Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

3b6a0b0f9bf09255fe85f14deedc8c92ри

Слово «Святитель» в наше время редко употребляется, поэтому требует пояснения. Святителем называют архиереев. Филофей (Лещинский) – известный святитель начала XVIII века, митрополит Сибирский и Тобольский.

Филофей родился в 1650-м году в Малороссии, в небогатой дворянской семье. Он получил воспитание и образование в Киевской духовной коллегии. Окончив её, женился и служил приходским священником в Киеве, но вскоре овдовел. По тогдашним церковным законам он не мог ни жениться снова, ни сохранять священство, поэтому поступил в Киево-Печерскую Лавру и постригся в монахи, приняв имя Филофей, что в переводе с древнегреческого языка означает «боголюб». Вскоре молодой монах обратил на себя внимание начальства Лавры. «За редкое благочестие, особую опытность и распорядительность в делах» его избрали экономом. А спустя какое-то время назначили наместником Брянско-Свенского монастыря.

Пётр I придавал большое значение Сибири, он видел в ней огромные перспективы для экономического развития России и укрепления её политического могущества. В 1700-м году царь издаёт специальный указ, повелевающий Киевскому митрополиту «поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов… человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и ученаго, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божиею помощию исподволь… в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога».

Выбор пал на Филофея Лещинского. В 1702-м году он был посвящён в митрополита Тобольского и Сибирского и отправлен в столицу Сибири.

Филофей, приехав в Тобольск, принимает ряд мер для укрепления православия в Сибири. Он проявляет большую заботу о строительстве новых храмов. Когда Лещинский начинал руководить Тобольской епархией, во всей Сибири было 160 церквей, а за 15 лет его управления их стало 448.

В заботах о митрополии Филофей посещал не только приходы и монастыри в центре Западной Сибири, но и не раз побывал на севере Тобольского края и на востоке Сибири.

Он много сделал для того, чтобы улучшить материальное положение сибирского духовенства.

Одной из важнейших задач Филофея как архипастыря была борьба с расколом, который продолжал укореняться в Сибири.

В начале 1703-го года Лещинский открывает школу для детей священнослужителей. Тобольская архиерейская славяно-русская школа «для образования духовного юношества» являлась вторым провинциальным училищем, которое готовило священнослужителей в России (первая открылась в 1702-м году в Ростове Великом) и первым учебным заведением в Сибири. Лещинского можно с полным правом назвать основоположником образования в этом крае.

В конце 1702-го года Филофей организует ученический театр при только что созданной славяно-русской школе. Это был первый театр за Уралом. Таким образом, Лещинский является основателем театра в Сибири.

В 1705-м году Филофей отправляет миссионеров на Камчатку. Однако, в связи с сопротивлением местного населения, православие на Камчатке распространить не удалось.

Гораздо успешнее проходила миссионерская деятельность митрополита, которую он считал главным делом своей жизни, на севере Тобольской губернии, среди так называемых инородцев: хантов, остяков, вогулов, селькупов.

Пётр I, понимая, как важно для интересов России христианизировать север Сибири, первоначально пытался окрестить инородцев на добровольной основе. В 1706-м году он издаёт указ, по которому церковная власть Сибири в лице митрополита Филофея должна предпринять массовое крещение инородцев, исповедующих язычество. Но действовать не силой, а «увещеванием». За переход в православие обещали «сложить все прежних годов недоимки и выдавать из казны кафтаны, рубашки и хлеб».

В 1707-м году Лещинский отправляется с православной миссией к березовским остякам. Однако «немногие из остяков согласились креститься», и миссионеров принимали и провожали «с ожесточением».

Видя, что добровольная христианизация сибирских инородцев ощутимого результата не даёт, а новокрещённые снова обращаются к своим языческим кумирам, в 1710-м году царь отправляет митрополиту Филофею новую грамоту, которая утверждает необходимость насильственного крещения инородцев.

Ещё в 1709-м году Филофей тяжело заболел и удалился в построенный им тюменский Троицкий монастырь. Там он принял схиму с именем Феодор. К 1711-му году Филофей почувствовал облегчение и решил осуществить свой давний замысел – «распространять православие обращением (в христианскую веру) остяцких народов, в идолопоклонстве заблудившихся».

С этого времени Филофей предпринял шесть миссионерских походов по северо-западным районам Сибири. Исследователи пишут, что за время миссионерской деятельности Филофея было окрещено 40 000 инородцев и построено у них 37 церквей.

Положительное значение деятельности Лещинского - его заботы о сибирском просвещении, нравственности и культуре; его труд, направленный на строительство и ремонт церквей, облегчение положения священнослужителей, - не подлежит сомнению. Эта деятельность включает митрополита Филофея в число замечательных людей Сибири. Но его миссия христианизации народов Тобольского Севера воспринимается далеко не однозначно.

Летом 1726-го года, уже очень старый и больной, схимник Феодор решил ещё раз исполнить миссионерский долг. С этой целью он отправился в Обдорск (ныне Салехард). По дороге остяки встречали его очень приветливо и «слушали со вниманием». Однако в Обдорске он увидел около ста вооружённых остяков, которые угрожали застрелить всех проповедников. Феодору пришлось вместе со своими спутниками повернуть обратно.

В «Патерике сибирских святых и подвижников благочестия» записано: «Память о нём с любовью хранится жителями Сибири: «Добрый был старик, народ в обиду не давал. Комиссары и воеводы боялись его; остяков сильно любил; верный слуга Божий был; святой был человек».

Это одна сторона миссионерской деятельности Ф. Лещинского. Но есть и другая, которая «просвечивает» через многочисленные уверения в том, что он совершал свою православную миссию исключительно тихим добрым словом, и крещение язычников было только добровольным. Сам указ Петра 1710-го года: «А естли кто остяки учинят противность сему нашему великого государя указу, и тем будет казнь смертная» - «развязывал руки» для агрессивного и напористого наступления на язычников.

Е. Ф. Геркулов в статье «Православная инквизиция в России» пишет: «В Сибири среди остяков и вогулов огнём и мечом действовал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Этот инквизитор разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни, силой обращал сибирские народы в православие, угрожая в случае отказа смертью…». И это подтверждается многими историками Сибири.

С таким суждением можно соглашаться или не соглашаться. Не в этом дело: история должна быть как можно более объективной. А объективность такова, что у миссионерской деятельности Филофея Лещинского имелась явно тенденциозная направленность, которая усугублялась фанатичной страстью митрополита к обращению в православие всего населения северо-западной Сибири без учёта его истории, традиций, национального характера, уровня материального и духовного развития и, наконец, желания – любым путём!

После смерти Ф. Лещинского миссионерская деятельность в Сибири надолго ослабела

Последний год жизни старец Феодор провёл уединённо в небольшой деревянной келье Свято-Троицкой обители в Тюмени. Скончался он 31 мая 1727-го года.

Несомненно, Филофей Лещинский является выдающимся сибирским деятелем в истории российского государства. А «история, - по утверждению французского писателя XIX века Астольфа де Кюстина, - не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей совершенными».

БИБЛИОГРАФИЯ

1). ГБУТО ГА в г. Тобольске Ф. 530. Оп.1.Д.1. Л.11.

3). Дмитрук А. Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия. – Единецко-Бричанская епархия. – 2006.

4). Жития Сибирских святых. Сибирский патерик. – Новосибирск. – 1999.

5). Христианизация аборигенного населения Тобольского Севера в XVIII веке//

do.gendocs.rudocs/index-262249.html…

6). Геркулов Е. Ф. Православная инквизиция в России//libbabr.com?book=4220

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Вы не имеете права оставлять комментарии