Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

scale 1200ти и

Почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, член Экспертного Совета по региональной и муниципальной науке Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, Лауреат Золотой Международной Медали Мира Махатмы Ганди, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Гранд-доктор философии и Полный профессор философии (Оксфордская образовательная сеть) Александр Иванович Субетто (АИС) отвечает на вопросы президента  Международной  академии гармоничного развития человека       (ЮНЕСКО), президента Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ – ЮНЕСКО), члена Президиума Ноосферной общественной академии наук, Ученого Секретаря Президиума Международного Высшего Ученого Совета, доктора технических наук, доктора психологических наук, доктора педагогических наук, профессора, Гранд-доктора философии и Полного профессора философии (Оксфордская образовательная сеть), Заслуженного испытателя и создателя космической техники Виктора Витальевича Лукоянова (ВВЛ).

 - 1 -

ВВЛ: Уважаемый Александр Иванович! Наши диалоги по основным проблемам Ноосферизма, новой научной картины мира, Будущего Человечества и России становятся традицией. Сегодня мне хотелось бы обсудить с Вами как соотносятся современные достижения в области познания Вселенной, устройства мироздания и ожидаемые ноосферные преобразования мира в XXI веке, которые Вы предсказываете в своих книгах. Как соотносятся успехи в астрофизике, успехи в покорении Космоса, поток которых уже длится более 65 лет, и Ноосферизм, ноосферный взгляд на Будущее Человечества и России?

 

АИС: Уважаемый Викторович Витальевич! Наука, если вспомнить древнегреческий принцип тождества микрокосма, т.е. «космоса внутри человека или внутреннего мира человека», и макрокосма, т.е. «космоса, в котором находятся человек, живой мир, Земля, Солнечная система, звезды», наибольших успехов достигла именно в познании макрокосма, и отстает в познании микрокосма, т.е. в самопознании человека.

В.П.Казначеев и его научная школа интенсивно разрабатывали в 90-х годах космоантропоэкологию. В книге, развивающей это направление, «Космопланетарный феномен человека» (соавтор – Е.А.Спирин) он указывал на наличие технократической асимметрии (это понятие ввел я, так назвав выявленную В.П.Казначеевым асимметрию) в организации единого корпуса знаний, добытых наукой, научным познанием человека, когда 95% знаний – это знания естественной предметности, 5% знаний – это знания о живом веществе, из них 1% знаний – это знания о самом человеке, и ничтожная доля от 1% – это знания об интеллекте человека.

Иными словами, в системе современного знания 95% знаний – это знание о макрокосме и только 5% – это знания о микрокосме, – по экспертной оценке В.П.Казначеева. И я думаю, та неожиданность, с которой по рыночно-капиталистическому человечеству «ударила» природа в форме коронавирусной пандемии, имеет один из своих «корней» эту технократическую асимметрию.

Спрашивается почему на призыв дельфийского оракула в Древней Греции «Человек! – Познай самого себя!» история человечества и науки ответила именно отставанием, причем всё более увеличивающимся, в познании человеком самого себя от познания макрокосма т.е. от познания внешнего мира?

Ответ, на мой взгляд, «прячется» в нарастающем отчуждении человека от самого себя. За эйфорией от успехов научного познания макрокосма и научно-технического прогресса, который в начале XXI века в мире и в России устремился в «цифровизацию» всего и вся, «прячется» усиливающееся отчуждение, которое приняло «виртуальную форму» отчуждения человека от самого себя и от реального мира. Он, этот «ответ» состоит в том, что вся история человечества, по крайней мере, с начала рабовладения, состоялась именно как история эксплуатации человека человеком, эксплуатации одним – «избранный богом» народом – других, «не избранных богом» народов, которые приравнивались к рабочему «скоту». И эта история рождала равнодушие таких «избранных» к людям «низших» социальных страт.

Как заметил Жак Батист Ламарк, 200 лет назад, «…вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушию к себе подобным человек сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и, тем самым, истреблению своего вида… Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания…».

Я только поправлю Жан Батиста Ламарка, 200 лет спустя, что речь идет не о назначении человека как такового, в ламарковском определении, а о назначении именно рыночно-капиталистического, конкурентного человека, исповедующего социал-дарвинизм, либерализм, принцип Гоббса «человек человеку – волк» (кстати, замечу, что то, что этот принцип действует в современном открытом, капиталистическом обществе, признает знаменитый мировой олигарх Дж.Сорос в книге «Кризис мирового капитализма», в России эта книга была издана в 1999 году), назначении, состоящем в собственном экологическом самоуничтожении. И первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, которая уже состоялась к концу ХХ-го века и её процессы продолжают развиваться под разрушительным давлением рыночно-капиталистической системы природопотребления, есть «сигнал», что Экологический Приговор и процесс экологического самоуничтожения рыночно-капиталистического человечества развивается. Кстати, эту самоубийственную «логику» развития современного капитализма в облике глобального империализма подтверждает военная доктрина президента США Д.Трампа, заявившего об использовании Космоса в военных целях, о создании ударной космической группировки, направленной против России и Китая.

Спастись человек, как вид, от Экологического самоубийства сможет только через свое преобразование в Ноосферного Человека. Я это преобразования назвал «Родами Ноосферного Разума».

Рыночно-капиталистического человека Космос, Вселенная не ждут, он обречен на экологическую гибель.

И именно потому, что в истории эксплуататорских обществ происходит постоянно деление людей на «избранных» эксплуататоров и «не избранных» эксплуатируемых, отверженных, изгоев, и именно потому, что действует «приговор» Жана Батиста Ламарка, тормозилось развитие наук о человеке и обществе, особенно тогда, когда они выходили на уровень приговора такой истории и такому обществу. Я имею в виду марксизм-ленинизм как направление, связанное с научным обоснованием (и стратегией) перехода человечества от капитализма к коммунизму.

Технократическая асимметрия единого корпуса знаний, которая отражает асимметрию в познании макрокосма и микрокосма, и является итогом процесса капиталорационализации научного познания, и соответственно подчинения науки интересам сохранения и развития рыночно-капиталистической системы на Земле.

Таким образом, наука в последние 300 лет, особенно со второй половины XIX века и в ХХ-ом веке делала «оглушительные» успехи в познании макрокосма, т.е. внешнего мира, успехи в области механики, физики, химии, астрономии и астрофизики, в целом естествознания, и отставала в познании человека и общества.

Состоявшийся в середине ХХ-го века глобальный экологический кризис, который, в моей системе теоретических взглядов, ставшей частью научно-мировоззренческой системы Ноосферизма, перешел на рубеже 80-х – 90-х годов этого века в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, есть одновременно и свидетельство того, что самой власти в системе глобального империализма и экономического колониализма строя мировой финансовой капиталократии – наука, как основа власти и управления, не нужна.

Более того, именно вследствие действия функционала прибыли в разных системах менеджмента и государственного управления, именно вследствие действия «законов рыночной алчности» (по утверждению Шаран Барроу на Даосском форуме в январе 2018 года), действует диктатура коротких экономических интересов, диктуемых увеличивающейся скоростью «возгонки» фиктивного капитала на «вершину» пирамиды мировой финан6совой капиталократии, и одновременно «диктатура страха» перед научным прогнозом, что историческое время бытия капитализма и рынка на Земле закончилось, и уже действует Экологический Приговор, и процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы развиваются с увеличивающейся скоростью, а «реакция» такой власти на эти процессы запаздывает на 25 – 50 лет.

Я это состояние «коллективного интеллекта общества», когда наука в таком обществе недофинансируется, как этого требует управление социоприродной эволюцией, более того синтез науки и государственного управления блокируется именно таким государством, назвал «Глобальной Интеллектуальной Черной Дырой».

Глобальная Интеллектуальная Черная Дыра – это одновременно и глобальный кризис мировой науки, и глобальная катастрофа системы государственного управления, функционирующей на базе ценностей рыночно-капиталистической (и экономико-колониальной) социальной организации воспроизводства жизни общества и воспроизводства его интеллектуального потенциала.

Да, наука сделала большие успехи в области физики, астрофизики, космологии, космонавтики, электрики, кибернетики, генетики, биофизики, компьютерных математики, языка, программирования и т.д.

Стоит вспомнить открытие теории относительности Альбертом Эйнштейном, а затем 30-летний его мозговой штурм (1925 – 1955), направленный на создание «общей теории» поля, с помощью которой он пытался раскрыть единство всей Вселенной.

В 1950-ом году Эйнштейн, отвечая своей знакомой, поздравившей его с очередной годовщиной – днем рождения (ему исполнилось тогда 71 год), так охарактеризовал ту неодолимую силу, которая звала его к познанию устройства Вселенной через теорию единого поля, которая бы объединила теорию гравитационного поля и электромагнетизм, и позволила бы математически объяснить появление микрочастиц типа электрона, нейтрона, протона и т.д., назвав эту неодолимую силу «Сфинксом» (цитирую по статье Евгении Беркович «Трагедия Эйнштейна, или Счастливый Сизиф» в журнале «Наука и жизнь», №4, 2020г., с. 63):

«Весь год Сфинкс пристально смотрит на меня с упрёком, он вычеркивает из жизни всё личное и причиняет мне боль, напоминая о Непостижимом <…> Сфинкс ни на минуту не отпускает меня».

Это был несомненно – и великий ученый, и великий человек на Земле. В 1979 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения А.Эйнштейна, академик АН СССР Я.Е.Зельдович в своей статье, посвященной этому юбилею, так подвел итог эйнштейновской попытке создать единую теорию поля, которую некоторые ученые-физики с мировым именем оценили, как «Сизифов труд»: «На наших глазах развиваются единые теории – теории объединяющие слабые и электромагнитное взаимодействия. Сама тенденция к объединению теорий плодотворна. Когда-нибудь – рано или поздно – произойдет и синтез теорий элементарных частиц с теорией тяготения. Этот синтез будет очень не похож на «единую теорию поля» 1925 – 1955гг., и все же мы должны будем вспомнить и оценить устремления Эйнштейна» (цитирую по вышеуказанной статье Е.Беркович).

Физика в ХХ-ом веке была «наукой №1». Не случайно иногда называют этот век «веком физики». Открытия в области физики, включая успехи квантовой физики (открытия Копенгагенской школы во главе с Н.Бором), дали именно мощный научно-технический прогресс, на основе которого выросли и ядерная энергетика, и космонавтика (назову великих русских ученых-мыслителей – К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, И.В.Курчатова, С.П.Королева).

И появилось атомное оружие, овладев которым власть в США в лице президента Трумена отдала приказ в начале августа 1945 года на атомную бомбардировку Хиросима и Нагасаки, превратив в пепел за считанные минуты и эти города, и большинство их жителей, сгоревших в ядерной топке.

Есть ли связь между этой атомной бомбардировкой Вооруженными Силами США в начале августа 1945 года, т.е. 75 лет назад, этих японских городов, с теперешними устремлениями капиталократии США создать космическую ударную группировку для возможности внезапного нападения на Россию и Китай, и переходом человечества в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, процессы которой развиваются уже 30 лет? –

Есть. Основой этой связи – сумасшествие «рыночного, капиталистического разума» мировой капиталократии, который я назвал в книге 2003-го года «Разум и Анти-Разум (Что день грядущий нам готовит?)» Анти-Разумом, и который обречен на экологическое самоуничтожение.

Не могу не указать, отвечая на Ваш вопрос Виктор Витальевич, на «теорию физического времени» Николая Александровича Козырева. Эта теория, если подтвердится её истинность (хотя она официальной наукой и в мире, и в России продолжает замалчиваться и игнорироваться), заставляет осознать, что Вселенная есть «гигантский суперорганизм» (между прочим организмо-центрическая картина мира присутствует в «Философии хозяйства» (изданной в России в 1912 году) Сергея Николаевича Булгакова, в его представлении о «метафизическом коммунизме мироздания»), в которой одной из «обратных связей», и соответственно одного из возможных гомеостатических механизмов, является «физическое время» Козырева, синхронизирующее фазы вращения небесных тел с мгновенной передачи энергии, независимо от величины расстояний (Н.А.Козырев эту свою теоретическую систему назвал «причинной механикой»). По Н.А.Козыреву, только 10% излучаемой энергии солнцем, объясняются термоядерными реакциями. Остальные 90% он относил к получаемой солнцем энергии через потоки физического времени. Козырев впервые это свое открытие успешно защитил в 1947 году в Ленинградском университете в докторской диссертации «Источники звёздной энергии и теория внутреннего строения звёзд». Через 20 лет, здесь я опираюсь на статью В.Л.Правдивцева «Теория Времени Козырева и древняя философия» (в журнале «Дельфис», 2019, №3(99), с. 70 – 79), это открытие Козырева было подтверждено экспериментами американского физика Раймонда Дэвиса. «Согласно Козыреву, пишет В.Л.Правдивцев, источником энергии Солнца и звезд является Время. Рассеянная в пространстве энергия, считает ученый, благодаря активным свойствам Времени, «в обход» Второго начала термодинамики, способна концентрироваться в некой компактной области, например, внутри звезд, преобразовываться в другие виды энергии и далее излучаться в пространство уже посредством понятных физических механизмов. Таким образом, звезды – это своеобразные «машины., преобразующие поток времени в тепло и свет» (последняя фраза в кавычках принадлежит Н.А.Козыреву).

Замечу только по «ходу пьесы», что тот феномен, который открыт Н.А.Козыревым и который он назвал «Временем», следует назвать каким-то другим термином. А время, как феномен, связано с изменчивостью и цикличностью в эволюции.

Думаю, в науке о Вселенной – в космологии, и в первую очередь по проблеме единства Вселенной и разумных цивилизаций – внес большой и революционный вклад академик РАН Кардашёв Николай Семенович, ученик другого знаменитого ученого, академика АН СССР, занимавшегося проблемами жизни и разума в Космосе, радиоастраномии Иосифа Самуиловича Шкловского. Н.С.Кардашев, к сожалению, ушел из жизни недавно 3 августа 2020 года, в возрасте 87 лет. Еще в 1964 году вышла его статья «Передача информации внеземными цивилизациями». А в 1967 году он сделал предположение, что радиоисточник в центре Крабовидной туманности представляет собой сверхбыстровращающуюся нейтронную звезду, и тем самым предсказал существование радиопульсаров, за 3 года до их открытия. Кардашёв входил в состав советской делегации на знаменитой советском-американской встрече по поводу контактов с внеземными цивилизациями на базе Бюроканской обсерватории в Армении в 1971 году (программа «CETI»). Он – один из главных авторов существования в центрах галактик во Вселенной массивных черных дыр, которые являются входили в «кротовые норы». В беседе с Натальей Лесковой, незадолго до своей кончины, Кардашёв говорил о том, что если гипотеза о существовании «кротовых нор» подтвердится, «то можно будет полететь в какую-то часть нашей Вселенной, причем за короткое время». И далее он заметил, что этим подтвердится представление о целостности Вселенной в форме «Листа Мёбиуса», с «проколами пространства». «Если кротовые норы существуют, есть и другая возможность – связь с другими вселенными, говорил он.  Сейчас уже появились статьи о том, что действительно, в ядрах некоторых галактик – а может быть, и многих – находятся не черные дыры, а кротовые норы» (цит. по статье «Академик Н.С.Кардашёв: «Более развитые цивилизации могут научить нас контакту друг с другом» в журнале «Дельфис», 2019, №3(99), с. 58 – 62, с. 59).

Именно Кардашёв предложил ещё в конце 60-х годов своеобразную шкалу (я её назову, опираясь на свою разработку синтетической квалиметрии, – квалиметрической шкалой внеземных цивилизаций Н.С.Кардашёва) качества внеземных цивилизаций (и соответственно качества разумов во Вселенной) «по той энергии, которую эта цивилизация способна освоить». «Так появилась знаменитая Шкала Кардашёва, в которой было предусмотрено три типа цивилизаций. Первый тип – цивилизации, потребляющие энергию, сравнимую с той, что поступает на планету от звезды; второй – освоившие всю энергию звезды; третий – освоившие всю энергию галактики… Когда появились теория множественных вселенных, Кардашёв высказал предположение, почему же до сих пор мы не наблюдаем высокоразвитые цивилизации: по его мнению, они удалились в иные параллельные Вселенные» (здесь я воспользовался цитатой из статьи Н.Л.Лесковой «Памяти Н.С.Кардашёва» в Журнале «Дельфис», 2019, №3(99), с. 57, 58; выдел. мною, С.А.).

Отмечу сразу, что в соответствии с разработанным мною теоретическим комплексом Ноосферизма, чем большей мощью энергии овладевает управляющий Разум цивилизации, тем более высоким должно быть качество и с большим лагом упреждения должно быть научное управление социо-(антропно)-природной эволюцией, олицетворяемое этим разумом, опирающееся на весь комплекс достигнутых научных знаний, – и тем более высокими должны быть духовность и нравственность такого Разума.

Этот открытый мною Закон я назвал Законом интеллектно-информационно-энергетического баланса. Именно Большой Энергетический Взрыв в социальной эволюции человечества в XX-ом веке – скачок в среднем в энергетической мощи мирового хозяйства в ХХ-ом веке в 10-ть в 7-й степени раз в среднем – отразил, по моей теории, несоответствие стихийных регуляторов развития в виде Рынка, Капитализма, института частной собственности именно этому моему Закону и поставил человечество перед дилеммой:

  • или погибнуть под «прессом» стихийных механизмов рыночно-капиталистической системы хозяйствования на Земле, уже материализовавшемся в процессах первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы,
  • или же совершить Ноосферно-Социалистическую революцию на Земле, которая одновременно есть роды Действительного – Ноосферного (в будущем – Космического) – Разума на Земле – и подниматься все выше и выше в освоении свободных энергий, которые хранятся во Вселенной.

Вселенная и Разум, который во вселенском, или космическом, масштабе может быть только ноосферно-космическим, поднимаясь в своем развитии от планетной ноосферы – к ноосфере галактической, и затем – вселенской, образуют единство. Причем особое единство – единство, рождаемое действием метазакона «оразумления» прогрессивных эволюций галактик и в целом Вселенной, в соответствии с ноосферной парадигмой универсального эволюционизма, как важнейшей составляющей в разработанной мною еще в конце 90-х годов теоретической системе Ноосферизма, – и опубликованной в монографии «Ноосферизм» в 2001 году.

Признавая это мое открытие в науке, В.П.Казначеев в книге «Думы в будущем (Рукописи из стола)», изданной в Новосибирске в 2004 году, писал (с. 29):

«В «Ноосферизме» (2001) показано, что понятие ноосферного будущего человечества может быть правильно осознано на основании новой парадигмы эволюционизма, в которой синтезируются дарвиновская, кропоткинская и берговская парадигмы эволюционизма, и которая позволяет осознать механизмы своеобразного «оразумления» Космоса, неизбежно приводящие к появлению человеческого разума на Земле. Задача отечественных ученых – довести дело развития учения о ноосфере В.И.Вернадского до ноосферогенетического синтеза всех наук, имя которому – ноосферизм».

Из разработанных мною теоретической системы Ноосферизма, ноосферной парадигмы универсального эволюционизма вытекает своеобразное развитие концепции антропных принципов в форме утверждения «эволюционного» или «ноосфернно-эволюционного антропного принципа», утверждающего, что законы прогрессивных эволюций Вселенной, нашей Галактики, Солнечной системы, планеты Земля, Биосферы именно таковы, что они обязательно приводят к появлению разума во Вселенной, человеческого разума на Земле, и соответственно к перерастанию прогрессивной эволюцию в ноосферную эволюцию.

В «Ноосферной апологии человечества», изданной в 2018 году, кстати, появившейся из-под моего пера по инициативе известного, я думаю – выдающегося ученого России, Алексея Афанасьевича Яшина, создавшего многотомный труд «Живая материя и феноменология ноосферы», я даже выделил целый подраздел «Эволюционный, или ноосферно-эволюционный, антропный принцип».

Из этого принципа следует, что «Ноосферный Разум» – необходимый и базовый этап в логике становления, причем в процессе прогрессивной эволюции Вселенной, «Космического Разума».

Если это мое положение истинно, то тогда предложение Н.С.Кардашёва о перемещении достигшего вселенской мощи Разума в другие Вселенные, теряет смысл. Потому что такой Разум не есть разум только цивилизации достигшей вселенского уровня в освоении энергии, но и как таковой становится Разумом самой Вселенной, направляющей её развитие. По аналогии с тем, что ожидает разум Человечества в его переживаемом экологическом кризисе и Ноосферизмом прорыве, – стать разумом самой Биосферы, и значит – Ноосферным разумом на планете Земля.

«Оразумление» прогрессивной эволюции Вселенной, вступая в ноосферный этап такого «оразумления», становится становлением единства Вселенной и Ноосферного Человека.

Прошу прощения, Виктор Витальевич, за такой обширный ответ.

- 2 -

ВВЛ: Уважаемый Александр Иванович!

Спасибо за такой развернутый теоретический ответ. Мне показалось в нём много новизны с позиций понимания призвания и миссии Ноосферизма в России и в мире, и этот ответ открывает горизонты для масштабной рефлексии о будущем Человечества. Особенно с позиции перспектив освоения им космического пространства. Я хотел бы, чтобы Вы более подробно пояснили, что Вы понимаете под прогрессивной эволюцией, которая неизбежна, по теории Ноосферизма, превращается в ноосферную эволюцию? Существует ли нечто, что программирует развитие Вселенной и что мы называем Богом, или же она появляется только вследствие действия законов, а «Бог» – и есть эти законы?

 

АИС: Уважаемый Виктор Витальевич!

Прогрессивная эволюция – это эволюция, сопровождающаяся ростом сложности эволюционирующих систем. Эволюционное (эволюционно-абстрактное, или эволюционно-теоретическое) понимание прогресса – это только рост сложности эволюционирующих систем.

Раскрытию внутренних механизмов прогрессивной эволюции я посвятил целый комплекс научных (и системных в том числе) обобщений, которые я оформил в виде отдельного научного направления, который я назвал системогенетикой. Системогенетике и вытекающим из нее техногенетике, социогенетике, образовательной системогенетике, ноосферной системогенетике или ноогенетике, я посвятил довольно большое количество монографий и научных статей, начиная с первой депонированной монографии, опубликованной в 1983 году. Наряду с системогенетикой, в развитие концепции системогенетического закона инвариантности и цикличности развития была разработана теория циклов, была разработана концепция креативной онтологии и креатиной эволюции Мира, были опубликованы: в 1994 году «Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии», в 2016 году – монография «Системогенетическая парадигма теории времени и пространства» (в форме серии статей – она была опубликована в нескольких номерах журнала «Общество. Среда. Развитие» за 2016-й и 2017-й годы), в 2017 году – «Аксиоматика космо-ноосферно-креативной картины (онтологии) мира (как итог авторского ноосферно-системогенетического обобщения)».

Я кратко сформулирую ряд теоретических положений, вытекающих из системогенетики и ноосферно-системогенетической системы взглядов на содержание и механизмы прогрессивной эволюции.

Самое главное свойство, которое мы наблюдаем в прогрессивной эволюции Вселенной, это рост сложности эволюционирующих систем. При этом, рост сложности эволюционирующих систем (и соответственно рост негэнтропии) сопровождается ростом памяти в системах (по мере роста сложности) о предшествующем этапе развития. При, этом сама такая эволюция подчиняется спирально-циклической форме сменяемости качеств (причем такой сменяемости качества, при котором сохраняется достигнутое на предшествующем этапе развития, что в философской системе Г.В.Ф. Гегеля (1770 – 1831), 250-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом, 2020-ом, году, раскрывается в форме диалектического отрицания («отрицания отрицания»), как диалектического «снятия»).

Это всё описывается системой законов системогенетики:

  • законом системного наследования (предстающим как конъюнкция системных законов – необходимых условий наследования: закона наследственного подобия, закона порождения, закона наследственного инварианта и закона наследственного программирования),
  • законом инвариантности и цикличности развития,
  • законом спиральности развития,
  • законом гетерохронии и системного времени,
  • законом дуальности управления и организации систем,
  • законом спиральной фрактальности системного времени,
  • парными законами конкуренции и кооперации (дополнения),
  • парными законами роста разнообразия или дивергенции и сокращения разнообразия или конвергенции

и другими.

Рост сложности систем в прогрессивной эволюции является результатом действия двух системогенетических законов – закона кооперации и закона спиральной фрактальности системного времени.

В прогрессивной эволюции действует два конкурирующих между собой закона – закон конкуренции и закон кооперации. Закон конкуренции сопровождает механизм естественного отбора, который я, с позиции кибернетики, трактую как «запаздывающую обратную связь», а закон кооперации – механизм интеллекта, или «опережающая обратная связь», которая есть синоним управления (с опережающей обратно связью от будущего «желаемого состояния» к «настоящему состоянию» и переводящей систему в «желаемое состояние», независимо от воздействия среды с определенным «радиусом» охвата), и которую я назвал «интеллектом».

Прогрессивная эволюция движется в будущее в форме двух диалектически взаимодействующих потоков:

  • «стихийного», «спонтанного», за счет резервирования через избыточное количество конкурирующих систем (избыточности субстрата или вещества), и здесь действует закон конкуренции и механизм естественного отбора;
  • «управляемого», за счет резервирования через избыточное количество информации в системе (как отраженного разнообразия), и здесь действует закон кооперации и механизм интеллекта.

При этом, любая прогрессивная эволюция подчиняется действию закона сходящейся спирали (спирали, навитой на конус», острием, повернутым в будущее) и демонстрирующим Сдвиг от доминанты закона конкуренции и механизма отбора (дарвиновской парадигмы эволюции) к доминанте закона кооперации и механизма интеллекта (кропоткинская парадигма, развитая мною, через введение понятий «закона кооперации» и «механизма интеллекта»).

Этот «Сдвиг» я позже перевел в Ноосферизме в категорию «Метазакона Сдвига»: от доминанты Закона Конкуренции и механизма естественного отбора – к доминанте Закона Кооперации и «механизмы интеллекта». Из этого «Метазакона Сдвига» вытекает второй «Метазакон», характерный для «конуса прогрессивной эволюции», как следствие действия первого Метазакона, – Метазакон «оразумления» или интеллектуализации любой прогрессивной эволюции. Отмечу, что закон американского ученого Дана – закон цефализации живых организмов в биологической эволюции на Земле есть частный случай этого моего второго метазакона.

Появилась вторая фундаментальная характеристика любой прогрессивной эволюции – это рост интеллекта эволюционирующих систем по мере роста их сложности.

При этом подчеркну, что здесь мы сталкиваемся с новым пониманием «интеллекта», а именно как механизма управления будущим со стороны той системы, которую он представляет, как «интеллект».

Эти два «Метазакона» развивают представление о номогенезе, введенным в теорию эволюции Л.С.Бергом. Эволюция как номогенез, есть эволюция, подчиняющаяся определенным законам («номос»). Так возникла теоретическая система, вытекающая из системогенетики, которую я назвал ноосферной парадигмой универсального эволюционизма.

Эволюционное понятие «интеллект системы» расширяет понятие «интеллект», по сравнению с тем, как сложилась традиция трактовать его в науке, особенно в науках о человеке. Интеллектом обладает любая система в том и только в том его значении, которое я назвал опережающей обратной связью или «управлением будущим», и которое нами, как наблюдателем, фиксируется тогда, когда наблюдаемая система переводит себя в «желаемое будущее состояние» независимо от воздействия окружающей среды определенного «радиуса» или определенной масштабности, разнообразие» которой отражается в этой системе.

Как же происходит скачок в «интеллекте системы» в процессе прогрессивной эволюции? – Через кооперации ранее конкурирующих систем. Причем кооперация систем в виде новой более сложной системы «закрепляется» в эволюции тогда и только тогда, когда мы наблюдаем скачок в объеме свободной информации в системе как отображенного разнообразия внутренней и внешней сред. Этот скачок в объеме свободной информации переходит в скачок в интеллекте системы, т.е. в управлении будущим со стороны системы.

Частным случаем Метазакона «оразумления» или интеллектуализации прогрессивной эволюции по отношению к социальной эволюции человечества является открытый мною закон роста идеальной детерминации в истории через общественный интеллект, входящий в теоретический арсенал разработанной мною социогенетики, или социальной системогенетики. Эти категории – общественный интеллект и социогенетика – были мною защищены в диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук под названием «Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания» в 1995 году в Нижегородской государственной архитектурно-строительной академии на Диссертационном Совете, который возглавлял знаменитый советский и российский философ Лев Александрович Зеленов.

Второй важный закон системогенетики, который раскрывает еще одну фундаментальную сторону прогрессивной эволюции, – это закон спиральной фрактальности системного времени.

Открытие этого закона в форме обобщения принципа Э.Геккеля «антогенез повторяет филогенез» и его аналогов, открытых в разных науках, я совершил в августе 1991 года и опубликовал в книге «Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии)» в 1992 году, и затем не раз возвращался к концепции этого закона, развивая её в разных книгах, в том числе в книгах «Социогенетика», изданной в 1994 году, в «Ноосферизме», изданной в 2001 году.

Смысл этого закона заключается в том, что в прогрессивной эволюции по мере роста сложности эволюционирующих систем в каждом акте порождения новых систем (онтосистемогенезе) повторяется вся предшествующая эволюция (филосистемогенез). На языке системного времени это повторение филосистемогенеза в онтосистемогенезе означает фрактальность спиральности системного времени: спираль филогенетического (эволюционного) системного времени фрактально повторяется (с оператором сжатия – растяжения) в спирали онтогенетического (в цикле жизни системы) системного времени.

Этот закон расширяет представление об отражении в эволюции Вселенной, которое впервые, как догадку и одновременно предтечу открытия информации в природных процессах, ввел в своей диалектике В.И.Ленин. Эволюция в своей спирально-временной структуре отражается в цикле жизни любой системы, появляющейся в результате этой эволюции, но как бы с обратной разверткой и уже в масштабе системного спирального времени именно в цикле жизни этой системы.

Думаю, что спиральная фрактальность системного времени является первичной по отношению к фрактальности пространства (к фрактальной геометрии Мандельбротта).

Одновременно открытие мною Закона спиральной фрактальности системного времени позволило мне дать новые интерпретации «бессознательному» в человеке и феноменам трансперсональной психологии, в частности зафиксированным в работах С.Грофа.

«Бессознательное» в человеке, связанное с правым полушарием мозги, и в моем предположении – со всем организмом человека, представляет собой  7-и или – 8-и уровневую «информационную пирамиду», в которой в свернутом виде хранится информация о всей предшествующей эволюции нашей Вселенной, приведшей к появлению человеческого разума на Земле. Если эта моя гипотеза дальнейшими исследованиями подтвердится, то тогда древнегреческий принцип тождества микрокосма и макрокосма через закон системной фрактальности системного времени и понимания «бессознательного» как эволюционной памяти всей Вселенной, приобретает новая содержание и новое понимание.

Метазакон «оразумления» прогрессивной эволюции включает в себя, в соответствии с Законом спиральной фрактальности системного времени, рост памяти эволюции о самой себе, по мере роста сложности (кооперативности) структур эволюционирующих систем.

Закон дуальности управления и организации систем в системогенетике является механизмом любой цикличности в функционировании и развитии любых систем, определяет организацию систем в форме паст-футуристического («прошлое-будущее») диморфизма, аналогом которого в живых системах является половой диморфизм, по отношению к интеллекту человека «лево-правополушарный диморфизм». Впервые концепция этого закона мною была разработана в 1987 году и доложена на Международной теоретической конференции по фундаментальным проблемам организации и управления в Минске 1988 году. При этом «наследование от прошлого» связано с ростом памяти в системе, механизм которого объясняется законом спиральной фрактальности системного времени. И подсистему, отвечающую за этот тип наследования, я назвал «паст-системой». «Наследование от будущего» это «наследование ниш», и соответственно разрешенной изменчивости в будущем (онтологического творчества как будущетворения), которое диктуется «надсистемными уровнями» системного вертикали в организации мироздания. Подсистему, отвечающую за этот тип наследования «от будущего», я назвал «футур-системой». Я не буду пояснять дальше механизмы действия этого закона, отмечу только, что он дает более глубокое понимание самого управления в эволюции через механизм такого двойственного наследования, определяя любое управление как дуальное. Отсюда, и название этого закона – «Закон дуальности управления и организации систем».

И когда я разрабатывал концепцию «управляющего разума» или «общественного интеллекта», то подразумевались эта двойственность или дуализм управления. Чем выше лаг упреждения в таком управлении, тем и более глубокая информация о прошлом включается при разработке стратегии такого управления.

Теперь я готов ответить на Ваши вопросы, Виктор Витальевич.

Любая прогрессивная эволюция превращается на определенном этапе в ноосферную эволюции потому – и только потому, – что наступает момент перехода (в соответствии с «Метазаконом Сдвига») от доминанты Закона конкуренции и механизма отбора – к доминанте Закона кооперации и механизма интеллекта.

В истории человечества, т.е. в его социальной эволюции, такой момент перехода наступил в конце ХХ-го века вместе с переходом глобального экологического кризиса в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Этот переход – и есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома. При этом этот переход есть переход Биосферы в Ноосферу и рождение в лице человечества Ноосферного Управляющего Разума, которое одновременно есть переход от Стихийной истории на базе доминирования Закона Конкуренции и рыночно-капиталистической системы – к Управляемой, Ноосферной истории в форме Управляемой социоприродной эволюции на базе доминирования Закона Кооперации, Ноосферного Экологического Духовного Социализма – и соответственно – в форме Мира без Войн и Насилия.

И теперь мой ответ на следующий Ваш вопрос, Виктор Витальевич: Существует ли «Нечто», что программирует прогрессивную эволюцию Вселенной изначально?

Алексей Афанасьевич Яшин, создавший свою теоретическую систему ноосферологии, с применением формализма на базе комплексной логики А.А.Зиновьева, считает, что такое программирование всей космогонической эволюции существует и назвал источник такого программирования генетическим кодом Вселенной. Близкую позицию занимает Астафьев. Многие известные физики, в том числе Эйнштейн, считали, что существует некая изначальная разумность в организации мироздания. Он, например, в эссе «Религия и наука», написанном в 1930 году, писал, что те ученые, которые «сумели указать путь своим единомышленникам, рассеянным по всем землям и странам», «черпают силу в космическом религиозном чувстве».

Относясь с уважением к такой научно-мировоззренческой позиции, охваченной «космическим религиозным чувством» в эйнштейновском понимании, я исхожу из сложившегося у меня представления о Природе как «Само-Творящей Природе» или «Природе-Пантакреаторе», которая и есть постоянно самотворящаяся, и поэтому постоянно производящая в каком-то смысле тайну и неопределенность бытия, конечно в рамках тех «коридоров эволюции», которые диктуются законами, сущность. Эту сущность можно назвать Богом.

Исходя из системогенетической и циклической картины мира и креативной онтологии (эволюционно развивающегося самотворящего бытия), я считаю, что Будущее «программируется», с одной стороны, предшествующей эволюцией (в соответствии с законом спиральной фрактальности системного времени), а с другой стороны, тем «будущим», которое диктуется потоком «ниш», отражающих развитие надсистем: например, солнечной системы, галактики, нашей вселенной.

Если исходить из Большого Космологического Взрыва по Г.Гамову (я придерживаюсь этой теории), в соответствии с которым Вселенная произошла в результате «взрыва» из некоторого сжатого состояния в очень маленьком пространстве, которую назвали «сингулярной точкой», приблизительно 15 млрд. лет назад, то все равно остается вопрос: а что было до того?

Можно выйти на гипотезу о существовании мегациклической формы развития Мегакосмоса, и тогда по этой гипотезе цикл жизни нашей Вселенной – это только один из мегациклов в развитии Мегакосмоса или Универсума.

Я думаю, наука делает только первые шаги в познании Мира. Мы в начале пути. Переход в состояние Ноосферного Разума – это, по разработанной мною концепции, есть только Роды Действительного Разума человечества (я даже в 2015 году опубликовал монографию «Роды Действительного Разума»), которые отражают окончание «перинатального периода» развития человеческого Разума в Биосфере, под защитой её гомеостатических механизмов и действия Закона её квантитативно-компенсаторной функции по А.Л.Чижевскому.

А поскольку мы в начале пути нашего познания мира, будем уважать тайны мира, в котором мы живем, и которые составят предмет будущих научных открытий.

Я придерживаюсь организмо-центрической картины мира и взгляда, исходящего из того, что не только информация является фундаментальным свойством бытия, но и управление.

Прогрессивная эволюция «оразумляется». Вполне возможно, что другие разумные цивилизации в нашей Галактике, или в более масштабном варианте – в нашей Вселенной, обогнали, в своем появлении, нашу земную цивилизацию на 10-ки или 100-ни миллионов лет. Тогда, если бы они вступили с нами в контакт, то их «разум» показался бы нам «космическим разумом» или «Богом».

Эта гипотеза имеет право на жизнь, но она пока принципиально не верифицируема.

Таков мой ответ, Виктор Витальевич!

- 3 -

ВВЛ: Уважаемый Александр Иванович! Правильный ли я делаю вывод, что в соответствии с научно-мировоззренческой системой Ноосферизма настоящее освоение Космоса человеком начнется только после перехода человечества к Ноосферной Истории и к Миру без Войн и Насилия, которые и станут необходимым и базовым условием превращения Разума человечества в Космический разум, а земной человеческой цивилизации в Космическую разумную цивилизацию? И на пути этого грядущего преобразования XXI век становится судьбоносным для всей Истории человечества как таковой?

 

АИС: Уважаемый Виктор Витальевич! Скрытое утверждение, которое присутствует в Ваших вопросах, правильное, оно есть следствие из того теоретического дискурса, который присутствует в Ноосферизме, как я его теоретически и мировоззренчески «выстроил».

В Ноосферизме присутствует интенция к будущему космическому единству Вселенной (всего мироздании) и Ноосферного, переходящего в Космический, Разума человека, адекватно представляемого только всем человечеством, как Целым. В соответствии с мыслью Гёте, которую я неоднократно цитировал в своих последних работах: «Лишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в целом».

В своих последних монографиях «От учения Карла Маркса – к Ноосферизму XXI века» (2017) и «200-летие К.Маркса и грядущее 150-летие В.И.Ленина: ноосферизм или ноосферный социализм – «опвестка дня» на XXI век» (2018) я обращал внимание на важный факт, который теоретически не осмыслен учеными – приверженцами марксизма-ленинизма, и состоящий в том, что в 1917 году произошло разделение потока мировой истории на два потока – «старый», рыночно-капиталистический и «новый», планово-социалистический. «Новый», планово-социалистический поток истории (в ряде работ, в том числе в «Ноосферизме», я назвал этот «поток» еще и Глобальной Социалистической Цивилизационной Революцией, которая длится уже более 100 лет и наверное охватит весь XXI век) есть растянутое во времени диалектическое «отрицание» стихийной истории или «предыстории» по К.Марксу, которая в ХХ-ом веке воплотилась в системе глобального империализма строя мировой финансовой капиталократии, т.е. в «потоке» рыночно-капиталистической истории.

Можно утверждать, что мировая история в ХХ-ом веке превратилась в поток борьбы двух парадигм истории – стихийной, в рыночно-капиталистическом формате, и управляемой, в планово-социалистическом формате, историй.

И две «истории», ведущие борьбу друг с другом, которая и есть борьба между капитализмом, приобретшем форму глобального империализма, и социализмом, как два «потока», неожиданно оказались перед плотиной в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которая означает собой «Конец» стихийной рыночно-капиталистической истории, и одновременно «пропуск в будущее» Управляемой планово-социалистической истории. Сам этот «пропуск в будущее» есть одновременно ноосферная трансформация управляемой, в планово-социалистическом формате, истории. Происходит одновременно переход от автономно-социальной истории человечества, которая черпала из Биосферы только ресурсы и энергию для себя, к истории в расширенном, социоприродном формате, под «давлением» оснований Большой Логики Социоприродной Эволюции, в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, или управляющего совокупного Разума общества, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

Это очень сложное, и мне кажется, необычное для большинства теоретиков, явление.

Мы должны его осознать. – Осознать, что за таким ожидаемым расширением масштаба история человечества – от социально автономного (или социально-замкнутого) формата истории, который и составлял «предмет истории как науки», к социоприродному формату но в новом невиданном качестве, а именно – в качестве управляемой социоприродной эволюции, которая и есть ноосферная история. Именно поэтому и меняется представление о «субъекте истории».

Речь идет о новом невиданном субъекте невиданной ноосферной истории – ноосферном человеке, как Нооосферном Разуме. «Роды» этого ноосферного человека и есть часть этого невиданной эволюционного перелома для всей не только социальной, но и антропной, эволюции на Земле. Эти «Роды» означают трансформацию – Ноосферную революцию важнейшее условие перехода Биосферы в Ноосферу, который ещё В.И.Вернадский определил, как закономерность глобальной эволюции Биосферы, отражающая появление человечества на Земле как «разумного монолита живого вещества» (в определении В.П.Казначеева).

Мир Войн и Насилия прекращает свое существование вместе с Экологическим Концом Рыночно-Капиталистической Системы, которую можно назвать «Капитализмом Войны» (в этом состоит суть глобального империализма), и который Наоми Кляйн назвала «капитализмом катастроф», а В.Ю.Катасонов – «экономикой смерти». Переход к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, к истории на базе доминирования Закона Кооперации, и есть одновременно переход к Миру без Войн и Насилия на основе ноосферно-планетарной кооперации народов-этносов.

Это невиданная, гигантская задача, которая встала перед всем разумным человечеством и честной наукой, т.е. той наукой, для которой Правда, истина, гармония, сохранение Жизни на Земле, и соответственно – сохранение человечества, есть дело чести, мужества, которые всегда были качествами выдающихся мыслителей человечества: Сократа, Аристотеля, Иисуса Христа, Будды, Лао Цзы, Джордано Бруно, Галлилея, Коперника, М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, А. Эйнштейна, А.Л.Чижевского, А.Ф.Лосева, К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, И.В. Сталина, Ганди, Д.Неру, Л.Н.Гумилева, Н.А.Козырева, Н.С.Кондрашёва, В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева, В.П.Казначеева, П.Г.Кузнецова, И.Валлерстайна, Н.К. и Е.И.Рерихов, и многих других.

Самое опасное для человечества – это возможный «срыв», возможное его «падение» – в «пропасть» термоядерного, да еще с компонентами космической войны, самоуничтожения.

Глобальный империализм мировой финансовой капиталократии, в первую очередь в США, ставит вопрос о своем военно-силовом господстве над миром, с использованием не только термоядерного оружия, но таких видов оружия массового поражения, как климатическое оружие (система «HAARP» на Аляске и её поддерживающая морская структура США), биологическое оружие, высокочастотное (СВЧ) оружие и т.п.

Генерал-полковник, доктор исторических наук, президент Академии геополитических проблем Леонид Григорьевич Ивашов в монографии «Мир на изломе истории. Хроники геополитических сражений» (2018) хорошо показывает, как США пытаются создать «новые виды средств глобального поражения» и «пекут» в Пентагоне стратегии превентивных ядерных ударов по России и Китаю, допуская ядерные удары малой мощности по Ирану, Северной Корее и другим странам, которых они посчитают своими «противниками».

Приведу цитату из этой книги:

«Развивают Соединенные Штаты и новые виды средств глобального поражения. Так, в управлении перспективных вооружений Пентагона действует два новых, строго засекреченных отдела «С» (климатический) и «Р» (психологический). Первому был подчинён ряд объектов, среди которых «ХААРП» на Аляске, метеорологическая служба и несколько кораблей из состава ВМС во главе с оснащённым специальным оборудованием крейсером «Вирджиния». Место базирования штаба отдела – на Бермудах, задачи – создание и отработка геофизического оружия. По результатам испытаний волновых климатических средств признана высокая их эффективность… Поступают сведения, что проводятся также эксперименты по созданию плазмоидных облаков над пучками траекторий баллистических ракет противника. Направления исследований отдела «Р» воздействия волновых процессов на психику и сознание человека. Вызывая искусственные магнитные бури и воздействуя на человека рассеянным или целенаправленным изучением волн различной длины и частотного диапазона, можно затормозить и расстроить работу головного мозга. В секретных задачах этого департамента значится разработка методов влияния на большие массы людей с различных расстояний в целях психоэмоционального воздействия для вызова чувства страха, апатии, подавленности или возбудимости, агрессии, состояние аффекта. То есть, ставится задача научиться управлять поведением населения в любых точках земного шара. Отделу передан оборудованный соответствующей аппаратурой новейшей крейсер «Висконсин». Работа его систем финансировалась в 2005 году в ходе операции против Ирака и в 2005-м – для поддержки «оранжевой революции» на Украине» (конец цитаты, с. 196, 197 в вышеназванной книге).

Здесь я подчеркну свой прогноз – такой «Анти-Разум», финансируемый мировой финансовой капиталократией, думающей что он сможет «переиграть» своих противников и одержать в конце концов победу, обречен: ему будет нанесен удар со стороны Природы (Вселенной, Космоса) с «той стороны» в системе многочисленных «обратных связей» действующих гомеостатов, о которой он даже не догадывается. И этот «Анти-Разум» рвётся в Космос, создаёт проекты полётов на Марс? – Космос такой «Анти-Разум» не потерпит. Он будет экологически неожиданно уничтожен.

«Экономика смерти», как охарактеризовал Валентин Юрьевич Катасонов, кажется в 2018 году, в августе – месяце, в одной из публикаций в газете «Советская Россия», рыночно-капиталистическую систему, несет смерть и самим «хозяевам» этой «экономики смети» «Анти-Разуму» мировой финансовой капиталократии.

Одновременно стоит напомнить «поджигателям войны» из Пентагона, что всегда на их достижения в изобретениях все новых и новых видов оружия массового поражения будет всегда находиться «асимметричный ответ» еще более убойной силы, о котором они даже не подозревают.

Снова перед человечеством встает проблема организации мощного движения за мир во всем мире и за переход человечества к Ноосферизму, как новому пути развития на базе Закона Кооперации и Мира без Войн и Насилия, Мира на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма, грядущего ноосферного синтеза Науки и Власти, без которого невозможно научное управление социоприродной эволюцией, и значит – управление социоприродной гармонией. На этом я свой ответ прерываю, Виктор Витальевич.

- 4 -

ВВЛ: Уважаемый Александр Иванович! Спасибо за Ваши развернутые ответы по столь сложной проблеме – проблеме взаимосвязи Вселенной, Мироздания и человека на Земле, которому в соответствии с Ноосферизмом предстоит стать Ноосферным Человеком, олицетворяющем, собой Ноосферной Разум. Чтобы Вы добавили к уже сказанному?

 

АИС: Добавлю следующее. Переживаемая нами Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть Эпоха Конца не только Рынка, Капитализма, Либерализма, но и Конца эгоизма, ставки на эгоистическую форму свободы (свободы от любых обязанностей, от совести, от долга, свободы по поговорке «что хочу, то и ворочу»). Это Эпоха агонии всех рыночно-капиталистических форм бытия и их обслуживающих ценностей.

Я считаю, и этому посвятил серьезные научные труды, что у России в XXI веке – ноосферная миссия, призвание возглавить Ноосферный Прорыв человечества, ведя на всех «фронтах» – дипломатическом, экономическом, идеологическом, геополитическом, культурном, научном, образовательном, духовно-нравственном, эстетическом, экологическом – борьбу за предотвращение мировой войны (потому что стоит ей только начаться, как сработает «эффект домино», и человечество окажется в «огне» военного, переходящего в экологическое, самоубийства).

Россия – цивилизация, которая всегда тяготела к миру, а не к войне, она есть миротворческая цивилизация. Поэтому она не только стала местом рождения «социалистической истории на Земле», совершив Великую Русскую Социалистическую Революцию во главе с партией большевиков, русским народом и лидером этой революции – Владимиром Ильичом Лениным, не только спасла весь мир от фашистской чумы 75 лет назад, победив Гитлеровскую Германию в 1945 году (9 мая), не только первой совершила в 1957 – 1961 годах Прорыв Человечества в Космос (запущенный из СССР первый спутник Земли, первый полет в ближний Космос, вокруг Земли Юрия Алексеевич Гагарина), но и подарила миру научное учение о переходе Биосферы в Ноосферу Владимира Ивановича Вернадского.

Ноосферизм – есть развитие этого учения В.И.Вернадского в Эпоху Великого Эволюционного Перелома. Он представляет собой и новую научно-мировоззренческую систему XXI века, и новую научную идеологию, и стратегию выхода человечества из Экологического Тупика Истории в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

Я уверен, Россия станет во главе Ноосферного Прорыва человечества в XXIвеке. И только на базе Ноосферного Прорыва Космический Прорыв, который длится более 65 лет, обретет адекватное свое качество и выведет человеческую цивилизацию на тот космический уровень познания и самопознания, единства микрокосма и макрокосма, который будет достойно представлять Человеческий Разум и на Земле, и в Солнечной системе, и во Вселенной, неся в космическое пространство Послание Добра, Любви, Кооперации, Духа и нравственности высочайшей чистоты своих помыслов, Послание Человечности и Гармонии!

За этим стоят Роды Действительного – Ноосферного – Разума, после которых последуют Роды, в лице человечества, – и Космического Разума!

 

- 5 -

ВВЛ: Уважаемый Александр Иванович!

Спасибо за это интервью. Я считаю, что оно будет интересно всем, кто с ним ознакомится. Оно раскрывает новые смысловые грани Ноосферизма как научно-мировоззренческой системы.

АИС: Уважаемый Виктор Витальевич!

И Вам спасибо за этот очередной наш диалог в форме Ваших вопросов и моих ответов.

Мы живем в удивительное, очень интересное время, требующее настоящего разума, настоящего интеллекта, т.е. таких, которые не поддаются соблазну переменчивой конъюнктуры, мужества – мужества искать правду и только правду и затем её нести миру. Недавно известный писатель и публицист Александр Андреевич Проханов в газете «Завтра» опубликовал статью «Масло сливочное или машинное?», в которой определил «Россию будущего», как «ту страну», о которой мечтали поэт Хлебников, архитектор Мельников, звездочёт Циолковской». Я бы к этому списку добавил и С.Н.Булгакова, Д.И.Менделеева, и В.И.Ленина, и И.В.Сталина, и Н.Н.Моисеева, и П.Г.Кузнецова, и В.П.Казначеева, и А.Л.Яншина, и С.П.Королева, и Ю.А.Гагарина, и И.А.Ефремова (и список может быть продолжен). По моим взглядом имя «России будущего» и есть «Ноосферная Россия».

И.А.Ефремов в романе «Час быка» назвал это Будущее «Эрой Встретившихся Рук», под которой он понимал Ноосферный Коммунизм при доминирующей роли Закона Кооперации.

А уходящую историю эксплуататорских обществ, в которой доминируют закон конкуренции, социал-дарвинизм, «право сильного», он назвал «Эрой Разобщенного Мира». Именно «Эра Разобщенного Мира», т.е. рыночно-капиталистическая система, рождает иллюзию, что Власть Силы, а не Власть Гармонии и Кооперации, и вытекающие из борьбы за нее войны и насилие, и есть «естественная форма» бытия человека и природы. И если «Разум» не сможет преодолеть эту иллюзию и заблуждение, то он погубит не только себя, но жизнь на планете, которая породила и его, как «Разум». В романе показывается, что человечество, освоив Космос, став совершать межзвездные экспедиции, начало открывать планеты во Вселенной, «где есть всё для жизни (цитирую И.А.Ефремова): голубой свод могучей атмосферы, прозрачное море и чистые реки, теплое светило. Но ветра перевивают мертвые пески, и их шум вместе с шумом моря или грозы – единственные звуки, нарушающие безмолвие громадных пустынь. Мыслящая жизнь, в диком заблуждении, убила себя и всё живое, едва прикоснувшись к мощи атома и космоса».

Предназначение Ноосферизма, становящихся Ноосферной Науки и Ноосферного Образования и состоит в том, чтобы мыслящая жизнь в лице человечества в диком заблуждении не убила себя на Земле и вместе с собой всё живое на планете.

Диалог состоялся дистанционно

6 – 13 июля 2020 года

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Вы не имеете права оставлять комментарии