Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Псковщина – оплот русскости

Мы все оказались на крутом переломе истории. Начавшийся переход от однополярного мира к многополярному, происходит в жестокой борьбе, которую англосаксы стремятся превратить в третью мировую войну с использованием ядерного оружия. Президент России Путин В.В. призвал соотечественников решительнее защищать святыни Русского мира от русофобов и усилить роль регионов в воспитании патриотизма и любви к малой и большой Родине.

Псковское региональное общественное движение «Патриоты Псковского края» было создано в 2004 году для защиты и приумножения достоинства нашей малой родины - Псковской земли, которая издавна была «лицом России» на Западе. Мы активно участвуем в работе Всероссийского созидательного движения «Русский лад», используем научные труды Петровской академии наук и искусств из Санкт-Петербурга и Института русскомыслия и хронополитики из Москвы. О своей деятельности мы регулярно ранее сообщали в учреждённых нами газетах «Псковский рубеж» и «Над Ловатью». После их утраты в 2017 году наша работа продолжалась, но не рекламировалась.  После начала СВО она стала более востребованной и теперь будет показана в спецвыпусках «Псковщина – оплот русскости».  Далее будет раскрыта суть этого смыслового посыла.

Движение «Патриоты Псковского края» приветствует усилия нынешней администрации Псковской области, трудовых коллективов, творческих союзов и общественных организаций, Псковской и Великолукской митрополий по реставрации храмов, исторической части городов, благоустройству памятных мест и захоронений, проведению литературно-музыкальных представлений с участием всемирно известных мастеров искусств.  Величественная надпись «Россия начинается здесь», установленная на берегу реки Великой в Пскове вызывает гордость. Наша задача в дополнение к этому донести до земляков, соотечественников и зарубежных гостей, что Псковщина – это не просто географическая территория, с которой начинается Россия. Псковщина – это, по словам А.С.Пушкина, земля «где русский дух, где Русью пахнет».

 Мы убеждены сами и стремимся убедить других, что Псковщина – это настоящий оплот русскости. В словаре Ожегова С.И. слово «оплот» означает – «твердыня, надёжная защита». А вот понятия «русскость» в словарях, к сожалению, нет. И этот пробел должен быть восполнен. Таково требование нашего времени. Ведь с 2013 года Запад в лице США, Евросоюза и НАТО начал на Украине открытую цивилизационную войну против всего Русского мира на полное его уничтожение. Главным оружием он избрал глобальную русофобию, т.е. воспитание звериной ненависти к глубинной сути Русского мира. Ненависть к главному смыслу Русского мира, т.е.  к русскости во всех её проявлениях: в мыслях, языке, искусстве, культуре, вере, архитектуре, спорте и в обычаях – внедряется в сознание народов мира и направляет их на полное искоренение русского духа.

 В 2020 году советник министра обороны РФ генерал-лейтенант Андрей Ильницкий правильно назвал современную цивилизационную войну – ментальной войной, т.е. войной против мировоззрения и способа мышления покоряемых народов. В тоже время   руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ Зюганов Г.А. в своём манифесте «Русский стержень державы» заявил, что «русскость – это уникальное мировоззренческое явление всемирного значения». В ответ на это третий съезд Всероссийского созидательного движения «Русский лад» принял в 2023 году заявление «О пользе русскости для России и мира». В нём утверждается, что «историческая миссия русскости как мировоззренческого явления – примирять материализм Запада с духовностью Востока на основе вселенскости русского мировоззрения для общего блага человечества и сдерживать зло, рвущееся к мировому господству.  Главным признаком русскости является русскомыслие.  Именно русскомыслие позволяет из многочисленных народов нашей страны создать сплочённый союз единомышленников – русскомыслящий державный народ русско-евразийской цивилизации».

Нам важно показать землякам, а им осознать, что Псковщина является не только хранительницей, но источником и генератором именно такой русскости. Древний Псков – это не только преграда на пути западных агрессоров, но это и ворота к мосту мирного сосуществования Востока и Запада.  Знаменательно, что именно Псков является первоисточником многих священных и судьбоносных идей, положивших начало становлению и развитию великой русской державы. Неслучайно на гербе города Пскова изображена длань, устремлённая с неба на землю.  Это священный знак духовноподъёмного и целеуказующего предназначения нашего края для развития Отечества. Символично, что основательницей Пскова стала псковитянка княгиня Ольга, первой положившая начало судьбоносному проникновению православия на Русь. В память об этом сейчас в Пскове княгине Ольге установлено сразу два памятника. Один, в центре города, создан знаменитым русским скульптором Вячеславом Клыковым. Другой, у гостиницы «Рижская» сотворён известным монументалистом З.К.Церетели.

Символично, что именно псковское «ледовое побоище» западных крестоносцев дружиной князя Александра Невского в 1242 году подняло его авторитет и способствовало его приглашению в Золотую Орду ханом Батыем. В итоге князь Александр стал основоположником не русско-европейской, а русско-евразийской цивилизационной идеи. Его правильный цивилизационный выбор стал верным целеуказанием и, определив дальнейшую успешную судьбу России, позволил в будущем создать могучую Российскую державу. Храня верность русскомыслию, Александр Невский в 1249 году отверг предложение Папы Римского Иннокентия IV о переходе Руси в католичество, сказав твёрдо его послам: «Учения вашего мы не примем».

Мы привыкли чтить Александра Невского, как смелого защитника Руси от западной агрессии, а его цивилизационную идею воспринимать как «мир Востоку и война Западу». На самом деле наш великий Князь Всея Руси был более дальновидным, а главное русскомыслящим политиком. Его цивилизационная идея полностью соответствовала исторической миссии русскости – примирять Восток и Запад.  Поэтому она звучала так: «Мир – Западу и мир - Востоку».  Это подтвердилось в делах князя Александра. Как только он увидел в 1257 году первые ещё слабые попытки исламизации Орды, он активизировал переговоры с западными соседями. Они видели, что все его войны на Западе были оборонительными. Побеждая захватчиков, он затем не преступал чужих границ, но и за свою землю стоял насмерть.  За период с 1258 по 1262 год князь Александр заключил договоры о мире с Норвегией, с Ганзейским союзом, с литовским князем Миндогвом, с Ливонским орденом и с Ригой. Одновременно Князь усилил русские позиции в Орде. В 1261 году в столице Золотой Орды городе Сарае была открыта православная епархия Русской церкви. Интересно, что при этом Папе Римскому в открытии католической епархии было отказано.

Благодаря такой русскости Александра Невского, древний Псков стал известным в Европе и на Востоке «ганзейским городом». Он устанавливал мирные торговые контакты с Европой, оставаясь оплотом русскости. Закономерно, что на Псковщине Александру Невскому, как и княгине Ольге, установлено сразу два грандиозных монумента: в Пскове и в Самолве Гдовского района.

В дальнейшем Псковщина, как оплот русскости, послужила возвышению Москвы и укреплению Московского государства. Знаменитое целеуказующее письмо псковского монаха Филофея из Елизарьевского монастыря с судьбоносной идеей «Москва – третий Рим, а четвёртому не быть!» создало духовную основу князю Василию III для возвышения Москвы, как центра русского царства. Неслучайно Псковское подворье и храм Георгия Победоносца и Пресвятой Богородицы расположен в Москве на Псковской горке рядом с Кремлём.

Во времена Ивана Грозного Псков проявил себя как русская боевая твердыня, выдержав в 1581 году осаду полчищ польского короля Стефана Батория. Псковичи показали всем поразительный русский героизм и самоотверженность при защите Родины. Не щадя своей жизни, они взорвали Покровскую башню, похоронив врагов вместе с собой. А ранее в честь присоединения Казани псковские зодчие во главе с лучшим из них – Постником увековечили художественный образ русского мировоззрения - Лад в виде построенного на Красной площади храма Василия Блаженного.

 Как утверждает известный русский писатель Василий Белов в своей знаменитой книге «Лад. Очерки народной эстетики», Лад был русской моделью мира, а мир был для русского человека единой целостностью, что породило и цельность русскомыслия. По словам Белова: «В нём всё было взаимосвязано и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему назначено своё место и время. Ничто не могло существовать без целого или явиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречит красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, а пользу от красоты. Мастер назывался художником, а художник – мастером».

ВСД «Русский лад» в книге «Русофобия и русскомыслие в судьбе России» определяет, что Лад в русском понимании – это «не хаос, а космический порядок», т. е. неразрывное единство космического и земного, материального и духовного; мифологического, религиозного, идеологического и научного; смысла, образа, цвета и звука; мысли, слова и дела; теории и практики; а в итоге – единство многообразного. По мнению Белова художественным образом такого единства многообразия является храм Василия Блаженного. Об этом он написал так: «Как непохожи одна на другую части его составляющие! Каждая часть, каждая деталь живёт сама по себе, не повторяется и не похожа на другую часть или деталь, а всё вместе – красота. А красота, как предсказывал Ф.М. Достоевский – спасёт мир».   Вот к такому многообразному миру зовёт человечество русское мировоззрение, мировоззрение мирового лада.

«Ганзейскую» сущность Пскова глубоко воспринял и применял на практике во внешней и внутренней политике уроженец города Опочка руководитель Посольского приказа и канцлер Московского государства при царе Алексее Михайловиче – Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680). В 1665 году он стал воеводой в Пскове, а в 1667 году возглавил Посольский приказ. Как утверждает историк В.О.Ключевский, Ордин-Нащокин первый провозгласил в России правило, что «доброму не стыдно навыкать и со стороны, у чужих, даже у своих врагов». При этом западные образцы и научные знания он направлял не против отечественной старины, а на охрану её жизненных основ от неё же самой, от узкого и чёрствого её понимания, от рутины, которая их мертвила. Ордин-Нащокин утверждал, что внешняя политика должна служить развитию производительных сил страны, а не истощать их. Как дипломат он успешно для московской державы провёл переговоры с Польшей и Швецией. Андрусовским миром с Польшей (1667 г.) Нащокин забрал у поляков не только Смоленскую и Северскую землю и восточную Малороссию, но и из западной – Киев с округом. Благодаря этому он стал государственным канцлером и едва ли не первым из русских государственных людей, который заставил иностранцев уважать себя. Управляя Псковом, Нащокин применил новый проект об общественном управлении городом с его пригородами в 17-ти статьях. Он целеустремлённо внедрял самоуправление городов и создавал благоприятные условия для развития промыслов и торговли, освобождая их от гнёта администрации. Нащокин разработал Устав торговли, ввёл конвертируемость рубля, руководил созданием судоверфи и первого русского боевого корабля «Орёл», создал ссудный банк и регулярную русскую почту. Он предлагал смелее продвигаться к Балтийскому морю, приобрести Ригу и отнять у Швеции Ливонию. Эти идеи затем осуществил преобразователь Петр Великий. Псковские кузнецы при поддержке Нащокина стали одними из лучших на Руси. Только их скобы не смог разогнуть царь Пётр. За это мастерство он присвоил псковичам почётное звание «Скобари».

Псков - как источник, хранитель и распространитель русской духовности в 1796 году дал вторую жизнь героическому эпосу русского народа – «Слову о полку Игореве».  Древний список был найден в одном из псковских монастырей А.И.Мусиным-Пушкиным. Первое печатное издание этого национального достояния было осуществлено им в 1800 году и способствовало победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, а А.С. Пушкину в овладении русскомыслием.  Ведь автор слова был патриотом и верил в особую ценность родины, русской земли. Он верил, что её спасение возможно только при единении русских князей и русских людей, что и произошло в 1812-м году. На мировоззренческом уровне сознания важно отметить, что эта стародавняя русская поэма несёт в себе такую концентрацию художественных ценностей, до которых не поднялось ни одно произведение средневековой западноевропейской литературы того времени. Это было результатом высокой культуры домонгольской Руси. «В поэме живёт душа слова. Язык поэмы – это великое чудо старорусской словесности, а содержание поэмы – это энциклопедия русской жизни, её истории, природы, ратного дела и русского духа. «Слово» соединило в очень сжатом тексте признаки былины, сказа, плача. Это был бесценный зародыш всех жанров русской литературы – героической песни, эпической поэмы, «трудной» повести, проблемного гражданского публицистического очерка, романтической баллады, хвалебной оды, свободного эссе, ораторской речи, исторической драмы, политических заметок и, наконец, программного исторического документа, исполненного пророческого предвидения и выраженного высокохудожественными средствами». Вот так оценил значение «Слова» в своём романе-эссе «Память» в 1985 году замечательный русский писатель Владимир Чивилихин.

Символично, что победитель французского нашествия Михаил Илларионович Кутузов проникся русскостью и русским духом именно на псковской земле. Его детские годы прошли в селе Федоровском Локнянского района Псковской области, а семья прославленного полководца с момента назначения его главнокомандующим русской армией жила в селе Максимово, поблизости от Великих Лук. Вот почему бюст нашему великому земляку сегодня установлен в самом центре Пскова в Кутузовском сквере рядом с драмтеатром и областной администрацией.

Не случайно, а закономерно, что именно на псковской земле покоится прах всемирно известного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), и к нему не зарастает народная тропа. Здесь в селе Михайловском, ныне Пушкиногорского района, было его имение. В нём, благодаря своей няне – псковской крестьянке Арине Родионовне Яковлевой (1758-1828) и дядьке Никите Тимофеевичу Козлову (1778-1851), молодой Пушкин познавал русские былины и сказки, основы русскости и русскомыслия. Здесь он создал многие свои произведения.

Мы привыкли восхищаться Пушкиным, как великим поэтом и создателем русского литературного языка. Но задача движения «Патриоты Псковского края» показать землякам и соотечественникам, что Пушкин был более крупномасштабной личностью – он настоящий символ русскости в концентрированном виде. Обоснование этому утверждению дано в книге «Пушкин-символ русскости», изданной в 2025 году мною и вице-президентом Петровской академии наук и искусств Антоновым А.В. В ней мы показываем, что А.С. Пушкин одновременно проявляет себя как:

-гений, рождённый духом народа;

-знаток и хранитель генетической памяти, героической истории и традиций народа;

-носитель и генератор русского духа;

-выразитель русскомыслия;

-созидатель совершенного слова и литературного русского языка;

-учитель, раскрывающий людям тайны природы и общества;

-распространитель русского смысла жизни и неприемлемости западной модели для России;

-пророк и светоч-указатель, освещающий народу новый путь к счастливому будущему;

-защитник Отечества от клеветников и внешних врагов-русофобов.

Пушкин – гений, потому что он один из тех немногих избранных судьбой людей, которые обладают не только исторической, но и генетической памятью своего рода, полученной при рождении. Ведь корнем понятия «гений» является слово «ген». Нас приучили считать, что предком великого поэта был арап Петра Великого – Ганнибал из Эфиопии. Но это не вся правда. Сам Пушкин вёл свой род от соратника князя Александра Невского Радши или Рачи. Он писал: «мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил». Поэтому правда в том, что уроженцем Африки был только один прадед Пушкина, а все остальные предки были русскими. В связи с этим сам Пушкин был наполнен русскостью до предела. Об этом советский поэт Егор Исаев сказал так: «Ген простонародья в Пушкине был сильнее унаследованного им звания дворянина. Его гениальность от народности. Он гениален прежде всего народом, чувством его истории, культуры и языка». В отличие от западного гения Шекспира, связывавшего всё благородное и достойное в человеке с господствующим сословием – аристократами, русский гений Пушкин первым в России стал, по словам Н.В.Гоголя, правдиво отображать «простое величие простых людей». Именно правдивый показ народной жизни стал притягательным магнитом пушкинского творчества для миллионов читателей.

Как утверждает Институт русскомыслия и хронополитики, важно осознать, что историческое предназначение русских гениев состоит в том, чтобы успеть передать русскому народу главные смыслы его жизни и его исторической миссии, показать горькую правду жизни, раскрыть сильные и слабые стороны народа и указать ему путь в светлое будущее. Но сделать это гений обязан таким искренним русским народным языком, который воспринимался и умом, и сердцем народа.  Он должен зажигать искрами глагола сердца людей, заряжать их огнём духовной энергии и побуждать к прорыву через трудности к светлому будущему, а главное, вооружать верой, что всё это обязательно сбудется.

Неоспоримо, что А.С.Пушкин всей своей жизнью доказал, что он настоящий русский гений. Своим творчеством он убеждал соотечественников, что русский смысл жизни состоит в том, чтобы жить по правде, т.е. по законам космоса, в ладу с родной природой и человеческим сообществом, поступать по - совести, решать по - справедливости, вершить правое дело, творить добро и сдерживать зло, рвущееся к мировому господству. Он знал, что «долго будет тем любезен он народу, что чувства добрые он лирой пробуждал». Он верил, что «оковы тяжкие падут, темницы рухнут и свобода вас встретит радостно у входа». Он призывал: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». И посвятил. Пушкин первым указал соотечественникам на коренное различие русскомыслия и западномыслия. В «Заметках по русской истории XVIII века» он написал, что «Россия никогда не имела ничего общего с остальной Европой…. История России требует другой мысли и другой формулы». Он призывал искать ответы на вызовы времени в «преданиях старины глубокой», у волхвов. Он писал:

«Волхвы не боятся могучих владык.

А княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с силой небесною дружен».

Действительно, волхвы в древней «Велесовой книге» утверждали, что русские обладают особым божьим даром в виде уникального склада ума – сплавом разума, духа и светлых помыслов. Поэтому русские - не рабы, а отроки божьи. На этой древней и пушкинской основе ВСД «Русский лад» предлагает считать, что русскомыслие – это особый русский способ мышления в виде уникального сплава разума и духа, позволяющий русским правильно познавать мир, т.е. наиболее целостно, в единстве материального и духовного, в постоянном движении, а также в чистоте помыслов, т.е. правильно понимать смысл правого дела, справедливой и счастливой жизни. В основу русскомыслия заложены главные принципы русскости: благородство, вселенскость, правдивость, разумность и добродетельность.

Уже в своём первом произведении – в сказке «Руслан и Людмила» (1820) Пушкин раскрыл сокровенную тайну и суть особого русского космизма и уникальной духовной мощи русского народа.  Он накрепко связал наше Отечество с космической энергией – с русским духом, написав о русской земле: «Там русский дух, там Русью пахнет».  Русофобы высмеяли это открытие утверждая, что русский дух – это запах портянок. Но Пушкин оставил потомкам верную подсказку в стихах, написав, что «Руслан и смысл, и память потеряв, теряет твёрдый дух и силы». Так русский гений обозначил прямую взаимосвязь между смыслом, духом и силой, т.е. духовной энергией человека.  Он раскрыл потомкам сокровенную тайну, до которой лишь недавно дошли учёные. Она состоит в том, что смысл, т.е. суть мысли, выраженный в совершенном слове особой русской речью, является главным источником укрепления русского духа и необходимой основой для духовной победы нашего народа над врагом. Пушкин первым соединил воедино язык и народ. Он показал, что могущество русского языка основано на одухотворённом осмыслении, ритмическом построении речи и особых технологиях энергоинформационного обмена смыслов на духовную и трудовую энергию людей. В знак благодарности псковичей за народность и русскость Пушкина в самом центре города Пскова установлена скульптурная композиция «Поэт и крестьянка», изображающая Пушкина и его няню Арину Родионовну (скульптор О.Комов).

 Для победы в современной войне нашим соотечественникам необходимо перейти от навязанной им русофобами лживой западной свободы слова к пушкинскому совершенству слова, как главной смысловой и нравственной опоре народов Русского мира. Совершенное, т.е. осмысленное и одухотворённое слово, наполненное музыкой русского звучания – это заряд духовной энергии, побуждающий народ к созидающей правде, т.е. к русскому подвижничеству и бескорыстному служению Отечеству.

Псковщина, как оплот русскости, не только стала оплотом пушкинского совершенства слова, но и родиной великих творцов духоподъемной русской музыки - композиторов Модеста Петровича Мусоргского и Николая Андреевича Римского-Корсакова. Мусоргский родился в селе Карево  Псковской губернии. С детства Модест заряжался русским духом слушая, как и Пушкин, сказки своей няни, наслаждаясь русскими песнями и колокольным звоном.  Мусоргский любил и прекрасно знал русскую историю, великолепно чувствовал язык русских старинных литературных памятников, помнил псковские народные песни. Музыкальная русскость Модеста Мусоргского признана не только в России, но и за рубежом. Первый нарком просвещения Советской России А.В.Луначарский утверждал, что Мусоргский, как гениальный новатор в музыке, автор опер «Борис Годунов» и «Хованщина», «не только над русскими оперными композиторами, но и над композиторами всего мира возвышается». Сейчас в Великих Луках успешно работает музыкальная школа имени Мусоргского, а в Карево ему установлен величественный памятник и действует его музей, который требует большего внимания со стороны власти и общества.

Автор известной оперы «Псковитянка» Римский-Корсаков любил природу как ни один другой русский композитор. Особенно восхищала его псковская природа вблизи станции Плюсса: многочисленные озёра, тихие реки, обрывистые, с обнажением красного песчаника, берега, леса сосновые и смешанные. Здесь, в этом краю им создавались истинно русские народные произведения – оперы «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».  Видный музыкальный критик В.В.Стасов считал Римского-Корсакова самым мыслящим из всей компании русских композиторов и не перестающим учиться. Это давало ему глубокие результаты в создании истинно национальных произведений. Римский-Корсаков, как и Пушкин, был не только хранителем, выразителем, но и генератором, т.е. распространителем русскости. Он преподавал в консерватории, проводил инспектирование оркестров морских экипажей, организовал бесплатную музыкальную школу и преподавал в придворной певческой капелле. Дело Римского-Корсакова продолжается и сегодня. В Пскове успешно действует Колледж искусств, названный            его именем.

Закономерно, что именно на Псковщине в селе Ругодево Новоржевского района родился «король балалайки», «русский Паганини» Трояновский Борис Сергеевич (1883-1951). Он прославил русский народный инструмент на весь мир. Его виртуозной игре рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон.  Именно наш земляк Трояновский Б.В. стал инициатором создания первого в Москве профессионального ансамбля русских народных инструментов.

Псковщина являясь центром духовного укрепления русского государства и народа отличалась повышенным вольнодумством и стремлением к народоправству. Псков дольше других оставался «вечевой республикой». Он присоединился к Москве добровольно только в 1510 году. Псковский люд издавна проявлял свою революционность и готовность к народовластию. Ещё в 1483 году в результате восстания «чёрных людей» против местных феодалов псковский народ взял власть в свои руки. «Чёрные люди» три года руководили городом пока московский князь не поддержал их противников. Затем в 1650 году псковичи восстали против решения Москвы выдавать шведам русских людей, бежавших из отошедших к Швеции по Столбовому миру русских земель. Восставшие отстранили воеводу и избрали народное правительство во главе с земским старостой, хлебником Гаврилой Демидовым, крепким мужиком. Под его руководством они выдержали осаду Пскова московским войском князя Хованского. Их решительность испугала власть. Новгородский митрополит Никон посоветовал царю простить мятежников, что и было сделано. Однако потом руководители народного правительства были казнены не московскими, а псковскими богачами. Факт, что история является борьбой классов, нашёл подтверждение на псковской земле.

Знаменательно, что именно на псковской свободолюбивой земле в семье губернского прокурора родилась Софья Перовская – одна из руководителей боровшейся против самодержавия организации «Народная Воля» и первая в царской России женщина, казнённая по политическим мотивам за покушение на царя Александра II. Её именем в Пскове названа улица на Запсковье.

 Не удивительно, а закономерно, что именно в Пскове были заложены В.И.Лениным основы создания революционной партии большевиков, которая привела российский народ к победоносной Октябрьской социалистической революции. Возвращаясь из сибирской ссылки в 1900 году, он специально поселился в Пскове и начал издавать на исконно русской земле газету «Искра», исходя из пророчества поэта, что «из искры возгорится пламя!». «Искра» действительно объединила разрозненные революционные кружки в социал-демократическую партию.  Затем под руководством Ленина в Пскове работал оргкомитет по созыву II съезда РСДРП, на котором в 1903 была создана партия большевиков. Именно эта партия после распада Российской Империи возродила единое государство вначале в виде Советской России, а затем в виде СССР. Для нашей темы существенно то, что на основе русскости Ленин сумел соединить воедино западную левую социалистическую идею с русской идеей правого дела. Этот победоносный сплав помог Советской России победить интервенцию 14-ти стран, а СССР – дать отпор всей фашиствующей Европе. Это неоспоримый факт. Поэтому в Пскове открыты и действуют квартира-музей В.И.Ленина на улице Ленина и дом-музей «Искры». Показательно, что также как княгине Ольге, так и Ленину в Пскове установлены два памятника. Все попытки снести их были отвергнуты жителями.  

Символично, что завершающий акт в судьбе российского самодержавия тоже произошёл именно на Псковщине. Ведь на псковском вокзале в 1917 году царь Николай II отрёкся от престола под влиянием своих генералов и капиталистов. Теперь на привокзальной площади построена часовня в память об этом историческом событии.

 Знаменательно и то, что именно Псковщина как оплот русскости первой встала на защиту молодой Советской власти. В 1918 году в боях с кайзеровскими захватчиками под Псковом родилась непобедимая и легендарная Красная Армия. В честь этого исторического события в Крестах на окраине Пскова установлен величественный 47-метровый памятник в виде Русского штыка. Оборону Пскова возглавлял красный командир, русскомыслящий латыш Ян Фабрициус. В его честь названа одна из центральных улиц города. Командир 2-го красноармейского полка, защищавшего тогда Псков А.И. Черепанов, впоследствии генерал-лейтенант Советской Армии, похоронен в псковском сквере Павших борцов.

 Мало кто помнит, что в деле патриотического воспитания в русском духе пионеров Советской страны тоже есть «псковский след». Автором музыки зажигательной духоподъёмной пионерской песни «Взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры – дети рабочих», которую до и после войны пели по всей стране, был композитор Кайдан-Дежкин, работавший позже музыкальным руководителем Великолукского драматического театра.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Псковщина дольше других регионов РСФСР находилась под оккупацией и была освобождена только в августе 1944 года. Жители Псковщины остались верны заветам предков и проявили русскую стойкость и непримиримость к захватчикам. Уже в августе 1941 года отрядами народных мстителей из Порхова, Дно, Дедовичей, Пожеревиц, Славковичей, Сошихина и других районов был создан Партизанский край. Он простирался на 120 километров по фронту и на 80 километров в глубину. Территория его составляла 9600 квадратных километров. В 400-х деревнях «лесной республики» действовали сельские советы и колхозы, работали школы и больницы, выпускались газеты «Народный мститель», «Коммуна» и «Дновец». Держала под контролем всю эту территорию 2-я Ленинградская партизанская бригада под командованием Васильева Н.Г. За год боевых действий бригада уничтожила 9270 вражеских солдат и офицеров, 26 танков, 25 дзотов, 6 самолётов, 95 пулемётов, 28 воинских эшелонов, 130 автомашин с пехотой и грузами, 12 складов с боеприпасами, 16 железнодорожных мостов, 41 подводу с грузами. А ведь с весны 1942 года наряду со 2-й ещё действовали мстители 1, 3,4 и 5-й бригад.

Показательно, что, живя по русскому принципу «сам погибай, а товарища выручай!», жители Партизанского края в марте 1942 года собрали и отправили в блокадный Ленинград обоз с продовольствием. Это героический подвиг – ведь по вражеским тылам через линию фронта удалось переправить 223 подводы, на которых было 3500 пудов продуктов и более 120 тысяч рублей для передачи в Фонд Обороны. Для ленинградцев и всего советского народа псковичи показали пример безграничной верности Родине и вере в победу правого дела. Редактор партизанской газеты «Народный мститель» И.В.Виноградов писал об этом в своих стихах так: «Скорей умрём, чем встанем на колени, но победим скорее, чем умрём!».

 Народ свято чтит память о подвигах патриотов - партизан и подпольщиков. На Псковской земле на границе трёх республик – России, Белоруссии и Латвии, в 30 километрах от Себежа сооружён Курган дружбы в честь боевого братства партизан. С трёх сторон к Кургану ведут аллеи: берёзовая со стороны Белоруссии, липовая – из Латвии и кленовая от России. У Кургана построен и действует музей, установлены мемориальные доски в честь Героев Советского Союза: себежанки Марии Пынто и латышского подпольщика Иманта Судмалиса. А в Пскове в сквере Павших борцов похоронен прах руководителей псковского городского и районного подполья. Межрайонный псковский подпольный центр вёл активную борьбу с фашистами. Поэтому они в январе 1942 года объявили награду за головы его руководителей А.В.Гущина, И.Г.Киселёва, В.И.Челнокова и Д.А.Богданова.  В неравных боях с карательными отрядами 20 марта был убит первый секретарь псковского горкома партии Гущин А.В. 27 апреля в схватке погиб председатель псковского гориисполкома Д.А.Богданов. 15 августа пал от руки предателя председатель исполкома Псковского райсовета В.И.Челноков. В тот же день погиб, прикрывая отход товарищей, секретарь Псковского райкома партии И.Г.Киселёв. Их именами названы улицы в областном центре.

Духоподъёмное и целеуказательное значение Псковщины в судьбе России подтвердилось и тем, что Красное знамя Победы, поднятое над поверженным рейхстагом в 1945 году начало свой боевой путь с посёлка Идрица Себежского района Псковской области. Тогда в июле 1944 года взявшая этот посёлок 150-я дивизия получила наименование Идрицкой, что было изображено на знамени. Сегодня этот символ Великой Победы в виде прекрасного монумента установлен на шоссе Москва-Рига при въезде в Идрицу.

 Жители Псковщины внесли свой вклад в Победу на фронте и в тылу. Наиболее известный из них маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. Его бюст, как дважды герою Советского Союза, установлен в Великих Луках, где прошли детские годы героя. После успешно проведённой им операции «Багратион», приведшей к разгрому фашистской группировки «Центр» и полному освобождению Белоруссии, И.В.Сталин стал обращаться к нему по имени отчеству – Константин Константинович, что раньше он позволял себе только в отношении маршала Шапошникова. А в тылу успешно ковал победу наш «сталинский нарком» - Министр танковой промышленности Малышев Вячеслав Александрович (1902-1957). С 1904 года по 1923 год он жил в Великих Луках и закончил Великолукский железнодорожный техникум. Как и маршал Рокоссовский, будущий нарком Малышев основной заряд русскости получил в юные годы на Псковщине. Символично, что сделанные его наркоматом танки Т-34 сейчас стоят на пьедесталах и в Пскове, и в Великих Луках.

Знаменательно, что после окончания войны по указанию Сталина Псков и Великие Луки были включены в список 15-ти древних русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. В 1957 году произошло воссоединение Псковской и Великолукской областей. А в 1967 году Псковская область была награждена высшей наградой Советского Союза – орденом Ленина «за активное участие и мужество, проявленные трудящимися Псковской области в партизанском движении против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, и успехи, достигнутые в развитии народного хозяйства».    В том же году благодаря первому секретарю Псковского обкома КПСС Ивану Степановичу Густову, его глубокому пониманию исторического предназначения Псковщины в судьбе России, именно на Псковщине стали проводится ежегодные Всесоюзные пушкинские праздники поэзии. А Пушкинский музей – заповедник «Михайловское» стал под руководством Гейченко С.С. всемирно известной «жемчужиной» Псковской земли. Этот Всесоюзный праздник поэзии был мощным генератором русского миролюбия и готовности дать отпор «губителям людей и светлых идей», а добрые основы русского мировоззрения благодаря авторитету Пушкина распространялись по всему миру многочисленными зарубежными гостями праздника, что бесило русофобов. Поэтому директору заповедника Гейченко С.С. было заслуженно присвоено звание Героя социалистического труда.

 Следует отметить, что в то время, благодаря Густову И.С. и сменившему его на посту первого секретаря Псковского обкома КПСС Рыбакову А.М., уделялось много внимания развитию Псковского музея– заповедника, Псково–Печорского монастыря и открытию на Псковщине высших учебных заведений.  В Великих Луках были открыты Великолукский сельскохозяйственный институт и филиалы Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта и Ленинградского института физкультуры. Во Пскове начал действовать филиал Ленинградского политехнического института, ставший затем самостоятельным вузом, ведущим подготовку инженеров, которых сейчас так не хватает. Наряду с Псковским педагогическим институтом все они вооружали студентов не только специальными знаниями, но и основами русского мировоззрения. Большая заслуга в этом деле принадлежит областной, городским и районным библиотекам, деятельность которых многие годы направляет директор Областной научной библиотеки В.И.Павлова. Открытая в 1968 году Псковская областная детская библиотека носит имя нашего земляка, псковича Вениамина Каверина, автора целеуказующего романа «Два капитана». Целые поколения советских людей выросли и строили свою жизнь по указанному героем Каверина капитаном Григорьевым принципу «бороться и искать, найти и не сдаваться». Эти поколения не боялись трудностей, ни пурги, ни жары, ни голода, ни холода. Они шли в огонь и дым не для наград. Жили по принципу – жила бы страна родная и нету других забот. И целеустремлённо шли к заветной цели, определённой русским смыслом жизни. В 1995 году в память о таких духовных витязях перед детской библиотекой установлена замечательная бронзовая композиция «Два капитана», изображающая устремлённых вперёд капитана Татаринова и капитана Григорьева. Авторы М.Белов и А.Ананьев образно показали русскую наступательность и созидательность литературных героев.

Созидательность, а не разрушительность одна из важнейших черт русскости. Под руководством Председателя облисполкома Пушкарёва В.Н. на Псковщине был создан один из лучших в стране строительный комплекс.  Ежегодно вводились в строй новые заводы, коммунальные объекты, школы и больницы, жилые дома. Началась массовая комплексная застройка сельских населённых пунктов, не только центральных усадеб, но и бригадных центров. Даже были заасфальтированы участки сельских грунтовых дорог в пределах всех деревень, чтобы их жители не страдали от пыли при проезде машин. Подробно об этом изложено книге «Созидатели. Строительный комплекс Псковщины в 1944-2007 годах», изданной в 2009 году под редакцией Н.П.Корнеева и О.В.Алексеева по инициативе бывшего зампредседателя облисполкома Васильева А.Т. и бывшего начальника Псковского территориального управления строительства Старостенко Л.С.

Не случайно, что в 1991 году на Всесоюзном референдуме о судьбе Советского Союза жители Псковской области в основном проголосовали за его сохранение. А на выборах президента РСФСР в 1991 году проголосовали за Рыжкова Н.И., а в 1996 году – за Зюганова Г.А., а не за Ельцина.

 В «лихие 90-е годы» роль русского духовного бастиона на Псковщине бесстрашно и умело исполнял Псковский академический театр драмы имени А.С.Пушкина под руководством главного режиссёра, народного артиста России В.И.Радуна и директора театра, почётного гражданина города  Псков Павлова В.Ф.  В связи с тем, что Пушкинский праздник поэзии не в полной мере нашёл своё место в новой жизни, В.И.Радун предложил в скорбные февральские дни – дни памяти поэта проводить в Пскове и Пушкинских горах Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль, на котором бы представлялись лучшие спектакли России. В итоге в 1994, 1996, 1997, 1998 году были проведены всероссийские фестивали, а в 1995 году – международный фестиваль. Первые фестивали показали, по мнению известного режиссёра Олега Ефремова, что «мы Пушкина проворонили и столичные театры его не ставят, а многие режиссёры не понимают пушкинского творчества».

К счастью, наш театр не страдал такой болезнью и стал примером пушкинского совершенства для других. Ещё в мае 1988 года В.И.Радун создал единственный в нашей стране театр «Карусель» для постановки спектаклей под открытым небом на месте исторических событий. Уже первый спектакль «Сказ о прихожении Стефана Батория на град Псков», проведённый у Покровской башни псковской крепости, показал необычайную сопричастность зрителей и актёров с историей, повышенную восприимчивость патриотизма, ощущение реальной гордости за подвиги предков, более острое осознание необходимости быть достойными памяти павших. Псковский театр стал необычайно востребован в России и за рубежом. В 1992-1993 годах «Карусель» проводит целую серию широкомасштабных театрализованных праздников: 750-летия Ледового побоища, 500-летие Иван-города, 700-летие Выборга, 700-летие Приозёрска. На «ура» прошли спектакли «Ванька Каин» в Костроме и «Цыгане» в Вологде. Затем были представления в Санкт-Петербурге: в Петропавловкой крепости - «Пётр и Алексей» и Михайловском замке – «Павел I». Псковский спектакль «Король лир» был показан в Германии, а маленькие трагедии Пушкина «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери» в Голландии. К сожалению, эти духовные витязи   и Радун, и Павлов уже ушли из жизни, но их опыт необходимо возрождать.

 Особая благодарность Павлову В.Ф. от потомков за то, что он в своём двухтомнике «На рубеже тысячелетий. Книга о людях культуры и искусства», изданной в 2002году оставил нам богатейший материал о сотнях хранителей, выразителей и распространителей русскости, доброго, вечного, священного и человечного знания о традициях и заветах наших предков, о русском смысле жизни.

 В 2000-м году Псковщина вновь проявила свою духовноподъёмную и целеустремляющую миссию в виде героического подвига десантников 6-й роты 104 полка 76-й Псковской дивизии ВДВ.  1 марта 2000 года 90 псковских десантников в Аргунском ущелье Чечни на высоте 776 под командованием комбата подполковника Марка Ефтюхина ценой своей жизни не позволили осуществить прорыв 2500-м боевикам террориста Хоттаба. 86-ть героев погибли, уничтожив 400 врагов и сорвав их продвижение к цели. 22-м из них присвоено высокое звание Героев России. Подвиг псковских десантников показал всему миру, что в нынешней российской армии по-прежнему жив русский дух, русское бесстрашие, русская способность биться за Родину «не щадя живота своего». Подробно о героическом подвиге написал в книге «Шаг в бессмертие» пскович, собкор газеты «Правда» Олег Дементьев.

Другая русская способность - сплотится ради доброго дела, отбросив разногласия, ярко проявилась в деле увековечивания памяти героев. Первым с таким предложением обратился в Госдуму РФ настоятель воинского храма святого Александра Невского г. Пскова протоиерей Олег Тэор. Депутаты фракции «Единая Россия» быстро откликнулись и подготовили проект постановления Госдумы РФ, обязывающий местные власти назвать именами героев десантников улицы в городах их рождения. Фракция КПРФ, поддержав предложение «Единой России», поручила депутату из Пскова Никитину В.С. дополнить Постановление поправкой о необходимости выделения средств Министерству обороны на установление в Пскове памятника десантникам 6-й роты, как воинскому коллективу, героически выполнившему свой воинский долг. В это время председатель Псковского профсоюза военнослужащих Виктор Балынский прислал в Думу письмо, сообщающее что 24 семьи героев- десантников остаются бесквартирными. Поэтому к первой поправке добавили вторую – о выделении средств на строительство 24-х квартир. Обе поправки Никитина В.С. были поддержаны депутатами всех фракций. Постановление об увековечивании памяти десантников 6-й роты 104 полка 76-й Псковской десантной дивизии было принято единогласно и полностью выполнено. Квартиры построены и выделены. Памятник «Купол» в виде парашюта с автографами на его куполе погибших десантников, созданный нашим земляком, заслуженным архитектором России Павлом Цариком, стоит в Черёхе. Символично, что на этом месте в 1918 году приняла свой первый бой Красная Армия, а сейчас здесь базируется 104-й парашютно-десантный полк. Вот так на Псковщине проявляется неразрывность связи времён и поколений.

Знаменательно, что именно на Псковской земле 5 апреля 2008 года в день Ледового побоища крестоносцев дружиной Александра Невского со сцены академического театра драмы имени А.С. Пушкина депутат Госдумы РФ Никитин В.С. и депутат Верховного Совета РСФСР защитник Дома Советов в 1993 году генерал-лейтенант Тарасов Б.В. объявили о решении создать Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» для борьбы против русофобии, для возврата к русским цивилизационным основам и сохранения традиций народов России. Это движение действует. Его отделения работают в 61-м регионе страны. Благодаря ему Указом Президента России в 2011 году учреждён новый государственный праздник – День русского языка, который отмечается в день рождения А.С.Пушкина - 6 июня. Движение целенаправленно укрепляет мировоззренческий потенциал русскости в России и требует от власти привести мышление в соответствие с вызовами времени, т.е. с особенностями современной цивилизационной войны. Это значит – прекратить в России насаждение западномыслия и искоренение русского духа. Власти и обществу пора осознать, что «Русский мир – это не сообщество русскоговорящих людей, как нас убеждали до СВО, а это цивилизационная общность русскомыслящих людей независимо от их национальности, веры и места их проживания. Русскомыслие является самым эффективным оружием против русофобии». Введение понятий «русскомыслие» и «западномыслие» является требованием ментальной войны для определения «свой – чужой». Без этого не победить.

ВСД «Русский Лад» высоко оценивает деятельность митрополита Псковского и Порховского Тихона по укреплению русскости на Псковщине. Его поддержка усилий нынешнего директора музея-заповедника «Михайловское» Василевича Г.Н. по возрождению масштабов и качественного содержания Пушкинского праздника поэзии давала положительные результаты. В Крыму архимандрит Тихон (Шевкунов) продолжил это благородное дело, что вызвало злобу русофобов, пытавшихся его уничтожить. Хорошо, что их злые умыслы были разгаданы и сорваны ФСБ. Добро должно быть с кулаками, чтоб защитить само добро.

 К сожалению, борьба за сохранение своей русскости не обходится без жертв. Только на территории города Пскова в братских могилах покоится прах 293-х тысяч расстрелянных и замученных в псковских концлагерях красноармейцев и советских людей. Наибольшими зверствами отличались эстонские гестаповцы, которым гитлеровцы доверили хозяйничать в Пскове. В концлагере Бухенвальд погибли 65-ть тысяч человек и об этом знают в мире. Написана и до сих пор вызывает у нормальных людей праведный гнев замечательная песня «Бухенвальдский набат». А в городе Псков жертв на пять Бухенвальдов, об этом нельзя забывать – об этом надо напоминать.

Про трагедию белорусской Хатыни, где фашисты заживо сожгли 143 человека, рассказали всему миру и создали очень достойный мемориальный комплекс. К нему не зарастёт народная тропа. Молодцы белорусы - правильно сделали. В псковской деревне Красуха возле основанного Александром Невским города Порхова каратели сожгли 280 человек, т.е. в два раза больше, чем в Хатыни. Хорошо, что на месте деревни тоже поставлен не огромный, но очень выразительный гранитный монумент. Он изображает старую русскую женщину, сидящую в глубокой скорби, подперев голову рукой. Скульптор Антонина Усаченко назвала своё произведение «У пепелища», а народ дал памятнику своё название «Скорбящая псковитянка». Подобных скорбных мест на Псковщине много. Сейчас, когда потомки фашистов осмелели и вновь готовятся пойти с мечом на Русь, наша задача напомнить соотечественникам и землякам какая участь нас ждёт, если не давать отпор врагам. Псковщина должна в полной мере подтвердить своё предназначение оплота русскости.

 Не удивительно, что после начала Специальной военной операции на Украине духовноподъёмное и целеустремляющее предназначение Псковщины не перестаёт проявляться. Подобно знаменитой песне «Вставай, страна огромная» времён Великой Отечественной войны, на фронте и в эфире призывно зазвучала новая духоподъёмная песня «Вставай, страна!» в исполнении Яна Осина, выпускника Российской академии музыки имени Гнесиных, почётного члена Российской академии художеств. Не все знают, что Ян Осин является нашим земляком. Он выпускник псковской музыкальной школы, солист псковского ансамбля «Сказ» и Псковского камерного хора и входит в состав Псковского землячества в Москве. О нём очень подробно и тепло написал в книге «Московские псковичи» (Классика.Моква.2021 год) наш земляк, поэт и прозаик, полковник Степанов Владимир Яковлевич. А вот слова песни "Вставай, страна» (муз. и сл. - М.Лазарев, исп. - Я.Осин):

 

Идёт война - вставай, страна!

Плечом к плечу, к спине спина

Судьба такая нам дана

Нужна Победа лишь одна

Сильна Россия в трудный час

Идёт война не в первый раз

Идёт война не за Донбасс

Война за всех за нас!

 

А враг стоит уж у дверей

За Русский мир вставай скорей

Калмык, татарин и еврей

За жён, детей и матерей.

Идёт война, война идёт

Вставай великий наш народ.

Вставай как в сорок первый год

И нечисть не пройдёт!

 

Вставай, Россия, святая сила

Вставай, страна, на смертный бой!

Вставай, Россия, святая сила

Вставай, твой Бог всегда с тобой!

 

Европа вновь сошла с ума

Вскормив бандеровцев, сама

Дала им в руки автомат

И убивает брата брат.

Опять нацистская чума

Людей взрывает и дома

И там, где Моцарт и Шекспир,

Опять нацистский мир.

 

Они готовы нас распять

И память предков растоптать

И у детей хотят отнять

Слова любви: отец и мать.

Хотят Россию расчленить,

Культуру нашу отменить.

На смертный бой вставай, страна

Пред нами сатана!

 

Вставай, Россия, святая сила

Вставай, страна, на смертный бой!

Вставай, Россия, святая сила

Вставай, твой Бог всегда с тобой!

 

Наступит день, мы победим

Врагу и шанса не дадим,

Судить мы будем главарей

Не то людей, не то зверей

За Дашу и за Крымский мост,

За новый русский холокост

На всей земле, где Божий свет

Нацизму места нет!

 

Идёт война - вставай, страна!

Плечом к плечу, к спине спина

Судьба такая нам дана

Нужна победа лишь одна

Сильна Россия в трудный час

Идёт война не в первый раз

Война не только за Донбасс

Идёт война за нас!

Идёт война за нас!

 

Война за всех за нас!

Такая духоподъёмная песня поднимает боевой дух бойцов на Донбассе и укрепляет духовную мощь всех народов Русского мира.

Задача российской власти и общества помочь соотечественникам быстрее осознать, что наш враг - англосаксы коварен и силён. Поэтому победить его можно только по-русски, т.е. «всем миром», не разделяя, а сплачивая демократов, коммунистов, социалистов и беспартийных, верующих и атеистов, великороссов и другие народы России - всех русскомыслящих людей независимо от национальности и веры. Это возможно только на основе не конкретной веры и идеологии, а русского вселенского мировоззрения, исторически признанного и воспринятого всеми народами русско-евразийской цивилизации. Поэтому России нужен забытый многими русский Лад.

 Псковщина, как оплот русскости, может и должна более эффективно выполнять свою историческую миссию - хранить, выражать и распространять русский Лад, укреплять боевой и созидательный русский дух, сплачивающий все народы Русского мира в одну дружную семью.

Владимир Степанович Никитин,

академик ПАНИ, инициатор создания ВСД "Русский Лад",

кандидат экономических наук

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить