Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ПАНИ 1 fill 450x150паеппи

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (Информационный бюллетень, апрель 2017 г.), «…системы здравоохранения недостаточно адекватно реагируют на бремя психических расстройств. В результате во всем мире наблюдается большой разрыв между потребностями в лечении и оказываемой помощью. В странах с низким и средним уровнем дохода от 76% до 85% пациентов с психическими расстройствами не получают никакого лечения».

В России эксперты оценивают потребность населения в психотерапевтической и психосоматической   помощи в пределах 40 %, т.е. в ней нуждается, как минимум, каждый 2-3 гражданин. Три четверти пациентов, которым требуется психотерапевтическая помощь, вообще не попадают в поле зрения психотерапевтов, обращаются за помощью к врачам-терапевтам и узким специалистам территориальных поликлиник. По разным данным, от 30% до 50% лиц, обращающихся за помощью в поликлиники и стационары, страдают не соматическими, а психосоматическими, невротическими и аффективными психическими расстройствами. Каждый второй пациент с соматическим заболеванием имеет сочетанное тревожное или депрессивное расстройство и нуждается в психотерапевтической помощи.

Психическое и психосоматическое здоровье – это важный стратегический фактор социальной, политической и медицинской сфер жизнедеятельности. Он обеспечивает социальное единство, общественный порядок, стабильность и безопасность гражданского общества, повышает качество жизни населения, способствует улучшению демографической ситуации.

Сохранение и укрепление психического и психосоматического здоровья граждан во многом зависит от уровня развития системы  психотерапевтической помощи в государстве.

Доминирующей задачей психотерапии является профилактика и сохранение здоровья социально активной части населения, восстановление трудоспособности, сохранение и поддержание качества жизни человека.

Распространенность психической патологии, и в первую очередь депрессии и тревожных расстройств, неуклонно растет. Так, в 2017 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) назвала депрессию важнейшей причиной нездоровья в мире. С 2005 г. распространённость депрессии выросла более чем на 18%. При этом сохраняются проблемы нехватки медицинской помощи и стигматизации пациентов с психическими расстройствами. ВОЗ выразила озабоченность фактом, что во многих государствах люди с психическими заболеваниями получают минимальную помощь — или не получают её вовсе.

К сожалению, приходиться признать, что сегодня психотерапевтическая помощь в России пребывает в глубокой стагнации.

Бюджет Российской Федерации ежедневно теряет средства, которые при разумном подходе целесообразно использовать для создания эффективной системы оказания психотерапевтической и психосоматической помощи населению. Это позволило бы улучшить качество оказания медицинской помощи в целом и, соответственно, существенно изменить качество жизни российских граждан.

Отсутствие своевременной помощи повышает риск развития осложнений заболеваний, увеличивает издержки бюджета здравоохранения, возникающие вследствие отсутствия эффективно функционирующей психотерапевтической и психосоматической службы, которые не поддаются подсчёту, но, однозначно, они превышают цифры в миллиарды рублей ежегодно. И это не говоря о трудопотерях и росте инвалидизации.

В ходе работы «круглого стола» были затронуты проблемные аспекты нормативно-правового обеспечения психотерапевтической помощи. Обсуждались проблемы подготовки кадров, нерешенные вопросы в области образовательных и профессиональных стандартов. Подчеркивалась важность активного участия и согласованного взаимодействия общественных профессиональных организаций в процессе разработки предложений по регуляции профессиональной психотерапевтической деятельности.

Важнейшей задачей было признано преодоление предубеждений и избегающего поведения населения в отношении обращения за помощью к специалистам в области психического здоровья. Необходимы координированные усилия средств массовой информации, профессиональных ассоциаций специалистов в сфере сохранения психического здоровья, системы здравоохранения и образования, направленные на разработку позитивного имиджа как специалистов психотерапевтов, психиатров, психологов, так и учреждений и служб в целом. Этому, несомненно, может способствовать выделение психотерапевтической и психосоматической службы в самостоятельную организационную структуру, включающую в себя собственно психотерапевтическую, психосоматическую и сексологическую помощь.

Неотъемлемой частью этой работы является использование средств массовой информации и мультимедийного пространства для психообразования населения, формирования корректных представлений о психотерапевтической и психологической помощи, мотивации на поддержание психического здоровья, укрепление семей, социальное благополучие.

          

         Участники «круглого стола» высказали единое мнение о необходимости сохранения специальности «психотерапия», как самостоятельной медицинской специальности. В этой связи требуется развитие именно медицинской модели психотерапевтической помощи, направленной на реализацию биопсихосоциального подхода в лечении больных психическими и психосоматическими заболеваниями. Медицинская модель реализуется силами полипрофессиональных бригад (врач-психотерапевт, медицинский или коррекционный психолог).

Для реализации этой задачи требуется разработка целого ряда нормативно-правовых документов, регламентирующих медицинскую психотерапевтическую деятельность в Российской Федерации.

Дискуссии о психотерапии как гуманитарной специальности, не требующей базисного медицинского и психологического образования, оценены как малообоснованные и не имеющие поддержки на административном и законодательном уровнях, среди специалистов и организаторов здравоохранения.

Подчеркивалось, что для создания системы полноценной современной психотерапевтической помощи на территории нашей страны необходимо восстановить организационно-методическую структуру главных внештатных специалистов-психотерапевтов на региональном и федеральном уровне. Эта структура могла бы обеспечить взаимодействие научных и образовательных учреждений, органов управления здравоохранением, практической медицины, профессиональных сообществ. Принимать участие в подготовке необходимых нормативно-правовых актов, внедрять научно обоснованные организационные, методические и лечебно-диагностические    разработки в систему оказания помощи населению.

Кроме того, в ходе работы «круглого стола» обсуждались проблемы в сфере оказания суицидологической помощи и превенции суицидов в Российской Федерации. Сложившая ситуация оценивалась как глобальная национальная проблема.

По итогам работы участниками «круглого стола» был признан тот факт, что системная психотерапевтическая помощь населению, включая детей, подростков, беременных женщин, во многих регионах нашей страны фактически отсутствует, что неминуемо ведет к негативным социальным, медицинским, экономическим и политическим последствиям.

В этой связи были определены приоритетные задачи по созданию и развитию психотерапевтической службы в системе здравоохранения.

Участники «круглого стола», принимая во внимание, что:

а) в Российской Федерации, в подавляющем большинстве регионов, фактически отсутствует системная психотерапевтическая помощь населению;

б) ситуация с психическим здоровьем граждан Российской Федерации представляет острую национальную проблему;

в) силами и средствами исключительно психиатрической службы задачу сохранения ментального здоровья нации решить не представляется возможным;

г) ситуация с превенцией суицидов и помощи пострадавшим, особенно среди детей и подростков, близка к критической.

РЕШИЛИ РЕКОМЕНДОВАТЬ:

  1. Учитывая значение проблемы сохранения психического и психосоматического здоровья жителей России внести предложение о создании Экспертного Совета при Государственном Совете Российской Федерации или при Правительстве России по развитию психотерапевтической и психосоматической помощи.
  2. Органам государственной власти Российской Федерации инициировать разработку стратегии развития системы охраны психического и психосоматического здоровья граждан Российской Федерации.
  3. Создать межфракционную рабочую группу в Государственной Думе Российской Федерации по выработке законодательных предложений в области психотерапии.
  4. Органам государственной власти РФ разработать Национальную стратегию развития системы охраны психического и психосоматического здоровья граждан Российской Федерации и принять ее принять в форме Федерального Закона Российской Федерации.
  5. Закрепить в вышеназванном Федеральном Законе существование двух равнозначных самостоятельных структур системы здравоохранения, в частности:

-        психиатрической и наркологической помощи;

- психотерапевтической, психосоматической и сексологической              медицинской помощи.

  1. Правительству Российской Федерации инициировать создание национального межведомственного проекта «Ментальное здоровье».
  2. Создать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный Медицинский исследовательский центр психотерапии» Министерства здравоохранения Российской Федерации с возложением на него организационно-методических, научно-исследовательских, образовательных, лечебно-диагностических, профилактических задач и роли координационного центра в развитии психотерапевтической службы Российской Федерации.
  3. Принимая во внимание успешный опыт Республики Башкортостан по выделению психотерапевтической службы в отдельную организационно-методическую структуру системы здравоохранения Государственное Автономное Учреждение Здравоохранения Республиканский Клинический Психотерапевтический Центр «ГАУЗ РКПЦ» рассматривать этот опыт как успешную организационную модель, которую можно было бы воспроизвести в других субъектах Российской Федерации. Рассмотреть возможность преобразования ГАУЗ РКПЦ в Национальный Медицинский Исследовательский Центр Психотерапии МЗ РФ с возложением на него организационно – методического руководства психотерапевтической службой в Российской Федерации.
  4. Правительству Российской Федерации инициировать разработку и реализацию Национальной стратегии Российской Федерации по предотвращению самоубийств, аутоагрессивного поведения и помощи пострадавшим на основе модели психотерапевтической помощи населению, разработанной и реализованной в Республике Башкортостан.
  5. В целях реализации задачи по созданию в Российской Федерации системы охраны психического и психосоматического здоровья, и решения вопросов, отнесенных к сфере деятельности психотерапевтической службы, определения стратегии развития соответствующего медицинского направления, создания и тиражирования современных медицинских технологий, внести в список главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации должность главного внештатного специалиста-психотерапевта (возможно, руководителя НМИЦ Психотерапии) и создать организационно-методическую структуру главных внештатный специалистов психотерапевтов в регионах РФ.
  6. Министерству науки и высшего образования и Министерству здравоохранения Российской Федерации инициировать комплекс мероприятий по совершенствованию образовательных программ по специальности «31.08.22 Психотерапия», включая базовую подготовку по психиатрии.

Реализация инициатив, сформулированных участниками «круглого стола» «Психотерапевтическая, психологическая и психосоматическая помощь в России и здоровье нации» оправдана не только с позиции гуманизма, но и жизненно необходима современной России с экономической и политической точки зрения.

Задача сохранения психического здоровья граждан Российской Федерации должна стать естественным и органичным дополнением к Президентской программе «Здоровье нации», которая отражают современные научные достижения в области философии, психологии, медицины, теории развития индивидуального и общественного сознания, гуманистического и правового просвещения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить