Есть такое мнение
«Познай самого себя и ты познаешь Вселенную и богов, населяющих их».
Надпись над входом Храма в Дельфах
Легенда о Вавилонской башне гласит, что когда-то люди Земли жили в согласии, имели один язык и одно наречие. Тогда мир наполняло содружество, наделяя всех единством Живого Знания. И всё же, процесс его передачи требовал от человека верности Истине, чистоты помыслов и постоянной доброты дел. Порой на это уходила вся жизнь, целью которой становилось воспитание своей внутренней духовной Личности, развивающейся согласно Законам Природы, формирование социальной Личности, способной жить в Идеальном Обществе, даруя Человеку вхождение во Вселенскую Гармонию всеобщего Братства Любви. Со временем, люди решили, что Живое Знание можно передавать друг другу иначе, проще, без усилий, стремительно возведя башню Знания, в которой можно сохранить на скрижалях саму Живую Мудрость. И начали они эту трудную работу, изымая Живое Знание из своих Сердец, тщательно перенося его в бесконечные Хранилища. Но, оказавшись на страницах рукописей, книг и иных устройств для хранения, Живое Знание, лишённое человеческого Сознания, немедленно превращалось в мёртвое. И разучились люди понимать друг друга, разделили языки, разбежались по отдельным квартирам, отгородились высокими заборами и границами, уверовали в мёртвое знание, молясь на него в надежде, что оно спасёт их от катаклизмов и возникающих конфликтов между собой и Природой. Но так не бывает. Невозможно научиться плавать, читая инструкции, необходимо войти в воду и там, взаимодействуя с ней, получить реальное Живое Знание и Умение плыть.
Часто ли человек доверяет своему внутреннему Знанию, а не ищет его в других или интернете? И что бывает, когда он перестаёт верить самому себе, полагаясь на источники, в которых знания мертвы? Оглянитесь вокруг и вы увидите всю глубину пропасти, в которую можно упасть, если не доверять своему внутреннему чувствованию, тем самым, сформировав вместо своей природной личности невероятное нагромождение чужих норм, правил и вереницы обманчивых иллюзий. Так входя в сферу общеобразовательных стандартов и узкопрофильных профессиональных знаний, ребёнок, а после подросток, получает нечто совсем иное, нежели всестороннее развитие Живого Знания. Предлагаемое обществом формализованное расчленённое мёртвое знание лишает нас способности воспринимать мир целостным и возможности стать настоящим Человеком. И всё же, указанные противоречия можно и нужно решать, если в основу образовательного процесса поставить не отдельное знание по предмету и технические формы овладения этим знанием, а Живое Знание. Ещё в философских размышлениях русского поэта, богослова, философа и основоположника раннего славянофильства Алексея Степановича Хомякова была задано противопоставление: «живое знание — мертвенная учёность». Мёртвое знание он представлял как западный тип отвлечённого рассудочного познания, потерявшего связь с природой, оторванного от естественного бытия и духовной основы. Хомяков много размышлял о том, что человек остаётся пассивным по отношению к актам понимания и исследования по причине пребывания в плену привычки мыслить шаблонно, по инерции. Впоследствии его мысли отозвались в трудах русского философа Семёна Людвиговича Франка, утверждавшего, что само понятие «живое знание» надо определять как первичное Знание, «знание — жизнь», поскольку оно «вынашивается» в нашем опыте и на нём возможно построение собственно комплексного прикладного знания. Таким образом, можно сделать вывод о понимании в русской философии под «живым знанием» способа схватывания целого в смыслообразующих процессах. Особенностью является то, что всё живое схватывается в формате многомерного образа, то есть целостно и практически мгновенно.
В рамках теории развития культурно-опосредованных форм отношений, созидающих полноценную личность, описанную в XX веке Львом Семёновичем Выготским, явление знаний можно разделить на несколько составляющих. Прежде всего, это информация (динамическая) — отображение переходных процессов, возникающих в средах, в результате которых происходят изменения состояния этих сред и/или их границ, которое мы фиксируем в виде кванта или единицы информации.* Так же это сведения, которые имеют определение в № 149-ФЗ, что «информация (статическая) — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Понимая это, мы даём практическое определение Живого Знания — это особая природная форма ноосферного (информационного) поля коммуникации между человеком и человеком, Природой и человеком, позволяющая передавать знания, умения и навыки от человека к человеку или коллективу людей посредством интеллектуально-эмоционально-интуитивной (симпатической) связи, формирующей единую динамическую среду коммуникации, неотъемлемо связанную с планетой и Космосом.
И здесь требуется некоторое уточнение, которое проливает свет на понимание всех этих понятий, сообщая, что условия передачи Живого Знания требуют готовности личности к такому виду связи. То есть Живое Знание требует практических навыков в пользовании имеющихся у человека способностей, дарованных ему от рождения в лице человеческом. Так наблюдая Живую Природу, мы видим, что она находится в постоянном движении, изменении — трансформации и трансмутации. Поэтому практика пользования Живым Знанием требует от нас такой же динамики, одновременно позволяя осознавать не только физиологические особенности строения своего тела или устройство внутренних органов, но прежде всего, максимально развивать мозг, мышление, саму практику осознавания (интеллектуально-эмоционально-интуитивного схватывания целостности явлений), энергетику тела и души. Всё то, о чём большинство не догадывается, о чём сложно говорить, потому что в лексике современных людей, особенно западной культуры, эти понятия и знания не востребованы и не используются. Знает ли человек об этих энергиях, видит ли их, развивает ли практику осознавания каждого мгновения своего бытия и видит ли, где родники (источники) этих энергий? В данном случае надо сказать, что когда мы говорим о Живом Знании, то затрагиваем сферу практического использования человеком симпатической связи, основанной на трёх формах коммуникации:
- биосистемной, которая работает на основе физической связи, где в процессе жизнедеятельности человек осуществляет симпатическую связь с каждой частью даже частицей своей телесной структуры;
- энергетической, которая реализуется на основе течения энергий, то есть энергетической связи, когда возможна передача энергии от одного объекта к другому, трансмутация и трансформация одних энергий в другие;
- информационной, которая реализуется посредством силы мысли, интеллекта, так как мысль о предмете имеет симпатическую связь с этим предметом, а мыслеобраз с процессом.
Прикладное значение Живого Знания заключается в том, что оно позволяет нам более целостно и точно формировать свою реальность, тем самым, созидая наиболее благополучное будущее. К сожалению, сегодня в обществе нет научных школ Живого Знания, как и нет методологии (методов) и инструментов его познания. В ответ на этот вызов Манифест идеального Общества предлагает ряд важных решений, сообщая, что перед современным Обществом стоит потребность в гуманизации, то есть очеловечивании людей, осуществить которую можно только через одухотворение воспитательного, а как следствие и образовательного процесса посредством введения в практику Живого Знания. Эти слова не только о формировании внутренней духовной личности Человека и о социальной Личности гражданина, но о полноценном процессе введения Живого Знания в практику семейной, родовой, народной, культурной, образовательной и социальной жизни людей. В данном случае важно понимать, что в основе любого социального процесса лежит Общественный договор — по существу, основной регулирующий «закон» Идеального Общества. Такой договор базируется на принципах Живого Знания, формирующих открытую социальную среду бытия Идеального Общества — целостное добродетельное полевое пространство взаимного доверия, проистекающее от человека к человеку (сообществу, Обществу) посредством духовного общения, интуиции и добродетельного образа жизни. Только практика Живого Знания и введение в социальную среду Общественного договора позволит утвердить гуманистические принципы социальной коммуникации, замещая технические системы тоталитарного управления на нравственные практики самоуправления и саморазвития личности и Общества.
По материалам:
«Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, Академик ПАНИ С.Б. Дворко, Член-корреспондент ПАНИ В.П. Ефимов, С.А. Тактаев. — Москва: РУСАЙНС, 2022. — 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8;
*Гахович С.Ю., Член-корреспондент ПАНИ Ефимов В.П. «Каждого жителя планеты Земля — в единое информационное пространство», стр. 5. Вестник академии технического творчества, Санкт-Петербург, Издательство СПбГТУ, 1997 г., Лицензия ЛР № 020593 от 07.08.97г.
Авторы:
Академик ПАНИ С.Б. Дворко,
Член-корреспондент ПАНИВ.П. Ефимов
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: