Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

УДК 37.017; 004.94 ББК 74.004

Ноосферная стратегия образовательных технологий: медиапедагогика в виртуальных средах

Аннотация. В статье раскрывается концепция ноосферной стратегии образовательных технологий, необходимость которой детерминирована наступлением Эпохи Великого Эволюционного Перелома и первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы (ГЭК). Доказывается, что единственно возможной формой выхода человечества из экологического тупика истории управляемая социоприродная эволюция на базе становления Общественного Интеллекта и Научно-Образовательного Общества. Центральным механизмом данного перехода является строгое выполнение Закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем. Медиапедагогика в виртуальных средах рассматривается как технологическая основа, обеспечивающая ноосферную человеческую революцию и прорыв к Ноосферной Истории.

Ключевые слова: ноосферизм, ноосферный социализм, общественный интеллект, образовательное общество, управляемая социоприродная эволюция, закон опережающего развития качества человека, ноосферная человеческая революция, игровые среды, игровые сценарии в образовании.

Введение: Императив ноосферного преобразования и роль образовательных технологий

Современный исторический этап характеризуется наступлением Эпохи Великого Эволюционного Перелома (ЭВЭП), детерминированного первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы (ГЭК). Данные процессы обозначили экологические пределы стихийной рыночно-капиталистической парадигме развития, которая является антиэкологической и антиноосферной. В этих условиях императив экологического выживания человечества в XXI веке может быть реализован исключительно в форме управляемой социоприродной эволюции на базисе Ноосферного Экологического Духовного Социализма (НЭДС).

Ключевым механизмом, обеспечивающим данный прорыв, выступает Ноосферная Человеческая Революция, требующая кардинальной трансформации сознания человека и возвышения качества общественного интеллекта. В контексте данной стратегии институт образования приобретает статус «базиса базиса» духовного и материального воспроизводства, трансформируясь в научно-образовательное общество. Реализация ноосферной стратегии образовательных технологий требует комплексного подхода, охватывающего технологическое обновление, методологическую трансформацию, идеологическое переосмысление и социально-экономическое обеспечение ноосферного перехода.

1. Концептуальные основы педагогического дизайна

Внедрение информационных технологий и виртуальных сред в образовательный процесс требует адекватной методологической основы. В контексте ноосферного образования особое значение приобретает педагогический дизайн как интегральная область, синтезирующая педагогику, психологию и эргономику.

Его основная цель заключается в создании и поддержании психологически комфортной и педагогически обоснованной образовательной среды. Педагогический дизайн обеспечивает рациональную функциональную организацию коммуникативной среды, способствует поддержке мотивации обучающихся, оптимизирует восприятие учебного материала и снижает утомляемость. При использовании информационных технологий, замещающих многие функции преподавателя, роль педагогического дизайна многократно возрастает, определяя эффективность саморазвития субъектов образования.

2. Методология разработки игровых сценариев

Стратегическое направление развития медиапедагогики в виртуальных средах предполагает использование трехмерных (3D) пространств (например, в оболочках GameLMS). Для методического обоснования учебного процесса в этих средах необходима разработка ситуативных игровых сценариев, интегрирующих следующие концептуальные направления:

  1. Теория игр и опыт организационно-деятельностных игр (ОДИ) (в частности, школы Г.П. Щедровицкого).
  2. Практика онлайн-игр и трехмерных чатов.
  3. Технологии трехмерных пространств (VRML/X3D).

Методология должна обеспечивать открытое, многовариантное поведение обучаемого и адаптивность среды, что способствует развитию креативности и способности принимать адекватные решения в условиях изменяющейся обстановки.

3. Принципы индивидуализации обучения

Ноосферное образование направлено на воспроизводство «полного, универсального человека». Достижение этого требует персонализации образовательного процесса, базирующейся на следующих принципах:

  • Свободный доступ к учебным курсам (интеграция репозиториев, сетевых баз знаний).
  • Возможность выбора индивидуальной траектории обучения, что учитывает необходимость развития когнитивной гибкости.
  • Рекомендательный характер порядка изучения дисциплин с акцентом на междисциплинарные связи.

Индивидуализация позволяет преодолеть «профессиональный кретинизм», порождаемый узкопрофессиональной специализацией, и способствует становлению универсализма.

4. Техническое обеспечение систем

Реализация ноосферной стратегии требует создания современной технологической базы, обладающей системными свойствами, адекватно реагирующими на внешние вызовы. Техническое обеспечение систем дистанционного обучения (СДО, или LMS) должно включать:

  • Использование современных серверных технологий и Web-коммуникаций.
  • Внедрение VRML/X3D технологий для создания 3D учебных пространств.
  • Интеграцию с существующими системами дистанционного обучения.
  • Обеспечение необходимой пропускной способности каналов телекоммуникации для доставки знаний.

Для обеспечения национальной безопасности и стратегической автономии страны в условиях «цифровизации» требуется разработка полностью замкнутых технологий, включая перевод всех языков программирования и интерфейсов на русскоязычную базу. Внедрение инновационных изменений в СДО, например, является предупредительной мерой для опережения конкурентов и повышения качества.

6. Концептуальное наполнение игрового образовательного пространства

Концептуальное наполнение виртуальной среды (например, GameLMS) должно быть строго ориентировано на цели ноосферного образования, то есть на формирование человека, способного взять на себя ответственность за сохранение и эволюцию жизни на Земле.

Трансформация роли педагога: Роль преподавателя изменяется: он становится фасилитатором знаний, «тренером и репетитором, учителем и соучастником процесса», проводником в мире практического применения знаний, демонстрирующим примеры по принципу «делай как я».

Развитие креативности: Применение технологий открытой архитектуры GameLMS позволяет обучающимся самостоятельно проектировать учебные миры, создавать собственные образовательные продукты: тематические выставочные залы, интерактивные музеи, 3D-портфолио и виртуальные лаборатории, что способствует формированию креативного мышления и навыков цифрового проектирования.

7. Интегрированная система оценки компетенций

В условиях виртуальной образовательной среды, где обучение происходит через имитацию сложных ситуаций, традиционная тестовая система является недостаточной для оценки компетенций. Предлагается внедрение гибридной системы оценки, включающей:

  1. Искусственный интеллект для анализа решений и оценки действий в 3D-ситуациях.
  2. Мультифакторный анализ выполнения контрольных задач.

Критерии оценки качества могут перейти в область баз знаний и искусственного интеллекта, позволяя просматривать и оценивать «видео» повтора действий при решении учебной (кризисной) задачи.

8. Развитие коллаборативного обучения

Ноосферная парадигма истории базируется на доминировании Закона Кооперации и механизме общественного интеллекта, которые заменяют закон конкуренции и естественный отбор. Внедрение коллаборативного обучения (совместного, кооперативного) является прямым выражением этого императива.

Система должна обеспечивать автоматическое формирование учебных групп для решения комплексных задач, включая создание интерактивных лабораторий и ситуационных сред для реализации ролевого участия и совместного достижения образовательных целей. Это способствует формированию коллективного разума человечества — разума, который «встраивается» в гомеостатические механизмы Биосферы и начинает управлять эволюцией.

9. Система стимулирования и мотивации

Для повышения эффективности образовательного процесса и стимулирования «ноосферного труда» необходимо внедрение сбалансированной системы поощрений, учитывающей принципы устойчивого развития образования.

  • Механизмы стимулирования: Внедрение системы игровых кредитов и грантовой поддержки.
  • Рейтинговая система: Построение рейтинговой системы и механизмов лидерства в учебных группах.
  • Переход к реальным исследованиям: Создание возможности получения виртуальных грантов с перспективой их перехода к реальным исследовательским проектам на основе высоких рейтингов и накопленных баллов.

10. Психолого-педагогические аспекты трансформации сознания

Ноосферная стратегия требует трансформации сознания человека в процессе Ноосферной Человеческой Революции.

  1. Системное мышление как основа ноосферного мировоззрения: Разум человека должен перейти из эгоцентричного состояния «Разум-для-Себя» в «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса». Это требует преодоления «Барьера Сложности» и «Глобальной Интеллектуальной Черной Дыры» (ГИЧД).
  2. Экологическая этика и ответственность: Требуется формирование ноосферной нравственности, базирующейся на заботе о благе Природы (колыбели человечества) и о благе всего человечества. Свобода трансформируется в космоноосферную свободу, основанную на ответственности за сохранение всего разнообразия жизни на Земле.
  3. Когнитивная гибкость: Необходима для преодоления «профессионального кретинизма» и перехода к воспроизводству «полного, универсального человека».
  4. Самоорганизация и непрерывное образование: Ноосферный социализм реализуется как образовательное общество, в котором непрерывное и всеобщее высшее образование является императивом и формой жизни личности. Устойчивость такого общества определяется Законом опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем.

11. Международные аспекты ноосферного образования

Переход к ноосферной истории возможен только как глобальный прорыв на основе планетарной кооперации народов-этносов, сохраняющей их разнообразие.

  1. Создание единого образовательного пространства на базе ноосферных принципов: Постановка проблемы ноосферного образования в России и Евразии является выражением императива восстановления евразийского союза государств на основе ноосферной объединяющей идеи. Российская Евразия призвана стать «точкой» глобального ноосферного(точкой сборки) резонанса и началом ноосферогенеза в мире.
  2. Разработка межкультурных образовательных модулей: Ноосферизм выступает альтернативой капиталистической глобализации, основываясь на социальной справедливости и сохранении разнообразия культур и цивилизаций.
  3. Формирование планетарного педагогического сообщества: Требуется создание «Системы Учитель» (по Н.Н. Моисееву), которая поднимет человеческий разум до уровня ноосферной ответственности.
  4. Внедрение универсальных стандартов ноосферного образования: Эти стандарты должны обеспечивать реализацию Закона опережения прогрессом человека научно-технического прогресса (НТП), что является базовым условием устойчивого развития и предотвращения антропо-машинного коллапса (превращения человека в киборга).

12. Экономические механизмы поддержки ноосферного образования

Экономическим базисом ноосферной стратегии является Ноосферная экономика (переход от стоимостной к потребительностоимостной парадигме) и Ноосферный Социализм.

  1. Государственное финансирование: Необходимо создание системы государственного финансирования ноосферных образовательных проектов, где наука и образование имеют высший приоритет.
  2. Экономические стимулы: Должны быть разработаны стимулы, поддерживающие ноосферный труд — интеллектуализированный, наукоемкий, образованиеемкий труд, освобожденный от эксплуатации.
  3. Внедрение модели бесплатного высшего образования: Обеспечение всеобщего высшего образования является необходимым условием реализации ноосферно-социалистического общества. Требуется отказ от «Болонизации» высшей школы, не отвечающей задаче подготовки универсального человека.
  4. Формирование инновационных фондов: Поддержка интеллектуально-инновационной революции и становления интеллектоемких, наукоемких, образованиеемких экономик. Например, инвестиции в системы дистанционного обучения (СДО) могут обеспечивать сверхприбыли (в капиталистической системе) или же опережающее повышение квалификации (в ноосферной парадигме).

13. Перспективные направления развития

Развитие ноосферных образовательных технологий происходит в контексте Синтетической Цивилизационной Революции.

  1. Искусственный интеллект в образовательных системах: ИИ и электронно-компьютерные технологии необходимы для управляемой социоприродной эволюции (условно, «кибернетическая ноосфера»). ИИ должен использоваться для персонализации, адаптации и оптимизации обучения, но при строгом соблюдении Закона опережения прогрессом человека НТП во избежание антропо-машинного коллапса.
  2. Нейропедагогические технологии: Внедрение нейросетевых технологий позволяет персонализировать образовательный процесс, учитывая индивидуальные особенности обучающихся и их темп освоения материала и как итога – получения необходимых компетенций. Это способствует формированию адаптивной образовательной среды.
  3. Квантовые образовательные среды: Перспективные направления связаны с концепцией Тотальной Неклассичности будущего бытия человечества и ноо-космо-номогенезом (ноосферной парадигмой универсального эволюционизма), который позволяет осознать механизмы «оразумления» Космоса.
  4. Биомиметические образовательные модели: Они коррелируют с идеей «метафизического коммунизма мироздания» и необходимостью гармонизации с Природой. Использование виртуальных 3D-сред, тренажеров и GameLMS позволяет создавать учебные ситуации, имитирующие реальные процессы, способствуя формированию компетенций и творческого потенциала.

Заключение: Ноосферный прорыв как итог образовательной стратегии

Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома требует от человечества мобилизации коллективного разума, духовно-нравственных сил и коллективной воли. Ноосферная стратегия образовательных технологий, основанная на медиапедагогике в виртуальных средах, является необходимым механизмом Ноосферной Человеческой Революции.

Реализация данной стратегии ведет к становлению Научно-образовательного общества, обеспечивающего выполнение трех законов стратегии выживания (Закон опережающего развития качества человека; Закон опережения прогрессом человека НТП; Закон интеллектно-информационно-энергетического баланса). Только таким образом человечество сможет преодолеть вызовы ГЭК, осуществить прорыв к космоноосферной парадигме будущей истории и обеспечить управляемую социоприродную эволюцию.

Список литературы

  • Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с..
  • Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с..
  • Кибернетика и ноосфера. М.: Наука, 1986. 160 с..
  • Ленин, В.И. Избранные произведения. Т.3. М.: Изд-во политической лит-ры, 1966. С. 396..
  • Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Т. 26, Ч.III. М.: Изд-во политической лит-ры, 1962. С. 266..
  • Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351 с..
  • Субетто, А.И. Грядущий синтез науки и власти (восемь положений-теорем) / Под науч. ред. Л.А. Зеленова. СПб.: Астерион, 2016. 44 с..
  • Субетто, А.И. Закон опережения прогрессом человека научно-технического прогресса / Под науч. ред. А.В. Воронцова. СПб.: Астерион, 2019. 56 с..
  • Субетто, А.И. Манифест ноосферного социализма / Под науч. ред. В.Г. Егоркина. СПб.: Астерион, Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. 108 с. (ISBN 978-5-75-91-1176-4).
  • Субетто, А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке: монография / Под науч. ред. В.В. Лукоянова. СПб.: Астерион, 2015. 190 с..
  • Субетто, А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. СПб.: КГУ им. Н.А. Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. 537 с..
  • Субетто, А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив. М.: Исследоват. центр Госкомобразования СССР, 1990. 84 с..
  • Субетто, А.И. Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания (философско-методологические основания и начала теории общественного интеллекта): Диссертация в виде научного Доклада... Н.-Новгород: НГАСА, 1995. 54 с..
  • Федотов, А.П. Глобалистика. Начала науки о современном мире. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. 274 с..
  • Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. 359 с..
  • Товстоган А.А. Стратегия развития медиа педагогики. Разработка нового направления и повышение эффективности использования педагогики в виртуальных средах с использованием современных игровых технологий. / Открытое и дистанционное образование: Материалы международной конференции, Санкт-Петербург, 24-28 ноября 2008 г. ГОУ ВПО СПбГУАП, СПб., 2008. 94 с..
  • Товстоган А.А. Формирование и применение стратегии развития системы дистанционного обучения в деятельности хозяйствующих субъектов сферы услуг. / Межвузовский сборник научных трудов «Вестник» Института экономики и управления Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Выпуск 2 (25). – СПб.: СПб ГУКиТ, 2008 – с. 3002 – 3007
  • Товстоган А.А. Ключевые факторы и стратегии успешного долгосрочного развития системы дистанционного обучения. / Вестник Российской академии естественных наук, 2009, 13(2): 87-89 с..
  • Товстоган А.А. Стратегическое планирование развития корпоративных систем дистанционного обучения / Межвузовский сборник научных трудов «Вестник» Института экономики и управления Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Выпуск 3 (27). – СПб.: СПб ГУКиТ, 2010
  • Товстоган А.А. Корпоративные университеты как объект стратегического планирования. / Межвузовский сборник научных трудов «Вестник» Института экономики и управления Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Выпуск 3 (27). – СПб.: СПб ГУКиТ, 2010

А.А.Товстоган, преподаватель СПбГУАП,

профессор ПАНИ,

вице-президент Петровской академии наук и искусств

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить