Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Доклад на конференции «Истоки и основания ноосферной интеграции народов мира в XXI веке» 

(Санкт-Петербург, 21.06.2025) 

         Уважаемые организаторы и участники конференции! Тема моего доклада – «О неотложной мобилизации потенциала высшей школы на освоение и распространение Ноосферизма как учения и на положение его в теоретическую основу социально-политической стратегии России 21-го века». С учетом жесткого регламента позволю себе кратко остановиться лишь на трех моментах: на гносеологическом статусе учения Ноосферизма в авторстве А.И. Субетто; на проблематике определения   главных причин неотложной мобилизации ноосферного потенциала высшей школы; и наконец –  на том, как возможен этот потенциал и что бывает вообще и проявляется сегодня, если   он вольно-невольно не только не используется, но тормозится в своем формировании и искореняется.  

Вселенский размах и океанская глубина ноосферной концепции А.И. Субетто невольно ободряют научную мысль и вообще весь «действительный Разум» перейти в ней на уровень философской рефлексии. На мой взгляд, первым шагом в этом переходе должно быть определение гносеологического (гносеология – учение о познании) статуса данной концепции. С полным основанием можно сказать, что в ней мы имеем дело с высшей формой научного знания, которой, как известно, является теория. Ноосферизм А.И. Субетто содержит в себе главный, системообразующий элемент всякой научной теории, каковым является идеализированный объект. В данном случае это – человеческое общество социалистической формации, на основе глубоко прогнозирующего научного познания   гармонизирующее отношения социума и природы и тем самым оптимально управляющее своей историей, своим в принципе безграничным существованием и развитием. Как показывает практика, научная теория эволюционно и синтетически сложное образование. Ее долгий, в десятки и сотни лет, путь лежит через основные формы знания –  от выработки первоначальных, специфичных для данного объекта понятий, через установление и описание фактов к четкой формулировке проблем их объяснения в форме гипотез, превращающихся потом в принципы и законы. Недаром Исаак Ньютон как автор первой естественнонаучной теории в ответ на похвалы сказал свое поныне знаменитое: «Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов»… Не счесть благодарно поминаемых гигантов и в разработке теории А.И. Субетто. Как не счесть и лично открытых им и поименованных явлений и соответствующих им форм знания, от фактов и проблем до гипотез, принципов, законов, императивов …

        Полагаю, что всё сказанное позволяет и обязывает наше ноосферофильное сообщество сосредоточить все свои силы на воплощении теории Ноосферизма в жизнь, что лично мне и послужило поводом для определения темы доклада. Полувековой стаж работы в высшей школе позволяет и опять же обязывает меня адекватно оценить ее потенциал в этом благороднейшем деле; равным образом понятна мне и неотложность реализации потенциала. Не ошибемся, назвав преподавательский и студенческий контингенты высшей школы нынешней и завтрашней научной элитой. И в этом смысле они и есть главная составляющая, главный  наследник, носитель, распространитель и неустанный творец того, что в Ноосферизме А.И. Субетто названо «Действительным Разумом».

        Что же касается неотложности, то в лице глобальных проблем современности она, простите за низкий стиль, на всем пространстве от нашей СВО и военно-промышленной горячки Запада до летних нехваток пресной воды на том же Западе и до таяния на нашей Чукотке вечной мерзлоты вещает о себе «из каждого утюга». Человеческая цивилизация находится сегодня в состоянии небоскреба, фундамент и все этажи которого, не оставляя места для наших отлагательств, ежедневно и ежечасно атакуются и подтачиваются в форме    обострения глобальных проблем всё более тяжко и всё более необратимо. При этом мы имеем дело с парадоксальным фактом: в стандартных списках этих проблем по странным обстоятельствам не числится самая главная,  корневая, порождающая все остальные. И здесь сразу вспоминается Шарль Бодлер  с его нетленным афоризмом: «Величайшая уловка дьявола состоит в том, чтобы убедить вас, что он не существует». В нашем случае, в теории Ноосферизма А.И. Субетто, жуткий облик этого дьявола, этой таинственной, не в меру «застенчивой» проблемы всех проблем, представлен во всем великолепии своей агонии. Это – современный Капитализм-Империализм, в лице стран «золотого миллиарда» лихорадочно пытающийся в альтернативу выживанию остального человечества продлить свой век ценой все более воинственных и всё более бесчеловечных акций на грани ядерной, экологической,  пандемийной, гендерной и т.д. катастроф.    

      Но вернемся к теме ноосферного потенциала высшей школы, к тому,​ как он может и должен быть адекватно сформирован и использован.  Здесь прежде всего следует взять за основу сформулированный А.И. Субетто «Закон опережающего развития качеств человека». И я считаю, что сегодня для нас как педагогов и для наших студентов главным из этих качеств является освоение, повсеместное распространение и претворение в жизнь идей и положений Ноосферного мировоззрения. Отныне без этого качества не должно быть человека с дипломом о высшем образовании, ибо, как я говорю своим студентам, выпускник вуза, не знающий   жизненно важных истин ноосферизма, мало чем отличается от выпускника детсада.

       Мой личный опыт   в этой части   сложился из   работы в коллективе кафедры философии Института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена. Здесь изначально в поле внимания находится русский космизм и особым авторитетом пользуется творчество А.И. Субетто. В сфере преподавания я давно практикую развитие интереса студентов к концепции Ноосферизма. Вот и в минувшем учебном году я предложил в нескольких группах физиков, химиков и географов изучить две большие статьи А.И. Субетто: «Научно-образовательное общество – основа развития России в 21-ом веке (пять тезисов)» и «Образ будущего – это возвышение коллективного разума человечества на высоту научного управления социоприродной эволюцией…». Несмотря на свой первокурсный статус и сугубо естественнонаучный или близкий к нему профиль, студенты справились с учебной задачей. Было сделано и обсуждено порядка 15 докладов, в целом положительно написаны контрольные работы. В особо многочисленной группе химиков вокруг одного из докладов разгорелся крайне эмоциональный и вполне содержательный спор. Общий итог –  живой интерес студенческой молодежи к темам русского космизма вообще и Ноосферизма в особенности.

         В более широком плане возможностей изучения, распространения и воплощения в жизнь идей Ноосферизма первостепенное значение, на мой взгляд, надо отдать социально-политическому аспекту. Необходимо пропагандировать и отстаивать государственно-стратегическое и общечеловеческое достоинство учения, искать возможность деловых контактов с соответствующими   органами, создать партию Ноосферизма; равным образом нужны такие контакты с гражданскими общественными организациями уровня «Общества Знания», «Движения Первых», с организациями и деятелями художественной культуры. Особый «фронт» может и должно составить интернациональное продвижение идей Ноосферизма, а на нем первым рубежом могут и должны стать потенциалы высших учебных заведений.

        Перейдем к последнему разделу моего доклада. Итак, как же возможен потенциал наших вузов в деле освоения и утверждения   ноосферных идей и что бывает вообще и весьма четко проявляется сегодня, если он в силу определенных обстоятельств не только не используется, но даже должным образом не формируется. Для примера рассмотрим главный из этих «тормозов». Начнем с того, что методологическим основанием и ядром ноосферной концепции А.И. Субетто является марксистско-ленинское диалектико-материалистическое учение об обществе, известное как конституционно утвержденная идеология СССР и с младых ногтей изучавшееся в советской  системе образования. Ясно, что более-менее серьезное усвоение этой концепции немыслимо без основательного знакомства с данным учением. Между тем, под флагом ельциновского ходатайства    «Боже, благослови Америку!» перестроечно фальшивое отречение от всякой государственной идеологии и Болонско-Соросовская катастрофа нашего образования свели это знакомство к своего рода дидактической карикатуре. В части философии и политэкономии (если последняя вообще   где-то еще есть в программе) вместо традиционных двух, а то и трех семестров живого аудиторного общения с преподавателем нынешний студент имеет  только односеместровое онлайн-общение с  ним «у ног компьютера» (слово «Упанишады» как название древнеиндийской философии в переводе означало: не в пример урокам математики здесь необходимо сидеть у ног учителя, дабы всей душой глубоко и полно внимать ему). С «подачки» Сороса к директивному сокращению учебного времени нередко прибавляется эффект стихийного антимарксистского «переобувания» грантоедно ориентированной профессуры. В общем итоге студент не получает должного доступа к усвоению ноосферной грамоты; выпустись он и с красным дипломом – в главных вопросах гражданской, а нередко и профессиональной жизни ему гарантирован   вышеупомянутый детсадовский статус. В современных условиях он будет слепой жертвой каких угодно интеллектуально и духовно значимых манипуляций, реклам, фальсификаций. Как говорится, свято место пусто не бывает. Вот несколько слов о самом свежем примере.

         В параллель с написанием этих строк в наших СМИ развернулась шумиха вокруг только что вышедшего на экраны журналистско-документального, не брезгующего принципом «Одна бабка сказала…», фильма «Мумия». Фильма, в котором наша православная церковь –  выбрав, надо полагать не «с кондачка», наиболее подходящее для нашей СВО время – в стиле своей, религиозной СВО сводит давние, и как казалось, давно забытые,   счеты с «вождем мирового пролетариата», теоретиком и основателем первого в мире социалистического государства Владимиром Ильичем Лениным. Во всеоружном пылу вещания церковный телеканал «Спас» днем и ночью делает фильму невиданно роскошную рекламу. В итоге сразу же началась заведомо ожидаемая, вулканически жаркая и мощная реакция со стороны верующих и неверующих, не говоря уже о «воинствующих» (по выражению В.И. Ленина) атеистах. Верующих особенно возмущают кадры   публичного глумления над обнажаемым телом вождя. Неверующих и атеистов заботит и выводит из себя подозрительная «своевременность» фильма, тот факт, что не может же церковная власть нашего судьбоносного православия не знать, сколь многочисленны в истории, глубоки и неукротимы, жестоки и продолжительны религиозные расколы; как не может же она не понимать и того, сколь преступно   раскачивать колокол возможного раскола гражданского общества в стране, четвертый год находящейся в состоянии войны не на жизнь, а на смерть;  и как не может же, наконец, эта власть не помнить всего полгода назад оглашенное предупреждение президента России В.В. Путина:   «…Мы не должны предпринимать ни одного шага, который бы расколол наше общество»…  

          Размышляя над этой информацией, я не могу отделаться от мысли, что многого из негативного в ней могло бы не быть при хорошем знакомстве   действующих лиц как с марксистско-ленинским учением, так и с его творческим применением, продолжением  и развитием в ныне созревшей до уровня научной теории Ноосферизма А.И. Субетто. Рассмотрев выше ее гносеологический статус, в порядке общего заключения дерзну вкратце обратиться здесь к попытке уяснения статуса онтологического (онтология – учение о бытии). 

           На сегодня трудами физиков и космологов по теме так называемого «Антропного космологического принципа», твердо установлено, что численные значения физических параметров и констант нашей взорвавшейся и уже порядка 14 миллиардов лет расширяющейся Вселенной изначально несли в себе возможность возникновения человека; при сколь-нибудь малом их изменении - нас бы не было. В этом плане возникает сугубо философский вопрос об объеме и границах применения такого сугубо философского понятия как «смысл жизни». Обычно оно применяется к жизни отдельного человека.     На мой взгляд, с позиций Ноосферизма А.И. Субетто можно и должно говорить не только о смысле жизни индивида, но и о смысле жизни человеческой цивилизации в целом,  как высшей формы существования материального мира, способной путем технического прогресса и сверхдальнего прогнозирования управлять не только собственной историей земного бытия, но, в принципе, и историей породившей его Вселенной. Возможный скепсис относительно  этой управляемости напрочь развеивается тезисом величайшего из философов Георга Гегеля: «Хитрость Разума состоит в том, что в достижение своих целей он одну сколь угодно большую силу природы направляет против такой же другой». Короче, как и всегда и везде: «разделяй и властвуй»…

Так позволим же себе и немного поэзии!

Т А Й Н А   Т А Й Н

Еще неандертальцем, не Спинозой,

Был человек, но муки первоатом

Залег в груди глубокою занозой:

Весь мир ему казался тайным знаком.

Шумели дни рекою быстротечной,

И ночи мирозданья глубь являли…

И ум терзался тайной бесконечной:

Кто я? Зачем? Что значат эти дали?

Зачем в стихии холодно кипучей

Ничтожный я, и темный, и убогий?

Причиной мне слепой, как хаос, случай

Иль мудрые и всеблагие боги?

Прошли века. И приоткрылась тайна,

И тем благословен наш тяжкий век:

Нет, в царственной Вселенной не случайно

И не из хаоса явился Человек.

Нет! В чертежах «предвечного решенья»

Размечен был космический чертог

С учетом жесткого ограниченья:

Чтоб Человек в нем жить и мыслить мог.

Чтоб мысль его взрастала год от года,

И сквозь века, не сразу и не вдруг,

И космос, и Земля, и вся природа,

Познали в нем сыновне добрый Дух.

И сколько звезд, и верст, и дней ни много,

И сколь Вселенная величьем ни груба,

Но у нее с людьми одна дорога,

Одни начала и одна судьба.

…………………………………….

«Одна судьба»… Не вымысел поэта…

Не я путь к этой Тайне рифмовал…

Ей посвятив весь гений свой, все лета,

«Сыновне добрый Дух» А.И. Субетто

Её сверхноосферно постигал,

«Предвечному Решенью» честь воздал

И Человечеству рулить Судьбою предсказал!!!

ПРОРОК В ОТЕЧЕСТВЕ СВОЕМ

Александру Ивановичу Субетто,

достойнейшему преемнику русского космизма, посвящается

Пророк! И чудится мне разом:

В нем говорит Вселенский Разум,

Дотошно знающий о том,

На чем стоит земной наш Дом,

Сколь грех в нем жить одним лишь днем,

Как править им, что   строить в нем,

Не оказаться чтоб потом

У счастья Жизни за бортом!

Панибратов Виктор Никифорович –

педагог, поэт, философ; профессор по кафедре философии,

доктор философских наук, профессор Института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена;

член Российского Межрегионального союза писателей,

действительный член Петровской Академии наук и искусств.

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить