К 80-летию полного освобождения Ленинграда
В известном доме на Троицкой площади (в прошлом – Революции) Санкт-Петербурга - Ленинграда напротив бывшего особняка Матильды Кшесинской (ул. Куйбышева, д. 5) более 40 лет в 50 – 90 годах ХХ века жила известная советская прима – балерина Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинского театра), ленинградка, блокадница, Лауреат двух Сталинских премий, народная артистка РСФСР Алла Яковлевна Шелест. Звезда сороковых и пятидесятых годов Кировского балета. 26 февраля 2024 года 105 лет памяти выдающейся балерины.
Родилась Алла Яковлевна Шелест в 1919 году, в Смоленске, когда шла Гражданская война. Но в труднейшие годы становления Советской власти, экономической и социальной разрухи, забота о детях и подростках, их воспитании, образовании и культуре, под влиянием первого наркома просвещения и культуры А.В. Луначарского, председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского, заместителя наркома просвещения Н.К. Крупской и многих других видных деятелей первого Советского Правительства - Совета народных комиссаров РСФСР во главе с В.И. Лениным было «архиважным» делом и одной из главнейших задачей молодой Республики.
Хорошо известно, что воспитанники детских домов и коммун, пролетарских клубов и домов культуры становились достойными членами общества, рабочими – стахановцами, передовыми колхозниками, «красными» директорами и дипломатами, инженерами, учеными, военными и известными артистами, убежденными строителями новой жизни и защитниками Советского Государства, пришедшими на смену поколению большевистской ленинской гвардии.
Такая же судьба сложилась у молодой скромной девушки Аллы Шелест, способности и талант которой в танцах и классической хореографии увидели, поддержали, передали свои знания и вывели на большую легендарную сцену Кировского театра выдающиеся педагоги хореографии народная артистка РСФСР, Лауреат Сталинской премии 1-й степени Агриппина Яковлевна Ваганова и ученица М. Фокина, партнерша Вацлава Нижинского - заслуженный деятель искусств РСФСР Елизавета Павловна Герд.
После окончания хореографического училища в Ленинграде в 1937 году, Алла Шелест на всю жизнь, через жизненные трудности и блокаду, связала свое искусство с Театром им. С.М. Кирова, исполнила на его сцене 22 сольные ведущие партии и поставила три балета («Каменный цветок» совместно с Ю. Григоровичем, «Дон Кихот» и «Жизель»).
Алла Яковлевна посвятила балетному искусству, культуре и хранению традиций Великого города и балетной сцене Кировского (Мариинского) театра лучшие годы жизни и творчества, считалась непревзойденной драматической балериной, а после была педагогом - репетитором Хореографического училища им. А.Я. Вагановой, Ленинградской консерватории, Кировского театра, главным балетмейстером Театра оперы и балета в городе Куйбышеве (ныне Самара).
Первой ее сольной работой стала партия Авроры в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Затем блистала в роли уличной танцовщицы в «Дон Кихоте», пламенной Зареме в «Бахчисарайском фонтане». По свидетельству театральных критиков, во всех указанных работах Алла Шелест следовала концепции драматической теории Станиславского, как реалистичной игре актеров на балетной сцене.
В блокадные месяцы сентября – декабря 1941 года А.Я. Шелест продолжала выступать на сцене Кировского театра. В начале 1942 года, когда норма выдачи суррогатного хлеба упала до 125 грамм, началась дистрофия, смертность и прекратились спектакли, была эвакуирована на Урал в город Пермь, где находилась основная труппа, выступавшая на сцене Пермского театра оперы и балета.
По воспоминаниям мастеров балета, в послевоенном Ленинграде Алла Шелест была в авангарде развития русского танца. Участвовала в новых постановках Захарова, Бурмейстера, Сергеева, Якобсона, в том числе партии Жизели и Эгины.
В 50-х годах ХХ века, Алла Яковлевна стала первой супругой выдающегося советского и российского танцовщика, балетмейстера, педагога – хореографа современности народного артиста СССР Героя Социалистического Труда Юрия Николаевича Григоровича. Во многом повлияла на его становление как хореографа. Станцевала Катерину и Хозяйку Медной горы в «Каменном цветке» и Мехмене Бану в «Легенде о любви».
Она с блеском исполнила весь репертуар Кировского театра того времени: Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Жизель и Мирту в «Жизели», Фею сирени в «Спящей красавице», Раймонду и Никию в «Баядерке». Блистала в «Корсаре», «Медном всаднике», «Пламя Парижа», в «Каменном цветке» и «Золушке». Однако, к большому сожалению, после отъезда Юрия Григоровича на работу в Большой театр, в силу не всегда объективной конкуренции, покровительства и соперничества в балетной труппе, в 60-е годах ей приходилось исполнять в спектаклях вторые, третьи или четвертые роли, упуская возможный повторный успех премьеры, не была включена в зарубежные гастроли, во многом лишена успеха и международного признания. Режиссер - постановщик Джон Грегори (Великобритания) знавший Аллу Яковлевну Шелест писал: «Она была Богиней танца, которая не получила всего, что ей причиталось. Однако в анналах танцевальной сцены Петербурга ее уникальный дар никогда не будет забыт». Портрет А.Я. Шелест в галереи выдающихся Звезд Мариинского театра.
На реке Волге в Самаре с 2001 года проходит ежегодный Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. В документальном фильме о творчестве Аллы Яковлевны остались воспоминания народных артистов СССР Героев Социалистического Труда Галины Улановой, Майи Плисецкой, а также народных артистов Вахтанга Чабукиани, Никиты Долгушина, Мстислава Ростроповича.
В нашем городе и на Петроградской стороне с уважением и признанием вспоминают творчество и большие заслуги ленинградки, блокадницы, награжденной почетным знаком «Житель блокадного Ленинграда», великой актрисы Аллы Шелест в развитии советского балетного искусства и культуры Ленинграда – Петербурга.
Геннадий Горбунов,
профессор ПАНИ
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: