Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Общая методология» как качественно новая самостоятельная наука о единой организации жизни Природы, Человека и Общества на планете Земля

В докладе раскрываются понятие, состав (законы, принципы, алгоритмы), структура, объект научного познания и  место общей методологии как самостоятельной науки в системе научного знания

 Актуальность создания методологии как самостоятельной науки в современной системе наук с одной стороны обусловлена социально-экономическими факторами развития общества, а с другой – подготовлена развитием наук об обществе, о природе, о человеке.

  К социально-экономическим факторам относятся поставленные перед обществом цели инновационного развития и модернизации экономики. Реализация этой цели требует разработки стратегии, основанной на консолидации сущностных сил Природы, Человека и Общества. Не случайно среди сформулированных в свое время направлений инноваций важнейшим был назван интеллект. Если интеллект определить как преобразующую способность  организма (Природы, Человека, Общества и их единого целого) (М.П.Барболин, 2004), то станет ясно, что он есть сущность дальнейшего общественного развития, главное звено и генетическое ядро общественного капитала и инноваций,  а процесс его проявления и использования есть главное стратегическое направление развития и модернизации экономики и всех видов общественных, в частности, межнациональных и межличностных отношений.

К факторам научного плана относится потребность в интеграции наук, в первую очередь, естественнонаучного и гуманитарного знания. Введение курса «Концепции естествознания» в высших учебных заведениях не решило проблемы интеграции  научного знания. В системе философских наук появилось поняте «коэволюция», которое также не может решить проблемы интеграции и тем более органического единства наук даже на мировоззренческом уровне. В Академии наук РФ ученые занялись проблемой  интеграции естественнонаучных гуманитарных знаний, обратившись к идее конвергенции. «Природа и техносфера в сознании человека разорваны. В то время как общество превратилось в геологичесую силу» - говорит ведущий, директор Курчатовского института М.Ковальчук в передаче «Вести из будущего» (ТВ 5 канал, 4.12.2011. приближенный пересказ) И далее М. Ковальчук отмечает, что конвергенция — путь к сохранению цивилизации. А ноосфера — новое качество биосферы.

Но если поразмышлять о конвергенции наук, то легко понять, что конвергенция возможна в рамках качественно новой модели научного знания (дедуктивный подход) или, по-другому, — конвергенция наук должна дать качественно новую модель научного знания (индуктивный подход).

Определение общей методологии. Прежде, чем дать определение общей методологии, обратим внимание на две параллельные линии развития жизни: объективную и субъективную. Если заметить, что знания описывают жизненные процессы: естественнонаучные – в природе, гуманитарные в обществе, то станет ясно, что для соотнесения естественнонаучного и гуманитарного знания необходимо соотносить на одном (объективной реальности) уровне логическую организацию процессов жизнедеятельности Природы и Общества, а на другом уровне (субъективной реальности, ибо наука субъективна, поскольку производится человеком) – логику познания и описания процессов субъективной деятельности – жизнедеятельности в системе научного знания. Знания же о человеке интегральны, включают в себя естественнонаучные и гуманитарные знания. Не случайно принято считать, что человек – существо биосоциальное. Еще Маркс писал, что со временем все науки станут науками о человеке.

Поскольку речь идет о логике и ее осуществлении в жизни, то, очевидно, с полным правом можно говорить о методологии. В стандартном понимании методологию определяют как науку о способах и методах деятельности. Но это лишь субъективная сторона реальности (реальной жизни). В нашем понимании в силу того, что речь идет об объективных и субъективных процессах имеет смысл понятие методологии расширить, включив наряду с субъективной объективную сторону жизни, используя при этом термин «организация».   Ибо термин организация может быть как объективной, так и субъективной, например, используются термины «общественная организация» и « генетическая организация». С учетом сказанного имеет смысл качественно новое определение методологии.

Методология – наука об организации жизни в ее объективной и субъективной реальности.

Общая методология – наука о единой организации жизни Природы, Человека и Общества в ее объективной и субъективной реальности.

Очевидно, что данное определение является более общим по сравнению с традиционными, ибо организация предполагает наличие способов, методов, их логической организации, а также   логической организации содержания жизненных процессов и жизненных пространств.

Организация, что наиболее очевидно на уровне человека, переходит в организм. В современной цивилизации говорят уже об общественном организме. Однако, поскольку и те и другие имеют одни и те же корни, одинаково называемые процессы – жизненные процессы, то, очевидно, они должны подчиняться общим законам, определяющим и детерминирующим жизненные процессы независимо от их организации.

Объект и предмет общей методологии как самостоятельной науки.

Принято считать математику высшим уровнем абстракции. Но математика раскрывает структуры и логику, однако она не затрагивает субъективную реальность. Поэтому более высоким уровнем является общая методология как интегральная наука об организации в единстве объективной и субъективной реальности. Общая методология, по сути, связывает объект и субъект, подобно тому, как их связывают способы человеческой деятельности.

Однако в соответствии с законом опережающего отражения уже в самих субъектах жизни заложены определенные сущности: смыслы, интенции, потенции, определяющие направление развития и характер жизненных процессов. Поиску этих сущностей как источников жизни посвящена философия. 

Таким образом, наряду с объектами уже известных наук и философией общая методология имеет собственный объект познания, занимающий особое еще никем не занятое место в общей иерархии объектов научного познания. А, значит, она может и должна и свою собственную область научного знания, описывающую этот объект.

Объектом общей методологии является объективная и субъективная реальность, а предметом — единая организация жизни Человека, Общества и Природы. Поэтому общую методологию можно рассматривать как самостоятельную науку.

Методология как форма описания сущности организации жизни.

Сущность методологии — в открытии законов, методов, способов, средств и форм проявления в субъективной реальности законов развития и организации жизни объективной реальности. 

Поскольку речь идет о жизни. А жизнь, как утверждает наука, начинается с генетического уровня, то, очевидно, фундамент общей методологии образуют генетические законы организации жизни. При этом понимание «гена»  необходимо расширить. Речь может идти не только о биологическом гене, но и о социальном гене (С.Д. Мартынов). В качестве гена, вообще говоря, может служить любая объективная или субъективная организация, способная выполнять ключевые генетические функции: служить исходным пунктом воспроизводства организации и выполнять законы генетического наследования и генетического программирования.

Первым таким законом является закон единой генетической организации жизни Природы, Человека и Общества (М.П. Барболин, В.М. Барболин, 2007). (Для лучшего осознания имеет смысл вспомнить известный закон «Все в одном и одно вовсем», закон «Единства многообразного, а также утверждение о том, что «все в мире взимосвязано».) Этот закон означает, что единой сущностью и началом жизни в Природе, Человеке и Обществе и их единой организации служат гены и их организации. В философии соответствующие феномены называют сущностями. Если считать, что жизненный процесс есть постоянное изменение, преобразование (преображение) и развитие, то с учетом приведенного выше определения интеллекта его можно считать сущностью единого жизненного процесса Природы Человека и Общества.

Поэтому в рамках общей методологии как науки  в качестве развивающей и развивающейся генетической сущности единого жизненного процесса Природы, Человека и Общества рассматривается интеллект.

При этом важно заметить, что интеллект со своими характерными особенностями присущ каждому из субъектов этой единой организации — Природе, Человеку и Обществу (говорят же, например, об общественном интеллекте).  

Содержание (процессы) и структура (иерархия). Содержанием единой организации жизни являются процессы жизни и жизнедеятельности. А именно, совокупность процессов внутреннего мира человека, совокупность процессов общественной жизни, совокупность процессов жизни природы Земли, совокупность процессов жизнедеятельности человека и общества.

Процессы природы, организма человека (и других организмов), предметной деятельности (производства), культуры (технологии), образования, науки, идеологии, политики определяют области научного знания. Им соответствуют самостоятельные области научного знания: науки о природе, о человеке (и других организмах), о производстве (деятельности, поведении), о культуре (морали, нравственности), образовании, науке (науковедение, методология научого познания и т.п.), идеологии, политике.

Совокупность этих процессов, их организация, пространство осуществления и осуществимости образуют содержание общей методологии.

Принципы. Говоря о принципах, необходимо сначала раскрыть их сущность. Сущность принципа заключается в том, что он есть субъективная реализация объективного закона, с одной стороны, а с другой – он есть сущность и одновременно направляющий и системообразующий стержень процесса субъективной организации жизни.

Алгоритмы жизнедеятельности. Алгоритмы – есть логическая и ритмическая организация содержания, представляющая собой последовательность явлений, реализующих принципы на конкретном содержании среды в конкретном жизненном процессе.

Ключевой метод обеспечения устойчивости единой организации жизни Человека, Общества и Природы (или как учить человека отличать правду от выдумки, истинное от ложного, собственные мысли от чужих).

В книге Золотых правил Востока сказано: «Ищи путь, отступая все более  внутрь, ищи путь, выступая наружу». Это означает, что для того, чтобы понять истину, необходимо как можно глубже осознавать себя (или объекта), при этом погружаясь в свой внутренний мир (не только человека, но и любой организации и организма). И как можно полнее проявлять найденную в собственном внутреннем мире индивидуальную сущность, которая, в конечном счете, есть частичка всеобщей объективной истины. С технологической точки зрения необходимо заметить, что погружение в каждой среде (человека, общества или природы) носит уровневый характер, определяемый иерархией процессов среды.

Так живет Природа, так живет любой организм. Это есть реализация закона оборачиваемости (или оборачивания) (М.П. Барболин, В.М. Барболин, 2004). Закон Золотого ядра (Б.Ф. Гладков) говорит о том, что любая организация сначала набирает энергию до определенного Золотого предела, а потом ее отдает, создавая новое качество, реализуя тем самым закон опережающего воспроизводства генетического потенциала (М.П. Барболин, В.М. Барболин, 2004).

Вряд ли кто будет спорить с тем, что человечество питается в первую очередь энергией Земли, которая, по сути (хотя об этом никто, насколько мне известно, не писал), оборачивает энергию Солнца и, возможно других планет и Вселенной. А тогда должно быть и другое очевидно, что для обеспечения устойчивости необходимо отступая во внутрь, приближаться к энергии и организации и сущности Природы Земли. И только тогда человек и человечество обретет устойчивость. Ведь не то ли самое, что человек, как и дерево, питается своими корнями. Качество человека, его особенности обусловлены спецификой генетического потенциала. Здесь действует закон генетической обусловленности жизни. 

Истина – это ист-ин, т.е. то, что находится внутри — та сущность, которая дает жизнь и обеспечивает устойчивое ее воспроизводство. Можно называть ее БОГОМ. И справедливость такого утверждения на уровне организации жизни  на планете Земля становится совершенно очевидной, если раскрыть аббравиатуру БОГ как «бесконечная организация генов» (Н.С.Никифорова).

В психологии, педагогике и в жизни для постижения сущности любой организации жизни используют метод погружения в действительную или виртуальную реальность этой организации. Но это только для того, чтобы познать сущность этой организации, в то время как главной целью служит поиск средств и методов, а в более полном понимании – овладение сущностью организации с целью проявления этой сущности для обеспечения устойчивости этой организации.

Аналогично человек должен поступать по отношению к себе. Погружаясь во внутренний  мир, человек познает сою сущность, овладевает ею, а, проявляя, обеспечивает устойчивость жизненного процесса. ТАКОВ СМЫСЛ ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА ВОСТОКА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА УСТОЙЧИВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЖИЗНИ.

Этот метод позволяет отличать правду от выдумки, истинное от ложного, собственные мысли от чужих, и на этой основе осуществлять развитие жизненных процессов, не нарушая их устойчивости.

Результат. Результатом организации жизни на основе предлагаемой методологии является устойчивость жизненного процесса на планете Земля, определяемая сущностью этого процесса. Оторвавшись от корней, любое явление неминуемо вступает в противоречие с сущностью, его породившей и подпитывающей. В результате это явление теряет устойчивость, разрушается и исчезает. На планете Земля устойчивость жизни, в конечном итоге, определяется геном. Он, можно предположить, максимально устойчив. (Хотя пока не ясно, за счет его внутренней энергетической устойчивости и воспроизводства его внутренней сущности и содержания или за счет генерирующих процессов извне, в частности, Земли, Солнца, других планет и звезд. Поэтому отрыв от генетического потенциала любых проявлений жизни на планете Земля, по крайней мере, теоретически ведет к качественному изменению жизни и, значит, к нарушению устойчивости жизненных процессов. 

Вывод. Построенная таким образом «Общая методология» обладает всеми атрибутами науки и может рассматриваться как самостоятельная область научного знания.

К. п. н. Барболин М.П.

Институт образования взрослых

Российской академии образования, Россия

Барболин В.М.

Издательский дом «Петрополис», Россия

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить