Мир в процессе радикальных перемен.
Значимость духовной культуры.
(Общетеоретические аспекты)
Олег Тимофеевич Богомолов (1927 – 2015)
Советский и российский ученый – международник, академик РАН, доктор экономических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, народный депутат СССР (1989-1991), депутат Государственной Думы ФС РФ (1993-1995), почетный директор Института международных экономических и политических исследований Российской Академии наук. Публикуемая статья о вопросах культуры написана в 2014 году и во многом сохранила свою актуальность в наши дни.
Влияние духовной культуры на экономическое развитие достаточно существенно, чтобы пренебрегать задачами ее приоритетного развития. К сожалению, в стратегическом планировании оно редко учитывается. Понятие культуры охватывает многие стороны развития человеческого общества и близко по содержанию к понятию «цивилизация». В широком смысле слова культура обозначает накопленный человечеством и каждым народом опыт создания материальных и духовных ценностей, а также сами сохраненные ценности и блага, облагораживающие и возвышающие человека, повышающие качество его жизни.
Можно считать, что материальную культуру олицетворяют прежде всего экономика, национальное богатство страны, ее производительные силы. Степень развития экономики отражает уровень материальной культуры данной нации. Однако главное содержание культуры представляет ее духовная, гуманистическая составляющая. Достижения человеческого разума, завоевания наук, шедевры искусства, богатство языка и литературы, нравственные и религиозные идеалы, определяющие поведение и взаимоотношения людей, - вот что в общественном сознании обычно связано с понятием «культура» и оценкой ее уровня. Интеллектуальная, духовная культура нации сегодня, как никогда раньше, становится фактором социально-демографического прогресса. Современное общество и экономика основываются на знаниях, на высших достижениях культуры. Уровень культуры, элитарной и бытовой – важнейший индикатор степени развитости и авторитета в мире различных цивилизаций.
О культуре народа справедливо судят по ее выдающемся представителям: писателям, поэтам, художникам, артистам, ученым, философам – просветителям, проповедникам, публицистам, изобретателям и т.п. Они формируют духовный климат общества, обогащают культуру своим творчеством, определяют высшие ее достижения и нравственные устои. Неслучайно Максим Горький называл писателей инженерами человеческих душ. Но в наши дни души оказались во власти телевидения, интернета и кинематографа, их подчиняют себе средства массовой информации.
Элита несет культуру в массы. Правда, здесь нужно оговориться. Те, кого обычно относят к интеллектуальной элите общества, включая ее наиболее влиятельную часть – политический класс, достаточно разнородны. Отнюдь не всех из них можно считать носителями культуры. Безкультурье, невежество, пошлость, безнравственность, беспринципность, также имеют представителей в элите и властных структурах. Они, используя свое влияние, могут растлевать человеческие души, насаждать ложные знания и идеалы, прививать дурные вкусы и нормы поведения. В культуре, как и в обществе, наблюдается столкновение добра и зла, возвышенного и низменного, новаторства и ретроградства. Через борьбу противоречий в конечном счете совершается поступательное развитие, но, возможно, при этом случается временное движение вспять. Смена социального строя на основе радикально-либеральных реформ ввергла российское общество в 90-х годах в глубокий кризис, сопровождающийся деградацией
массовой и элитарной культуры.
Падение уровня культуры – серьезный тормоз в экономическом развитии. К сожалению, это обычно недооценивается. Укажу лишь на некоторые линии взаимовлияния двух упомянутых сфер общественной жизни. Анализ требует раздельного рассмотрения роли элитарной и массовой культуры. И та, и другая, разумеется, взаимосвязаны, но по разному воздействуют на экономику. Повышение ее эффективности и конкурентоспособности в большей мере зависит от состояния массовой культуры, нежели элитарной. По крайней мере, это относится к текущему моменту. В стратегическом плане определяющее значение принадлежит элитарной культуре.
Примеры низкого культурного уровня российского населения встречаются на каждом шагу. Причем отсутствие противодействия безкультурью ведет к его усилению. Несоблюдение законов и элементарных норм поведения в коллективе и обществе, своекорыстие и эгоизм, попирающие интересы окружающих, необязательность, разгильдяйство, индивидуализм, пренебрегающий малейшим проявлением человеческой солидарности и взаимовыручки, – все это отравляет социальный климат в стране, отрицательно влияет на трудовую и экономическую деятельность. Еще более деструктивные последствия имеет массовое распространение коррупции, казнокрадства, воровства, превышения власти и мошенничества, которые превращаются в смертельную болезнь экономики. Она страдает также от пьянства и наркомании, самодурства чиновничества.
В цивилизованном рыночном хозяйстве строгий бухгалтерский и статистический учет, а также независимый и добросовестный аудит остаются ключевыми требованиями и важнейшим устоем функционирования экономики. («Курс наших либеральных фундаменталистов бесперспективен. Пока нас выручают высокие цены на нефть. Это создает видимость какого-то роста. Но ведь рост экономики нужен для улучшения жизни людей. А у нас происходит социальная и нравственная деградация народа. Последний удар – монетизация льгот, платная медицина и образование» (2005 г.). «Мы – пассионарии, они – меркантилисты. Они производят вещи, мы – блага. Их Бог – деньги, наш Бог – Дух. Мы бедные материально, они – духовно» (2012 г.).
Небезобидны и такие проявления безкультурья, как нарушение правил гигиены, санитарии, загрязнение окружающей среды, варварское отношение к природе. В результате экономика несет значительные потери, ухудшается качество жизни населения, страдает его здоровье. Страна вынуждена содержать огромную армию блюстителей порядка и частных охранников, раздувать контролирующие бюрократические структуры. На уборку, утилизацию мусора и хлама в местах общественного пользования приходиться затрачивать немалые усилия и средства.
Нежелание соблюдать дорожные правила, стремление обойти других в автомобильном заторе, обрести преимущество за счет законопослушных водителей - типичная картина в современной России. Результатом этого становятся тысячи аварий, многочисленные человеческие жертвы. Люди бесполезно теряют время, не говоря уже об утрате имущества и здоровья. Наша страна – рекордсмен по числу смертей на дорогах в расчете на 1000 автомашин. Экономика терпит гигантские убытки от катастроф, пожаров, наводнений и других бедствий, причина которых в человеческом факторе, низкой профессиональной культуре, недисциплинированности, халатном отношении к своим обязанностям.
Высокий уровень преступности, коррупции, казнокрадства является, несомненно, продуктом многих неблагоприятных обстоятельств, прежде всего обнищания значительной части населения, а также слабости государства и его правоохранительных институтов. Но нельзя не видеть и того, что в ходе поспешных и непродуманных реформ 90-х годов подрывались духовные устои общества, обесценивались его культура и ее носители. Более того, телевидение и печать потакают самым низменным вкусам и интересам людей. Насилие, бандитизм, преступность, девиантное поведение и секс стали распространенными темами книг и передач. Средства массовой информации пропагандируют роскошную жизнь людей т.н. высшего класса и западные стандарты потребления, недоступные большинству российского народа. Простой человек, «едва сводящий концы с концами» и обремененный многочисленными житейскими проблемами, ощущает себя униженным. Общество обрекали и продолжают обрекать на духовную опустошенность. Это сказывается на производительности труда. При этом, добросовестность и самоотверженный труд оказываются невостребованными и невознагражденными морально и материально. Более того, они нередко наказываются теми, кому халтура и обман обеспечивают дармовой заработок.
К перечню изъянов духовно-нравственного состояния общества необходимо добавить отсутствие должной политической культуры, гражданской ответственности за положение дел в стране. Те, кто с воодушевлением воспринял перемены и возлагал большие надежды на реформы, испытали разочарование, разуверились в реформаторах. Никто из них не извинился за свои чудовищные просчеты и ошибки, тем более не понес наказание. Большинство из них вновь на верху карьерной лестницы, мелькает на телевизионных экранах.
Обнищание большого слоя населения, заботы о выживании не оставляли многим людям сил и времени для общественной активности, размышлений о политике. Средства массовой информации отвлекали их внимание от неурядиц в жизни, показом по телевизору остросюжетных сериалов, низкопробным эстрадным юмором, музыкальными шоу, спортивными программами. Их сознанием манипулировали, предлагая ту информацию, которая была удобной. В таких условиях формирование гражданского общества и эффективной демократии становилось трудно достижимым. Дефицит политической культуры превратился в препятствие на пути раскрытия творческого потенциала нации и совершенствования общественного устройства, осложнил возрождение экономики.
В противодействии падению уровня массовой культуры важнейшая роль принадлежит творческой интеллигенции, публичным политикам, общественным и религиозным деятелям, лидерам бизнеса. Они в идеале должны были бы показывать пример владения знаниями, культурой, интеллигентного и ответственного поведения, бережного отношения к национальному культурному наследию, нравственным ценностям. Их роль в выявлении ошибок и просчетов в политике и исправлении ее курса, в сохранении национальной культуры могла бы быть весьма существенной. К сожалению, российская элита, прежде всего политическая, оказалась не на высоте своего положения. Уровень ее опыта и знаний явно не соответствовал масштабам предпринятых преобразований, а моральные устои уступили жажде власти и быстрого обогащения. Тем самым были заданы порочные ориентиры поведения для значительной части населения. Ценности духовные были быстро забыты в угоду меркантильным интересам. Рынок нуждался в массовом и невзыскательном спросе, обещающем быстрые и крупные доходы.
Дорогостоящая элитарная культура оказалась невостребованной, поскольку имела узкий круг потребителей, а ее достижения не обещали быстрых денег. Поэтому отнюдь не случайно в литературе, кино, на телевидении перестал быть героем честный и добросовестный труженик, к тому же обедневший в одночасье. Его место заняли рыцари удачи – нувориши, мафиози, бандиты и мошенники разных мастей, окруженные своими прихлебателями. Учителя, врачи, ученые и многие другие представители интеллигенции и бывшего среднего класса превратились в «новых бедных». На авансцену общественного внимания вышли «новые русские» с их дорогими автомобилями, роскошными квартирами, загородными виллами и другими атрибутами высокого социального статуса. В это же время, выдающиеся деятели искусства и науки находили часто признание, оценку и вознаграждение не на своей Родине, а за рубежом.
Коммерциализация общественных отношений сказалась на российской творческой интеллигенции, литературе, кино, музыкальном, театральном и изобразительном искусстве. Многие служители культуры пожертвовали высокими идеалами доброго и вечного в угоду нетребовательному спросу. От школ потребовали сокращения часов, отводимых на изучение русской классической литературы и языка, нашей отечественной истории. Лучшие образцы духовного творчества нации оказывались все менее востребованными и утрачивали воспитательную роль.
Рыночные свободы отрицают нерыночные закономерности развития культуры. Примеров антагонизма рынка и нравственности, рынка и культуры более чем достаточно. Противопоставить им можно немногие положительные факты. Поэтому все громче слышатся призывы сдерживать рыночный эгоизм, безудержную погоню за наживой, требовать от предпринимателей и чиновничества социальной ответственности. Другими словами, общество ждет от них заботы не только о своем, но и об общественном благе.
Экономика страдает от негативных перемен 90-х годов в сознании и поведении людей. Грубость, озлобленность, с которыми люди сталкиваются дома и вне дома, способны надолго испортить настроение. Они отравляют социальный климат, отражаются на качестве и производительности труда. Пока нравственные нормы и принципы не станут частью общей культуры, надо принуждать к законопослушанию и учить правосознанию, к соблюдению правил общежития, используя авторитет власти, печати и телевидения.
Велика роль в воспитании культуры и нравственности всей системы российского образования. Но, кажется, это мало заботит авторов реформ в данной сфере. Правилам вежливости, бытовой гигиены, поведения в общественных местах, уважения старших, тактичности, умения общаться, вести разговор, признавать ошибки, приносить извинения, уступать место в транспорте и многому другому детей, подростков, молодых людей по-настоящему в школах, колледжах, университетах и учреждениях дополнительного образования не учат. При этом далеко не каждая семья может восполнить этот недостаток.
Подъем культуры во всех ее проявлениях не может не находиться в числе приоритетных задач государства. Это – важнейшая предпосылка модернизации экономики, гармоничного развития и процветания всего общества. Поэтому на развитие культуры нельзя жалеть бюджетных средств. Здесь также нельзя ожидать быстрых и ощутимых улучшений, но в стратегическом плане страна выиграет. Одними пропагандистскими кампаниями в прессе и на телевидении, убеждении родителей и молодежи дело не исправить. Требуется длительная и настойчивая культурно-воспитательная и просветительная работа, изучение русского языка (часто подменяемого непристойным разговорным сленгом), формирование критериев культурного общения, причем особое внимание следует уделять подрастающему поколению, Селекция высоконравственных и авторитетных воспитателей (педагогов) не стала пока заботой властей. Поборникам технических инноваций, как фактора обновления страны, не следует забывать, что инвестиции в наращивание культурного потенциала нации способны принести не меньшую, а даже большую отдачу в деле модернизации страны !
О.Т. Богомолов,
академик РАН,
2014 г.
Печатается по изданию: «Новое интегральное общество: Общетеоретические аспекты и мировая практика / Под ред. Г.Н. Цаголова. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – 256 с.
Составитель Горбунов Г.Ф.
Информационная редакция ПАНИ
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: