Акт 1. ИСКАНИЯ ИСКАНА ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Учитывая непреходящий фактор риска, план регулярных встреч «вживую» в Московском отделении ПАНИ откорректирован. Мы нашли путь синтезирования нескольких проектов, чтобы как можно реже, но продуктивнее проводить мероприятия. Если обратиться к переводу с греческого языка, то можно понять, что этот способ, как никогда, приемлем в нашей интенсивной работе: синтезирование – это «соединение, складывание, связывание, совместное действие, соучастие».
Программа встречи членов МО ПАНИ в библиотеке № 6 имени В. В. Вересаева 15 сентября была чрезвычайно насыщена, и никакую из частей проекта нельзя назвать главной, важной, актуальной – все одинаково нужны, важны и своевременны.
И всё же наш коллектив собрал в этот день, прежде всего, интерес к загадочному «солнечному», радостному, яркому и притягательному Искандеру Ильязову (Искану), который развернул экспозицию в галерее «Живая жизнь».
- В моей творческой жизни это девяностая выставка, юбилейная, поэтому при подготовке к ней без волнения не обошлось, - сказал, презентуя свою коллекцию коллегам по искусству и академии Искан, - однако, благодаря поддержке моего куратора по другим выставкам Надежде Лебедевой, которая консультировала меня, нам удалось разместить работы с учетом содержания цветоформ.
Так и называется экспозиция – «Цветоформы солнечного Искана», и каждый, кто выступал на вернисаже, не преминул подчеркнуть «радостность» картин, от них исходит заряд энергии, способный растопить лед сердца даже самого конченого пессимиста.
На открытие пришла молодежь. Георгий Литвинцев, учащийся школы журналистики ДДТ «Созвездие» в Химках, сказал во время блиц-опроса (какая из работ художника созвучна твоему мироощущению?) о том, что ему интересно всё, но особенно та работа, где изображена Луна («Композиция № 261), а все пространство заполнено синевой. И еще одна работа мастера привлекла внимание 11-классника, и ее, кстати, выделяет из всех произведений академик, профессор ПАНИ Светлана Волошина-Андрийчук, сделавшая недавно основательный анализ творчества художника. Она называет ее «Вишенкой на торте». Ну а у автора это просто «Композиция № 53». Она слегка выбивается из геометрического абстрактного ряда образов Искана, и в ней зрители иногда усматривают нечто из стилистики абстракционистов 60-х годов.
- Секция «Изобразительное искусство» Московского отделения ПАНИ не перестает удивлять меня, сотрудников библиотеки и посетителей разнообразием талантов, - сказала директор библиотеки, академик ПАНИ Светлана Жуликова, - и вот снова мы становимся зрителями необычных полотен о мире чувств, мыслей и исканий через образный строй Искандера Ильязова. Наша галерея как будто наполнилась солнцем, который направляет на нас свои лучи с холстов. Здесь столько позитива! Это уводит зрителя от мрачности бытия и вызывает желание жить красиво, ярко и креативно.
Известный искусствовед Ольга Петрова подчеркнула, что «в основе эмоциональных геометрических абстракций Искана - игра цвета, несимметричное построение композиции, выразительность форм и сильная энергетика».
- Мне захотелось, - сказала Светлана Волошина-Андрийчук о своем выступлении, которое участники встречи приняли с интересом, - в художественную экспозицию Искандера Ильязова внести нотку театральности, соединив абстрактную живопись и символическую поэзию.
Исполненный ею сонет Ильи Тюрина к его пьесе «Шекспир», написанный довольно образным языком, сродни художественной абстракции, вписался в эту концепцию. Поэтические строки поэтапно будили фантазию зрителей, предлагая «представить» в реальных картинах бытия художественные вымыслы автора и прочертить невидимую, на первый взгляд, логику повествования. Старинный фонарь и потёртый дорожный плащ создали образ чтеца-проводника, который переносил зрителей в Лондон 1600 года. Проецируя стихи на картины автора, артист-импровизатор раскрывал образный ряд абстрактной живописи с символически-абстрактных театральных подмостков.
За последние несколько лет с Исканом познакомились жители почти всей Европы, в частности, Берлина, Венеции, Канн, Милана, Минска, Москвы, Ниццы, Нюрнберга и Парижа. Везде и всюду на творческих встречах с мастером и его картинами находятся люди, которые его видение пространства интерпретируют словами, и иногда это весьма занятно. Вот, например, аннотация к «Композиции № 245»:
«В этой картине Искана просматриваются древние символы, которые создают ощущение глубины и хранят сакральность форм и цветов. Символизм фигур в работах Искана - это проявление в визуальных образах духовных, чувственных идей, философии и эстетики. Символизм, заключенный в картинах Искана, через сознание зрителя открывает путь мыслям в космическую высшую беспредельность и позволяет расслышать музыку сфер. Подсознание человека хранит таинственную генную память о рисунках на стенах пещер, где жили его предки. Искан вызывает в зрителе чувства, обращаясь к глубоко погребенным в кодах зрительского восприятия первобытным формам».
Для воспитанных на реализме людей это понять и принять сложно, но искусство Искана и не рассчитано на достижение цели – покорить всех и вся. Каждому – своё. Сраженный острыми художественными формами мастера рецензент видит в работах нечто большее, чем просто картину:
«Искан избегает предметности и навязывания зрителю смысла изображения. Он хочет прямого воздействия цвета и линий на зрителя, без связи с повседневным визуальным «мусором». Его картины не нарративны, но и не концептуальны. Они апеллируют непосредственно к чувствам, производят впечатление, которое вместе с ассоциациями человека, наблюдающего картину, дают эмоционально цельное постижение бытия и подразумевает сингулярность пространства и времени». И с этим размышлением по поводу сути творческой задачи художника и методов воплощения задуманного можно согласиться. Головой. Душой. Сердцем. Но пройти мимо не получится.
С успешным проектом Искана поздравил 1-й вице-президент ПАНИ, председатель МО ПАНИ Валерий Иванов-Таганский:
- Стремление творить свойственно человеку неравнодушному, умному и смелому. Это относится и к Вам, Искан. Делать что-то новое под силу далеко не каждому. Вам это дано. У Вас есть наработанный багаж опыта, общения, создана база художественного мышления. Идите по тому пути, который Вам люб, дорог и интересен. А мы будем наслаждаться поэзией Вашего творчества.
Те, кто не пришел на открытие, не беда: она продлится до 20 октября 2020 года. Спешите увидеть сенсацию.
Акт 2. ПОПОЛНЕНИЕ РЯДОВ МО ПАНИ
Не проходит ни одной встречи в МО ПАНИ без церемонии вручения документов вновь избранным членам академии. И 15 сентября не стал исключением, хотя мандатная комиссия в Санкт-Петербурге утвердила решение бюро МО ПАНИ лишь 12 сентября. Благодаря помощи секретаря академии Ирины Тычиной, документы в Москву поступили буквально за 2 дня. С курьером.
Наши ряды пополнились исключительно интересными личностями.
Доктор технических наук, профессор МАМИ Игорь Венедиктович Балабин сказал свое веское слово в науке, которой он занимается уже на протяжении 58 лет.
После окончания Южно-Уральского государственного университета в 1956 году был направлен на работу в Центральное конструкторско-технологическое бюро (ЦКТБ) колесного производства, где проработал до 1963 года. Здесь им создана лаборатория дорожных испытаний, которая была укомплектована необходимым автомобильным парком и экспериментальным оборудованием, включая подвижную тензометрическую установку, на которую получено авторское свидетельство, как не имеющую аналогов в отечественной и зарубежной технике. По результатам исследований был опубликован в журнале «Автомобильная промышленность» ряд статей и написана первая монография «Автомобильные и тракторные колеса», которая заняла центральное место в списке рекомендованной литературы на кафедре «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
После окончания аспирантуры МАМИ был направлен в создаваемый Центральный автомобильный научно-исследовательский полигон НАМИ Министерства автомобильной промышленности СССР, где предстояла организация исследовательской лаборатории шин и колес, а затем проработал ее руководителем в течение 25 лет. За эти годы был создан комплекс уникального стендового оборудования, многие из установок которого запатентованы и до сих пор не имеют зарубежных аналогов, а сама лаборатория получила статус Центра межведомственных и государственных испытаний колес и шин, а он, ее руководитель, являлся председателем этих комиссий по оценке результатов испытаний перед поставкой их на производство. В лаборатории также велась активная деятельность по разработке новых эффективных методов испытаний автомобильной техники, что явилось основанием для присуждения ему в составе группы специалистов Автополигона почетного звания Лауреат Премии Совета Министров СССР за 1990 год.
Лаборатория в составе Автополигона неоднократно была представлена на ВДНХ СССР, а его деятельность отмечена четырьмя медалями ВДНХ СССР различного достоинства, а также памятными знаками и грамотами.
Начиная с 1993 года, работал в МГТУ «МАМИ» на должности профессора кафедры «Сопротивление материалов», до того совмещая работу на Автополигоне с работой в Дмитровском вечернем филиале МАМИ, который был создан по инициативе и при непосредственном его участии для подготовки специалистов-испытателей высшей инженерной квалификации из числа работающей молодежи. Это позволило решить острую проблему комплектования полигона инженерными кадрами и организовать работу на высоком научно-техническом уровне первого в стране, а теперь уже широко известного за ее пределами испытательного учреждения автомобильной техники мирового уровня.
Игорь Венедиктович возглавляет научную школу по теории рабочих процессов, динамики и прочности автотракторных колес и шин. По его инициативе и активном участии создан Международный научно-технический концерн производителей и потребителей колесной и шинной продукции, президентом которого он был единогласно избран.
В целях углубления знаний студентов вуза в теории и конструкции автомобиля им разработана учебная программа академического курса «Механика колеса мобильной машины», который в настоящее время читается в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Значительную часть своего времени уделяет подготовке научных и инженерных кадров, осуществляя руководство аспирантами и консультирование докторантов. Им подготовлены 9 кандидатов и проконсультирована два докторанта, из которых 5 успешно защитили кандидатские диссертации, а 2 готовят докторские работы.
Изобретательская деятельность насчитывает 20 авторских свидетельств и патентов. Отмечая активную изобретательскую роль, Московское отделение ВОИР в 2008 году наградило его памятной юбилейной медалью.
Игорь Балабин активно участвует в работе Совета по присуждению ученых степеней доктора и кандидата технических наук, являясь членом диссертационного совета и заместитель председателя ГАК МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Он участник многих Международных конференций, в том числе был докладчиком на Международных конференциях по шинам в г. Праге (1989), а также в Париже (1990).
В 1998 году был избран академиком Академии проблем качества Российской Федерации, а в 2006 году – членом Подкомитета по развитию шинной и резинотехнической промышленности при Торгово-промышленной палате РФ.
Заметим, Игорь Венедиктович родился в Мариуполе Донецкой области и связи с родиной не теряет. А поскольку наш академик сочиняет стихи, то недавно из-под его пера вышел «Марш героев Донбасса». Его на встрече великолепно прочитали Алина Глаголева (11-й класс) и Алексей Мкртычян (7-й класс), которые занимаются в театральной студии у режиссера Натальи Бакановой.
Марш героев Донбасса
Живет и трудится несломленный Донбасс
Под орудийный грохот канонады.
Который год уж не смыкают глаз
Защитников земли своей отряды.
В окопах на передовой
Стоят отцы и сыновья их рядом,
Чтоб защитить свой край родной,
Несокрушимою став для врагов преградой.
Припев:
Слава, Донбасс, тебе слава,
Слава твоим сыновьям,
Слава отцам твоим, слава,
Слава твоим матерям,
Слава геройски погибшим
В смертном, жестоком бою,
Жизнь без остатка отдавшим
В битве за правду свою.
Донбасс: здесь уголь, сталь, сады и нивы,
Красивый гордый трудовой народ,
Неиссякаемый источник силы,
Защитник прав и подлинных свобод.
Шахтер и металлург, а надо – воин
И тот под пулями, кто в поле хлеб растит,
Рискуя жизнью, как на поле боя.
Народ всегда готов свой защитить.
Припев.
Да будет здравствовать и процветать Донбасс:
Останутся пусть позади невзгоды
И пусть не тешит ум врагов соблазн,
Прибегнуть к силе и отнять свободу,
Добыть которую защитники смогли
Потерей близких и родного крова
Для многих тысяч сей святой земли.
Ее защитники как сталь стоять готовы.
Припев.
Автор оценил исполнение по достоинству. Уже написана музыка на эти стихи. Осталось только найти исполнителя, записать в студии.
В этом может помочь председатель Евразийского Союза композиторов и музыкальных деятелей Андрей Батурин, которому тоже, как и Игорю Венедиктовичу, был вручен диплом академика ПАНИ.
Москвич получил диплом об окончании в 1984 году Государственного музыкального училища имени Гнесиных по специальности инструменты эстрадного оркестра (гитара), затем - дипломы Института современного искусства и Российской академии государственного муниципального управления при Президенте РФ.
В анкете претендент на академический статус написал о своей общественной и научной деятельности: «Формирование личности молодых композиторов на основе принципов сохранения и поддержки национальных музыкальных традиций композиторских школ различной жанровой направленности - главный вектор развития современного музыкального искусства», «Академическая музыка в России - взгляд в будущее», «Национальная идея - основа творчества современного автора», «Какую музыку сегодня хочет слышать и видеть зритель», «Музыкальное Академическое творчество в России - вопросы, проблемы, пути решения», «Сохранение и развитие традиций национального музыкального искусства», «Формы развития и пути общего взаимодействия композиторских организаций стран Евразии».
Он делает ставку на развитие российской школы композиции – принципиально новой, вобравшей в себя всё лучшее из истории музыкального искусства, но не смотрящей назад, а идущей впереди процессов мирового музыкального движения.
Его интересуют проблемы: где заканчивается творческая свобода и начинается идеологическая диверсия, принцип ответственности при соблюдении свободы творчества и самовыражения.
Поскольку одна из частей встречи академиков была посвящена теме 75-летия Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, то Андрей Константинович предложил послушать запись его произведения «Вальс Победы».
Надежда Петровна Лебедева избрана членом-корреспондентом ПАНИ. У нее огромный спектр интересов: она экономист, училась на кафедре политэкономии МГУ им. М. В. Ломоносова. Окончила музыкальную школу по классу аккордеона, затем музыкальное училище и получила диплом дирижера хора, занималась в художественной студии.
Она позиционирует себя как культуролог и художник. Член Творческого Союза профессиональных художников (ТСПХ), куратор экспозиционно-выставочных проектов, автор и куратор Международного арт-проекта «Мы вместе». Занимается просветительской деятельностью – курирует кафедру дизайна и изобразительного искусства Московской гуманитарно-технической академии.
Она проводит мастер-классы по народным росписям. Принимала участие в более 70 выставках: в Международном осеннем фестивале искусств (галерея Карусель в Лувре и галерея Пьера Кардена); в Российском Центре науки и культуры (Вена); в фестивале «Дни России в Болгарии» (Варна, Албена, Балчик); в Российско-белорусской неделе искусств в Минске; в выставках Международного арт-проекта ТСПХ «Мы вместе».
Коллеги-художники поздравили Надежду Петровну с избранием в ПАНИ, как и
Тамару Михайловну Кротову. Москвичка в 1966 году поступила в Московское педагогическое училище № 2, по окончании которого получила специальность учитель начальных классов. С 1969 по 1974 год училась на финансово-экономическом факультете вечернего отделения Московского финансового института. По окончании получила специальность экономиста. В 1994-1995 гг. проходила обучение в Институте повышения квалификации работников образования МО в Центре Человеческих технологий по специальности имиджелогия.
Работала учителем начальных классов в московской школе № 273. Обучаясь на третьем курсе института, перешла на работу в Стройбанк СССР на должность экономиста. С 1973 по 1976 гг. работала старшим экономистом Финансового управления Министерства пищевой промышленности РСФСР, с 1976 по 1978 гг. - старшим экспертом Управления спортивных сооружений Спорткомитета СССР, с 1978 г. в течение 14 лет трудилась инструктором Финансового отдела ВЦСПС. 17 лет отдала преподаванию в Московской банковской школе Банка России.
Тамара Михайловна – творческий человек. Пишет прозу, публиковалась в альманахах «Живое авторское слово». Увлекается рисованием. Принимала участие в выставке творческих работ в ТЦСО «Южное Медведково». Является участником хорового коллектива «Дорогие мои москвичи», который проводит праздники и новогодние театрализованные представления в ТЦСО «Свиблово». Принимала участие в выступлениях в Доме творчества, Центре пожилых людей «Союз» района Свиблово.
Акт 3. ПОСВЯЩЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
2020 год проходит под знаком Великой Победы. И в МО ПАНИ прошли более 15 мероприятий, посвященных этой дате – виртуальных и «натуральных».
Ежегодно секция «Литература» проводит конкурс чтецов «Читаем русскую классику» среди учащихся школ. В финал вышли 15 ребят, в том числе воспитанники уже упомянутой студии Натальи Бакановой (при гимназии № 4 города Химки).
На встрече 15 сентября Алина Глаголева исполнила «Балладу о зенитчицах» Роберта Рождественского. Ее выступление вызвало сильное волнение в сердцах присутствующих, среди которых были и те, кто прошел войну, хотя и в юном возрасте.
- Меня взволновало то, как девочка передает эмоции, заложенные в строчках нашего великого поэта, - сказал академик ПАНИ, профессор Вадим Павлович Винников, которому в августе исполнилось 90 лет, и он готовит к печати свое 13-томное собрание сочинений, - радует то, что молодое поколение понимает: победив в войне, наша страна дала всеми миру радость настоящей жизни.
Алексей Мкртычян показал свое прочтение стихотворения Семена Гудзенко «Нас не нужно жалеть».
- Мальчик сделал это очень эмоционально, прочувствовано, так, что у меня на глазах слезы выступили, - сказала Зоя Поплавская, поэт, член жюри Международного поэтического конкурса ПАНИ «Россия, перед именем твоим…», - я не жила в ту пору, но мне многое рассказывали родители, и эти яркие воспоминания от их бесед сейчас вспыли в моей памяти. Спасибо, ребята, за ваши чуткие души.
10-классник из московской школы Александр Смахтин выбрал для конкурса прозу - рассказ Юрия Яковлева «Сердце земли». Мальчик читал тихо, размеренно, но в интонации, тембре его голоса было столько красок, что хотелось слушать его и слушать. Растет будущий великий артист…
Георгий Литвинцев на мастер-классе делал видео- и фотоснимки, а еще от имени школы журналистики юноша вручил директору библиотеки Светлане Жуликовой том из серии «Книга памяти».
Акт 4. «ЛЮДИ, ПОКА СЕРДЦА СТУЧАТСЯ, - ПОМНИТЕ!» -
так называлась единственная номинация 7-го Международного поэтического конкурса «Россия, перед именем твоим…».
По количеству и географии участников конкурса можно сделать вывод: ПАНИ знают и позитивно относятся к деятельности академии творческие люди, обладающие поэтическим талантом, живущие в разных уголках России и зарубежных странах, так что статусу «международного» конкурс вполне соответствует.
На церемонию награждения прибыли в расширенном составе члены литературного объединения «Свиток» (Сергиев Посад). Им руководит Галина Ключникова, которая и сама участвует в конкурсе, причем уже на протяжении 6 лет, и своих коллег привлекает.
Среди постоянных участников конкурса – Александр Дорожинский, который удостоен звание лауреата. Ему, как и всем другим победителям, преподнесены книги члена Союза писателей России, академика и профессора Галины Зеленкиной и Влада Красноярского. Это предусмотрено условиями конкурса – дарить победителям книги членов жюри.
- Вот уже не раз приезжаю в академию для награждения, - сказал Саша, - но всегда волнуюсь, потому что это для меня признание в профессиональном владении поэтическим словом, ведь и председатель жюри и его коллеги – известные поэты, и мне хочется подняться на достойную высоту в литературе.
Александр Дорожинский прочитал свое конкурсное стихотворение «Памяти деда».
Галина Ключникова приехала получить и свой диплом, и диплом Светланы Матьяш, которой совсем недавно не стало… Академики и гости почтили память Светланы вставанием и минутой молчания. Уже не первый раз в конкурсе отличается Владимир Коблов. Награжденный Вениамин Глазер тоже порадовал чтением своего произведения. Зоя Поплавская вручила дипломы Тамаре Александровой и Владимиру Полторжицкому.
Специальных наград «За патриотизм в поэзии» удостоены Марианна Бажанова и Людмила Архипова.
По предложению члена жюри, профессора Людмилы Леонидовны Графовой, следует отмечать литературные объединения, активно участвующие в нашем проекте. Такой диплом первыми получил, конечно, «Свиток».
Из Сергиева Посада по уважительной причине не смог приехать Сергей Леонтьев (он стал обладателем Гран-при). Точнее, он из п. Белоозёрский Московской области. Известный автор-исполнитель многие из своих стихов положил на музыку. Сергей еще молод, но в его образах слышится ненадуманная боль от утрат во время далекой войны. Он пишет о ней так, как будто пережил те страшные годы, а еще в стихах Сергея – печаль об уходящих:
«Неровным, размыкающимся строем,
В мир неисповедимой тишины
Уходит поколение героев,
Уходит поколение войны.
Не сетуя, по выдоху, по вдоху,
Слабеющей лучиною горя,
От нас уходит целая эпоха,
Вместившая войну и лагеря».
Действие в 4 актах завершено. Участники разошлись по домам с чувством глубокого удовлетворения программой встречи и ощущением обретенного смысла в разнообразии жизни и искусства.
Фото Георгия Литвинцева, Владимира Полторжицкого