В статье приводятся примеры того, как деградировала система образования и насколько невежественными становятся россияне в основной массе.
Сергей Грачев, журналист газеты «Аргументы и факты»:
«Вам не кажется, что мы сегодня живем в обществе, полном парадоксов? Гордимся историей, но не всегда знаем ее. Считаем себя избранной нацией, но сплошь и рядом проявляем агрессию друг к другу».
Сергей Гармаш, актер:
«К сожалению, это так. При всем нашем богатейшем культурном наследии, при наших традициях, богатствах мы остаемся страной непросвещенной».
По окончании выборов президента Российской Федерации в марте 2018 года прославленный актер и кинорежиссер Никита Михалков объяснял непонятливым журналистам, что политика Путина называется «просвещенный консерватизм», и это как раз то, что нужно стране, поскольку позволяет сотрудничать и с либералами, и с левыми.
Определение прозвучало неожиданно и резко, как удар в поддых. Пройти мимо и не отреагировать оказалось сложно для нервной системы.
Можно, конечно, поспорить по поводу того, какой в нашей стране консерватизм, но предоставим это отягченным званиями и степенями ученым. Что же касается сшибающего наповал прилагательного «просвещенный», то тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы указать отечественной знаменитости, что бездумное и безответственное разбрасывание словами не украшает даже его.
Для начала напомню общеизвестный факт: до судьбоносного 1991 года наша страна по качеству общего образования была едва ли не впереди планеты всей. Известно, что Финляндия, взяв на вооружение советскую систему образования, стала одной из самых образованных стран мира. А мы, скопировав американскую систему и в качестве эталона интеллект обычного обывателя, куда опустились? Если кто-то не знает, приведу высказывания известных людей.
«Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975-1980 годов корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016». (Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
«Мне порой бывает крайне неинтересно общаться с иными молодыми людьми, дремучими, необразованными, эстетически глухими и слепыми. Которых мы упустили. За душой у них – ни нашего общего прошлого, ни сегодняшней ответственности за все, что было, есть и будет». (Андрей Дементьев, поэт)
«Школа и учитель играют в жизни ребенка очень важную роль. Порой судьбоносную. Но современная школа пытается отстраниться от вопросов воспитания, переложив на родителей. Сейчас учитель – это просто урокодатель».
(Лиза Агадуллина, народный учитель РФ и РБ)
Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина озвучил доклад, посвященный молодежной политике. Один из выводов: молодежь – это поколение приживал, им нужны только деньги. У них пустые, ничем не подтвержденные амбиции, которые они «обменивают» на лояльность к начальникам. («Аргументы и факты», N 27, 2014)
«К сожалению, в России растет поколение «халявщиков». Молодые люди предпочитают пользоваться тем, что создано другими, и не пытаются создать что-то сами. Мало самостоятельности, уровень ответственности низок. По разным оценкам в обществе всего 3-5 % креативных лидеров». (предприниматель Ильдар Валеев)
«Я сталкивался со случаями, когда ребята из хороших семей говорят: «Мы так привыкли ничего не делать, что, когда возникает необходимость что-то выучить, почитать, я уже не могу, мне уже тяжело». (Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В.Ломоносова)
«Уже сейчас у подростков формируется отсутствие моральных норм и табу: в жизни, исподволь внушают им, есть место только целесообразности, цинизму и деньгам. Посмотрите любую рекламу по ТВ – везде культ успеха, секса и красоты. В ней не находится места труду, уважению к другим, идее помочь беззащитным». (Игорь Белобородов, социолог)
«Хозяева мировой игры» лихо крушат образование и науку, уводя первое и вторую в закрытые структуры, стремясь превратить население в вечных подростков, которым культуру заменяют комфорт и чувство глубокого физического удовлетворения». (А.И. Фурсов)
У профессора УГАТУ Семена Шапиро спросили: «Современные студенты очень отличаются от своих советских сверстников?
«Конечно! – ответил профессор. – Уровень подготовки у них на порядок ниже. Если раньше я со студентами две-три контрольные работы проводил, то теперь знаю: они сложные задачи не решат. Причем такая подготовка не только по физике, математике, студенты еще и совершенно безграмотные. Как так можно? Развалили систему образования, а сейчас говорят: «Нам надо двигаться дальше». Куда дальше? Дай бог вернуть утраченное. На фундаментальные предметы сократили часы. Но главное, уровень мышления очень низкий».
«Культурную деградацию мы наблюдаем сегодня во всей красе. На двух прошлых картинах мы плотно работали с детьми, и могу сказать, что общий уровень их образованности просто немыслимо низкий. Современные школьники порой не знают, с кем воевал Сталин – с Чингисханом, Мамаем или ещё с кем-то. И хорошо, если они вообще эти имена знают. Ученики седьмого класса зачастую не знают, кто такой Петр Первый. А это всё следствие экономии на культуре и образовании! Выросло целое поколение, на знаниях которого сэкономили. И сегодня пострадавшие, ставшие учителями, готовят новых жертв. И это уже не несчастный случай. Это лавинообразный, системный катаклизм.
Аварии, кризисы, бесконечная и беспощадная преступность – всё это следствие упущенных образовательных возможностей. Мы пожинаем плоды нашей экономии, наблюдаем цепную реакцию, которая будет распространяться и на следующие поколения, если отношение к школе, а по сути к нашим детям, не изменится». (Александр Адабашьян, сценарист, режиссёр)
О чем бы ни писал, обязательно находятся оппоненты, и их доводом нередко становится такой: не тех, мол, цитирую. Но если авторы приведенных высказываний говорят неправду и с отечественным образованием и воспитанием все в порядке, то о чем говорят такие цифры?
С 2005 года в России закрыто: 15 600 клубов, 4 300 библиотек, 22 000 детсадов, 14 000 школ?
Следующий перл от бывшего министра образования Фурсенко все хорошо объясняет: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Ну, что вы ещё хотите, коротко и по делу!
«В отличие от современной школы, именно Советская Школа стремилась вырастить Человека, а не потребителя. А сегодня все наоборот. И вот уже не приходится удивляться, когда ученики в наши дни нападают и на сверстников, и на родителей, и на учителей. Оказывается, теперь счастье – именно в деньгах, а просвещение и воспитание – в интернете». (Алексей Крутов)
«Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявляла, что теперь основы финансовой грамотности будут начинать преподавать в детском саду. Но мне хочется спросить: а правильно ли, что детей будут учить именно основам финансовой грамотности, а не, скажем, основам музыкальной грамотности или стихосложения?» (Андрей Максимов, телеведущий)
«…несмотря ни на какую риторику и ситуационные громкие акции во внешней политике, я поверю в благие намерения только такой власти у нас, которая остановит погром науки, образования и здравоохранения, т.е. поломает глобальную повестку в этих областях. Что это за борьба за суверенитет государства сегодня, если все идет так, что завтра некому и нечем (отсутствие здоровых мужиков и мозгов) будет его защищать?» (А.И.Фурсов)
«Страна, которая не вкладывает деньги в образование, потом, в последующих поколениях, будет за это расплачиваться». (Владимир Минин, хормейстер, народный артист СССР)
К сожалению, одним образованием глобальный проект «дебилизации всей страны» не заканчивается.
Возьмем телевидение, которое не ругает разве что только ленивый. Полное засилие пошлости, примитива, разврата, насилия, в угоду низменных потребностей так называемого большинства, настоящая интеллектуально-нравственная диверсия против собственного народа. Более 20 лет люди возмущаются, бранятся, говорят, что так нельзя, не смотрят телевизор, в конце концов, «а Васька слушает, да ест».
«Наше телевидение я бы назвал преступной организацией, – высказался вице-президент РАЕН Сергей Капица, – потому что такого разложения, которое оно практикует в обществе, я не видел на экранах никогда и нигде». Вот что поведала ведущая довольно примитивной передачи о здоровье «Жить здорово» Елена Малышева. В передаче «На ночь глядя» (от 11.02.2016 г.), взахлеб повествуя о своем журналистском обучении вместе с другими восточноевропейцами в США в середине 1990-х годов, она сказала, на кого их учили ориентироваться в своих телепередачах: «Вы должны делать телевидение по простоте изложения для одиннадцатилетних недоразвитых подростков…»
«Чем занимаются наши медиа? – спрашивает писатель Захар Прилепин. – Они берут десять заповедей и выворачивают их наизнанку: создают кумиров, показывают прелюбодейство и убийство, лгут и еще раз лгут… А потом говорят: у нас все свободны, все имеют право сделать свой выбор сами. Мы выстроили страну, в которой не хочется жить. Жизнь в ней нарушает какие-то главные основы бытия. Это страна – в самом широком смысле – брошенных детей. Оставленных на самих себя и стремительно деградирующих. Взрослых людей нет. Есть дети, которым нужно с утра до вечера говорить, что такое хорошо и что такое плохо. Проводить политинформации, внедрять развивающие игры… Свобода и стабильность в том виде, в котором нам их преподнесли, – это выдумка злых и подлых людей».
Неопубликованная, не рекламируемая, возможно тайная государственная программа обыдления собственного народа не ограничивается только образованием и телевидением. Что издают наши издательства? Чем завалены полки книжных магазинов? Главным образом бессмысленным кичем. Тем, что не требует размышлений и соответственно ничему не учит. Очевидно, все идет от заботы о народе. Чтобы он не перегружал свои мозги. Это такая форма гуманизма на постсоветском пространстве.
На малообразованное большинство в России стали работать не только культура и искусство, но даже наука, представители которой, похоже, руководствуются мнением самых широких масс. Некто А.Гаврилов из города Дзержинска написал такое письмо в еженедельник «Аргументы и факты»: «Опять подняли шумиху вокруг каких-то частиц – бозонов, которые то ли нашли, то ли не нашли в Швейцарии, – возмущается корреспондент от народа. – Не понимаю, какой лично мне от этого прок? Ведь эти бозоны на хлеб не намажешь и в стакан не нальешь!» И, представьте себе, серьезный ученый на страницах того же еженедельника подробно объясняет таким гавриловым, зачем нужны фундаментальные исследования.
Когда-то мы смеялись над Задорновскими «тупыми американцами». А теперь догнали их и перегнали. По опросам, 25 процентов россиян убеждено, что Солнце вращается вокруг Земли. «У современных детей спросите: «Вы знаете, где Байкал?» Тебя пошлют…куда подальше». (Юрий Соломин, худрук Малого театра)
«Измерять качество кино (и не только кино – авт.) его успехом у малограмотной публики нельзя. Вся беда в очень низкой культуре, плохом эстетическом воспитании. Достаточно сказать, что в бывшей самой читающей стране мира в среднем, по данным Российского книжного союза, на человека приходится покупка 3 книжек в год, в Европе – 12, в США – 25». (Станислав Говорухин)
А вот постоянно распинаемое господами либералами Советское государство почему-то не опускалось до IQ толпы, а, напротив, старалось тянуть её вверх. И потому массовым тиражом издавалась классика, а не ширпотреб. Стоит вспомнить, каким доступным было высшее образование и как велик был авторитет отечественной науки.
Нынешнюю Россию можно сравнить и с Западной Европой, распинаемой уже так называемыми патриотами. «Когда в Европе в 2008 году разразился кризис, Министерство культуры Франции объявило, что французские музеи станут бесплатными для всех посетителей моложе 25 лет. В 2016 году в Италии была объявлена программа: каждый 18-летний подросток может получить сумму в 500 евро, которую он сможет потратить только на посещение музеев, театров, концертов и кинопоказов, на приобретение книг и на поездки в национальные парки Италии. Для сравнения: в российских верхах обдумывают вопрос о выделении малоимущим гражданам тысячи с небольшим рублей в месяц на приобретение только продуктов». (А.И.Фурсов)
«Такое впечатление, – остроумно заметил один журналист, – что нынешние идеологи, пытаясь вместо «советского человека» слепить образ россиянина ХXI века, следуют словам одного из героев Ф.Достоевского из «Братьев Карамазовых»: «Широк русский человек. Я бы сузил». Россиянам навязывают упрощенное, двухмерное, «черно-белое» восприятие действительности:
· свой – чужой,
· патриот – очернитель,
· правозащитник –иностранный агент,
· православный – атеист,
· либерал – консерватор,
· европеец – хранитель истинных ценностей,
· русский мир – и остальные…»
«Превращение взрослых людей в недоразвитых подростков, живущих не интеллектом, а гормонально-инстинктивными программами, попросту говоря, дебилизация (этому служат и всевозможные ток-шоу) преследует простую цель: воспитать абсолютно несамостоятельную личность, которую будет легко подключить к глобальной коммуникационной сети в качестве полностью управляемой «клетки». Творческого, минимально интеллектуального человека в «клетку» электронного мозга, контролируемого неожрецами и техно-магами, не превратишь». (А.И.Фурсов)
Писатель и публицист Александр Леонидов предложил в качестве определения главного направления движения современного общества термин «социал-дегенератизм».
«Социал-дегенератизм, – пишет он, – стал господствующей идеологией современности. Прикрываясь внешней безидейностью, избегая устойчивых форм выражения, социал-дегенератизм, тем не менее, действует в лице своих пропагандистов упорно и настойчиво.
Из социал-дегенератизма вытекает экономическая практика, подходы к «электорату» (знаменитое «пипл схавает»), идеями социал-дегенератизма наполняются семейные отношения, юридическое право. Социал-дегенератизм создаёт свою культуру, в которой уже появились свои «классики».
А вот те, кто не хочет опускаться до «мыла» и кича, стремится сохранить человеческий облик, они как бельмо на глазу у заправил нынешнего курса страны. Умные люди, имеющие свое мнение нынешней власти не нужны. И с такими власть борется тем, что просто забыла о существовании этой категории граждан. Мы как бы не существуем, с чем нас можно поздравить. На наши идеи не обратят внимания, наши предложения не станут и читать, наши возмущения проигнорируют. Наша судьба – состариться и умереть никому не нужными.
Ну, а во что превратится страна с такой-то политикой? – предлагаю дать свое определение.
2018 г.
http://worldcrisis.ru/crisis/4119677?utm_source=subscr&utm_medium=mail&utm_campaign=best
Игорь Вайсман [t-lev66http://worldcrisis.ru/crisis/khazin.ru">khazin.ru [khazin.ruhttp://worldcrisis.ru/crisis/crisis/wc_tagged_list_t?TAG=%F0%EE%F1%F1%E8%FF.%20%F1%F1%F1%F0.%20%EF%F0%EE%F1%E2%E5%F9%E5%ED%E8%E5.%20%E4%E5%E3%F0%E0%E4%E0%F6%E8%FF">россия. ссср. просвещение. деградация
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: