«Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка», - это утверждение Петра Ильича Чайковского никто оспаривать не станет, но его вполне можно перифразировать, заменив слово «музыка» на «акварель». Да, есть и такой язык, на котором разговаривают со зрителями художники, владеющие приемами этой разновидности изобразительного искусства.
Случайно ли решил приоткрыть дверь в свой мир, созданный акварельными красками, Игорь Лозинский, представив нам для созерцания коллекцию из 30 произведений в галерее «Живая жизнь» в Московской библиотеке №6 имени В.В. Вересаева?
- Я, если честно, не очень люблю устраивать выставки: надо выбирать работы, а их очень много, и на их оформление тратится уйма времени и денег. В процессе подготовки испытываешь, в некотором роде, стресс. Но, когда ты все-таки ее сделаешь, то слышишь отзывы друзей, людей, которые пришли на выставку, и понимаешь, что это дорогого стоит.
Пейзажи, натюрморты, портреты – кажется, нет здесь ничего необычного: все жанры состоявшемуся мастеру подвластны. Однако цепляет концепция выставки, и она заключена в наименовании экспозиции - «Прозрачный мир».
- Мир вообще-то – это прозрачная субстанция, потому что в нем много слоев, и через них надо уметь видеть, - философствует автор, - не хочу сказать, что это особое умение, все мы умеем видеть через прозрачность этих слоев.
Так-то оно так, однако далеко не все могут отобразить это на бумаге и помочь увидеть другим то, что они не видят в жизни или видят, но не отдают себе в этом отчета.
Французский художник первой половины 19-го века Эжен Делакруа, исповедовавший романтическое направление в искусстве, писал: «То, что даёт тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги». Проще говоря, прозрачные краски позволяют просвечиваться любым ранее нанесенным цветам, а иногда и фоновой бумаге. И в случае с Игорем Лозинским всё так и есть, и его акварельные сюжеты настолько естественно ярки, красивы и понятны, что их немудрено воспринимать как живописные рассказы. О чем?
Посетители в растерянности: вроде как наши российские просторы, однако каждому предмету искусства полагается иметь пояснение в виде этикеток, и вот тут-то становится ясно: автор любит путешествовать. Там он и делает наброски. География весьма широка: от Италии («Умбрийские холмы» и «Рождество в Сан-престо») до Греции («Игра в тавли», «Греческие рыбаки», «Паралио»), а еще – зарисовки столиц ФРГ («Весна в Берлине») и Чехии («Зимняя Прага»). Загадочны и в то же время просты сюжеты из Сирии, где автор поет оды Дамаску и Пальмире, не менее эмоциональны рисунки из Словении и Хорватии.
Игорь Лозинский. «Умбрийские холмы»
Игорь Лозинский – это имя известно в мировой культурной среде, точнее, в архитектурной сфере. За четыре десятка лет он создал немало интересных проектов, и сейчас он востребован именно как архитектор. В Московском архитектурном институте, который окончил, впоследствии стал преподавателем и был удостоен ученого звания профессора.
- Это вовсе не редкость, когда архитектор берется за кисть и выдает шедевры. Это Вам помогает выразить свои чувства через акварель, масло или мешает?
- Точно не мешает, потому что архитекторы прошлого – это, как правило, художники, к примеру, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Я себя, конечно, не сравниваю с ними ни в коем случае. Смысл архитектурного образования, которое было еще на заре советской власти, не говоря уже о Российской империи, в том, что архитектура и другие искусства преподавались вместе. И у того же конструктивиста Константина Мельникова, например, учителем живописи был Константин Коровин, это подтверждает мысль о том, что архитектура и изобразительное искусство - части одного целого. Сейчас эти направления в вузах разъединены, и это мне кажется нелогичным, неправильным, искусственным и надуманным. Профессия архитектора, отдаляясь от профессии художника, к сожалению, очень многое теряет.
Студенты 2-го курса МАРХИ на практике в Великом Устюге. В центре – академик Е.А. Окиншевич, в первом ряду третий справа – И.З. Лозинский
Способностей к рисованию Игоря нельзя было не заметить, еще когда он был студентом. Об этом говорит его наставник, известный архитектор и художник, профессор кафедры живописи МАРХИ Евгений Окиншевич:
- Я увидел его страсть и любовь к моему предмету. Для меня это был подарок, потому что таких учеников не много. Я ему тогда сказал: «Продолжай, и продолжай, и продолжай!» Параллельно – архитектура, я тоже архитектурой занимаюсь: проектирую, строю, но не могу оторваться от мольберта. И у него должна быть такая же цель, мне кажется.
Игорь Лозинский на практике
Что приближает акварель Лозинского к живописи? Пожалуй, экспрессия. Это особенно заметно в пейзажах. Всё пространство погружено в свет - он на деревьях, на водной глади, на чем только ни отражается. Мастера правомерно назвать солнечным человеком.
Игорь Лозинский. «Рождество в Сан-Престо»
- Это абсолютно точно, - соглашается Евгений Анатольевич и добавляет: - есть акварелисты – они просто пишут нежные, прозрачные картины. Но у Игоря есть качество экспрессиониста: он не боится цвета, и при этом может делать нежные работы. Диапазон его таланта широк, и дай Бог, что когда-нибудь моего ученика сделают народным. Он уже достиг хорошего качества своих работ. Игорь, в первую очередь, прекрасный архитектор. Я своим студентам говорю: «Если архитектора считают хорошим специалистом в своем деле, то он и хороший художник, ведь основа того и другого – композиция». А вот хороший художник не всегда может быть архитектором…
Игорь Лозинский. «Автопортрет»
Удаются Лозинскому и портреты. Путешествуя по Греции со своим другом Сергеем Шереновым, тоже архитектором, Игорь Захарович сделал наброски, и в них легко угадать характер модели: уверенный, свободный, надежный («Мой друг Серёга»). В общем, целеустремленный. Кстати, Серёга подошел со всей ответственностью к просьбе друга оформить работы для выставки. Оформил по всем правилам дизайна, требующим «сочинить» некую конструкцию с учетом колористики изображения, его размера и содержания.
Весьма интересен рисунок, на котором образ его супруги. Они вместе 35 лет… Ольга сидела в первом ряду в галерее и внимательно слушала всё то, о чем говорили академики и гости:
- Мне очень приятно было всё это услышать. Тронуло до слез. Наш второй сын и я окончили архитектурный институт. Я немножко расстраиваюсь, что в такой творческой семье предпочла, чтобы они были главными гениями.
Всю церемонию открытия выставки снимал на видео старший сын Илья, выпускник ВГИКа, он профессионально занимается фото- и видеосъемками, пишет сценарии и воплощает их в жизнь.
Илья Игоревич снял с правильного ракурса ход события, продемонстрировав знания всех принципов репортажной съёмки, в том числе, выступления однокурсников и друзей.
- Не много людей есть, для которых искусство – это самое главное в жизни, а остальное прилагается, - сделал вывод Рубен Захарьян, фотограф, - Игорь живет и архитектурой, и изобразительным искусством. За время подготовки к выставке он успел побывать и в Керчи, и в Италии. Из Пальмиры привез прекрасные работы. По его возвращении я пришёл в мастерскую, он вдруг достал холст, масляные краски и за 30 минут набросал мой образ. Я посмотрел и понял, что он отобразил всю мою наглость, веселую напористость и вообще изобразил, всё моё нутро. Как он это увидел? Не понимаю. Интересно: он выхватывает из ситуации такие моменты, которые другой даже и не увидит.
- Игорь оттачивает свое мастерство на протяжении полувека, - делится своими наблюдениями друг художника со школьных времён Алексей Минин, инженер по проектированию космических двигателей, - я был вместе с ним во многих местах, изображенных на его работах. У меня впечатление от них не такое, как у людей, впервые увидевших эти работы. Для меня это - домашние светлые картины. Они вызывают приятные воспоминания о детстве, юности и зрелости. У Игоря Захаровича действительно талант от Бога.
Церемонию облачения в мантию вновь избранного академика ПАНИ Игоря Захаровича Лозинского проводят В.С. Кузнецов и С.Н. Жуликова
На встрече академиков Московского отделения Петровской академии наук и искусств 3 августа 2021 года был вручен диплом действительного члена академии Игорю Захаровичу Лозинскому, теперь он академик, и после церемонии облачения в мантию его поздравила академик ПАНИ, Учёный секретарь МО ПАНИ, директор Библиотеки №6 имени В.В. Вересаева Светлана Жуликова:
- Столь интересная выставка акварелей у нас за 9 лет существования галереи проходит впервые, - сказала Светлана Николаевна, - это, безусловно, событие в истории культуры Москвы, в культурной жизни столицы. Получилась цельная экспозиция без вкраплений живописи и других техник, многоплановая, многоцветная и многожанровая. Во всех работах Игоря Лозинского чувствуется свет. Чувствуется: всё сделано с большой любовью к природе, к человеку, к миру. Мир прозрачен, и прозрачно искусство. Оно очень хорошо передает свои чувства, хорошо его доносит до зрителя.
Коллега Игоря Лозинского по искусству Мария Вальдес Одриосола удостоена ученого звания профессора ПАНИ по изобразительному искусству, и она, получив документы, тоже не смогла удержаться и выразила восторг в адрес виновника торжества.
- Мария Сантьяговна, Вы как профессор изобразительного искусства, можете объективно дать оценку работе секции «ИЗО» МО ПАНИ и выставке?
- Планку мы держим, потому что показываем самое самобытное, оригинальное, творческое. Вот и сегодняшняя экспозиция - на высоте. Акварель – очень сложная техника, в ней практически нельзя ничего исправить, как, например, в живописи. Браво, Игорь!
И заключительное резюме того, кто радует людей чистотой и прозрачностью своей души:
- Я услышал отзывы старых и новых друзей, своего учителя в МАРХИ Евгения Окиншевича, и для меня их слова оказались очень важными, поскольку вдруг начинаешь понимать: работа, которая является, по сути, твоей жизнью (ты просто дышишь этим), вдруг кому-то интересна. И кто-то еще говорит про нее какие-то слова. Это для меня очень важно.
- Выставки проводятся в надежде на то, чтобы люди их посещали. Здесь в центре Москвы, конечно, поток людей, и многие увидят Ваши работы.
- Facebook нам в руки. Обязательно приглашу. Кстати, многие сегодня не пришли, потому что подумали: в день открытия будет много народу. Говорили: «Мы придем попозже, посмотрим».
Владимир Кузнецов (Влад Красноярский),
куратор выставки, профессор изобразительного искусства,
кандидат педагогических наук, вице-президент ПАНИ
Фото Влада Красноярского
и фото из семейного архива Лозинских