11 января 2022 года действительному члену ПАНИ, члену Союза художников России А.И. Андрееву(Снегину) исполняется 75 лет.
Испокон веков Псковская земля славилась людьми искусства. Она взрастила целые плеяды мастеров живописи, литературы, музыки, театра. Зачастую житейские проблемы отдаляют нас от мира прекрасного и мы не так часто можем себе позволить посещать культурные мероприятия, выставки, презентации, концерты. Подчас забываем о тех, кто жертвует на алтарь искусства свою жизнь, привнося в наш мир массу добра и света, кто делает его лучше и прекраснее.
Да, мы редко о них вспоминаем, но только не сегодня, так как именно в этот день мы отмечаем юбилей одному из старейших представителей славной когорты: действительному члену Петровской академии наук и искусств, члену Союза художников России, мастеру линогравюры Александру Ивановичу Андрееву-Снегину.
Я познакомился с ним семь лет назад, в 2015 году. К тому моменту, в памяти многих уже стёрлись прогулки Александра Ивановича по морозу в пляжных тапочках на босу ногу, летней футболке с коротким рукавом и простых брюках. Представьте себе, в те времена из атрибутов зимней одежды он предпочитал только перчатки! Именно за такой образ жизни у художника и появился творческий псевдоним Андреев-Снегин. Но, давайте я расскажу обо всём подробнее, как говорится «от печки».
Родился Александр Иванович 11 января 1947 года в посёлке Новосокольники, в семье сельского учителя русского языка и литературы. Его отец Иван Михайлович помимо педагогической деятельности писал стихи и привил эту любовь своему сыну. Но у молодого отпрыска с ранних лет просыпается тяга к живописи. Он постоянно что-то рисует, пытается перенести на бумагу окружающий ребёнка мир. С течением времени в его рисунках начинает исчезать детская наивность, но чтобы достичь большего, требовалось профильное образование, получить которое, в те времена, было сродни обретения знаний в академии Бога. Это и стало мечтой молодого Александра, его намеченной и почти несбыточной целью.
После окончания восьмилетки в 1963 году он поступает Приозерское ПТУ связи N°-5 г. Ленинграда, где помимо получения трудовой специальности делает портретные зарисовки соседей по группе. В 1965 году он возвращается в родные Новосокольники и начинает трудовую деятельность в районном узле связи. Помимо этого, он устраивается по совместительству в кинотеатр «Мир», где пишет рекламные щиты к фильмам. В свободное время рисует городские пейзажи и даже устраивает небольшие выставки своих работ на стендах в кинотеатре. Работая в двух местах, он продолжает образование в 11 классе заочной городской школе.
В 1966 году Андреева призывают в армию. Службу пришлось нести в пограничных войсках, в г. Выборге. Спустя год командование направляет его на курсы младших лейтенантов в Московское пограничное училище. По окончании курсов служил в пограничном отряде в Эстонии. Пребывая в таких изумительных по своей красоте местах он начинает писать этюды, в том числе масляными красками. Его творения увидели сослуживцы и стали просить их для себя. После такого внимания, желание заняться всерьёз изобразительным
искусством утвердилось окончательно. Работы Андреева понравились начальнику отряда полковнику Ю. Полунину и он показал их командующему
округом генерал-лейтенанту Ионову. Затем был серьёзный разговор. По результатам которого Андреева уволили в
запас, чтобы он мог получить художественное образование и заниматься любимым делом.
В 1969 году он возвращается на родину и поступает в заочный Народный университет искусств им. Н.К. Крупской на курс изобразительного искусства к Людмиле Адольфовне Игнатовой, ученицы известного советского живописца и педагога Павла Кузнецова.
Зарабатывая себе на жизнь, Андреев работал методистом в Новосокольническом районном отделе культуры, сотрудником милиции в линейном отделе
Октябрьской железной дороги, художником в кинотеатре «Мир».
В те годы Александр Иванович много работает: пишет маслом пейзажи, делает городские зарисовки, начинает заниматься графикой. И как результат, первое серьёзное признание: в 1973 году он становится Дипломантом Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. Затем последовали городские и областные выставки 1975, 1977, 1982 гг.
О композиционном своеобразии работ самобытного художника начинают писать в местной и областной прессе. Кстати, первая публикация А.И. Андреева в газете «Псковская правда» состоялась 9 мая 1973 года.
За годы своего творчества художник подарил более ста живописных и графических работ родному городу, в настоящее время они хранятся в районном музее, а также украшают помещения детской библиотеки и школы.
В 1975 году Андреев завершает обучение в университете и принимает участие во Всесоюзной выставке художников-железнодорожников, а спустя три года, в 1978 г., его работы демонстрируются на Всероссийской выставке «Моё Нечерноземье». После чего судьба сводит Андреева с первым директором Псковской художественной школы, членом Союза художников России Валентином Михайловичем Васильевым, которого он по сей день считает своим наставников. Общаясь с мэтром Александр Иванович приходит к выводу, что знания полученные в Народном университете недостаточны для профессионального занятия искусством, и он принимает решение продолжить обучение в Ивановском художественном училище на дневном отделении педагогического факультета с живописным уклоном. С 1978 по 1981 гг. он занимается в группах Евгения Павловича Зимина, великолепного
педагога, рисовальщика, живописца, и Евгения Владимировича Кислякова, графика, рисовальщика, философа. По окончании учёбы Андреев возвращается на Псковщину и на первых порах работает художником в колхозе им. XXI съезда КПСС Новосокольнического района. Но, уже летом следующего года переезжает в г. Великие Луки, где с 25 августа 1982 года по 8 сентября 1994 года преподает рисование и черчение в средней школе N°-10 города на Ловати. Здесь же он создаёт художественную студию, где вечерами дополнительно занимается со школьниками. Вскоре, его ученики начинают побеждать на городских, областных, республиканских и даже международных конкурсах детского художественного творчества. Впоследствии, некоторые из его воспитанников добились значительных успехов и стали художниками.
За воспитание творческой молодёжи Александр Иванович был неоднократно отмечен дипломами и грамотами руководства.
Занимаясь педагогической деятельностью художник не перестаёт заниматься живописью, много работает над портретами земляков – ветеранами войны, посвящает целые серии эскизов на тему Великой Отечественной войны. Наиболее известные работы: «Партизанская слава Псковщины» (1984), портреты командира партизанской бригады В. Марго и Героя Советского Союза А. Германа.
Говоря о годах связанных с Великими Луками Александр Иванович отмечает: «Это было самое интересное и насыщенное время». И действительно, если более внимательно взглянуть на тот период времени, просто диву даёшься жанровому многообразию работ художника. Здесь присутствует и пейзаж, и портрет, и книжные иллюстрации, и экслибрисы. Широкой публике они становятся известны со страниц таких газет, как:: «Октябрьская магистраль», «Сельская жизнь», «Советская Россия» и др.
В 80-е годы прошлого века Андреев знакомится с интересными людьми: писателем И. Васильевым, художником А. Большаковым, просветителем Н. Гончаровым, поэтами: Э. Жемлихановым, Л. Скатовой. Особое место в его жизни занимает знакомство и последующая дружба с Героем Социалистического Труда Семёном Степановичем Гейченко. Результатами встреч становятся многочисленные шаржи, рисунки, гравюры, портреты.
Разносторонность интересов приводит Андреева на факультет журналистики вечернего университета марксизма-ленинизма Великолукского горкома КПСС, который он успешно оканчивает в 1985 году. После чего активно сотрудничает с журналом «Рабоче-крестьянский корреспондент».
Для совершенствования своего художественного мастерства в 1986 году Александр Иванович поступает на
факультет графики Ленинградского педагогического института им. Герцена, где обучается в группах О.С. Евсеева и В.В. Бабияка. В это время он работает сразу над несколькими сериями гравюр: «Современные Великие Луки», «Храмы города», «Усадьба М.П. Мусоргского», «Времена года», «Музей С. В. Ковалевской», «Пушкиногорье». В 1990 году с похвалой защищает дипломную работу, состоящую из серии гравюр «Музей академика И.М. Виноградова». Вскоре эти работы были переданы автором в фонды Музея математика в Великих Луках.
В 1990 году из под его пера выходит книга «Новосокольники», посвящённая истории малой Родины, а спустя год он становится автором герба города.
Андреев был дружен с известным писателем Лауреатом Ленинской премии и Государственной премии РСФСР им М.Горького И.А. Васильевым и помогал ему оформлять литературно-художественный Музей истории Великой Отечественной войны в деревне Борки Великолукского района Псковской области, где хранятся многие его работы.
Александр Иванович также трудился над оформлением книг и брошюр. Иллюстрировал стихи и прозу, - то, что всегда было и остаётся близко мастеру, трогает его душу, даёт пищу фантазии. Это книги Вильяма Козлова, Людмилы Скатовой, Геннадия Тумарева, Анатолия Шулаева, Татьяны Дроздовой, Натальи Волковой, Геннадия Синицкого и многих других авторов.
Творчество А.И. Андреева экспонировалось на персональных выставках в Великих Луках, Новосокольниках, Москве, публиковалось в журналах «Аврора» и «Русская провинция».
В 1995 году он переезжает в Невель, где поначалу работает руководителем изостудии детского Дома творчества, преподаёт рисование в дошкольных учебных заведениях, а позже, научным сотрудником секции Великой Отечественной войны в Музее истории г. Невеля.
В 1996 году Андреева принимают в Союз художников России. В рекомендации для его вступления народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР Владимир Ветрогонский писал: «Такие люди как Андреев являются украшением нашей тихой дивной провинции. Своим ежедневным многолетним трудом они создают неповторимые культурные и эстетические ценности».
В Невеле художник продолжает много работать штихелем и кистью. Здесь у него рождаются гравюры посвящённые Юрию Спегальскому, Валентину Васильеву, серия «Композитор С.В. Рахманинов». Его работы охотно печатают местные и центральные газеты. И здесь случается непредвиденное, Андреев узнаёт , что у него есть почти полный тёзка, и то же художник-график. Выход был найден: за своё увлечение закаливанием Александр Иванович берёт себе творческий псевдоним, и с тех пор начинает подписывать свои работы Андреев-Снегин.
За более чем полувековой творческий стаж художник создал сотни, если не тысячи произведений, которые хранятся во многих музеях нашей страны, в том числе: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. Глинки, Государственном культурном центре-музее В.С. Высоцкого, музее композитора С.В. Рахманинова, Ивановском областном художественном
музее, музее композитора С.И. Танеева, музее заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское», мемориальном музее-усадьбе С.В. Ковалевской, краеведческих музеях Тюмени, Великих Лук, Невеля, Новоржева, Пустошки и многих др.
Его творчество демонстрируется в музеях ближнего зарубежья: в Мемориальном музее-мастерской З.И. Азгура (г. Минск), Приднестровском государственном художественном Музее (г. Бендеры).
Благодаря стараниям Александра Ивановича и поэтессы Натальи Волковой в Невеле создаётся литературно-художественный клуб «Шкатулка», поэтические альманахи которого также иллюстрирует Андреев-Снегин.
За многолетнюю работу по увековечиванию дружбы между народами России и республики Казахстан в 2014 году А.И. Андрееву присвоено звание «Почётный гражданин Лебяжинского района» (Казахстан).
В мае 2015 года художника принимают в члены Петровской академии наук и искусств (С-Петербург), а в октябре 2016 г. Александр Иванович избирается действительным членом ПАНИ.
Несмотря на преклонный, по современным меркам, возраст мастер и сегодня проводит персональные выставки в музеях Псковской области, и даже принимает участие во Всероссийских и Международных конкурсах изобразительного искусства. Так в 2016 году он стал лауреатом Всероссийского творческого фестиваля «Русский Лад», в номинации «Живопись».
Среди учеников Александра Ивановича есть известные в России и за рубежом мастера, например, член Союза художников России Владимир Усталов, чьи полотна экспонировались в музеях США, Франции, Японии и Китая.
В настоящие дни художник большую часть своего времени проводит на даче, в уединении с природой. Увлекается рыбной ловлей, делает небольшие зарисовки, сотрудничает с Великолукским отделением Государственного архива Псковской области, где открыт личный фонд мастера, пишет воспоминания, печётся о судьбах своих воспитанников и близких ему людей.
член СП России
Геннадий Синицкий
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: