Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

К  95-летию  памяти  Бориса  Тимофеевича  Штоколова

 К  95-летию  памяти  Бориса  Тимофеевича  Штоколова

Многие  ленинградцы – петербуржцы  послевоенных  поколений  50-80-х  годов  ХХ  века,  интересующиеся  музыкальным  искусством,  деятели  культуры,  педагоги   и  артисты  оперной  музыки  и  театра,  хорошо  помнят,  знают  и  почитают  творчество  замечательного  русского  советского  ленинградского  певца  (баса - профундо),  выдающегося  солиста  Мариинского  театра  (бывшего  Театра  оперы  и  балета  им.  С.М.  Кирова  в  Ленинграде),  народного  артиста  СССР, Лауреата  Государственных  Премий  СССР  (1981 год)  и  Государственной  Премии  РСФСР  им.  М.И.  Глинки  (1976  год),  в  годы  Великой  Отечественной  войны  ее  молодого  участника - юнги  легендарной  Соловецкой  школы  Северного  флота  Бориса  Тимофеевича  Штоколова.  Большого  Артиста,  Человека  и  Гражданина  Советской  страны  и  России.

Родился  Борис  Штоколов  в  1930-и  году  в  городе  Кузнецке  Кемеровской  области  в  скромной  трудовой  многодетной  семье.  Отец – Штоколов  Тимофей  Ильич  участвовал  в  Гражданской  войне.   По  ложному  доносу  в  37-38-м  годах  был  арестован,  исключен  из  партии  большевиков,  однако  впоследствии  восстановлен  в  ВКП(б)  и  оправдан.  В  1941-м  году  отец  школьника  Бориса  Штоколова ушел  добровольцем  на  фронт  и  в  1942-м  году  погиб  в  тяжелых  кровопролитных  боях  под  Ленинградом.  Мама   артиста -  Елизавета  Ивановна,  одаренная  музыкой  женщина,  концертировала  на  фортепьяно  и  учила  детей  музыке.  Благодаря  семейному  воспитанию,  Борис  Тимофеевич  на  всю  жизнь  сохранил  в  сердце  крепкую  любовь  к  родной  стране,  высокую  личную  культуру,  глубокое  уважение  к  Героическим  защитникам  и  жителям  блокадного  Ленинграда. 

С  детства   певец  познал  ценность  труда  и  хлеба.  Уже  в  11  лет,  чтобы  помочь  семье,  молодому  школьнику  Борису  Штоколову  пришлось  подрабатывать  чисткой  ботинок.  По  его  воспоминаниям,  на  заработанные  200-300  рублей  он  покупал  буханку  хлеба,  кусочек  масла  и  бережно  нес  это  богатство  и  скромное  по  тем  временам  пропитание  домой  в  родную  семью.

В  детстве  у  молодого  подростка  появился  хороший  певческий  голос,  чувство  музыки,   первые  признаки  большого  таланта  и  Борис  Тимофеевич  увлекся  пением.  Успешно  выдержал   конкурсное   испытание  в  Киевской  детской  капелле,  которая  находилась  в  эвакуации  в  Свердловске  и  получил  первые  профессиональные  навыки  пения. 

Однако  трудные  послевоенные  годы,  радость приближающейся  Победы  и  романтика  военной  профессии  привели  юношу  в   1944-м  году  в  известную  школу  юнг   Северного  флота  на  Соловецких  островах  под  Архангельском.  После  ее  окончания  молодой  матрос   был  направлен  служить   на  Балтийский  флот,  в  экипаж  эсминца  «Строгий»  и  участвовал  в  первом  послевоенном  Военно-морском  параде    на  Неве.  Борис  Тимофеевич  часто  вспоминал  и  гордился  своей  службой  на  Флоте  и  первым  парадом  в  Городе – Герое  Ленинграде !

В  50-60-х  годах  ленинградцы  горячо  любили  парады  военных  кораблей  во  главе  с  флагманом  Балтийского  флота  - крейсером  «Киров»  на  рейде  Невы,  моряков  в  парадке,  бескозырке  и  «клешах»  на  Невском  проспекте,  в  которых  моментально  влюблялись  девушки,   праздничные   радостные   вечерние  салюты  22  залпами  с  кораблей  и  у  стен  Петропавловской  крепости  в  дни  праздника  Октябрьской  Революции  (7  ноября)  в  20  часов  и  Военно-морского  флота  (27  июля)  в  22  часа  по  московскому  времени.

В  те  дни   на  набережных  (Дворцовой,  Красного  Флота,  Кутузова,  Петровской,  Университетской, Петроградской,  Мытнинской,  Кронверской,  Пироговской)  и  невских  мостах  (Кировском,  Лейтенанта  Шмидта,  Литейном,  Биржевом,  Иоанновском,  Сампсониевском),  на  Стрелке  Васильевского  острова,  Марсовом  Поле  и  у  Крейсера  «Аврора»  собиралась почти  половина  жителей  города  с  детьми,  молодежь,  участники  и  инвалиды  войны  с  орденами  и  медалями,   питерские  рабочие.  Приходили,  как  правило,  за  полтора  часа,  занимали  лучшие  места  и  стояли  в  ожидании  проведения  этой  замечательной  ленинградской  традиции,  радостно  кричали  «Ура»  и  считали   залпы  (особенно  любили  сиреневые),  полюбившиеся  и  ставшие  дорогими  каждому  блокаднику  еще  со  времен  войны.   Так  состоялась  первая  встреча  и  большая  многолетняя  любовь,  искренняя  привязанность  матроса  Бориса  Штоколова  к   Великому  городу !

После  демобилизации  он  уехал  учиться  домой  в  Свердловск   на  вечернее  отделение (т.к. днем  надо  было  работать  и  помогать  семье) Уральской  Государственной  консерватории  им.  М.П.  Мусоргского.  Занимался  по  системе  своего  великого  кумира  -  Энрике  Карузо.

 На  одном  из  праздничных  концертов,  пение  Бориса  Штоколова  услышал  командующий  в  те  годы  войсками  Уральского  военного  округа  Маршал  Советского  Союза  Г.К.  Жуков,  которому  понравились  задушевные  песни  «Грустные  ивы»  М. Блантера  и  «Эх.  дороги…»  А. Новикова.  Маршал  Победы  вручил  именные  часы  и  посодействовал  перевести  начинающего  певца  на  дневное  отделение  консерватории  со  стипендией.  Штоколов  был  счастлив.

Занятия  в  консерватории  он  совмещал  с  работой  рабочим  сцены,  всячески  помогал  матери  тянуть  семью.  Благодаря  настойчивости,  учебе  и  таланту  в  20  лет  стал  солистом  Свердловской  филармонии,  а  затем -  Свердловского  театра  оперы  и  балета  им.  А.В.  Луначарского,  где  проработал  около  10  лет  до  1959  года.  На  свердловской  сцене  спел  классическую  арию  Мефистофеля  из  оперы  Ш. Гюно «Фауст»,  партию  Гремина  из  оперы П.  Чайковского  «Евгений  Онегин»,  арию  Сусанина  из  оперы  М. Глинки  «Жизнь  за  Царя»,  Дона  Базилио  в  опере  «Севильский  цирюльник»  Дж.  Россини,   Рамфиса  в  «Аиде» Дж. Верди,  Бориса  Годунова  в  одноименной  опере  М. Мусоргского.  Репертуар  большого  профессионального  певца. На  его  выступлениях  собирали  залы  и  выполняли  кассовый  план.  Имя   Бориса   Штоколова   стало   известно   в  стране.

В  1959-и  году,  когда  певцу  исполнилось  29  лет,  он  был  приглашен  солистом  в  оперную  труппу  одного  из  лучших  во  все  времена  оперных  театров  мира -  Ленинградский  театр  оперы  и  балета  им.  С.М.  Кирова  (ныне  Мариинский  театр),  на  прославленной  сцене  которого  выступал  с  сольными  партиями  всего  репертуара  более  30  лет,  стал  уважаемым  жителем  города  на  Неве.

«Великий  русский  бас» -  так  написано  о  нем  в  энциклопедии.  Ленинградцы  и  гости  города в  60-80-е  годы ходили  в   Мариинский  театр   «на   Штоколова».  Это  великое  признание,  когда  артист  всегда  оставался  вместе  со  своим  народом.

«С  этим  артистом  связано  у  меня  одно  из  сильных  театральных  впечатлений  70-х  годов, - вспоминал  оперный  режиссер,  заслуженный  деятель  искусств  России  Юрий  Александров, -  Когда  в  финале  оперы  «Судьба  Человека»  И. Дзержинского  по  сюжету   рассказа  М. Шолохова,  Борис  Штоколов   в  образе  солдата  Советской  Армии  Андрея  Соколова  брал  ребенка  на  руки  и  уходил  со  сцены  в  зрительский  зал,  у  меня  на  глазах  наворачивались  слезы,  что  признаться,  бывало  очень  редко…»,  при  этом  весь зал  вставал  и  устраивал  настоящую  овацию  великому  артисту! Премьера  спектакля  состоялась  17  октября  1961  года  в  Большом  Кремлевском  Дворце  в  день  открытия  XXII  Съезда  КПСС.

В  Кировском  театре  Борис  Штоколов  исполнил  весь  оперный  репертуар,  был  бессменным  Мефистофелем,  пел  партии  Сусанина,  Руслана из  оперы  «Руслан  и  Людмила»  М. Глинки,   Досифея  в  «Хованщине»  М. Мусоргского,  князя  Галицкого  из  оперы  «Князь  Игорь»  А.  Бородина,  Бориса  Годунова  и  многие  другие,  более  чем  в  45  постановках  классического  и  современного  репертуара.

В  60-70-х  годах  певец  принимал  постоянное  участие  в  праздничных  концертах  после  торжественных  заседаний  трудящихся  и  общественных  организаций  города  и  области  в  Кировском  театре  и  БКЗ  «Октябрьский».

 На  30-летие   Ленинградской   Победы  27  января  в  БКЗ  «Октябрьский»  он  спел  вместе  с  залом  «Бюется  в  тесной  печурке  огонь…»,  «Эх  Ладога,  родная  Ладога…»,  «Город  над  вольной  Невой,  город  нашей  славы  трудовой…»,  когда   вместе  с  руководством  города  и  области    ветераны  в  едином  порыве  вставали  и  аплодировали   любимому  певцу. Б. Штоколова  любили  и  почитали  в  нашем  городе.

В  1994  году,  как  вспоминает  Елена  Костицына  -  старейший  работник  Смольного,  организатор  ветеранского  движения  в  Ленинграде,  на  всероссийском  слете  Героев  Советского  Союза  и  Героев  Социалистического  Труда  в  Таврическом  Дворце,  организованном  Советом  Федерации   и  губернатором  Ленинградской  области  Вадимом  Густовым,  Борис  Тимофеевич  согласился  выступить  перед  почетными  ветеранами  СНГ  без  денежного  гонорара  (не  в  пример  нынешним  артистам  шоу-бизнеса),  посчитав  это  своим  почетным  долгом  и  исполнил  под  овации  зрителей  великую  классику  русских  романсов:  «Утро  туманное»,  «Вдоль  по  Питерской»,  «Ямщик  не  гони  лошадей»,  «Хризантемы»,  «Гори,  гори  моя  звезда…».  

В  том  же  году  по  просьбе  известного  в  Ленинграде  депутата  Законодательного  Собрания  профессора  А.В.  Воронцова -  Президента  Петровской  Академии  наук  и  искусств,  с  которым  певец  поддерживал  товарищеские  отношения,  он  выступил  в  зале   Администрации  старейшего  Петроградского  района  перед  жителями.

В  этом  было  кредо  артиста,  прошедшего  вместе  со  страной   трудности  и  лишения  Великой  Отечественной  войны,  послевоенного  подъема  народного  хозяйства  -  до  конца  жизни  честно  и  достойно  служить  своему  народу !

В  2000-м  году,  когда  певец  праздновал  70-летний  юбилей,  на  сцене  Мариинского  театра  под  художественным  руководством  народного  артиста  России  маэстро  Валерия  Гергиева  была  поставлена  в  его  честь  опера  «Садко»  и  выпущен  золотой  диск  с  записями  Б.Т.  Штоколова.

В  последние  годы  певец  больше  выступал  в  камерном  жанре  в  концертных  программах  с  романсами  русских  композиторов,  которые  стали  классикой  отечественного  музыкального  искусства.  В  качестве  профессора  музыкального  факультета  РГПУ  им. А.И.  Герцена,  Борис  Тимофеевич  настойчиво  и  внимательно  растил  новые  музыкальные  таланты  своих  учеников,  передавал  мастерство  сольного  пения,  выступал  на  Герценовских  встречах  в  Фундаментальной  библиотеке  университета.

В  период  т.н.  «перестройки»  и  «реформ»  великий  русский  советский,  российский  певец  жил  в  бедности,  нуждался,  болел,  сдавал  в  поднаем  свою  квартиру  в  доме  на  Петровской  набережной,  а  с  супругой  ютился  в  одном  комнатке.  Записывал  на  свои  средства  новый  диск  русских  романсов  вместе  с  заслуженной  артисткой  России   Т.Н.  Прониной,  но  не  успел  завершить.

В  Ленинграде – Петербурге,  Мариинском  театре,  Академической  Капелле  им. М. Глинки  и  Филармонии  им. Д. Шостаковича,  жители  и  творческая  интеллигенция   помнят  выдающегося  певца,  Защитника  Отечества,  большого  Труженика,  Патриота  и  Гражданина,  отдавшего  все  свои  силы  и  творчество  людям,   во   славу  нашего   Великого  города  и  России ! Молодым  талантам  есть  с  кого  брать  пример   в   профессиональном   росте   и   творческом  служении  российскому  народу !

Геннадий   Горбунов,

профессор  ПАНИ

 

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить