1 декабря 2015 года на 91-м году жизни скончался замечательный скульптор, почётный член Петровской академии наук и искусств Николай Андреевич Щербаков.
Молодое поколение, возможно, мало знает о своих ветеранах. Поэтому мне захотелось рассказать об этом удивительном художнике и замечательном человеке, с творчеством которого мне посчастливилось быть знакомой около тридцати лет.
В конце 1989 году после проведения международной конференции учёных-философов в Мариуполе - наиболее крупном месте компактного проживания этнических греков в СССР - возникла идея установки памятника знаменитому древнегреческому философу Сократу в этом небольшом приморском городе Украины(в дальнейшем, после распада СССР, мраморная скульптура Сократа была установлена в Международном университете в Москве, президентом которого является первый мэр Москвы, председатель Федерации греческих обществ СНГ Гавриил Попов).
Для изготовления памятника посоветовали обратиться к известному московскому скульптору Николаю Андреевичу Щербакову. В то время я работала над книгой о скульпторе Фальконе - авторе знаменитого памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге. Помню, что меня тогда поразило удивительное сходство этих двух художников разных эпох - не только в смысле сходства характеров, но и чисто портретное.
Интересной оказалась и биография художника. Николай Андреевич Щербаков родился 10 декабря 1924 года и провёл своё детство в окрестностях города Мурома. Его отец Андрей Егорович Щербаков, был участником Первой мировой войны, Георгиевским кавалером, мать, Татьяна Ивановна Клюева, была из тех мест, где, по преданию, родился былинный богатырь Илья Муромец.
До девяти лет Коля Щербаков учился в начальной деревенской школе, затем вместе с родителями переехал на постоянное жительство в город Муром, где стал посещать художественную студию. Преподавал там Андрей Васильевич Морозов - ученик академика Ивана Семёновича Куликова, который в своё время учился у самого Ильи Репина. Уже тогда мальчик для себя решил, что обязательно станет художником. Но война надолго отодвинула эти планы и заставила на время забыть о юношеских мечтах и мирной жизни.
В 1942 году, после досрочной сдачи экзаменов, его призвали на военную службу. Начались суровые военные будни, испытания военного лихолетья. Николай Андреевич прошёл солдатом дорогами войны Украину, Австрию, Венгрию, Чехословакию, Германию. Окончание войны он встретил в госпитале, в городе Дрездене на берегу Эльбы.
Демобилизовавшись в конце 1945 года, Н.А. Щербаков поступил на первый курс МИПиДИ — Московского института прикладного и декоративного искусства, который возглавлял знаменитый А.А. Дейнека, замечательный художник и незауряднейший человек. Это было трудное, но счастливое время. Он всей душой отдавался творчеству. Мечтал вначале учиться на живописца, но увидев однажды, как работают в скульптурном классе, понял, что станет скульптором.
В 1951 году Николай Щербаков с отличием окончил институт и получил направление для поступления в аспирантуру Академии художеств в Ленинграде. Выдержав жесточайший конкурс, он был зачислен в аспирантуру, но жизнь повернула всё по-другому. Приехав на несколько дней в Москву за документами, он случайно увидел объявление о конкурсе на скульптурное оформление станции метро «Краснопресненская». Ни минуты не колеблясь, он принял решение участвовать в нём.
В этом конкурсе таланты бились со всего Союза, участвовали многие известные скульпторы и архитекторы. Первый тур уже прошёл, его так никто и не выиграл, Щербаков успел ко второму туру. Конкурс проходил анонимно. Все участники, а их было около 140, подавали на конкурс свои работы в запечатанных конвертах без подписи, но под девизом. Николай Щербаков выбрал девиз «Знамя». Каково же было удивление присутствующих, когда среди множества заявок члены жюри во главе со знаменитым художником Павлом Кориным единодушно выбрали работу вчерашнего студента! Это был большой успех молодого скульптора.
После победы в конкурсе Николай Щербаков привлёк в свой творческий коллектив бывших однокурсников, таких же, как и он сам, талантливых молодых скульпторов - Г.Н. Колесникова, Ю.Г. Ушкова, В.А. Фёдорова, Ю.П. Поммера, с которыми на равных работал над воплощением своих скульптурных идей по оформлению станции метро «Краснопресненская». На сводах главного вестибюля станции и сейчас можно увидеть 14 барельефов, посвящённых теме революций 1905 и 1917 годов, а у схода с эскалатора - мемориальную табличку "Памятник истории и культуры Станция «Краснопресненская» открыта 14 июня 1954 года" с фамилиями авторов.
Этот первый серьёзный успех начинающего художника принёс ему известность. Подобные заказы ранее доверяли только самым известным и опытным мастерам: например, скульптурное оформление станций «Площадь Революции» (1937-1939 гг.) и «Измайловский парк» (1944 г.) - М.Г. Манизеру, «Бауманской» (1944 г.) - скульптору В.А. Андрееву.
Важным этапом в творчестве художника стало участие в конкурсе на памятник В.И. Ленину для Кремля, проводимом накануне 50-летия Октябрьской революции.
Кроме Щербакова Н.А., со встречными проектами выступили ещё 26 ведущих скульпторов нашей страны, представленных девятью творческими коллективами. Всего на конкурсе было 57 проектов. Скульптурная композиция В.И. Ленина работы Н.А. Щербакова была признана лучшей среди проектов, представленных на конкурсе, в том числе и по результатам народного голосования, но в конечном итоге для установки в Кремле был принят проект другого автора — скульптора Пинчука. Видимо, сыграло свою роль то, что Н.А. Щербаков никогда не был членом КПСС. Скульптура В.И. Ленина работы Н.А. Щербакова была рекомендована правительственной комиссией для установки в санатории ЦК КПСС «Барвиха» под Москвой, где она находится и поныне, в отличие от памятника В.И. Ленину в Кремле, демонтированного в годы перестройки. Открывала бронзовый памятник в «Барвихе» в 1968 году министр культуры СССР Е.А. Фурцева. Следует отметить, что многие ленинские работы Н.А. Щербакова, несмотря на политические гонения на имя вождя, продолжают и поныне оставаться на своих местах, а сам он всегда считал В.И. Ленина выдающимся политическим деятелем, изменившим облик не только нашей страны, но и всего мира.
Наиболее значительные памятники ВИ. Ленину работы скульптора Н.А. Щербакова были установлены в разное время в Академии общественных наук при ЦК КПСС в Москве, в международном пионерском лагере «Артек» в Крыму, а также в одном из древнейших городов Средней Азии — Ходженте (тогда он назывался Ленинабад). За эту работу автору было присвоено почётное республиканское звание лауреата Государственной премии имени А. Рудаки.
Эта громадная 13-метровая скульптура была создана из листовой нержавеющей стали, как и знаменитая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница». Однако в отличие от неё, в ленинабадском памятнике В.И. Ленину крепление промежуточного каркаса и несущей конструкции производилось через специальные узлы, исключающие коррозию при соприкосновении разнородных металлов, тогда как работа В.И. Мухиной «Рабочий и Колхозница» оказалась подверженной коррозии и в результате через несколько десятилетий потребовала серьёзной реставрации. Применение нового инженерного решения, предложенного авторским коллективом Н.А. Щербакова, позволило сделать конструкцию более долговечной. Полученный при этом уникальный опыт был использован в недавней реконструкции работы В.И. Мухиной «Рабочий и Колхозница», установленной у северного входа на Выставку достижений народного хозяйства в Москве.
Среди работ скульптора Н.А. Щербакова были и портреты простых людей-тружеников: рабочих, шахтёров, колхозников, а также работников искусства, писателей, учёных, - всех, кто чем-то привлёк к себе острый глаз художника. Скульптор активно откликался на все важнейшие события общественной жизни, происходящие в стране и за рубежом. Космическая эпопея вдохновила художника на создание целой галереи скульптурных портретов наших выдающихся учёных-конструкторов, создателей ракетной и космической техники, героев-космонавтов — Гагарина, Титова, Терешковой, Николаева, Быковского и других. Национально-освободительная борьба на Латиноамериканском и Африканском континентах подвигла на увековечивание таких героев, как Фидель Кастро, Че Гевара, Луис Корвалан, ангольский командарм Джази, предотвративший ценой своей жизни переворот в Анголе, и многих других.
За выполненный им портрет командарма Джази скульптор отказался получать причитавшийся ему гонорар, как в своё время и за установленный в Артеке памятник В.И. Ленину и позднее — установленный во всесоюзном детском лагере отдыха «Орлёнок» в Туапсе памятник Николаю Островскому — создателю знаменитой книги о Павле Корчагине.
Тогдашнее руководство Комитета госбезопасности, узнав о подарке скульптора, распорядилось командировать его в Анголу на открытие памятника командарму Джази. В Луанде Н.А. Щербаков провёл в местной художественной школе несколько мастер-классов, оставив на память ангольцам виртуозно выполненные им превосходные портреты.
В последние годы скульптор Н.А. Щербаков много работал над образами известных политиков, писателей, поэтов, философов. Среди них — Михаил Шолохов, Павел Флоренский, Александр Зиновьев, Валентин Варенников, Сократ, Николай Данилевский.
К сожалению, эта работа скульптора не сохранилась, хотя предполагалось, что она будет установлена на могиле философа, похороненного неподалёку от Мелласа в Крыму, где он написал свою знаменитую книгу "Россия и Европа", - в ней он предсказал будущее историческое лидерство за славянской культурой, которая придёт на смену европейскому германо-романскому культурному типу.
В своё время русская община Мелласа добилась того, чтобы закатанная под асфальт и превращённая в футбольное поле могила этого великого философа-славянофила была восстановлена. Остаётся только сожалеть о том, что бюст Данилевского, над которым скульптор Н.А. Щербаков с большим воодушевлением трудился во время своего пребывания в Мелласе, не была сохранена руководством санатория и осталась запечатлённой только на фотографии. Так же, как и скульптурная группа «Защитники Севастополя», выполненная скульптором в самом начале своего творческого пути. Впрочем, при благоприятных обстоятельствах эти скульптуры могут быть восстановлены по сохранившимся фотографиям и занять своё место в новом Крыму, недавно воссоединившемся с Россией. Во всяком случае, скульптор мечтал об этом.
Несмотря на свой солидный возраст, скульптор Н.А. Щербаков даже когда ему было далеко за 80 лет, продолжал активно работать и интересоваться происходящими в мире искусства событиями. Одна из наиболее известных его работ, выполненных незадолго до настигшей его тяжёлой болезни, — скульптурная группа «Святые Пётр и Феврония», подаренная им родному городу Мурому и установленная там летом 2008 года у городского Дворца бракосочетаний.
По удивительному стечению обстоятельств, именно с этого года в России впервые на государственном уровне начали отмечать день памяти этих муромских святых, как День семьи, любви и верности. Некая мистика присуща многим работам скульптора.
На протяжении почти двух десятилетий Россия вымирала: появился даже расхожий термин «русский крест», получивший своё название от пересечения двух кривых - падающей линии рождаемости и поднимающейся вверх кривой смертности.
Скульптор создавал скульптурную группу «Пётр и Феврония» одновременно с ещё одной скульптурой - «Илья Муромец поднимающийся» и с убеждением говорил: когда «Пётр и Феврония» будут установлены, в России начнёт расти рождаемость, а когда установят «Илью Муромца поднимающегося», Россия перестанет вымирать и начнёт возрождаться. Удивительно, но именно после 2008 года, когда в Муроме была установлена скульптурная группа «Пётр и Феврония», статистика по рождаемости в России пошла вверх.
Скульптор передал в дар Мурому и свою работу «Илья Муромец поднимающийся». Пока она ещё не установлена, хотя и определено её место — у входа на молодёжный стадион «Муромец». Недавно в своём ответе на запрос Петровской академии наук и искусств администрация г.Мурома официально подтвердила своё намерение установить этот памятник после реконструкции стадиона весной 2016 года.
В этой скульптуре нет ничего пафосного — она изображает простого русского мужика. «Возможно, этот простой мужик и неказист на первый взгляд, но именно на нём держится страна. Именно этот простой мужик, когда становится необходимым, встаёт с печи и идёт защищать Родину, превращается в могучего былинного богатыря, которому по плечу самые невероятные подвиги», - говорил Николай Андреевич Щербаков.
И сам скульптор всей своей жизнью показывал пример такого подвига. Семь лет назад он перенёс тяжелейший инсульт и оказался прикован к инвалидной коляске. Но не случайно когда-то он сделал памятник своему кумиру, писателю Николаю Островскому — автору книги о легендарном Павке Корчагине. Этот памятник, переведённый в мрамор Александром Титовым, был установлен в конце 1980-х годов в детском лагере «Орлёнок» в Туапсе. Свой знаменитый роман «Как закалялась сталь», ставший любимым для миллионов людей, Николай Островский написал, будучи почти на десятилетие прикованным к постели тяжёлой болезнью. Не сломлен болезнью оказался и скульптор Николай Андреевич Щербаков.
В 2012 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения нашего выдающегося соотечественника, председателя правительства России в 1906-1911 годах Петра Аркадьевича Столыпина, в России был объявлен конкурс на сооружение ему памятника у Дома правительства в Москве. Узнав о конкурсе проектов на установку этого памятника, Николай Щербаков тоже решил принять в участие в этом творческом состязании, в чём ему помогли молодые скульпторы из мастерской Владимира Трулова, выполнившие по его эскизам необходимые работы.
После окончания конкурса скульптор передал свой конкурсный проект, который представляет собой законченный полуторанатурный поясной портрет Петра Столыпина с орденом Белого Орла, выполненный в современном прочном композитном материале, тонированном под бронзу, в дар белорусскому городу Гродно. В 2012 году, помимо 150-летия со дня рождения Столыпина, исполнилась ещё одна знаменательная дата — 110 лет со времени его пребывания на посту гродненского губернатора. Именно на этом посту Столыпин вырос в деятеля общегосударственного масштаба.
Благодаря поддержке администрации президента Белоруссии и Гродненского областного исполнительного комитета, скульптурный портрет Столыпина работы Николая Щербакова обосновался в Гродненском государственном историко-археологическом музее - одном из старейших музеев Европы, расположенном в двух старинных королевских замках на берегу реки Неман.
Незадолго до этого портрет П.А. Столыпина работы Н.А. Щербакова демонстрировался в декабре 2012 года на московской выставке Петровской академии наук и искусств "Россия, здравствуй".
О работах скульптора Николая Андреевича Щербакова можно рассказывать бесконечно. Но и те, о которых идёт речь в этой статье, позволяют судить об огромном творческом наследии, созданном одним из наиболее ярких представителей отечественного изобразительного искусства.
Луиза Дмитриевна ГАГУТ, доктор экономических наук, профессор,
действительный член Петровской академии наук и искусств.