Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Выступление на круглом столе «Духовно-культурный суверенитет России и современность» 23.05.2024 года.

Несколько слов о государственном суверенитете. Большая российская энциклопедия определяет суверенитет, как фундаментальное качество государства в его способности сохранять единственность источника собственной власти, осуществлять своё верховенство, независимость во внутренней и внешней политике. Простыми словами суверенитет – возможность госаппарата и народа свободно принимать решения вне зависимости от внешних воздействий, независимость страны. Суверенитет государства является комплексным и многоуровневым понятием.  Можно говорить об экономическом, финансовом, продовольственном, научном суверенитете.

О государственном суверенитете России говорит, прежде всего, Конституция страны, в частности, ст. 4, которая указывает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.

Сегодня мы говорим о духовно-культурном суверенитете, который является одной из базовых основ суверенитета всего государства. Ибо самобытная ментальность, духовность, культура народа конкретной страны, есть залог его психологической устойчивости к деструктивным внешним воздействиям, т. е. является важным фактором независимости самого государства.

Под духовно-культурным суверенитетом необходимо понимать возможность верховной государственной власти самостоятельно проводить культурную политику, направленную на защиту национальных духовно-нравственных ценностей и общегражданскую идентичность населения. Духовно-культурный суверенитет предполагает способность распространять национальные культурные ценности в международных отношениях.

Конституционные основы духовно-культурного суверенитета России это уже упомянутая ст. 4. Часть 1 ст. 68 Конституции, которая декларирует, что государственным языком является русский язык, как язык государствообразующего народа. Ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Чч. 2, 3 ст. 67.1, где говорится о сохранении памяти предков, защите исторической правды.

Нормативно-правовая база духовно-культурного суверенитета - это, прежде всего, «Основы культурной политики», утверждённые Указом Президента от 24.12.2014 года № 808, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», утверждённые Указом Президента от 8.11.2021 года № 633, Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральный закон  «О государственном языке Российской Федерации», «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утверждённые Указом Президента от 19.11.2022 года № 809, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы развития сферы культуры и образования в Российской Федерации.

В нормативно-правовой базе много правильного и полезного. О чём свидетельствуют и упомянутые нормы Конституции. В тексте Основ культурной политики говорится:

«Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни многонационального и многоконфессионального российского общества».

Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей декларируют, что «Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». 

Всё здорово, не поспоришь.

Однако, посмотрим, что происходит в реальной жизни. Основными средствами обеспечения духовно-культурного суверенитета государства являются:

  • Образование и воспитание.
  • Культура и культурное наследие.
  • Историческая память.
  • Информационная политика государства.
  • Язык.

В образовании даже законодательная база работает против нашего суверенитета, заложенного в Конституции и основных законах. Не смотря на 2-хлетние разговоры «пора отказаться от Болонской системы», эта химера всё ещё главенствует в России и ставит российское образование в зависимость от «общеевропейского», т. е. требований недружественных нам стран. Школа и ВУЗы выведены из воспитательного процесса. Они предоставляют теперь «образовательные услуги».

Традиционная культура, защита которой провозглашается нормативными актами Президента России, подвергается жёсткому натиску так называемой альтернативной «современной культуры», являющейся по сути дремучим безкультурьем. Культурное наследие также часто не жалуется представителями власти. Взять хотя бы артефакты Охтинского мыса в Петербурге, которые могут быть уничтожены предполагаемой застройкой. Российское кино стало подражать американскому Голливуду. О театральных переделках классики и пошлости тоже известно.

К сожалению, власти слабо поддерживают патриотически настроенных деятелей всех направлений культуры.

Наш государственный русский язык – одна из основ российской государственности – тоже не в чести у российского чиновничества. Постоянно нарушается законодательство о государственно языке. Иноязычная реклама, иноязычная песенная культура заполонили страну. Уже и реклама по центральным каналам ведётся не на русском языке, на ином, с русскими субтитрами.

Можно и нужно говорить, что правоприменительная практика в России находится на крайне низком уровне. Как говорилось ещё в 19 веке, жёсткость российских законов компенсируется их системным неисполнением. Но необходимо утверждать, полагаю, что существующая правовая база суверенитета России блокируется внешним управлением. До сих пор действует норма ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, гласящая о верховенстве международных договоров, норм международного права над российским законодательством. А нормы 1 главы Конституции, куда относится ст. 15, имеют приоритет над иными положениями Основного закона.

До настоящего времени Правительство страны продолжает, насколько известно, выполнять установки Международного валютного фонда, в который вступила Россия в 1992 году. При вступлении в МВФ Правительство взяло на себя ряд обязательств, которые неизвестны гражданам страны, хранятся за семью печатями. Но, считаю, выполняются до сих пор высокими чиновниками.  К примеру, 19 апреля 2024 года Министр финансов Антон Силуанов в качестве Управляющего от РФ принял участие в 49-м Пленарном заседании МВФ. Поэтому говорить о полном суверенитете России, в том числе, духовно-культурном сегодня, полагаю, преждевременно.

Эта двойственность, заложенная в Конституции, действиях руководства страны, считаю, проявляется постоянно. Ряду руководителей России пора определиться с кем они, с народом страны или западной закулисой. И бороться вместе с гражданами страны за суверенитет России, в том числе, духовно-культурный суверенитет. Думаю, эта самая актуальная на сегодня задача.

Дважды, в ноябре 2022 и июле 2023 года фракция КПРФ в Госдуме выходила с законопроектом о выходе из МВФ и иных сомнительных международных структур. Ибо соглашения с ними, обязательство Правительства РФ перед ними могут фактически отменять российское законодательство. Но Правительство России всегда давало отрицательный отзыв на данную инициативу.

Духовно-культурные ориентиры определяют интересы и стремления человека. Именно на основании них человек начинает обустраивать окружающее его пространство. И, уважая традиции народа, традиционные ценности, память предков, участвует в строительстве суверенной, независимой страны, либо, как непомнящий родства иван, начинает выполнять команды зарубежных манипуляторов по обустройству колониальной страны в интересах колонизаторов.

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить