СЕГОДНЯ КОРРУПЦИЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА, РЕАЛЬНО УГРОЖАЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Когда "реформаторы" решили, что рынок сам всё организует, то этот самый «рынок» молниеносно подчинил себе и государство, и идеологию, и людей. И сейчас мы живём в пространстве, где коррупция есть фактически единственным механизмом функционирования государства. Тесное переплетение так называемого рынка и государства сформировало систему всеобщей коррупции. В стране все высшие руководители государства, члены правительства, губернаторы, чиновники являются одновременно председателями Совета директоров крупнейших фирм, банков, корпораций и объединений или членами таких советов. Стоит ли удивляться после этого, что высшие чиновники от лица государства во время кризиса, "распилив" бюджетные деньги, бросили огромные финансовые средства на спасение именно этого сектора экономики, и в первую очередь банковского капитала. Результат известен: за кризисный год число миллиардеров в России удвоилось. Ведь не случайно на известном сайте Викиликс американские дипломаты подчеркнули, что Россия в их представлении фактически является бандитским государством, в котором государственная власть полностью срослась с организованной преступностью. Надо отметить, что коррупция это не только родовое пятно российской демократии, но и любого буржуазного демократического государства.
Еще Ф.Энгельс в своей знаменитой работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал: «В демократической республике богатство пользуется своей властью косвенно, но зато тем вернее, именно, во-первых, посредством прямого подкупа чиновников, во-вторых, посредством союза между правительством и биржей». Анализируя положение в российском обществе, пожалуй, точнее не скажешь. В настоящее время олигархия и господство банков развили в России оба эти способа отстаивать и проводить в жизнь всевластие богатства до необыкновенных масштабов и искусства. Государственный механизм захлестнули метастазы коррупции. Без взятки ничего не происходит. Без взятки нельзя ни родить ребенка, ни похоронить старого человека. Коррупция стала естественным фоном России. Сегодня коррупции подвержены все составляющие государственного аппарата - от дачи взятки для поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах до мздоимства на уровне высших государственных чиновников. В коррупции погрязли таможенные службы, медицинские организации, милиция, прокуратура, армия, судебные, налоговые органы, школы, ВУЗы, органы лицензирования и т.д. Это вынужден признать и президент страны. В течение 2010 года Д.Медведев четыре раза проводил Совет по противодействию коррупции. Однако ситуация только усугубляется. Первое место по коррупционным преступлениям занимают представители правоохранительных органов - МВД, прокуратуры, Следственного комитета – 34%. На втором месте Вооруженные силы – 15%. На третьем – органы местного самоуправления. На четвертом - органы Минздравсоцразвития. В 2010 году за коррупцию к уголовной ответственности привлечено 120 следователей, 12 прокуроров, 48 адвокатов, 8 членов избирательных комиссий, 214 депутатов местного самоуправления, 310 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти субъектов и один депутат Государственной Думы. Всего свыше 10 тысяч человек. Министр внутренних дел Р.Нургалиев заявил, что количество выявленных взяток в крупных и особо крупных размерах в 2010 году выросло на треть по сравнению с 2009 годом. Понятно, что это капля в море от тех реальных масштабов коррупции, которые на самом деле имеют место в обществе. Общество полностью прогнило. Даже официальная статистика показывает, что процесс гниения ускоряется. Если в 2007 году расследовалось 11 тысяч коррупционных преступлений, то в 2008 году – 12 тысяч, в 2009 году – 13 тысяч, в 2010 только расследовалось свыше 14 тысяч подобного рода преступлений. Преступность, участниками которой являются правоохранительные органы, это весьма печальная и опасная вещь. Прокуроры покрывают преступления милиционеров, милиционеры покрывают прокуроров, а тех и других покрывают суды. Россия завалила жалобами Страсбург, поскольку в стране нет правосудия. Наши граждане просто поставлены на колени произволом судебного беспредела. Это показывает глубокую деградацию власти, что вызывает большие сомнения в возможности справиться со спрутом коррупции. Ибо кто-то во власти должен быть «чистым», чтобы бороться со злом. А таких «чистых», похоже, с каждым днем становится все меньше. Ну, о чем можно говорить, когда, например, во главе ГУВД Кубани стоит генерал, который, будучи начальником УВД г.Ейска командовал рейдерскими захватами предприятий, а главного начальника по борьбе с организованной преступностью арестовывают за взятку почти в 50 миллионов долларов! А всего по оценке международного центра антикоррупционных исследований "Транспаренси Интерненешнл" коррупционный оборот в России оценивается в 300 млрд. долларов или в 9 трлн. рублей, что соответствует фактически расходной части федерального бюджета. И если борьба с коррупцией не приносит очевидных результатов, значит, по существу, никакой системной борьбы не ведется, несмотря на политическую волю президента. Яркий пример тому недавняя схватка между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой, взявшая под защиту руководителей московской областной прокуратуры, крышевавших подпольные казино. Руководитель Следственного комитета РФ А.Бастрыкин сообщил, что за три года существования этого ведомства к уголовной ответственности были привлечены 54 руководителя комитета, 300 человек изгнали по отрицательным показателям, несколько тысяч следователей и референтов дисциплинарно наказаны, одна четверть руководителей заменена. "Такова печальная статистика, но другого выхода мы не видели", - подчеркнул А.Бастрыкин. Ярким примером коррупционных экономических преступлений может служить деятельность так называемых госкорпораций. Бурные споры вокруг госкорпораций велись с момента их рождения. Многие эксперты предупреждали, что госкорпорации станут отличной площадкой для коррупции и разбазаривания бюджетных средств. Действительно, когда организация накачивается государственными деньгами и при этом наделяется правом тратить их по своему усмотрению практически бесконтрольно, появляется реальный соблазн прикарманивания этих денег. За недолгий срок своего существования госкорпорации сумели прославиться скупкой непрофильных активов, размещением "временно свободных" средств на банковских депозитах и сногсшибательными суммами зарплат и бонусов. Госкорпорациям предоставлено право заключать контракты без согласия Наблюдательных советов на сумму до 65 млрд. рублей! По данным Счетной палаты топменеджеры госкорпораций получают в среднем более 500 тысяч рублей в месяц, среднее звено - около 150 тысяч рублей. Особенно нашумела история с генеральным директором Фонда содействия ЖКХ К.Цициным, который за год "заработал" 16,5 млн. рублей. Злоупотребления не меньших масштабов отмечаются во всех госкорпорациях, включая такие как Роснано и Олимпстрой. Так Роснано создавалась для совершения "большого технологического скачка", но в сфере высоких технологий страна все так же топчется на месте, проглотив 143 млрд. государственных средств. Следственным комитетом РФ в 2010 году возбудил 27 уголовных дел по фактам коррупции в госкорпорации Олимпстрой, в 2009 году их было 18. Коррупционерами присвоено почти 25 млн. рублей. По коррупционным причинам в этой госкорпорации за три года ее существования меняют уже третьего президента. Первым главой госкорпорации был назначен С.Вайншток, который, наворовав бюджетных денег, в итоге оказался в Израиле. Вайнштока сменили последовательно В.Колодяжный и Т.Боллоев. И вот теперь назначается очередной руководитель Олимпстроя С.Гапликов. Удастся ли ему удержаться от соблазна распиливания бюджетных средств, гарантии дать никто не может. Одним из самых опасных сторон коррупционной ситуации является погружение в это болото российской армии. По признанию главного военного прокурора С.Фридинского масштабы коррупции в армии просто поражают. "Иногда кажется, что люди просто потеряли чувство меры и совести. Суммы хищений зачастую шокируют", - утверждает Фридинский. За 2010 год в армии выявлено почти 2,5 тысяч фактов коррупции. По словам начальника отдела надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Главной военной прокуратуры К.Беляева в 2010 году число мошенничества, взяток, корыстных должностных злоупотреблений в армии увеличилось в полтора раза. Например, начальник одного из НИИ Минобороны генерал Н.Конон вместе с двумя подчиненными по подложным и фиктивным договорам с фирмами-однодневками похитили более 23 млн. рублей государственных средств. Группа должностных лиц Главного военно-медицинского управления и Управления государственного заказа Минобороны России заключили государственный контракт на поставку медицинской техники на сумму свыше 26 млн. рублей. Как выяснилось потом, стоимость оборудования была завышена в 3 раза. Государству нанесен ущерб в 17 млн. рублей. Сотрудник Росрезерва Силиков умудрился продать 4 истребителя МиГ-31 производства нижегородского авиазавода «Сокол» по цене 135 рублей за каждый, нанеся ущерб государству в 1 млрд. рублей. Коррупция разъедает систему образования и науки. Один из высших чиновников министерства образования В.А.Хлебников, директор Центра тестирования министерства, создатель технологии пресловутого ЕГЭ обвинен прокуратурой в присвоении 60 млн. рублей. В отношении 186 руководителей российских учебных заведений возбуждены уголовные дела. Привлечены к ответственности 8 секретарей и членов приемных комиссий, 7 ректоров, проректоров и деканов. Всего выявлено 3535 преступлений, в том числе 1438 по фактам должностных преступлений. Возбуждено 597 уголовных дел по фактам взяточничества, 869 - по фактам хищений и нецелевого использования средств. Сумма ущерба составила более 100 млн. рублей. Однако по данным ЮНЕСКО сумма взяток в сфере высшего образования в России ежегодно достигает более 600 млн. долларов. Спираль коррупции все круче становится вокруг введенного ЕГЭ. В 2010 году средняя стоимость всего пакета ЕГЭ на "отлично", необходимого для поступления в ВУЗ, достигла 150 тысяч рублей. В Москве стоимость одного предмета ЕГЭ на "отлично" составила около 60 тысяч рубле, в регионах - 30 тысяч рублей. Зоной сплошной коррупции стало жилищно-коммунальное хозяйство страны (ЖКХ). Оно доведено до состояния стихийного бедствия. Президент был вынужден признать, что «пройдет еще 5-7 лет и в системе ЖКХ может наступить коллапс». Однако, наступление этого «коллапса» мы уже сегодня видим ежедневно. Это и сосульки-убийцы, и непроходимые улицы, заваленные снегом, и постоянные аварии систем водо- и теплоснабжения, и протекающие падающие на голову потолки, крыши и т.д. Более 70% сетей подлежат замене, почти 20% теплоэнергетического оборудования изношено полностью. Средний износ оборудования отрасли достиг 60%. В неблагоустроенном фонде проживает более 43 млн. человек, т.е. каждая 4-я семья. С 1990 года ветхий фонд увеличился в 3 раза, аварийный фонд - в 6 раз. Расплодившиеся так называемые управляющие компании нагло грабят граждан непомерными тарифами. Потерявшие совесть чиновники разворовывают даже те мизерные суммы, которые власть выделяет на поддержку ЖКХ. В 2010 по данным Контрольного управления при президенте РФ только в Центральном федеральном округе украдено и переправлено за рубеж 25 млрд. рублей. Еще большие масштабы преступного обогащения отмечаются в сфере торговли, где существует полный беспредел по установлению и контролю цен и самого процесса ценообразования. Здесь нельзя сделать ни одного шага без уплаты взятки. Будь это допуск на рынок товаропроизводителя, или продвижения товара в торговую сеть, удовлетворение запросов многочисленных проверяющих, или установление квот и пошлин на поставку импорта и т.д. Председатель Счетной палаты РФ С.Степашин обнародовал официальные данные об общей сумме разворованных чиновниками средств в 2010 году, которая составила 580 млрд. рублей. Дополнительно более 200 млн. рублей украдено при подготовке Олимпиады в Ванкувере. Если к этой сумме приплюсовать 1 трлн. рублей, разворованных при госзакупках, то получится, что в 2010 году, как минимум, пятая часть федерального бюджета была «приватизирована» чиновниками. Онкология коррупции ставит под большое сомнение реализацию всех инициатив президента по модернизации и обновлению общества, уничтожает экономику не только внутри страны, но и отталкивает иностранных инвесторов. Продолжается бегство капитала из России. По данным ЦБ РФ в течение 2010 года чистый отток иностранного капитала составил почти 40 млрд. долларов. И это неудивительно. Растущие политические риски поставили Россию в один ряд с такими странами как Пакистан и Судан по степени нежелательности ведения бизнеса. В течение года Россия поднялась с 15-й строчки рейтинга на 10-е место в списке стран с так называемым экстремальным риском для ведения бизнеса. Первое место в этом списке занимает Сомали. В первую десятку входят Судан, Конго, Ирак, Афганистан, Пакистан. Замыкает десятку наша страна. Коррумпированность в России по состоянию на конец 2010 года находилась на уровне таких стран как Бангладеш, Кения и Сирия. По оценкам международных экспертов Россия среди коррумпированных стран занимает 154 место из 178 стран, находясь в окружении Папуа-Новая Гвинея и Таджикистана. Лидерами с самым низким уровнем коррупции являются Дания, Новая Зеландия и Сингапур. Питательной средой коррупции в России явилась именно приватизация крупной государственной собственности, природных ресурсов и целых отраслей экономики. Нефть, газ, водка, табак, торговля, строительство, энергетика, транспорт, ЖКХ, оказание услуг, банки, игорный бизнес и т.д. - все оказалось в частных руках. Владельцы некогда государственного имущества стали обладателями огромных финансовых средств, позволяющие им купить любого чиновника на любом уровне государственной власти. За короткий срок они сказочно обогатились, опустив в нищету большинство населения России, разорив многие предприятия и целые отрасли, как это случилось, например, с сельским хозяйством. Федеральный бюджет не только стал предметом его разворовывания олигархами и чиновниками, но он недополучает огромные суммы, сопоставимые с многократным увеличением доходной части бюджета из-за уклонения от уплаты налогов, укрывательства доходов, откатов, фальсификации цен и т.д. Коррупционное бремя ложится непомерным грузом на плечи населения. Необоснованно растут тарифы, цены, появляются все новые и новые налоги, граждан грабят банки непомерными ставками кредитов, становится фактически недоступным жилье, услуги здравоохранения и образования. Как следствие растет социальная напряженность в обществе. Власть говорит: давайте жить, как в Европе и в Америке. Но средняя зарплата в России сегодня в восемь раз меньше, чем в ЕС, а пенсии в 13 раз меньше. Доходы 10 процентов самых богатых и самых бедных отличаются почти в 20 раз, в Москве - в 40. В Европе же эта разница нигде не превышают 3-5 раз. Коррупционное растление, жадность и продажность нуворишей, пришедших к власти, поставили Россию на грань гибели. Уродливую форму приняла вся система общественных отношений. Безопасность страны по всем ее системным компонентам находится в критическом состоянии. С каждым днём в Российской Федерации ухудшается ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Уничтожено 72 тысячи производств. Страна лишилось в первую очередь наукоемких производств. При этом Россия потеряла сотни тысяч лучших ученых и специалистов, которые в настоящее время трудятся за рубежом. В мировой торговле наукоемкой продукцией доля России составляет всего лишь около 1%. Доля промышленности в ВВП сократилась до 14 процентов. Объем выпускаемой в стране продукции сегодня составляет примерно 3-3,5 процента от валовой продукции мира. Советская Россия, хочу напомнить, выпускала более 8% процентов мирового производства продукции. Идет нещадная эксплуатация советского производственного потенциала. Недавно власть вынуждена была признать, что износ основного оборудования в целом ряде отраслей превысил 80%. Обновление фондов, которое должно идти темпом минимум 10 - 15 процентов в год, топчется на 2-3 процентах. Деиндустиализировав промышленность и сельское хозяйство, бессмысленно говорить о модернизации экономики, и все инициативы президента в этом направлении обречены на провал. Страна потеряла ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ. Десятки тысяч коллективных хозяйств уничтожено. Более 40 млн. га земли заброшено. В 2,5 раза снижено поголовье скота. Почти половина продовольствия в стране сегодня завозится извне. Посредством подкупа и откатов к нам привезли всю залежалую продукцию, которая лежала по 20, 30, 40, 50 лет в запасниках Запада, и сбывают её под видом качественной. Это ведёт к массовым отравлениям, что мы наблюдаем практически ежедневно. Вместе с тем одновременно резко растут цены. В прошлом году цены на мясопродукты выросли почти на 30 процентов. Это самый большой рост за все последние годы. Хлебная продукция у нас подорожала на 20 процентов, молоко в 2-3 раза, картофель достиг цены 50-80 рублей за килограмм. Вместе с тем власть продолжает держать село в черном теле, оказывая ему поддержку на уровне около 1% расходной части федерального бюджета. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ страны коррупционерами нанесен смертельный удар. Разрушена Единая энергетическая система России. У нас две трети страны находится на вечной мерзлоте. Поэтому для нас вопрос энергетического обеспечения - это вопрос выживания. Ещё недавно в Москве был 20-процентный запас мощностей, сегодня почти такой же самый дефицит. Этот дефицит будет только увеличиваться из-за вывода из эксплуатации мощностей, в том числе и в связи с учащающимися авариями. Серьезным сигналом стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС, главная причина которой жадность собственников, для которых прибыль важнее даже жизни людей, погибших в результате этой аварии. В аварийное состояние приведен и каскад волжских станций. Все задвижки находятся в критическом состоянии, 8 из 10 генераторов практически выработали свой ресурс. Большинство энергетических блоков атомных станций, построенных еще в советское время, выработали свой эксплуатационный ресурс, что грозит последствиями Чернобыля и всем тем, что весь мир сегодня наблюдает на АЭС Японии. Не может не вызывать беспокойства и ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ государства, которая для такой страны как Россия, с ее огромными расстояниями, имеет жизненно важное значение. Однако, вместо того, чтобы сохранить главную составляющую транспортной системы, представленную РЖД, эту естественную монополию, ее, по сути, превратили в частную контору. Советская страна не зря построила 15 авиационных заводов. Она производила 1500 летательных аппаратов в год. Только, например, Казанский завод один делал 50 штук таких гигантов как Ту-160. Сейчас за три года не могут собрать два самолёта. Такая картина и на других заводах. Компании гражданской авиации закупают подержанные самолеты зарубежных фирм, подвергая опасности авиапассажиров. Нечто похожее и с автотранспортом. Фактически уничтожено отечественное машиностроение. Это же касается и морского и речного транспорта, который практически прекратил свое существование. Исключительно важно значение имеет и ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Страну расхитители народных средств затащили в долговую яму. Только на обслуживания долга в 2011 году потребуется более 280 миллиардов рублей. Это суммарный бюджет ЖКХ, спорта, культуры, средств массовой информации и экологии вместе взятых. Через два года для этой цели уже потребуется около 900 миллиардов рублей. Чтобы закрыть бюджетные дыры и продолжить грабеж на распродажу выбрасывается 900 крупнейших предприятий, в том числе и стратегических. Среди них Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), «Транснефть», "Роснефть", "Зерновая компания", "Аэрофлот", "Связьинвест", "Совкомфлот", "РусГидро" и т.д. В то же время, как об этом сказал Г.А.Зюганов, такие фирмы как "Витол", доход ее составит в год почти 230 миллиардов долларов, фирма "Глинкур" - 140 миллиардов долларов, фирма "Гунвор" - почти 70 миллиардов, т.е. суммарный доход этих фирм 13 с половиной триллионов рублей, или почти в два раза больше, чем доход федерального бюджета, выкачивают из страны посредством сырьевых ресурсов и баснословно обогащаются. Но власть закрывает на это глаза, и даже не хочет, чтобы на эту олигархию вводили прогрессивный налог. Мы могли бы получить огромные доходы за счет, например, госмонополии на водку и табак. В царское время госмонополия на водку давала 30 рублей из сотни, в советское - 25, сейчас дает 80 копеек, всё остальное достается водочной мафии, которая примерно за счет паленой водки каждый год травит 40 тысяч наших граждан, в три раза больше, чем погибло в афганской десятилетней войне. Исключительную остроту приобрела ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ. За годы реформ почти на 10 млн. человек сократилось численность населения России. Сегодня из 140 миллионов российских граждан более миллиона беспризорники и бомжи. Около двух миллионов детей не пошли в школу 1 сентября, более шести миллионов наркоманов, из них около 100 тысяч гибнет каждый год, почти столько же алкоголиков, 12,5 миллионов инвалидов, их недавно было в два раза меньше, 35 миллионов пенсионеров. И только 25 миллионов работает в реальном секторе производства. Россию, по сути, лишили ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Армия разрушена. Продолжается заигрывание с НАТО. Военно-промышленный комплекс не в состоянии обеспечить современные запросы обороны страны. Ратифицирован Договор с американцами по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений СНВ-3, хотя России сокращать уже нечего. Была предварительная договоренность, что в случае ратификации американцы откажутся от идеи размещения ракет ПРО в Восточной Европе. Однако Обама отказался от гарантий, что их ракеты ПРО не будут размещаться в Польше и в Чехии. Тем самым хоть какое-то ранее существовавшее оправдание заключения такого договора, по сути дела, перечёркивается. Россия даже в мирное время лишилась своих территорий. Речь идет об территориальных уступках Китаю и Норвегии, в интересах которой отдано сотни тысяч квадратных километров северного морского шельфа. И только с течением времени может быть станет известно, за какие откаты сделаны эти уступки. Слабеющая Россия становится объектом территориальных притязаний соседних государств, в том числе и Японии, претендующей на часть Курильских островов. Что может ожидать Россию в ближайшем будущем сегодня можно видеть на примере Ливии, где лауреат Нобелевской премии мира Обама и миротворец Саркози, ради захвата контроля над ливийской нефтью, бомбят мирное население суверенного государства, прикрываясь лживым аргументом защиты этого самого мирного населения. Экологическая безопасность, как состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, достижение естественного равновесия в природопользовании, обеспечивающего комфортность проживания человека и его воспроизводство, в результате варварской эксплуатации природных ресурсов доведена до критического состояния. В неблагополучной природной среде сегодня проживают десятки миллионов российских граждан. Из них более миллиона живет в условиях, которые представляют собой катастрофический уровень загрязнения. Почти на 15% территории России, на которой проживает более половины населения, состояние окружающей среды не соответствует норме. От хронических заболеваний, вызванных тяжёлой экологической обстановкой, ежегодно умирают от 300 до 350 тыс. человек. Не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения. В некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Обостряется проблема загрязнения почв, поверхностных и подземных вод нефтью и нефтепродуктами. Общий объем загрязнений от нефтедобывающей отрасли сейчас составляет 1,2 млрд. тонн нефтеводяных эмульсий. Каждый год дополнительно загрязняется около 30 тыс. га земли. Особую озабоченность вызывает варварское отношение человека и к сохранению лесов. Гибель русского леса происходит, прежде всего, из-за отсутствия должного управления лесами, самовольными и необоснованными рубками, часто при попустительстве местных властей. По существу, в настоящее время подорвана сырьевая база всей отечественной лесной промышленности. Лес, который при разумном подходе мог бы приносить стране огромные прибыли, по дешевке вывозится нуворишами за рубеж как дрова, и приносит только им солидные барыши. И, наконец, ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, как интегральная оценка стабильности функционирования всех политических институтов власти. Сегодня политическая безопасность находится в состоянии неустойчивого равновесия. Не так давно на Всемирном экономическом форуме, который проходил в Ярославле, Д.А.Медведев признал, что проводимый социально-экономический курс завёл страну в тупик, что сырьевая модель не годится. Нужна комплексная модернизация, жёсткая борьба с коррупцией, гарантии личной безопасность, новая кадровая политика и т.д. Произнесены были правильные слова, но все они проигнорированы партией власти и ее правительством. Особенно печальное положение с преступностью, бандитизмом и коррупцией. То, что мы знаем о Кущёвке, и бунте молодёжи на Манежной площади, это свойственно практически всем регионам. Можно констатировать, что общество находится на пороге исчерпания пределов терпения. И мы реально знаем, что происходит в стране, когда заканчиваются эти пределы терпения. Сложившаяся ситуация требует принятия срочных антикоррупционных мер. Сегодня это осознают даже те, кто принимал роды криминального государства. Но, к сожалению, власть уже почти 10 лет только изображает борьбу с коррупцией. На словах сегодня борьба с коррупцией президентом объявлена чуть ли не задачей номер один. Став во главе государства, Дмитрий Анатольевич сразу же образовал при президенте Совет по преодолению коррупции. Затем поручил подготовить «Национальный план противодействия коррупции». Но кому поручил? Не ученым, юристам, практикам – борцам с оргпреступностью, не знатокам преступного мира… А бюрократии. Щуку бросил в реку, козла запустил в огород. И на-гора выдали «труд», который специалисты с усмешкой назвали «Планом чиновничества по сопротивлению разоблачения коррупции». Ибо план – это когда четко