Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Признание ЛНР и ДНР: логика двойных стандартов

12 мая 2014 года были объявлены результаты референдума о статусе Донецкой и Луганской народных Републик. 2843 дня, которые уложились в 7 лет 9 месяцев и 10 дней, жители ДНР и ЛНР ждали дня признания независимости своих республик.  Это могло сделать любое признанное мировым сообществом суверенное государство, являющегося членом ООН. Таким государством стала Россия. Именно она 21 февраля 2022 года первой объявила о том, что ДНР и ЛНР являются независимыми и суверенными государствами, равными в правах и обязанностях любой другой державе. Указами Президента России были объявлены и юридически признаны новые субъекты международного права.  Отныне с этими странами, полноправными  участниками международных отношений можно устанавливать дипломатические, экономические и прочие отношения,  заключать договора и соглашения.

Дата знаменательная дата и роковая

В нынешнем году 21 февраля  ДНР и ЛНР признаны суверенными и независимыми государствами. Суверенными в своем праве определять свою судьбу и политику, выбирать экономический путь, самостоятельно писать свою историю. Независимыми, в первую очередь, от националистической политики властей современной Украины. У народов этих республик появилось право быть самостоятельными государствами. Быть может войти в состав России. Или же объединиться когда-нибудь с обновленной Украиной (что соответствует букве Минских соглашений).

В сочетании цифр 21.02 присутствует и роковое наполнение. Это дата госпереворота.

В 2014 году в ночь на 21 февраля продолжились многочасовые переговоры между президентом Виктором Януковичем, министрами иностранных дел Франции, Германии и Польши и представителем России (уполномоченный по правам человека Владимир Лукин). К этим переговорам присоединились лидеры оппозиции. Было составлено соглашение об урегулировании политического кризиса, предусматривавшее возвращение в течение 48 часов к Конституции Украины в редакции 2004 года, проведение конституционной реформы с перераспределением полномочий в сторону парламентской республики и досрочных президентских выборов, освобождение захваченных административных зданий, сдача нелегального оружия…

Соглашение подписали лдействующий Президент Украины Виктор Янукович, руководитель парламентской фракции политической партии УДАР Виталий Кличко, руководитель парламентской фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк, руководитель парламентской фракции партии «Свобода» Олег Тягнибок. От Европейского Союза соглашение засвидетельствовали главы МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, Польши Радослав Сикорский и руководитель Департамента континентальной Европы Министерства иностранных дел Французской Республики Эрик Фурнье. Спецпредставитель президента России не поставил свою подпись, поскольку понимал, что  гарантий выполнения достигнутых договорённостей нет.

Впоследствии Янукович на пресс-конференции 6 февраля 2019 года Янукович рассказал о вероломности представителей ЕС: « 21-го числа уже вооружённые молодчики захватили Администрацию президента, Кабинет министров, Верховную Раду Украины. А на следующий день европейские страны одобрили». Таким образом совершился государственный переворот.

Это стало пиком конституционного кризиса. Впрочем, Конституция Украины 21 февраля 2014 года была растоптана. Не только низвержением действующего президента Украины. В этот день Верховная Рада Украины проголосовала за восстановление Конституции Украины в редакции десятилетней давности.  За это решение "проголосовало" 386 депутатов. В том числе убедили это сделать 140 членов правящей «Партии регионов», которую возглавлял Виктор Янукович. К концу 2014 года эта партия ушла с политической арены в небытие.

Согласно статье 94 Конституции Украины (в ред. 1996 года и последующих) президент Украины в течение 15 дней имел право возвратить закон для повторного рассмотрения. То есть у Виктора Януковича было право до 8 марта отклонить решение Верховной Рады. Однако 22 февраля 2014 Верховная Рада Украины признала президента Виктора Януковича самоустранившимся от выполнения конституционных обязанностей и назначила дату внеочередных президентских выборов. Председатель Верховной Рады Александр Турчинов подписал закон о восстановлении конституции в редакции 2004 года и 23 февраля он был опубликован.

По ранее действовавшей Конституции Украины президент формировал правительство. Теперь в отсутствии покинувшего страну Януковича этим занялся парламент. И он тут же приступил к кадорым перестановкам. Сторонники Майдана, совершив госпереворот, получили новые, якобы законные возможности утверждать новый порядок в стране.

На этом фоне в Харькове состоялся съезд депутатов местных советов от Харьковской, Донецкой, Днепропетровской, Луганской и Херсонской областей, а также из Крыма и Севастополя. Была принята резолюция, призывавшая отдать всю власть на местах органам местного самоуправления «до восстановления конституционного порядка и законности в стране». Населению рекомендовали «самоорганизоваться для взаимодействия с правоохранительными органами на местах». По итогам съезда депутатов восточных регионов Украины, власть в Киеве признавалась нелегитимной.

Волнения прокатились по всей стране. Наиболее широкий размах они получили  в южных и восточных регионах, на территории исторической Новороссии. Жестким террором подавлялось сопротивление. В Одессе оно завершилось трагедией -  в Доме профсоюзов заживо были сожжены протестующие.

Весной 2014 года на территории прежней Украины, утратившей основной закон - Конституцию, складывалась волеизъявлением народа новая геополитическая реальность:  возникло пять административно-территориальных образований - государств. Помимо самой обширной, носившей название Украина со столицей в Киеве, это были Донецкая и Луганская Народные Республики, Республика Крым и город Севастополь.

16 марта 2014 года был проведен в Крыму и Севастополе общенародный референдум с просьбой о вхождении в состав России. 17 марта президент России подписал указ о признании Республики Крым суверенным и независимым государством. 18 марта в Москве был подписан договор о вхождении в состав РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополя. 

Аналогичные процессы происходили в Луганской и Донецкой областях Украины. Их жители не признали легитимность новых киевских властей. 11 мая 2014 года там прошли референдумы о статусе регионов. Около 90 процентов участников проголосовали за независимость. На следующий день после проведения референдума, 12 мая ЛНР и ДНР заявили о независимости от Украины. Они обратились к ряду государств, в том числе и к России о признании республие.

Власти Южной Осетии откликнулись на этот призыв. Но эта республика сама была непризнанной.

В Кремле заявили, что с уважением относится к волеизъявлению жителей республик.

В Киеве итоги референдума не признали.

19 июня 2014 года представители Луганской Народной Республики обратились через ООН с просьбой к мировому сообществу о признании суверенитета и независимости региона. 20 июня аналогичное письмо через ООН направила Донецкая Народная Республика. Реакции не последовало.

Муки признания

Через восемь лет после конституционного хаоса 2014 года осталось только три республики - Украина, ЛНР и ДНР, которые могут претендовать на наследство домайданной Украины. Крым и Севастополь, войдя в состав России, отказались признавать себя частью Украины, а потому не могут претендовать на открывшееся наследство. А вот у ЛНР и ДНР такие права имеются.

Тем более, наследственные права киевских властей, пришедших в результате госпереворота, весьма сомнительны. Переворот был инициирован и профинансирован внешними силами (США и страны Евросоюза), а это является агрессией по отношению к суверенному государству. По международному праву никакие права и приобретения, полученные в результате агрессии, не могут быть признаны законными. Так и государства, образованные в ходе агрессии, не считаются легитимными. Украина со столицей в Киеве сегодня представляет как раз такое государство. Оно возникло после переворота, совершенного 21 февраля 2014 года, существует на обломках прежней Украины и не является продолжением государства, которое существовало до отстранения от власти Януковича. Хотя бы потому что таких государств было пять, осталось три. Требуется рассмотреть возможность международного признания каждого из этих трех государств.

Существуют три формы такого признания:

Де-юре — полное официальное признание государств или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений, как правило, свидетельствует о таком признании (хотя не является обязательным).

Де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. И даже факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не всегда свидетельствует о  их взаимном признании .

Ad hoc (лат. "специально для этого", "по особому случаю") — разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга.

Признание ДНР и ЛНР состоялось. Со стороны России. А вот Украину со столицей в Киеве кто-либо де-юре признавал?

Россия отказывалась признавать легитимность пришедших к власти националистов, сочла незаконным избрание Петра Порошенко президентом Украины. Не только из-за незаконности выборной процедуры в связи с отстранения от власти Януковича. В ходе Международного экономического форума (23 мая 2014 года) Владимир Путин отметил: «У них нет общенационального мандата на управление страной». По его мрению требуется учитывать мнение русских жителей юго-востока страны, а для этого следует устранить юридическую коллизию, преобразовав Украину в «федерацию» в составе как минимум двух субъектов – западных и восточных регионов.

6 июня 2014 года Петр Порошенко предложил руководителей Германии и Франции план урегулирования конфликта на Донбассе, а также «децентрализации», а по сути федерализации украинского государства. Олланд и Меркель заявили о готовности выступить гарантами исполнения этого плана и пригласили Путина присоединиться к процессу. Он дал согласие и с этого времени ему пришлось взаимодействовать с Порошенко. Начался процесс фактического признания постмайдановской Украины, а по отношению к Петру Порошенко стало использоваться словосочетание «президент Украины».

Одновременно с признанием Россией легитимности украинской власти, Киев признал существование ДНР и ЛНР. 12 июня 2014 года в Донецке было оформлено соглашение между полномочными представителями Порошенко и лидерами народных республик о прекращении огня.

Судя по дальнейшему развитию событий Минские соглашения заключались для легитимизации режима, желания выиграть время для перевооружения украинской армии. Западные партнеры по переговорам вольно или невольно втянулись в нечистоплотную игру. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркивает, что Российская Федерация признала итоги выборов президента на Украине в 2014 году по просьбе Франции и Германии. Обманулись

Что мы имеем? Ничего нового. Вновь двойные стандарты "цивилизованного сообщества". На этот раз по отношению к населению разорванной Майданом Украины. Власть, установленную методами террора и запугивания, получила международное признание от тех, кто осуществлял финансовую и практическую поддержку экстремистам и радикалам. Тем, кто сумел противостоять националистам, кто помешал продвижению НАТО на восток, кто поломал  планы превращения Украины в очередной плацдарм агрессии против России, пытаются отказать в признании.

К счастью для населения ЛНР и ДНР вслед за 21 февраля наступило 22 число. 2022 года. Хочется верить, что начнется новая жизнь. Не только в ДНР и ЛНР. Украинскому народу и народам, живущим с ним бок о бок, удастся вернуть себе право избирать власть, которой он достоин.

Сергей Порохов

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить