Наверно, нет на земле более важного и более трудного дела, чем воспитание человека, взращивание его души на основе истины, добра и красоты.
Здание общества будет прочным и красивым, если сложено оно из добротных «кирпичей». Нетрудно понять, что такими «кирпичами» являются семьи, их не зря называют ещё первичными ячейками общества. Любая вещь, предмет или явление имеют свою структуру, соподчинение элементов, иерархию связей. На примере семьи это особенно ярко проявляется – «воспитывает ребёнка, прежде всего, та атмосфера, в которой он живёт» (А.И. Осипов).
Во главе нормальной семьи обычно стоит мужчина – «добытчик», как говорили в старину, защитник и кормилец. И у руля воспитания мальчиков тоже должен стоять мужчина, тогда как женщины-педагоги (не в обиду будь им сказано) зачастую из рук в руки передают мальчишку, калечат его неправильным воспитанием, а через это они калечат и самих себя, потому что в генотипе женщины заложено быть слабой. Писатель Василий Ирзабеков замечает, что, говоря об этом свойстве женщины «слабая», мы ошибочно понимаем: ненормальная, больная, хилая. Женщина, конечно же, должна быть слабой, но не немощной, «на больничном» или хилой – нет. Это другая возвышенная, «мудрая» слабость. Сила женщины в её слабости. Это то, что украшает женщину.
Василий Ирзабеков также отмечал, что всё чаще приходится встречать мужчин, выросших в семьях, где отчаянно верховодят женщины, и волочащих по жизни воз самых разнообразных комплексов, нередко превращающих жизнь близких им людей в медленную пытку. Увы, мальчики эти, чаще всего, попросту обречены стать суррогатами мужчин. Слабо выраженные волевые качества, нежелание и неумение: создать крепкую семью и воспитывать собственных детей в чистоте и вере, защищать Родину, – преодолеть этот частокол способны сегодня не все молодые люди, и это наша с вами общая беда. С этим связаны и проблемы уважения к старшим, почитания родителей, культура общежития.
И беда современной школы – это отсутствие мужского начала. И конечно, отсутствие фундамента веры и традиционного Православия.
Основы Православия – на которых стоит наша русская цивилизация, в том числе и воспитание – реализуются, воплощаются в реальной жизни и в конкретных условиях, как и Сам Спаситель пришёл в этот мир в том облике и с теми словами, которые были естественны и понятны окружающим. Также и те люди, которые берут на себя тяжкий крест современного воспитания, должны православным духом напитать всё то положительное, что дала нам история родной земли, здесь необходим духовный синтез.
Например, из нашей языческой древности можно взять то, что не противоречит христианству, например, общинно-родовую близость, неразрывность с природой, трепетное отношение к среде обитания – земле, воздуху и воде, доверие им и сыновнюю заботу.
Из православной древней Руси необходимо позаимствовать рациональное сочетание государственной и церковной властей, соборность, верность Родине и Православию и благоговейное отношение к святыням и традициям, осознание частной собственности как долга, ответственности и жертвенности имущего перед неимущими.
Из самодержавной имперской страницы России необходимо реанимировать прекрасные качества ответственности миропомазанного властителя, верноподданничества и благонамеренности народа (прекрасные забытые слова, ошельмованные богоборцами!). А имперский характер власти давно пора перестать примитивно считать, в духе большевизма, «захватническим» и «тоталитарным». История говорит о том, что империализм в России на деле был самодостаточным и суверенным чувством старшего брата по отношению к младшим национальностям, хозяйским патронатом, а не угнетением. Весь же гнёт в некоторых национальных окраинах исходил по большей части не из центра, а от зарвавшихся местных богатеев и ростовщиков, особенно ярко это проявлялось на юге России, в западных областях и в Средней Азии.
Точно так же и из нашего недавнего социалистического периода полезно вспомнить и оживить многое, ярко выраженное, положительное: здравую нравственную доминанту коллективизма (соборности); обострённое чувство справедливости; равенство перед законом, соблюдаемым всеми без исключения; ответственность и творчество в труде; общинность в решении вопросов самоуправления; заботу государства о благе народа, конкретно выраженную в охране детства и материнства, бесплатном здравоохранении, образовании, жилье; разумный акцент на производстве, а не потреблении; государственную собственность на все важнейшие добывающие и обрабатывающие производства, на недра, землю и транспорт; уважение к защитникам Отечества и ветеранам и достойное их содержание.
И все это, конечно, было не следствием «мудрости марксизма» и лишь отчасти – «руководства партии», но, прежде всего, результатом, полученным на основе традиционной русской культуры, культуры подвижнической, воспитавшей в наших людях стойкость, самопожертвование, терпение, веру в лучшее, умение видеть правду и находить нестандартные, остроумные решения в сложнейших ситуациях.
Большая часть учёных, особенно в последнее время, с тревогой говорит о будущем человеческой цивилизации в категориях выживания. Православная традиция во все времена предпочитала говорить о спасении. Значит, перед угрозой нравственной и экологической катастроф позиции честной науки и православия необходимо сближаются. Почему именно православия? Потому что православие есть чистое, неповреждённое христианство, именно оно внесло совершенно новое, духовно-личностное измерение в самосознание человека. Религия Богочеловека открыла миру возможность не только духовного, но и телесного соединения человеческой природы с Божеством через Святое Причастие в настоящем и через Воскресение в будущем.
Именно эта религия Откровения взяла под защиту и дух и плоть человеческой личности, придала высокий смысл ценностям её свободы и самобытности. И не только отдельная личность, но и самобытность целого народа, всякой конкретной национальной культуры стала сознаваться как священное первоначало земной жизни.
И поэтому говорить сейчас о роли воспитания необходимо не только в правовых аспектах, не только в научных категориях и даже не в координатах самого образовательного процесса, хотя всё это и важно, – а прежде всего в категориях духовно-нравственных, сущностных. Синтетический, многоаспектный, системный подход к российскому воспитанию мы считаем оправданным только при условии освящения его с позиции православной духовности, потому что в этом случае будут корректно соблюдены как интересы подавляющего большинства населения, считающего себя православным, так и интересы иных верований. Это послужит надёжной духовно-идеологической базой правильной постановки национальной политики в России.
Священник Иоанн Миронов отметил: «Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше и умнее других, а на деле видим потом оборванную струну. Не делайте из своих детей вундеркиндов. Как говорил святитель Митрофан Воронежский: «Приложи труд и храни во всем мерность». Меру во всём надо знать». И очень важно избегать перекосов и ошибок в воспитании. Одна из тяжелейших ошибок со стороны взрослых – подавление воли ребенка. Священник Павел Гумеров однажды написал: «Заставить кого-то что-то сделать, конечно, можно, но только из-под палки и на короткое время. Обычно человек, которого таким образом пытаются научить чему-либо, замыкается в себе. У него появляется полная растерянность и неуверенность в своих силах. Его самооценка (и без того низкая) падает ниже нуля. И он, конечно, никогда не сможет проявить мужских качеств». При подавлении воли добротного укорененного характера не будет. Филолог Д.С. Лихачев писал, что душевная слабость ведёт к физической слабости. А психолог Татьяна Воробьёва отмечала: «Оказывается, физиологические процессы обусловлены психологическими процессами – чувством, разумом, волей… И если всё это искажено и прочее – физиологические процессы тоже становятся искажёнными».
Профессор Свято-Тихоновского богословского университета
Б.А. Филиппов утверждал (и доказывал это практически), что прекрасным воспитательным воздействием для любого контингента подростковой молодёжи обладают походы и путешествия. В походах, как и в бою, сразу видно, кто чего стоит. Человек проверяется на дело, на ответственность, с него быстро слетает показное, манерное. И в то же время уйти, убежать нельзя – опозоришься, проявишь себя слабаком. А с другой стороны – и не хочется уходить, потому что интересно, необычно, познавательно, красиво, наконец. Разумеется, душой похода должен быть опытный педагог.
В педагогико-оздоровительной системе доктора В.Ф. Базарного утверждается, что здоровье человека, особенно здоровье ребенка – категория педагогическая. Обучение и воспитание должно раскрывать в человеке способность к саморазвитию – самопознанию и самовоспитанию, поэтому не жёсткая привязка к учебному материалу, а сенсорно-моторное раскрепощение важно, развитие творческих сил под чутким водительством умного педагога. Первая профессия доктора Базарного – офтальмолог, поэтому большое внимание он уделяет укреплению зрения, на его уроках широко используются наглядные экологические панно, выполненные в определенных зрительных ритмах. Учитывая особенности психики ребёнка, уроки строятся как волнообразные путешествия по стране знаний, сопровождающиеся коллизиями столкновения добрых и злых начал. Создается нравственная напряжённость, разрешаемая самими учащимися с помощью педагога. Ученики в таких школах умеют правильно общаться, лучше говорят, больше заинтересованы и активны на уроках.
Писатель К.Б. Раш профессиональным педагогом не являлся, но его подход к воспитанию современного мальчика – будущего воина, защитника Отечества, заслуживает внимания и распространения. История и патриотизм, мужество и достоинство, самоограничение и самовоспитание, постоянная занятость делом – вот основы формирования будущего мужчины, гражданина своей страны, воина и главы семьи. К. Раш обоснованно считал, что военное дело и особенно морская подготовка – прекрасные инструменты работы с подростками. При этом мальчики приучаются к труду, коллективизму, взаимовыручке и ответственности. Единообразие, распределение функций, чёткость команд, зависимость всех от действий каждого – вот где сполна реализуется «один за всех и все за одного». Характерно, что на корабле даже каждая вещь: деталь, канат, крючок, стержень, вплоть до малейшей заклёпки, и даже каждое отверстие – всё имеет своё название и чёткое предназначение. Плавание, корабельная жизнь – пожалуй, высшая форма любого похода и путешествия. Романтика моря – тоже важный фактор воспитания.
И.А. Ильин писал, что человек должен обладать духовно укоренённым характером. Он должен быть подобен городу с единым крепким кремлём, в котором покоятся почитаемые им святыни.
Обобщая приведённые выше примеры, надо сделать необходимый вывод: с самых ранних лет ребёнка, особенно мальчика, следует приучать к труду, а в самом труде подчёркивать характер творчества и ответственности. В этом смысле очень жаль, что веяние времени в нашей стране разрушило систему многообразных (бесплатных!) кружков: радио-, фото-, судомодельных, авиамодельных, выпиливания, выжигания по дереву, художественных и других. Мальчишки увлечённо занимались техническим творчеством, рвались на реки и озёра к вёслам и парусам. Сейчас же эта система сломана, почти все кружки канули в Лету, зато вместо них всплыли платные, и какие? – восточные и всякие иные единоборства, где не последнюю роль играет умение, например, разбить кирпич, сломать доску… В конечном счёте, дети лупят друг друга в секциях единоборств, желательно – ногами и в голову. Наверно, это неплохо – уметь постоять за себя. Но какой ценой?
Нетрудно видеть, что в первом случае идеологией детских занятий было творчество, созидание (в том числе, изготовление моделей, игрушек), а во втором – ломка, разрушение. В первом – выход с товарищами на совместное делание, во втором – выход к ближнему своему как к врагу с целью доказать своё превосходство.
Так, коллективистские, по сути – христианские, нравственные принципы творчества и игр были вытеснены потребительскими, индивидуалистическими, питающими тщеславие и гордыню. Доброту и созидание заменили крутостью и разрушением, изобретательство в творчестве отступило перед изворотливостью в жестоких наслаждениях.
Говоря об актуальности правильной постановки воспитания будущих мужчин, необходимо учитывать и разрушительное влияние невоспитанности, антивоспитания. Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития писатель Юрий Крупнов привёл данные о состоянии смертности в России: «В так называемые цветущие возрастные группы – от 25 до 45 лет – у нас отмечается мужская сверхсмертность. Казалось бы, в этом возрасте говорить о смертности вообще не стоит. Но у нас это национальная особенность, связанная с бесшабашными моделями поведения мужчин, их склонностью носить всё в себе и не выговаривать проблемы».
Каждая страна, желающая быть суверенной и процветающей, естественно, воспитывает мужчин, и вообще будущих граждан, на основе национальных святынь, традиций и ценностей. А национальный характер формируется в самобытных природных, географических и социальных условиях. Россия – огромная страна, в ней есть и бескрайняя тайга, и ковыльные степи, порой подступают и пески пустыни, но есть и множество рек и озёр. И почти со всех сторон землю нашу омывают моря. Горе нам, если мы забываем, что Россия – морская держава!
Но море – это не только водный путь, рыба, туризм и купание. Море – это испытание мужества и крепости народа, это грандиозный театр соперничества стран, это судьба моряков, полярников, рыбаков, морских пограничников, корабелов. Это и подвижничество учёных, рождающих идеи новых кораблей, современного морского оружия.
Для нас, петербуржцев, это особенно важно, т.к. наш замечательный город – это порт, колыбель кораблестроения, школа воспитания моряков – и военных, и гражданских.
Неслучайно и семью, и страну, и даже церковь сравнивают с кораблём, где все взаимосвязаны, каждый занят делом и от каждого зависит судьба экипажа. По большому счёту, мы все – под одним флагом.
Поздняков Никита Иванович,
действ. член ПАНИ
Кудряшов Иван Павлович,
выпускник ВОЕНМЕХА лейтенант запаса
Санкт-Петербург, 19.02.2025
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: