В прошлом году в «Литературной газете» (2021, №20, май) была опубликована моя статья «В фильме содержатся сцены… Кино как стимул насилия и психопатологии», которая была высоко оценена читателями. В ней анализировались российские кино и телевизионные фильмы и сериалы, содержащие и стимулирующие проявления насилия и жестокости, в том числе проблема так называемых расстрелов в учебных заведениях . Особенно нашумевшие и принесшие многочисленные жертвы произошли в Керчи в октябре 2018 г. и в Казани в мае 2021 г., после чего я и написал свою статью. Как известно, эти российские трагедии продолжали ужасную традицию убийства учащимися других учеников и учителей в американских школах, начало которым было положено в 1999 году в школе «Колумбайн». Я обращал внимание на возросшую российскую кино-продукцию, посвященную деятельности всевозможных убийц, маньяков и садистов, становящуюся на экранах всё более изощренной и натуралистичной, писал о экспериментально доказанном негативном воздействии подобных фильмов, прежде всего, на детей, подростков и молодежь, о фактах их подражания увиденному, осознанное и неосознанное.
Увы, ни министр культуры, к которой я обращался в своей статье, ни другие казалось бы заинтересованные лица (руководители образования и педагоги, представители полиции и юристы, коллеги-психологи и психиатры, наконец, сознательные и ответственные кинематографисты) не откликнулись на мою статью. Всех интересовали только проблемы охраны школ, привлечения к этому полиции и росгвардии, ограждений и металлдетекторов. Однако, уже в сентябре того же 2021 г. произошел расстрел по тому же сценарию в Пермском госуниверситете с убитыми и ранеными студентами, преподавателями и охранником, учиненный 18-летним студентом первого курса юридического факультета того же университета. Прекратил это побоище мужественный младший лейтенант ДПС. Показательно, что оставшийся в живых убийца был признан вменяемым. И снова были горячие дебаты об усилении охраны учебных заведений…
И вот ровно год спустя, 27 сентября этого 2022 года, новый расстрел в школе №88, теперь г. Ижевска. Убито 17 человек, из них 11 детей ( в том числе мальчик и девочка семи лет), а также учителя и охранники, ещё многие ранены. Охранники были пожилыми и безоружными (закон не позволяет им серьезно вооружаться). На сей раз убийца был не юнец, а 34-летний мужчина, когда-то выпускник этой школы, вооруженный двумя пистолетами, переделанными для настоящих патронов. В данном случае была явная психопатология - он состоял на учете в психиатрическом диспансере (диагноз - «вялотекущая шизофрения»). Однако суть явления остается всё той же: подражательное воспроизведение экстремального поведения убийц вплоть до одежды, которое было увидено в кинофильме об убийстве в «Колумбайн» или в множестве других американских, а теперь уже и российских фильмах и сериалах, а также в патологически кровавых клипах рэперов вроде Оксимирона и Элджея, где звучат призывы к уничтожению «биомусора». Поэтому в Ижевске всё идет по тому же образцу и кончается типовым самоубийством стрелка-убийцы и его предсмертной электронной запиской о ненависти к людям. И снова учителя и безоружные немолодые охранники проявляют героизм, защищая своих учеников и гибнут…
А что демонстрировалось на наших экранах в эти почти полтора года после моей статьи, в которой анализировались тогдашние фильмы и сериалы, где убийцы-маньяки вдруг стали «героями времени»? До начала СВО («Специальной военной операции») 24 февраля этого года, в репертуаре телевидения и кино практически ничего не менялось. По-прежнему преобладали американские фильмы и отечественные сериалы с криминальным содержанием, изобилующие всяческим насилием и непристойностями. Так, уже более 15 лет продолжается «детективный» отечественный сериал «След» (количество серий которого перевалило за 2750 !), неизменно изо дня в день повествующий об убийствах с психопатологическим уклоном, о серийных убийцах и маньяках. Создателем сериала называют Константина Эрнста, его авторы за образец взяли американский сериал «CSI: Место преступления», в 2007-2011 гг. сериал выходил на 1-ом канале, с 2011 - на 5-ом. Особенно меня поразила сцена, когда я однажды наугад включил телевизор: папаша с юным сыном истязали заголенную девушку и сынок с нетерпеньем просил дать ему сделать надрез на теле несчастной. Я интуитивно тут же выключил телевизор. Однако, «След» жив и сейчас. И в программе ТВ можно прочесть подобные сюжеты: «В лесу обнаруживают труп девушки, прикованной цепями к странной конструкции»… «В школе-интернате одного из воспитанников находят погибшим в пищеварочном котле»»… «Воронов за деньги обучал всех желающих правильно убивать и вскрывать людей»… А ведь среди сценаристов этого бесконечного ужастика порядка пятнадцати дам. И несколько, начиная с самой главной роли, постоянных персонажей-женщин. Как они мирятся с этой психопатологией столько лет? Впрочем, отметим, что в российских фильмах и сериалах в последнее время дамы-следователи уже явно вытесняют мужчин ( «Анна-детектив», «Ищейка», «Тайны следствия», «Мама-детектив», «Метод-2», «Морозова», «Тайны госпожи Кирсановой», «Частный детектив Татьяна Иванова», «Ваша честь», «Следователь Горчакова» и т.д.).
Первый канал до 24 февраля продолжил свою «сагу» о маньяках («Метод» и «Метод-2») сериалом «Хрустальный» (показан в январе-феврале 2022 г.)по сценарию Олега Маловичко, который был сценаристом и в предыдущих «Методах». Главным героем сериала является московский следователь Сергей Смирнов, один из лучших «охотников на маньяков» (артист Антон Васильев, ставший известным после криминального сериала «Невский»). Так как Смирнов вырос именно в этом провинциальном городке «Хрустальный», он погружается в противоречивую и болезненную систему отношений со своими бывшими друзьями и врагами. В результате мы имеем одаренного профессионала-невротика, постоянно стимулирующего себя никотином и алкоголем, типичного «героя» современного российского кинематографа («Левиафан», «Географ глобус пропил», «Метод» и др.). Положительным персонажем кроме Смирнова в сериале выступает только местная проститутка, подруга его детства. После сложных и душераздирающих розысков следователь обнаруживает «безобидного» сумасшедшего-педофила, создавшего в заброшенной шахте «кукольный детсад», в котором утишает себя игрой в куклы. А живые дети в городке продолжают исчезать. Однако в конце концов ценой всяческих жертв, вплоть до убийства начальника полиции города, настоящий маньяк-педофил обнаружен и оказывается … уважаемым пожилым местным педагогом! ? О, бедные современные педагоги! Характерны отзывы о сериале в интернете: «Атмосферная чернуха, оставляющая тяжелый осадок после просмотра», «Весьма жуткий сериал о маньяке педофиле», «Нуар по-русски», «Вот уж где жесть!»… Закономерно, что исполнитель главной роли отказался от съемок в продолжении сериала, сославшись на нервное истощение.
И в суровое, требующее особенной ответственности и здравомыслия военное время, наступившее после 24 февраля, психопатологическая чернушная тематика продолжает демонстрироваться на первом канале . Безусловно, замечательно, что самое продолжительное время ныне на канале занимают постоянные передачи «Информационный канал» и «Большая игра», посвященное международной политике и военной операции на Украине. Но в выходные дни вечером насилие, жестокость, психопатология продолжают своё воплощение на экране Первого канала. Сериалы «Молчание», «Мосгаз»,«Миссия «Аметист»,«Заключение», «Ваша честь», «Отчим» и т. п. идут на фоне военной операции на Украине. Особенно гнетущее впечатление производит сериал «Ваша честь» - очередная «адаптация» российскими постановщиками ещё одного израильского сериала и его американской версии (был показан на Первом канале в мае 2022 г.).Ужасные натуралистические сцены изнасилования и последующего самоубийства жены главного героя, сожжение живьем, дробление кисти руки и брызги крови убиваемых, вопиющий аморализм преступников и охранителей закона… Возникает закономерный вопрос: зачем руководители 1-го главного канала отечественного телевидения это делают? И собираются ли они заняться настоящим духовно-нравственным «импортозамещением» в киноискусстве? Впрочем, целый ряд вроде бы российских телевизионных каналов остаётся американизированным во время нашей гибридной войны с США . Эти телеканалы продолжают демонстрировать фильмы США, прежде всего о американских суперменах-победителях. Достаточно заглянуть в телевизионную программу, чтобы убедиться. Вот СТС («100-процентно развлекательный») состоит практически из одних американских фильмов. То же самое «ТВ-З» («мистический»), «Кино ТВ» и «ТВ 1000» - вообще ничего кроме фильмов США. Канал «Ю» уже несколько лет демонстрирует американский сериал «Мыслить как преступник», а канал «CINEMA - только американское и европейское кино. Каналы «ПЯТНИЦА» и «СУББОТА», а также « РЕН ТВ» явно предпочитают американские фильмы. Кроме первого, аж ещё в 1989 г., появившегося общероссийского коммерческого канала «2х2», где демонстрируются преимущественно американские мультипликационные фильмы для взрослых, теперь в программе ТВ можно увидеть репертуар сплошь фильмов США на каналах «TV 1000 ACTION», «FOX”, «SCI-FI», «BLACK», «RED».
На наших каналах сейчас зачем-то вновь демонстрируют фильмы о американском супермене Рембо «Первая кровь» и «Последняя кровь», причем в последнем фильме сцены жестокости и насилия просто зашкаливают. Опять показывают российский вариант американской «Первой крови» - «Кремень» и нечто психопатологическое - «Кремень. Освобождение», где смакуется некий конкурс «российских» убийц!? Вместо того, чтобы снимать фильмы о реальных российских героях-воинах нам опять и опять навязывают подражания западной психопатологической продукции о серийных убийцах и маньяках, где действуют извращенцы и предатели, с которыми с трудом справляются наши силовики. Настоятель московского храма Св. Николая в Пыжах протоиерей Александр Шергунов (член Союза писателей России) назвал подобные чернушные произведения «преступление искусством», а православный телеканал «Спас» показывает только фильмы, снятые в атеистическом СССР, а не в современной России. По той простой причине, что советские кинофильмы оказались более духовными и нравственными, не говоря о соблюдении элементарной человечности и этики, по сравнению с современными российскими фильмами.
В прошлом году вышла новая редакция «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», подписанная Президентом (Указ № 400 от 2.07.2021), где предельно ясно выражены наши ценности (патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и др.). Там же говорится о недопущении распространения продукции экстремального содержания, пропаганды насилия. Не пора ли теперь в условиях военного времени и российскому киноискусству и телевидению прозреть и выполнять положения Стратегии национальной безопасности Российской федерации..
Семёнов В.Е., доктор психологических наук,
профессор, заслуженный деятель науки России,
действительный член Петровской академии наук и искусств
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: