Личное суждение музыканта и композитора
Написать данную статью меня вынудило то, что сейчас происходит в любимом мною мире музыкального искусства. А происходит полное безобразие, творится что-то пошлое, невообразимое, мрачное и безумное. Со всех трибун восхваляется тот бред, который стряпают современные «гении».
О таких фиглярах-фокусниках пишут, и даже издают за счет народных средств книги. Но такие композиторы не служат своему народу. Такие композиторы ненавидят, не уважают и не любят не только себя, но и своих слушателей. Почему в 21 веке изо всех сил продвигается одноклеточное, бредовое искусство, без смысла и совести. И это процветает почти во всех направлениях. Некоторые руководители творческих объединений не называют молодых композиторов нашей надеждой, опорой и гордостью в искусстве, а называют поощрительно иноагентами от искусства. Куда катится мир? А нужно ли чужеродное безобразное семя нам в искусстве? Думаю, что нет! Нет, я не ханжа. Но то, что происходит сейчас в современном искусстве в небольшой части композиторского сообщества меня очень настораживает и огорчает. Со временем, это сообщество, благодаря поддержке и финансированию, разростется до огромных размеров. Композитор Софья Губайдулина говорит, что ей важно оставаться свободной. Свободной от чего? От людей и общества? От музыки, как таковой? Но тогда преступник, который идет убивать, тоже свободен? Он может резать и кромсать кого захочет. Кто его остановит? Страх возмездия, которое придет несомненно? Закон, который расставит все по своим местам и накажет как подобает. Так позволим ли мы убить искусство иноагентам? Судить и решать Вам. Почему мы должны позволять скрежету по стеклу и жутким завываниям губить наш вкус, искусство, наши бессмертные души, унижать и издеваться над нами. Я вообще рада любому творчеству: примитивное оно, или достигло вершины мастерства, чувства, мысли и красоты. Главное, чтобы искусство делало людей лучше, чище, сострадательнее, порядочнее и добрее. Творец всегда создает свое искусство для людей и общества. Музыка несет в себе красоту, смысл, чувство и эмоции. Недавно послушала произведение С.А. Губайдулиной для контрабаса и фортепиано. Услышала скрежет, завывание и бессмысленные ритмические беззвуковые шуршания. Есть композиторы, которые считают такие выкрутасы чем-то передовым, современной «новизной». Они думают: вот оно гениальное творение. Многих такая новизна привела к творческому кризису и тупику. Стали даже поговаривать о конце времени композиторов (книга Владимира Мартынова «Конец времени композиторов»). А молодые композиторы, то ли мнения своего не имеют, то ли дань моде отдают, то ли хотят быть гениальными, во что бы то ни стало, продолжая в своих поделках хулиганские выходки, и называя «это» искусством. Такие «композиторы» не любят музыку, не превозносят звук как речь и глас божий, плевали они и на человека с его чувствами и проблемами. Не обижайтесь, дорогие композиторы. Это мое честное личное суждение.
Музыка ничего общего не имеет с новаторством и новизной. Новое в музыке появляется благодаря самой личности композитора, его фантазии, креативности и воображению, его опыту и нутру. Каждое поколение композиторов опирается на накопленный багаж прошлых поколений. Сам человек не изменился со времен Адама. Его также беспокоят вопросы бытия, эмоции и чувства. И так будет всегда. Музыка, как человек и красота в философии, вещь постоянная. Неужели не понятно, что стили сменялись лишь потому, что менялась жизнь вокруг, сменялись исторические периоды. Именно просвещенный человек их менял и преобразовывал. Композиторы прошлого выражали в музыке человеческие чувства и самих себя. Вот почему барокко сменил классицизм, а классицизм сменил романтизм и т.д.
Новая скрежещащая, шуршащая, долбящая и эпатирующая музыка, конечно не войдет в золотой фонд музыкальных произведений. Очень остроумно и талантливо спародировал эффект новой музыки в своем «Необыкновенном концерте» Сергей Образцов. Он показал это так убедительно и выразительно, что сказать уже нечего. Почему так получилось? Может поколению миллениалов нечего сказать, или сказывается бедность восприятия окружающего мира. Может быть, сказываются пробелы в образовании и культуре? Мы так надеялись на поколение миллениалов. И что? Где они? Повели ли они за собой культуру и общество, как повел за собой великий К.В. Глюк своих современников к новым высотам музыки, как повел за собой гениальный М.И. Глинка, со своей идеей национальной оперы, как повел П.И. Чайковский в осознании красоты природы и русской души.
Современные композиторы 21 века просто теряют драгоценное время своей жизни. Молодым музыкантам трудно удержаться как музыкальным личностям, когда вокруг почти все занимаются этим сумасшествием. Молодые музыканты думают: что если мой профессор в консерватории занимается такой ерундой, то, может, я ошибаюсь, и надо идти туда, куда движутся все. Но тогда новой стилевой ниши не получится, не будет нового направления в музыке, потому что скрежещащие и шумящие-все на одно лицо. Там нет индивидов, которые делают новое направление в музыке. В творчестве ценится идея, дух, смысл. Вы поймите, что добро, останется добром, красота, красотою, нравственные ценности, такими же чистыми, как и 2000 лет назад. С музыкой то же. Нельзя шутить и фиглярничать с великим божественным даром. Надо помнить об ответственности перед людьми и перед своей совестью. Что ты принесешь в мир, таким он и будет. Чтобы в конце творческой жизни композитора люди не сказали: «А король-то голый! А.С.Пушкин: «Но краски чуждые, с летами спадают ветхой чешуей; созданье гения пред нами выходит с новой красотой. Заметили? С новой красотой, а не с шумом, скрежетанием по стеклу и новыми болезненными и ущербными выдумками наших «гениев». А.С. Пушкин очень трепетно относился к словам и к тому, что он хотел донести в стихах и своих произведениях любимому читателю. Он, прежде всего, уважал сам себя как творца, и уважал читателя, о чем говорят его множественные правки в сочинениях. Сегодня, в 21 веке, никто никого не уважает. Вокруг хамство, безответственность, невежество и озлобленность. Чем ты глупее и абсурднее и бездарнее, тем лучше. Чем это безумие кончится, трудно предугадать. Наверное, скорее всего, все заблуждения исчезнут, и возобладает здравый смысл. А.С.Пушкин:Так исчезают заблуждения с измученной души моей, и возникают в ней виденья первоначальных, чистых дней.
Призываю композиторов не мудрить и не мучить слушателей своим надуманным бредом, а быть самими собою. Нести людям красоту, мир, чувства и образы, нравственные ценности. Если и использовать что-то странное и необычное, но только вследствие изображения какого-то смысла и образа, или какой-то идеи и цели.
PS.
Радует и дает надежду то, что не все такие «продвинутые» гении. Есть замечательные музыканты и композиторы, с новыми идеями и находками, с незашоренным взглядом на мир и на музыкальное искусство. Как жаль, что половина «современного» искусства пройдет мимо меня. То, что пишут продвинутые умники, меня не вдохновляет и не удивляет. Их творчество не трогает и не впечатляет меня. На это жалко время тратить. А другую часть здорового современного искусства я буду изучать с интересом и большим желанием вслушиваться и его постигать! Настоящее современное искусство должно быть понятным для современников. Иначе это уже будет не современная музыка. Обнимаю Вас музыкой, дорогие друзья!
Наталья Конуркина,
член-корреспондент Петровской академии наук и искусств,
композитор, лауреат краевых и международных конкурсов.
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: