. Онтологическое Творчество – это синоним «канализированной» изменчивости системы, обусловленной «законом дуальности организации и управления».

Интересно, что открытия Закона дуальности управления и организации систем (ЗДУО) и Закона спиральной фрактальности системного времени (ЗСФСВ), совершенные мною в период 1988 – 92гг., неожиданно получило признание в концепции «уравнений Рока» А.Е.Кулинковича (см.: раздел А.Е.Кулинковича «Системогенетика и фундаментальная революция в философии» в коллективной монографии «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения…» [58, с. 129 - 151]), в его «законе таймфинчей» (описывающем спирально-циклическую, и ритмическую соответственно, структуру прогрессивной эволюции в виде двух уравнений – «уравнения черных клавишей» и «уравнения белых клавишей» [58, с. 139 - 141]).

Действие совокупности законов системогенетики [41 - 44] – закона дуальности управления и организации систем (ЗДУО), закона системного наследования (ЗСН), а в нем – закона порождения, закона подобия, закона наследственного инварианта, закона наследственного программирования, закона инвариантности и цикличности развития (ЗИЦР), закона спиральной фрактальности системного времени (ЗСФСВ), закона разнообразия (ЗР) и других – служит основанием понимания Природы как Самотворящей Природы или Природы-Пантакреатора. В «Постулате 31» этого «Манифеста» я подчеркивал [3, с. 30, 31]:

«Самотворение Природы с объяснительным механизмом этого её свойства на базе системы системогенетических законов определяет Новый Креационизм как Креационизм Космогонического масштаба без Сверхразума, стоящего над Природой и творящего её».

Следует подчеркнуть, что этот «Новый Креационизм» «без Сверхразума, стоящего над Природой и творящего его» я наблюдаю в системах теоретико-философской рефлексии А.Е.Кулинковича [58, с. 129 - 151], В.А.Полосухина и Н.В.Артюхович [59], А.Н.Дмитриева и А.В.Русанова [55], Л.Тимошенко [47], В.А.Зубакова [48] и других.

Развивая положения (систему постулатов) «Манифеста системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии», я, готовя доклад «Творчество человечества в системе ноосферной гармонии (Как преодолеть глобальную патологию)» для «Круглого Стола» в Смольном институте РАО 27 июля 2017 года, сделал новое обобщение, с учетом теоретической системы Ноосферизма [26 - 30], в форме работы «Аксиоматика космо-ноосферно-креативной картины (онтологии) мира (как итог авторского ноосферно-системогенетического обобщения)» [23].

В соответствии с ноосферной парадигмой универсального эволюционизма, как важным теоретическим компонентом Ноосферизма, любая прогрессивная системная эволюция, в том числе эволюция нашей Вселенной, эволюция Биосферы, социальная эволюция Человечества, – эволюция, сопровождающаяся ростом сложности, или кооперативности, структур эволюционирующих систем, – подчиняется действию двух метазаконов [31, с. 22]:

  • «Метазакона Сдвига от доминанты Закона Конкуренции и механизма естественного отбора – к доминанте Закона Кооперации и механизма интеллекта»;
  • «Метазакона Интеллектуализации или «Оразумления» любой прогрессивной системной эволюции, в соответствии с которым наступление Ноосферного Этапа в космогонической эволюции, в эволюции Биосферы на Земле и в социальной эволюции человечества является Законом этих эволюций».

И аксиома 11 в «Аксиоматике космо-ноосферно-креативной картины (онтологии) мира» формулируется так [23, с. 81]:

«Человек-Творец (Homo Creator), как творящий разум на Земле есть результат Креативной (Прогрессивной) Эволюции Креативной Вселенной, как отражение действия метазакона Интеллектуализации или «Оразумления» Вселенной. Он тогда выполнит свою космическую эволюционную функцию, если его Творчество будет находиться в гармонии с Онтологическим Творчеством Биосферной и Космогонической эволюций, т.е. будет механизмом развития Ноосферно-Космической гармонии и подчиняться законам-ограничениям, отражающим действие гомеостатических механизмов планеты Земля и её Биосферы, в будущем – Галактики, преобразующихся по мере преобразования коллективного Разума человечества в разум Биосферы и планеты Земля, в будущем – нашей Вселенной, т.е. в Ноосферный, в будущем – в Космический, Разум».

- 2 -

Итак, Человек на Земле есть итог, причем закономерный итог «Креативной (Прогрессивной) Эволюции Креативной Вселенной» [23, с. 81], в том числе прогрессивной эволюции Системы Жизни на Земле – Биосферы, и поэтому он есть не только «Человек разумный» (Homo Sapiens), но и Человек-Творец (Homo Creator), и полное раскрытие его творческого призвания, как «Разума Биосферы», т.е. «Ноосферного Разума», связано с Ноосферной человеческой революцией [23, 24, 26 - 33]. И эта ожидаемая Ноосферная человеческая революция, с которой связана единственная стратегия выживаемости человечества на Земле в XXI веке, как стратегия преодоления первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, есть Роды Действительного – Ноосферного – Разума [34]. Эти «Роды Действительного – Ноосферного – Разума» есть преобразование разума из существующего состояния «Разум-для-Себя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса».

В контексте этого ожидаемого ноосферного преобразования человеческого разума меняется и миссия, и масштаб человеческого творчества, оно приобретает ноосферную миссию и ноосферный масштаб, превращается в ноосферное творчество, подчиняющееся законам-ограничением функционирования и развития Ноосферы, действию закона Ноосферно-Космической Гармонии [37].

И становящаяся креатология как наука о творчестве человека, как важная теоретическая компонента человековедения, превращается в ноосферную креатологию и проходит свое становление в России XXI века вместе со становлением ноосферного человековедения и ноосферного образования [16, 17, 20, 24, 26, 30 – 32, 37 – 40, 43, 60].

Человек – Творец. Творчество – основа его жизни, основа его долгожительства, основа его адаптации к окружающему миру, Вселенной, Космосу. С развитием разума творчество становится все более разумным. В соответствии с действием метазакона «оразумления» прогрессивной эволюции и соответственно нашей Вселенной (по мере роста сложности эволюционирующих систем и роста роли Закона Кооперации в эволюции, и сопровождающего его механизма интеллекта, как «опережающей обратной связи» или «управления будущим») «оразумляется» Онтологическое Творчество или Творчество Эволюции.

Законы системогенетики [1 – 3, 39 - 44] приобретают смысл законов Креативной Эволюции, в том числе и законов творчества «Homo Creator».

- 3 -

Первым таким системогенетическим законом является закон дуальности управления и организации систем (ЗДУО), определяющий цикличность (креативную волнообразность развития) как всеобщую форму движения и развития.

В 1989 г. в докладе на тему «Дуальность управления и организации как фундаментальный объяснительный принцип механизма цикличности развития» [61] мною впервые был сформулирован системогенетический закон дуальности управления и организации. Он может трактоваться и как «закон преемственности и обновления» или «закон единства инвариантности и изменчивости». Последний аспект ЗДУО может трактоваться как закон инвариантности и цикличности развития [1 - 3].

В соответствии с этим законом любой процесс прогрессивной эволюции или развития предстает как процесс взаимодействия двух наследственных механизмов – на уровне системы и её подсистем («подмира» системы; его можно назвать системным «микрокосмом») и на уровне надсистемы и её надсистем («надмира» системы; его можно назвать системным «макрокосмом»). «Первый наследственный механизм как бы аккумулирует «прошлое время» в системе. Оно в широком смысле «застывает» в её структуре, в наследуемых инвариантах, в постоянстве» [2, с. 23]. «Второй наследственный механизм, раскрывающий движение наследственной информации через «надмир» (надсистемы), как бы аккумулирует в системе «будущее время», проявляющееся в потенциале изменчивости системы по отношению к будущему. В природе происходит, – писал я в монографии «Жизнь как единство творчества, здоровья и гармонии человека и общества», – разделение «генетического управления развитием»: через «подмир» реализуется управление «от прошлого», обеспечивающее устойчивость в развитии, а через «надмир» «от будущего», приводящее к нарушению устойчивости, к изменчивости, пластичности. Управление «от будущего» определяет уровень предадаптации и, соответственно, уровень своеобразного опережающего отражения через надсистемы. В чем это выражается? В том «коридоре развития», в той «системной нише», которые задаёт надсистема («надмир») своей системе в её будущем развитии. Эта ниша и есть то «пространство свободы», в рамках которого система реализует выбор в своём развитии по отношению к будущему» [2, с. 23, 24].

Выполненная на базе разработанной мною системогенетики своеобразная онтолагизация творчества через категории «онтологическое творчество», «креативная онтология», «Самотворящая Природа», или «Природа – Пантакреатор», «Креативная эволюция» [1 – 3, 7, 11, 14, 16 – 18, 20, 21, 23] позволила осознать, что само Творчество Человека, как феномен, появляющийся вместе с появлением Человека на Земле в результате прогрессивной креативной эволюции нашей Вселенной, предстает как высший результат прогрессивной эволюции самого Онтологического Творчества. И, таким образом, увидеть связь, причем на всем протяжении антропогенеза, творчества человека и творчества природы.

Мои исследования по проблеме «естественного интеллекта» и синтетической теории творчества привели к открытию закона креативно-стереотипной волны (ЗКСВ) и закона лево-правополушарной (рационально-иррациональной) волны (ЗЛПВ), которые предстают своеобразными частными формами, применительно к творчеству человека, системогенетического закона дуальности управления и организации систем (ЗДУО).

Закон креативно-стереотипной волны (ЗКСВ) – это закон волнообразного творческого развития жизни человека, как дуального цикло-динамического единства креативного (творческого) и стереотипного (автоматического) начал. Этот закон лежит в основе понимания феномена творческого долгожительства.

Творчество – это всегда «будущетворение».

Творя любую новую систему, машину, произведение искусства, проект, теорию, идеологию, науку, мы, сами того не замечая, творим будущее.

На само это «будущетворение» не происходит на пустом месте, а опирается на память, в том числе генетический и социокультурный виды памяти, передаваемые нам через механизмы биогенетического и социокультурного наследований.

Закон креативно-стереотипной волны отражает диалектику взаимодействия двух полярных процессов в жизни человека – креатизации, «под которой понимается формирование инноваций, поисковой активности», и «стереотипизации – перехода творческих достижений, новообразований в стереотипы, автоматизмы, навыки» [2, с. 46].

«Динамика баланса креатизации и стереотипизации определяет волнообразное движение, раскрывая механизм творческой цикличности. В начале творческой волны интеллект обладает наибольшим креативным потенциалом и наименее стереотипизирован… Затем в течение волны происходит его стереотипизация: развивается «память», формируются автоматизмы. В конце волны по мере роста стереотипной составляющей и падения креативного потенциала нарастает кризис интеллекта или «кризис творчества».

Включается механизм «сброса» части «прошлого времени», накопленного в памяти, т.е. происходит частичное разрушение стереотипов, и через такую перестройку осуществляется подготовка к новой творческой волне», – писал я в упомянутой монографии [2, с. 46].

Чтобы человек-творец стал творческим долгожителем, необходимо, чтобы ритм движения креативно-стереотипной (творческой) волны, в соответствии с ЗКСВ, не утихал. Носителем такой формы реализации ЗКСВ является введенный мною, как понятие, динамический интеллектный гомеостаз (ДИГ), противостоящий другому типу режима деятельности интеллекта – статическому интеллектному гомеостазу (СИГ).

Человек, чей интеллект привык функционировать в режиме СИГ, все больше и больше привыкает действовать по стереотипам. Возникает психическая обратная связь, которую я выразил такой формулой: «Мне интеллектуально комфортно, когда всё известно, когда меньше новых сведений, когда каждая новая информация быстро идентифицируется в классификационной структуре накопленного опыта, и дискомфортно, когда требуется интеллектуальное напряжение при решении задач» [2, с. 46, 47]. Понятие «статический» в названии СИГ отражает движение интеллекта к статическому («мертвому») равновесию, когда наступает состояние полной стереотипизации. Человек, живущий в режиме СИГ, с возрастом становится все более и более консервативным, т.е. его интеллект как «механизм» или «генератор» творчества (поисковой активности) «угасает».

Гомеостаз типа ДИГ формируется у человека, подчеркну это, в «пространстве» культуры рефлексии, т.е. культуры самосовершенствования, самообучения и самокритичности. В этом динамическом креативном процессе «все время поддерживается готовность к обновлению и осуществляется обновление готовности к творчеству» [2, с. 47]. Психическая обратная связь в ДИГ имеет противоположную направленность. Она может быть описана такой словесной формулой: «Мне комфортно, когда задача требует творческого решения, когда все время существует определенная интеллектуальная неопределенность, порождающая напряженность и необходимость действовать нестереотипно, и дискомфорно, когда преобладают стереотипные ситуации, не требующие напряжения ума, когда нет новой информации» [2, с. 47]. В режиме ДИГ у творческого долгожителя формируется качественно новой стереотип – стереотип (или алгоритм) по разрушению собственных стереотипов. Механизмы их разрушения и подготовки к творчеству есть такие механизмы правополушарного интеллекта, как аналого-ассоциативные механизмы, механизмы смеха, игры, ротация интеллектуальной деятельности и др.

Мои исследования [1, 2] циклической динамики творческой жизни известных деятелей культуры, например – Гёте, Л.Н.Толстого, позволили выделить циклы креативно-стереотипной волны в 10 -13 лет, в 5 - 6 лет, в 2,5 - 3 года. У Гёте в рамках его внутреннего самоощущения начала 10-летних творческих циклов проявлялись как возвращение молодости: «первая молодость», «вторая молодость» и т.д. Известный советский поэт Эдуард Гольдернелл в «Тетрадях для нее» [2, с. 47] писал о периодических своих «рождениях на свет» с «циклом лет 10», т.е. о периодической творческой перерождаемости.

Закон лево-правополушарной волны (ЗЛПВ) отражает циклическую сменяемость доминирования левополушарного (формализованного, логического) типа познания – доминирования «левополушарного интеллекта» и доминирования правополушарного (интуитивного, алогичного или экстралогического) типа познания – доминирования «правополушарного интеллекта». Можно предполагать, что в периоды «творческих кризисов» доминируют механизмы правополушарного интеллекта – механизмы аналогий, ассоциаций, игры.

При анализе системы творческой жизни Исаака Ньютона [2, с. 226 - 235] мною было обнаружено 7-мь 10 - 11-летних циклов творчества Ньютона со сменяемостью «левополушарных» и «правополушарных» доминант научного познания. «Левополушарные циклы» характеризовались доминантой аналитики и соответственно доминантой дискретной математики в процессах формализации, а «правополушарные циклы» – доминантой устремлений к синтезу и соответственно доминантой геометрического языка, а также устремлений к более свободному использованию аналогий и метафор, к исследованиям в области химии, теологии и истории человечества.

Закон лево-правополушарной волны (ЗЛПВ) может трактоваться и как закон рационально-иррациональной волны. Правополушарное доминирование в творческом цикле – это доминирование интуиции, творческих прозрений, за которыми следует затем аналитический цикл, цикл рационального объяснения открывшихся «умозрению» открытий.

Возвращаясь к закону дуальности управления и организации (ЗДУО), частными случаями которого являются ЗКСВ и ЗЛПВ, подчеркну, что его следствием, по отношению к любым системам, является паст-футуристический диморфизм системы (ПФД), проявлениями которого могут служить:

  • «половой диморфизм»: женщина – филогенетический канал наследования; выполняет функцию передачи эволюционной памяти, и в этом контексте есть «паст-система»; а мужчина – онтогенетический канал наследования, выполняет функцию адаптации человеческой популяции к динамике изменений окружающей среды, и в этом контексте есть «футур-система»;
  • лево-правополушарный диморфизм интеллекта человека: «правое полушарие» – паст-система, оно связано с «бессознательным человека», в котором хранится информационная «память» всей предшествующей прогрессивной эволюции – филогенеза, а «левое полушарие» – футур-система, оно обеспечивает формально-логическую и таксономическую переработку («сжатие») поступающего «отраженного разнообразия» внешней среды на «вход» интеллекта человека.

Отмечу, что можно говорить о «длинной лево-правополушарной волне», как своеобразной онтогенетической творческой волне сдвига от правополушарной (филогенетической) доминанты в интеллекте человека – к левополушарной (онтогенетический) доминанте в интеллекте человека.

Ребенок в своем развитии до 6 -7 лет обладает доминирующим правополушарным интеллектом, более связан с «бессознательным» в своем организме как «эволюционной памятью». Поэтому в его познавательном отношении к миру доминируют механизмы ассоциаций, аналогий, игры, подкрепляемые эмоциями смеха и радости. Вот почему раннее «подсоединение» интеллекта ребенка к компьютеру (к искусственному интеллекту) несет в себе большие риски деградации правополушарной части интеллекта, как генератора интуиции.

Развернутое описание действия этих законов представлено в моих работах [1, 2, 4, 5, 12, 14, 15, 17, 24 и др.].

- 4 -

Вторым системогенетическим законом, который определяет роль «памяти» в творчестве Природы и в творчестве человека является «закон спиральной фрактальности системного времени», являющийся системогенетическим, и одновременно – космогоническим, обобщением принципа Геккеля «онтогенез повторяет филогенез».

Открытие этого закона я совершил в августе 1991 года и описал в книге «Творчество, жизнь, здоровье и гармония» (1992) [1], изданной в фирме «Логос» при финансовой помощи Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов во главе Н.А.Селезневой. Тогда я так сформулировал этот закон [1, с. 82]: «Второй закон движения творчества – есть закон отражения интеллектуального филогенеза в интеллектуальном онтогенезе. Имеется предположение, что он является «калькой более общего системогенетического закона, определяющего процесс программирования онтогенеза систем в системном наследовании. Прошлое в форме структуры порождающей системы через наследственные инварианты как бы переводит хроно-цикловую и топо-квалитативную структуры (в рамках рассмотренного выше единства пространства, качества и времени) филогенеза в подобные структуры онтогенеза».

Основу этого моего открытия стало, выражаясь понятийным языком В.И.Вернадского [62], мое эмпирическое обобщение, связанное с появлением достаточного количества «гомологов» (т.е. неких сходных формулировок) принципа Геккеля «филогенез повторяет филогенез» применительно к разным предметным средам.

Например, Е.П.Балашов в монографии «Эволюционный синтез систем» (1985), разрабатывая методологию эволюционного проектирования электронно-вычислительных систем, сформулировал такой «гомолог» этого принципа [63, с. 328]: «Антропогенная система воспроизводит в своей структуре предысторию своего развития».

Д.В.Рундквист в 60-х годах в геологии формулирует «геогенетический закон» – «гомолог» принципах Э.Геккеля: индивидуальное развитие определенной минералогического образования в земной коре повторяет предшествующее геологическое развитие, приведшее к появлению этого минералогического образования (породы).

По данным Б.М.Кедрова И.В.Сталин в ранних своих произведениях сформулировал догадку, фактически являющуюся аналогом принципа Геккеля применительно к онтогенезу человеческого познания. Комментирую эту сталинскую догадку, Б.М.Кедров резюмирует [64, с. 412]: «Здесь важна сама по себе мысль, что процесс познания, протекающий в голове человека, вкратце повторяет путь, пройденный всей предшествующей историей внешнего мира. Это своего рода закон, гласящий что познание индивидуума в своем движении кратко повторяет историю всего человеческого рода (и всей природы), другими словами, что онтогения познания есть краткое повторение его филогении» (выдел. мною, С.А.).

Близкую к догадке И.В.Сталина, формулирует свою мысль и Н.А.Бердяев в работе «Смысл истории» [65, с. 18, 19]: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосм, в котором отражаются и пребывают весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он не представляет собой какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый великий мир, который может быть ещё закрытым, но, по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается. В этом процессе углубления сознания раскрываются все великие исторические эпохи, вся история мира…».

На основе сравнения исследований по палеопсихологии В.П.Алексеева в монографии «Становление человечества» (1984) [66, с. 237 - 271], показавших логику сменяемости и роста разнообразия операторов классификации и обобщения по фазам антропогенеза с данными развития операторов в психике ребенка от момента рождения до 6 – 7 лет, мною был сформулирован гомолог принципа Геккеля по отношению к развитию интеллекта ребенка в этом периоде: педогенез интеллекта повторяет его антропогенез [1, с. 84, 85].

Закон спиральной фрактальности системного времени (ЗСФСВ) в «Постулате 26» в «Манифесте системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии» (1994) формулировался мною так [3, с. 24]:

«Действует закон спиральной фрактальности системного времени. Это означает, что спираль системной эволюции как спираль системного времени системной эволюции не исчезает, а повторяется в период системогенеза в каждом акте порождения в системном наследовании и в жизненном цикле системы с «обратным сжатием». Последнее свидетельствует, что более «древнее эволюционное системное время» в спирали системогенеза «сжимается» больше, чем более «молодое эволюционное системное время». Спираль системофилогенеза вкладывается во внутреннюю структуру спирали системоонтогенеза как бы с «опрокидыванием». Впервые данное свойство в терминах схожести фаз развития эмбриогенеза и филогенеза высших животных, в том числе человека, обнаружил Геккель.

Закономерность «обратного сжатия» в «проекции» спирали системофилогенеза на спираль системоонтогенеза обусловлена тем, что системный мир (Космос) в момент системного наследования как бы перебирает «матрешечную клавиатуру» инвариантов, начиная с самого «древнего» для данной системы. Самое «древнее» системное время потому «проскакивается» быстрее, что оно является носителем информации о самых глубоких инвариантах бытия для данной системы».

Именно этот системогенетический закон в приложении к человеку, к эволюции его психики и интеллекта в процессе антропогенеза и служит основанием определения «бессознательного» в человеке (исследуемого, например, методами трансперсональной психологии) как эволюционной памяти, т.е. памяти всей эволюции, приведшей к появлению жизни на Земле, всей биологической, в том числе – антропной, эволюции. Я писал в статье «Системогенетический взгляд на интегративную психологию через призму закона спиральной фрактальности системного времени» (соавтор – Н.П.Фетискин) [67, с. 287]: «Психика человека в информационно-эволюционной интерпретации ЗСФСВ отражает в себе «эволюционную память» в человеке. Эволюционное усложнение эволюционирующих систем в логике прогрессивной эволюции сопровождается «информационным усложнением» – ростом эволюционной памяти в системе. В организмах живых существ образуется эволюционная память в виде «информационной пирамиды», сканирующей организацию организма».

Из этого следует, что творчество человека, так же, как и творчество Природы, происходит во взаимодействии с памятью о предшествующей эволюции (предшествующем развитии). «Память» – бытийная категория. Она – часть нашего интеллекта. Это означает, что нужно не воевать с «традициями» в культуре, а бережно к ним относиться, как части нашей социокультурной памяти.

И в этом контексте «беспамятное» творчество человека разрушительно и антионтологично.

Есть предположение, что спираль эволюции калибруется фиббоначчиевыми пропорциями, главным образом пропорцией «золотого сечения». Имеется много доказательств для перевода этой гипотезы в статус закона. Например, большой объем эмпирических обобщений по поводу подчинения генезиса почв, как системных образований, «золотой гармонии природы», приводится в 2-х-томной монографии Э.С.Илларионовой [45].

Спиральная фрактальность системного времени переходит в спиральную фрактальность системного пространства и его таксономической организации. Периодический закон Д.И.Менделеева есть спирально-таксономическая организация химических элементов (атомов) и является отражением действия ЗСФСВ применительно к прогрессивной эволюции атомов. Мною выдвинута гипотеза [24], что результатом действия ЗСФСВ применительно к антропной эволюции должна быть периодическая система антропотипов, охватывающая 64 (2 в 6-й степени) или 128 (2 в 12-й степени) антропотипов. Но проверка этой гипотезы требует разработки антропотипологии и атласа антропотипов, обобщающих современные типологии типов человека в психологии, биологии, физиологии, конституциологии человека, в социальной психологии (концепция социотипов), акмеологии и другие.

Такое эмпирическое масштабное обобщение еще ждет своих исследователей.

Антропотип определяет и творческую индивидуальность человека, отражает свою неповторимую гармонию взаимодействия сознания и бессознательного, знания о которой должны стать неотъемлемой частью педагогики и системы воспитания человека в XXI веке. К интересным исследованиям в этом направлении я отношу исследования А.Т.Москаленко и В.Ф.Сержантова [49], В.П.Казначеева и Е.А.Спирина [50, 51], В.В.Налимова [52], Т.А.Молодиченко, Е.Е.Морозовой, А.Ж.Овчинниковой и С.Б.Барашкиной [53, 54], Л.А.Зеленова, А.А.Владимирова, А.С.Балакшина [68 - 70], Н.Л.Румянцевой [71] и др.

В первой своей работе, посвященной креативной онтологии мира и человека, «Творчество, жизнь, здоровье и гармония» в 1992 году я подчеркивал, что необходимо «подумать над концепцией «эволюционного обучения» в педагогике» как определенной сознательной реализации ЗСФСВ и технологии обучения, где «учащийся смог бы проходить соответствующие фазы «эволюции знания» и, таким образом, погружаться в среду творческой эволюции интеллекта человечества» [1, с. 86].

- 5 -

«Третий субъектный закон творения», в соответствии с моей концепцией креатологии, – это «закон движения человеческого интеллекта по спирали с забыванием части информации на определенном этапе развития интеллекта и возвращением к этой информации на новом витке спирали, являющийся «калькой» системогенетического закона спирального развития (закона филосистемогенетической спирали)» [1, с. 87]. И далее я отмечал: «Спиральность развития интеллекта – это не только стирание части информации и памяти, а, правильнее сказать, смещение на более нижние этажи «информационной пирамиды», но и на определенных витках спирали – её новая актуализация, возвращение из «небытия сознания» в «бытие сознания». Наиболее глубоко эта тенденция реализуется в механизме ротации профессиональной деятельности, когда за счет циклической сменяемости видов работ происходит «деактуализация» части информации, её забывание, «спуск вниз по ступеням информационной пирамиды», а затем, по мере смещения к другим видам деятельности, «реактуализация» этой части информации, «пропуск» её через систему новых ценностей и ограничений и новый синтез с «будущим», т.е. новое творчество» [1, с. 88, 89]. Как это происходит, я показал на цикличности собственной творческой истории в книге «Самосозидание через научное познание (опыт автогносеургии)» [39].

Четвертым и пятым субъектными законами творчества в интеллекте человека выступают законы кооперации (или дополнения) и конкуренции (или соревновательности). Закон кооперации как закон творческой деятельности служит основой синтеза разнообразия и появления систем в эволюции более высокой сложности (кооперативности). При проектировании сложных авиа-космических систем главный конструктор (пример – С.П.Королёв) выступает в первую очередь как организатор сложного проектно-творческого (конструкторского) процесса, в «пространстве» которого осуществляется кооперация и координация решений большого разнообразия проектно-конструкторских и исследовательских задач, включая и синтез локальных целей и перевод этого синтеза в реализацию большой и главной цели – создание сложной авиа-космической системы с определенными техническими, технико-экономическими и тактико-техническими показателями (характеристиками, параметрами). При этом, ассоциативный механизм творения, в отличие от аналогового, реализует «закон дополнения» (как важный момент закона кооперации) «на разнообразии образов (энграмм)», запечатленных в мозгу человека, связывая их в единое целое («белое-черное», «свет-тьма», «тело и хвост») и т.п.

Закон конкуренции, в отличие от закона кооперации, – это закон функционирования однообразия в границах определенной «ниши свободы». В интеллекте человека в процессе творчества наблюдается «конкуренция между ближними и дальними целями, между ближним и дальним будущим» [1, с. 94]. «Дальние цели определяют более длинную творческую волну у человека, поисковое напряжение на более длительном промежутке времени жизни» [1, с. 94]. Воля человека проявляется в первую очередь в умении сохранить напряжение в достижении именно дальних целей, работать в динамике длинных творческих циклов.

Шестым субъектным законом творчества в моей синтетической теории творчества выступает закон игры. Я так определил роль игры в эволюции живых систем [1, с. 97]:

«Игра – своеобразное моделирование окружающей среды, выполняющая, с точки зрения теории информационной эволюции, функцию искусственного увеличения информационного разнообразия среды обитания и подталкивающая интеллект к реализации поисковой активности в таком разнообразии. Это – фундаментальный психологический феномен стимуляции и ускорения накопления «будущего времени» в индивиде и увеличивающий потенциал творчества. Игра, расширяя разнообразие «надмира» в его отражении через создание своеобразной «среды игры», реализует функцию обучения творчеству, усиления креативности».

Известный педагог Г.Н.Волков в книге «Этнопедагогика чувашского народа» (1996) показал роль игровых технологий в народной педагогике в форме обрядов, традиционных национальных праздников, хороводов и т.д. [1, с. 99]. В России в 1837 была издана своеобразная энциклопедия игр под названием «Игры, забавы и увеселения. Сочинены и собраны детьми. Изданы по их поручению». В ней имелась такая рефлексия, подкрепляющая мое теоретическое положение о законе игры, как законе творчества [72]:

«Сколько разных энциклопедий издают взрослые. Но нет среди них важнейшей – энциклопедии игр. Игры – азбука всякого знания, первая ступень великой лестницы науки и образованности» (выдел. мною, С.А.). Есть интересное наблюдение Михаила Бергера, который обратил внимание на необходимость создания энциклопедии игр [72]:

«…как утверждают ученые, 40% знаний человек приобретает в возрасте до четырех лет, еще 50% – до семи лет. И знания эти наполняют ребенка, главным образом, во время игр. Умные, развивающие, развлекающие, воспитывающие игры и игрушки должны окружать маленького человека с первых дней его жизни».

Кстати, это наблюдение М.Бергера еще раз служит косвенным доказательством моего закона повторения в педогенезе антропогенеза, как гомолога принципа Э.Геккеля и частной формы проявления ЗСФСВ.

Седьмым субъектным законом творчества является закон сомнения и антиавторитаризма.

Творчество всегда есть преодоление, а вернее своеобразное диалектическое снятие, прошлого через творение будущего. И в этой своей ипостаси выступает всегда «Онтологическим Критиком» прошлого. Творимое Будущее со стороны человека и общества, как коллективного человека, и есть «настоящий Критик в подлинно диалектическом понимании его функции и развития».

«Сомнение является психологическим феноменом – чувством критического отношения к существующей действительности», – отмечал я в [1, с. 103]. Между прочим, подчеркивая эту сторону творчества человека, П.Л.Капица писал «о творческом непослушании человека» [73]. «Основной стимул для каждого творчества, – писал он своем письме к Н.С.Хрущеву 12 апреля 1954 года [73], – это недовольство существующим. Изобретатель недоволен существующими процессами и придумывает новые, ученый недоволен существующими теориями и ищет более совершенные и т.д. А активно недовольные – это беспокойные люди, и по складу характера (они) не бывают послушными барашками».

Подвергай все сомнению – это известная максима человеческой культуры, и в моей оценке – является концентрированным выражением креатологического закона, который я решил назвать «законом сомнения и антиавторитаризма» [1, с. 104].

Как действует этот закон, хорошо показал Н.А.Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» [76], показывая, что марксистская теория, а затем большевизм или «русский коммунизм», в своем генезисе включили громадную критическую переработку духовного наследия. Я так итожил действие этого закона [1, с. 106]: «Гармония и дисгармония сомнения, антиавторитаризма и веры-недоверия – постоянно развивающийся механизм творчества».

- 6 -

Указанные законы творческого развития действуют не только по отношению к творческому развитию отдельного человека, начиная с раннего детства, начальной школы, и охватывая всю жизнь человека (долголетие которой в норме, по моей оценке, составляют не менее 180 лет), но и общественный интеллект, как совокупный интеллект общества, и это мною было показано в цитируемых монографиях [1, 2].

Закон творческого развития, наука о творчестве – креатология, ноосферное человековедение должны стать основой ноосферной педагогической науки и ноосферного учительства, которые призваны выполнить миссию XXI века, как миссию перехода человечества к управляемой социоприродной (ноосферной) эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества.

Учительству XXI века я посвятил специальную работу «Учительство XXI века: ноосферная миссия» [74]. В ней я показал, что УЧИТЕЛЬ – в первую очередь это ТВОРЕЦ ЧЕЛОВЕКА, и как «творец человека» он должен быть «творцом» самого себя – учителя в себе, и в этом качестве быть примером творческого долгожительства. И настоящие учителя таковыми и являются.

«Культура творчества» это сложное понятие, и она включает в себя, как свои «образы» (эманации) – культуру радости и счастья и культуру красоты и гармонии [1, 2, 17 – 20, 22 – 24].

Учитель XXI века, как учитель ноосферной формации, должен стать носителем такой культуры творчества. В этой работе я раскрыл своеобразный принцип триединства Ноосферной Неклассической педагогики XXI века – триединства:

  • педагогики радости и счастья, или эвдемонической педагогики [1, с. 36 - 54];
  • педагогики красоты и гармонии, или гармоничной педагогики, т.е. такой педагогики, в которой отражается культура красоты и гармонии (как культуры творчества и здоровья) [1, с. 55 - 72];
  • креативной педагогики, как педагогики, основанной на теоретических достижениях креатологии, на законах творчества человека.

Творчество – Закон Жизни, и коль скоро оно – Закон Жизни, то оно – и Закон Школы, Закон Учительства.

Наступила Эпоха Великого Эволюционного Перелома. Кризис, который переживает вся система мирового образования (об этом писал Кумбс еще в 1985 году [57]) является отражением уже наступившей первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, и как её отражения – Глобальной Антропологической Катастрофы [26 – 34]. Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это одновременно и Эпоха «Родов Действительного Разума» [34], и следовательно – Ноосферного, Действительного Учительства, способного обеспечить такие «Роды» в XXI веке.

Ноосферное учительство XXI века – это и есть Ноосферное непрерывное образование, научные основы которого интенсивно разрабатываются под эгидой Ноосферной общественной академии наук.

Дошкольное и начальное образование – фундамент всей системы образования. Необходимо вернуть в «лоно» и образовательной политики в России, и отечественной педагогики принцип всестороннего гармоничного развития человека как основы становления Ноосферного Человека-Творца.

И.В.Гёте еще в начале XIX века, почти 200 лет назад, оставил нам важное замечание насчет истинной природы человечности: «Лишь всё человечество вместе является истинным человеком и индивидуум может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в целом» (цит. по [75], ссылка: Гёте И.В. Избранные произведения. М., 1964, с. 376).

Спустя 200 лет этот императив Гёте приобрел ноосферное содержание.

И.Т.Фролов, создатель в СССР Института человека, поставил в книге «О человеке и гуманизме» (1989) проблему «гуманистического самосознания науки» [56, с. 194], поскольку человек – «мера всех наук».

Спустя 30 лет эта проблема еще более стала острой, она требует ноосферно-гуманистического сознания науки, а коль науки, то и всей системы образования.

Учительство XXI века, опирающееся на достижения ноосферной креатологии, в содержание которой я чуть-чуть «приоткрыл дверь», и призвано обеспечить такое ноосферно-гуманистическое самосознание и всей науки, и всей системы образования в XXI веке!

 

Литература

 

  1. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии). – М.: Издат. фирма «Логос», 1992. – 204с.
  2. Субетто А.И. Жизнь как единство творчества, здоровья и гармонии человека и общества/ Под науч. ред. В.Т.Пуляева. – Кострома: НОУВПДО «АСППАМ», 2013. – 254с.
  3. Субетто А.И. Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии (в форме постулатов). – Тольятти:    МАБ и БД, Отделение образования ПАНИ, Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов ГК РФ по высшему образованию, Общероссийск. Академ. Человековедения, 1994. – 50с.
  4. Субетто А.И. Лево- и правополушарной волны закон// Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник/ Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – 408с.; с. 82, 83
  5. Субетто А.И. Креативно-стереотипной волны закон// Техническое творчество: теория, мтеодология, практика. Энциклопедический словарь-справочник/Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информа-система», 1995. – 408с.; с. 79, 80.
  6. Субетто А.И. Креатотерапия// Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник/ Под ред. Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – 408с.; с. 80, 81.
  7. Субетто А.И. Креативная онтология// Техническое творчество: теория, методология, практика/ Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – 408с.; с. 76
  8. Субетто А.И. Игры закон как закон творчества// Техническое творчество: теория, методология, практика/ Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – 408с.; с. 52, 53
  9. Субетто А.И. Рационально-ирациональной волны закон// Техническое творчество: теория, методология, практика/ Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – 408с.; с. 153
  10. Субетто А.И. Сомнения и антиавторитаризма закон// Техническое творчество: теория, методология, практика/ Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – 408с.; с. 173, 174
  11. Субетто А.И. Онтологическое творчество// Техническое творчество: теория, методология, практика/ Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – 408с.; с. 113.
  12. Субетто А.И. Статический и динамический интеллектный гомеостаз// Техническое творчество: теория, методология, практика/ Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – 408с.; с. 179, 180
  13. Субетто А.И. Творческое долгожительство// Техническое творчество: теория, методология, практика/ Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – 408с.; с. 186, 187.
  14. Субетто А.И. Творчество. Синтетическая теория и проблема творческого долгожительства// Теория и практика решения изобретательских задач с использованием методов активизации и повышения эффективности технического творчества (Тезисы к научно-техническому семинару 3 – 4 ноября 1989г.) – Л.: Кооператив «Квант», 1989. – с. 1 – 6
  15. Субетто А.И. Творчество – основа жизни и управления// Человеческий фактор в управлении производством/Под ред. Ю.Н.Голубева. – Л.: ЛДНТП, 1989. – с. 11 – 16
  16. Субетто А.И. Феноменология творчества. Её отражение в креативно-квалитативной системе воззрений Николая Константиновича Рериха// Теория и практика высшего образования. Межвуз. собрание научн. тр. – Кострома: КГПИ им. Н.А.Некрасова 1992. – с. 3 – 24
  17. Субетто А.И., Петленко В.П. Креативная философия жизни и софотерапия//Вестник гипнологии и психиатрии. Научно-практ. журнал – СПб. – 1993. - №2(5), – с. 106 – 143.
  18. Субетто А.И. Креативная онтология и детская педагогика: от творческого бытия – к творческому воспитанию// Международная конференция «Ребенок в современном мире». 19 – 24 апреля 1993 г. Философия детства (тезисы конференции). Том 1. – СПб.: Научн. центр проблем диалога, 1993. Том 1. – СПб.: Научн. центр проблем диалога, 1993. – с. 66 – 68
  19. Субетто А.И. От креативного человека – к креативному образованию. Образовательная революция как преобразование современной экономики// Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения/ Матер. Межд. науч.-практ. конф. (С.-Пб., 26 – 29 июля 1995г.). Часть I. – СПб.: Центральн. ин-т повыш. квалиф. раб-ков и спец-ов проф. образов. Мин. Образов. РФ, 1996. – с. 5 – 11
  20. Субетто А.И. Акмеология и креатология в системе педагогической антропологии// Сб. науч. тр. №1: «Педагогика и акмеология безопасности жизнедеятельности»/ Под науч. ред. проф., акад. МАНЭБ Б.Ф.Кваши. – СПб.: МАНЭБ, 2000. – с. 46 – 77
  21. Субетто А.И. Креативная онтология// Законы медицинской сферы общества/ 37 академический симпозиум, 12 Международная Нижегородская ярмарка идей/ Ред. колл. под председ. Л.А.Зеленова. – Н.-Новгород: Изд. «Гладкова О.В.», 2009. – 200с.; с. 179 – 181
  22. Субетто А.И. Культура радости и счастья как основание прорыва человечества в будущее (памяти Е.И. и Н.К.Рерихов): очерк// В кн.: Субетто А.И. Взгляд на мир с «вершины» восьмидесятилетия/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2018. – 416с.; с. 375 – 390
  23. Субетто А.И. Аксиоматика космо-ноосферно-креативной картины (онтологии) мира (как итог авторского ноосферно-системогенетического обобщения)// В кн.: Субетто А.И., Шанти Д.П., Лукоянов В.В. Ноосферизм – новая обобщающая научная идея и новая парадигма истории человечества/ Под ред. д.э.н., проф. А.А.Горбунова. – СПб.: Астерион, 2017. – 100с.; с. 79 – 91
  24. Субетто А.И. Творческая индивидуальность ученого в контексте ноосферного призвания в XXI веке: научно-философское эссе/ Под науч. ред. д.ф.н., д.п.н., д.пс.н., проф. В.В.Лукоянова. – СПб.: Астерион, 2018. – 44с.
  25. Субетто А.И. Общее описание инновационной модели системы высшей школы Российской Федерации как системы обеспечения качества и управления качеством высшего образования (включая описание её внешних и внутренних связей). – СПб. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2005. – 36с.
  26. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.
  27. Субетто А.И. Ноосферное смысловедение/ Под науч. ред. проф., д.ф.н. Л.А.Зеленова. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2012. – 260с.
  28. Субетто А.И. Ноосферизм и ноосферология в спасении человечества и природы// Ноосферизм и ноосферология в спасении человечества и природы/ Сб. научн. тр. участ-ков дискуссии на Секции 1 «Ноосферизм и ноосферология в спасении жизни человечества и природы» в рамках научно-практической конференции «Социально-экологическое познание и творчество общественной жизни России» в составе Общественного Форума «Дни философии в Санкт-Петербурге – 2013» на тему «Философия познания и творчество жизни» (21 – 23 ноября 2013 г.)/ Под науч. ред. А.И.Субетто – СПб.: Астерион, 2013. – 126с.; с. 5 – 20
  29. Субетто А.И, Ноосферная парадигма «Науки глобального мира»// Ноосферизм и ноосферология в спасении человечества и природы/ Сб. научн. тр. участ-ков дискуссии на Секции 1 «Ноосферизм и ноосферология в спасении жизни человечества и природы» в рамках научно-практической конференции «Социально-экологическое познание и творчество общественной жизни России» в составе Общественного Форума «Дни философии в Санкт-Петербурге – 2013» на тему «Философия познания и творчество жизни» (21 – 23 ноября 2013 г.)/ Под науч. ред. А.И.Субетто – СПб.: Астерион, 2013. – 126с.; с. 110 – 113
  30. Субетто А.И. Ноософия – учение о ноосферной мудрости бытия человека на Земле и в Космосе// Ноосферизм и ноосферология в спасении человечества и природы/ Сб. научн. тр. участ-ков дискуссии на Секции 1 «Ноосферизм и ноосферология в спасении жизни человечества и природы» в рамках научно-практической конференции «Социально-экологическое познание и творчество общественной жизни России» в составе Общественного Форума «Дни философии в Санкт-Петербурге – 2013» на тему «Философия познания и творчество жизни» (21 – 23 ноября 2013 г.)/ Под науч. ред. А.И.Субетто – СПб.: Астерион, 2013. – 126с.; с. 114, 115.
  31. Субетто А.И., Шанти Д.П., Лукоянов В.В. Ноосферизм – новая обобщающая научная идея и новая парадигма истории человечества: научный доклад на IX Всемирном Научном Конгрессе (Россия – Шри-Ланка – Великобритания)/ Под науч. ред. д.э.н., проф., вице-президента Европейской академии естественных наук А.А.Горбунова. – СПб.: Астерион, 2017. – 100с.
  32. Субетто А.И. Ноосферное или неклассическое человековедение: научно-философский очерк/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А,Зеленова. – СПб.: Астерион, 2017. – 24с.
  33. Субетто А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив. – М.: Исследоват. центр управл. кач-вом под-ки спец-ов Гособразования СССР, 1990. – 84с.
  34. Субетто А.И. Роды Действительного Разума – СПб.: Астерион, 2015. – 200с.
  35. Субетто А.И. Грядущий ноосферный синтез науки и власти (восемь положений-теорем)/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2016. – 44с.
  36. Субетто А.И. Великая парадигмальная революция в развитии науки, культуры и искусства в XXI веке: Научный доклад на VII Всемирном Научном Конгрессе. – СПб.: Астерион, 2015. – 32с.
  37. Субетто А.И., Шанти Д.П., Лукоянов В.В. Ноосферно-Космическая Гармония Мира и Человечества. – СПб.: Астерион, 2014. – 24с.
  38. Субетто А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке/ Под науч. ред. д.пс.н., д.т.н., д.п.н., проф. В.В.Лукоянова. – СПб.: Астерион, 2015. – 190с.
  39. Субетто А.И. Самосозидание через научное познание (опыт автогносеургии): научно-философское эссе/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2017. – 110с.
  40. Субетто А.И. Взгляд на мир с «вершины» восьмидесятилетия/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2018. – 416с.
  41. Субетто А.И. Системогенетика и теория циклов. Части I – III. В 2-х кн. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1994. – 503с.
  42. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1994. – 156с.
  43. Субетто А.И. Основы системологии образования. Ч. 1 – 2. Монография в 2-х кн. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. – 501с.
  44. Субетто А.И. Системогенетическая парадигма теории времени и пространства: монография// Под науч. ред. д.т.н., д.пс.н., д.п.н., проф. В.В.Лукоянова. – СПб.: Астерион, 2016. – 60с.
  45. Илларионова Э.С. Золотая гармония природы. На примере экосистем России. В 2-х кн. – СПб.: Астерион, 2019. – 988с.
  46. Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? (Критика образа жизни). – СПб.: ООО «Изд-во «Петрополис», 2000. – 148с.
  47. Тимошенко Л. Сверхбыстрые эффекты оздоровления уникальной музыкой. – М.: 2013. – 83с.
  48. Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания (К саммиту ООН «Рио+10»). – СПб.: 2002. - 86с.
  49. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность/ Отв. ред. к.ф.н. А.А.Чечулин. – Новосибирск: «Наука», Сиб. отд-ние., 1989. – 205с.
  50. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. – 304с.
  51. Казначеев В.П. Думы о будущем: Рукописи из стола. – Новосибирск: Издатель, 2004. – 208с.
  52. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. – М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. – 280с.
  53. Молодиченко Т.А., Морозова Е.Е., Овчинникова А.Ж, Барашкина С.Б. Педагогические основы развития личности в процессах проектирования ноосферного пространства регионов России/ Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., к.т.н., проф., Заслуж. деятеля науки РФ Субетто А.И. – Саратов: ООО «Издат. центр «Наука», 2019. – 234с.
  54. Морозова Е.Е. Школа, друзья, мечта. Учебное пособие для организации внеурочной деятельности школьников. – Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 72с.
  55. Дмитриев А.Н., Русанов А.В. Про возвестия, про рочества, про гнозы… – Новосибирск: Изд-во «Трина», 1997. – 198с.
  56. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – 559с.
  57. Coombs Ph. The World Crisis in Education. The Viewfrom The Eighties. №, 1985.
  58. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке (коллективная монография)/ Под науч. ред. А.И.Субетто – СПб.: Астерион, 2003. – 592с.
  59. Полосухин В.А., Артюхович Ю.В. Человек и природа в информационном пространстве. Опыт философского осмысления: монография/ Под ред. Ю.В.Артюхович. – Волгоград: ВолГТУ, 2015. – 152с.
  60. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том девятый. Ноосферное человековедение как основа ноосферной парадигмы образования, воспитания и просвещения: коллективная научная монография (на основе материалов IX Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», состоявшейся 12 – 13 декабря 2019 года в Смольном институте РАО в Санкт-Петербурге)/ Под науч. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, президента НОАН, директора ЦНР СЗИУ, председателя ФС РКО, вице-президента ПАНИ, главного научного сотрудника СИ РАО А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2019. – 674с.
  61. Субетто А.И. Дуальность управления и организации как фундаментальный объяснительный принцип механизма цикличности развития// Всесоюзная научно-теоретич. конф. по фундаментальной проблеме «Организация и управление» (Минск, 13 – 15 ноября 1989г.) (Тезисы докладов). I Секция общих теоретико-методологических проблем. – Минск: 1989. – с. 16 – 32.
  62. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520с.
  63. Балашов Е.П. Эволюционный синтез систем. – М.: Машиностроение, 1985.
  64. Кедров Б.М., Огурцов А.П. Марксистская концепция истории естествознания. Первая четверть ХХ века. – М.: «Наука», 1985. – 808с.
  65. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Наука, 1990.
  66. Алексеев В.П. Становление человека – М.: Политиздат, 1984. – 462с.
  67. Субетто А.И., Фетискин Н.П. Системогенетический взгляд на интегративную психологию через призму закона спиральной фрактальности системного времени// Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Том. 1/ Под ред. В.В.Новикова (гл. ред.), И.Н.Карицкого, В.В.Козлова, В.А.Мазилова. – Ярославль: МАПН, 2003. – 384с.
  68. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Антропономия: интегральная наука о человеке: монография. – Н.-Новгород: Гладкова О.В., 2011. – 142с.
  69. Зеленов Л.А., Балакшин А.С., Владимиров А.А. Эвристическая культурология: монография – Н.-Новгород: ОАЧ, НФК, 2019. – 117с.
  70. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Общая теория мировоззрения: монография. – Н.-Новгород: Гладкова О.В., 2017. – 134с.
  71. Румянцева Н.Л. Социальная эволюция человека. Системно-диалектический подход. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. -240 с.
  72. Бергер М. Где заиграли игрушку?// Работница. – 1985. – №6. – с. 10
  73. Капица П.Л. О творческом «непослушании»// Наука и жизнь. – 1987. – №2 – с. 82
  74. Субетто А.И. Учительство XXI века: ноосферная миссия/ Под науч. ред. д.пс.н., проф. Н.П.Фетискина. – СПб.: Астерион, 2016. – 32с.
  75. Томалинцев В.Н. Экстремаль России. Прогноз развития. – СПб.: Астерион, 2007. – 288с.
  76. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 224с.

Справка об авторе

 

Субетто Александр Иванович: доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, директор Центра ноосферного развития Научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития Северо-Западного института управления (филиала РАНХиГС при Президенте России), профессор кафедры истории религии и теологии Факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), член президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить