Это большая редкость, когда новый проект проходит, как по маслу. Он всегда требует гораздо больших затрат времени и сил, нежели тот, который уже состоялся и имеет своё продолжение.
Вот и 1-й Международный художественный конкурс «Cubaviva» («Куба живая»), организованный секцией «Изобразительное искусство» Московского отделения Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), готовился не без трудностей, связанных, прежде всего, с тем, что не все художники-академики ПАНИ выразили желание написать картины, которые соответствовали бы тематике хотя бы одной из номинаций, а их было пять: «АрхитектураГаваны», «Легендарные личности», «Пейзажи», «Моменты истории Кубинской революции» и «Бытовые зарисовки».
Процесс создания полотен нашими академиками занял более четырёх месяцев. Правда, когда начали поступать в жюри фото готовых работ, председатель жюри Омар Године высказал пожелание: надо бы поглубже изучить прошлое острова Свободы. Ну или что-то в этом роде. Но со временем художники стали по-настоящему удивлять своими интересными взглядами на всё, что связано с Кубой.
«Фидель Кастро моего детства» - этот портрет, нарисованный углём Галиной Семиглазовой, можно назвать визитной карточкой экспозиции, составленной в зале Института Латинской Америки РАН и открытой для зрителей 24 октября.
- Мы, русские, безусловно, видим Фиделя героем, лидером, вождём, - сказала Галина Михайловна, - в нём столько энергии, которой он нас удивлял до конца своей жизни, и этот характер я попыталась запечатлеть в рисунке.
Удалось. Ничего не скажешь. Таким мы, представители старшего поколения, и помним Фиделя. Обращает на себя внимание «Морской пейзаж» Галины Семиглазовой: волны омывают скалы – в этом есть экспрессия, которой насыщены картины Айвазовского. А какой расчудесный у неё получился «Город ретроавтомобилей Гавана»! Яркий, красочный, праздничный. Картина коллекционерам старых машин придётся по душе.
Пластично решает эту же тему – бурной кубинской жизни – Алексей Федотов. «Танцы на Кубе решает не территория, а только душевный порыв» - вот так пространно он назвал свою жанровую картинку с парой, танцующей, возможно, сальсу.
- Кубинская тема мне представилась очень интересной, - признается художник, - и прежде всего, потому что мне нравится рассказывать о мире людей, изображая рыб… Ну а на Кубе их великое множество. Вот я и написал работу «Рыбы участвуют в кубинском карнавале». А почему бы нет?
А сколько абстрактных впечатлений о Кубе на этой выставке! Наталья Баженова рассказала масляными красками о «Ритмах румбы», да и портрет «Кубинки» светится жизнью, сумасшедшими ритмами.
Сверхобобщенный рассказ о мире острова написал Искандер Ильязов (Искан) – «Композиция номер 123". CuatroconchasdeCuba (Четыре кубинские раковины). Кто-то скажет: четыре красных пятна на синем фоне, но, как известно, основа живописи – это и есть то самое пятно. А Искан давно занимается цветоформами, и натуральные изображения – мимо его стилистики.
Ему, кстати, на вернисаже был вручен Диплом члена-корреспондента ПАНИ, и он принял искренние поздравления своих коллег, а сколько добрых напутствий получил он в мировой паутине!
Абстрактными произведениями удивил и Омар Годинес, представивший на суд зрителя серию работ под названием «Дыхание города» - конечно, это Гавана, богатая на архитектурные стили, и автор, рождённый на острове, но живущий уже много лет в Москве, как будто делится с нами своей ностальгией по любимому городу, изображая часто фасады зданий с балконами.
Со своим представлением о команданте Че Геваре поделилась Юлия Смирнова. Для этого понадобились бумага и акрил. Образ получился сложным, хотя лицо вполне узнаваемо, но путь решения замысловатый: грани букв – это как будто бы решётка как олицетворение несвободы, на борьбу против которой кубинец положил свою жизнь.
- 50 лет назад боливийский спецназ расстрелял Эрнесто Че Гевару, - делится своими знаниями об истории Кубы Юлия Михайловна, - для многих он был героем, борцом за справедливость, интернационалистом, сражавшимся с угнетателями-империалистами. Нельсон Мандела называл Гевару «источником вдохновения для каждого свободолюбивого человека».
«Варадеро – кубинский пляж» - эта зарисовка Зинаиды Фоминой, и она, как Алексей Федотов, избирает путь рассказа о Кубе яркими красками. А вот у Петра Овченкова иной материал – акварель, которая позволяет автору делать «нежные» морские пейзажи.
Одиннадцать авторов – одиннадцать миров, разных, содержательных, пристрастных – в них хочется погрузиться, раствориться, почувствовать ритмику, темперамент и тепло кубинского пространства.
- Мы проводим выставку в Дни культуры Кубы в России, а еще 55 лет назад был благополучно разрешён карибский кризис, - сказал Омар Годинес. – Я поздравляю участников конкурса и гостей с удачным проектом. Чувствуется, что русские люди по-прежнему любят Кубу!
Владимир Кузнецов (Влад Красноярский), зам. председателя МО ПАНИ, член МГО Союза писателей России, Союза художников России, кандидат пед. наук