Представляем доклад академика ПАНИ, профессора М.А. Прилуцкого на Круглом столе «Фальсификация истории Второй мировой войны как геополитическая проблема».
В результате германской оккупации Украины православные епархии оказались в особой канонической ситуации, поскольку какие-либо отношения с Патриаршим местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) оказались невозможными. На этом фоне активизировались как радикально-сепаратистские настроения среди части клира и верующих, так и реликты самостийщины начала ХХ века, включая печально знаменитый «липковский раскол», начали активизироваться остатки обновленческих структур.
Политика германских оккупационных властей сводилась к поддержке церковного сепаратизма, в котором видели залог слабой, разрозненной и в силу этого маловлиятельной церкви, неспособной стать вдохновителем массового сопротивления. Проводимая рейхскомиссаром Украины Э.Кохом политика на первом этапе предусматривала последовательную поддержку галицийского националистического сепаратизма, своеобразным оплотом которого были униатские церковные структуры, бывшие исторически оплотом вульгарной русофобии. При этом униатская миссия чиновниками рейхскомиссариата особо не приветствовалась, поскольку в ней видели угрозу усиления польского влияния.
18 августа 1941 года более половины православных епископов собрались в Почаевской лавре на своеобразный собор, результатом которого стало создание Украинской автономной православной церкви, ее главой был избран Алексий (Громадский). Новая церковная структура демонстративно не порывала связей с РПЦ МП, сохранив канонический строй, церковнославянский язык, монашество епископата и т.д. РПЦ МП никак не прокомментировала создание данной структуры, отказавшись от принципиальной оценки ее каноничности. Интересно, что после освобождения Украины священнослужители автономной церкви, оставшиеся на Украине, принимались в число клириков РПЦ МП без особых сложностей.
Разумеется, создание автономной церкви, которая не позиционировала в качестве «антимосковской» не устраивало ни крайних националистов, ни чиновников рейхскомиссариата. С их подачи польский митрополит Дионисий, возглавляющий неканоническую на тот момент (сомнительный томос Константинопольской патриархии) польскую автокефалию, провозгласил украинского националиста-русофоба Поликарпа Сикорского Временным администратором Православной автокефальной церкви на освобождённых землях Украины», тем самым было положено начало очередной неканонической украинской «автокефалии». УАПЦ демонстративно прервала канонические связи с РПЦ МП, вульгарно украинизировало богослужение, принимала в сущем сане липковских и прочих самосвятов, совершая множество антиканоничных деяний.
После освобождения Украины Красной армией большинство автокефалистов эмигрировало на Запад, основав различные УАПЦ в Европе, Америке, Канаде.