прописаны цели, средства достижения, сроки реализации, ответственные… Здесь ничего этого нет. На 90% «план» состоит из общих, никого ни к чему не обязывающих призывов типа: «повышать правовую культуру населения». Таким же беззубым, если не вдаваться в подробности, оказался и спешно подготовленный для президента «антикоррупционный пакет» законов, включая "Закон о противодействии коррупции". Никакого эффекта он не принес, и тогда Дмитрий Анатольевич заказал уже «Национальную стратегию борьбы с коррупцией». И получил – такую же немощную и пустую бумагу. Другого и быть не могло, раз борьбу с лихоимством чиновников поручают самим чиновникам. Президент позиционирует себя искренним человеком. Беда в том, что он верит в силу разного рода бумаг: указов, законов, инструкций. Но коррупция – это часть организованной преступности, с помощью которой она подкупает власть, проникает в нее и подчиняет ее себе. Опыт Кущевки это наглядно показал. А у нас в последние годы как раз подразделения по борьбе с оргпреступностью были ликвидированы и в ФСБ, и в МВД. Недавно президент потребовал от нового мэра Москвы С.Собянина проверить, как декларируют свои доходы московские чиновники. Дескать, "у всех дворцы за городом и все остальное, а декларации у всех… вот такие". Но по каким законам проверять и привлекать? Нет таких законов. И почему только сейчас президент увидел «дворцы за городом» московских клерков? Эти терема не вчера появились. А хоромы за МКАДом министров и военных генералов? Неуж-то их не видно? Складывается такое впечатление, что президент не понимает, в какой стране он живет и с кем работает. Он собирает членов партии "Единая Россия" и требует от них возглавить борьбу с коррупцией, не замечая при этом, что приглашенные записывают его рекомендации ручками по 2 тысячи долларов, одеты они в костюмы по 5-6 тысяч долларов и в часах за 50 тысяч долларов. При этом не считая на каких они лимузинах приехали к президенту и в каких хоромах живут! И эти люди будут бороться с коррупцией? Вот поэтому отсутствует прогресс и наблюдается стагнация и саботаж указаний и антикоррупционных инициатив президента. В частности это подтверждается и данными, которые привел председатель Верховного суда РФ В.Лебедев по итогам 2010 года. В течение года в России зарегистрировано более 14 тысяч преступлений, связанных с взяточничеством. Ну что это за борьба с коррупцией, когда за взятки уголовное дело возбуждалось только по каждому 25-му выявленному факту, а осудили в течение года 1,9 тысяч человек? При этом только 25% из них получили реальный срок, 65% - условный и около 12% были оштрафованы. При этом размер взятки составлял от 500 рублей до 10 тысяч рублей. Разве на таких взятках можно набрать 300 млрд. долларов коррупционного дохода? Хотя по официальным данным средний размер взятки в России в 2010 году достиг 60 тысяч рублей. Только в 2,7% дел фигурировали взятки в размере свыше 1 млн. рублей. Т.е. к ответственности привлекаются в основном мелкие взяточники. Акулы коррупции остаются вне досягаемости правоохранительных органов. Руководители страны в растерянности. От явного бессилия они уповают на некие штрафные санкции в отношении взяточников. Президент внес предложение о повышении штрафов для взяточников в 100 раз, но не более чем 500 тысяч рублей. Что такое для взяточника, который берет миллионы долларов, 500 тысяч рублей? Мелочь! Это предложение скорее напоминает не средство борьбы с взяточничеством, а налогообложение на взятку: заплатил штраф и, как говорится, спи спокойно. Взяточник всегда возместит свою упущенную выгоду за счет тех, кто вынужден платить за его услуги. ПОДОБНЫМИ МЕРАМИ КОРРУПЦИЮ НЕ ИСКОРЕНИТЬ. Руководству страны, если оно действительно стремится побороть это зло, давно пора перейти от фиктивно-демонстративного преследования отдельных коррупционеров и вылавливанию «мелочевки» к искоренению коррупции как явления. Инструментарий для этого хорошо известен и международный положительный опыт огромен. Российской власти недостает политической воли. В ряду неотложных мер в первую очередь требуется устранить экономический базис коррупции. Надо принять ряд законов, которые бы вернули в собственность государства основные отрасли экономики и природные ресурсы. Речь идет о национализации энергетики, транспорта, строительства, металлургической и других стратегически важных отраслей промышленности, добычи нефти, газа, производства и реализации алкогольной и табачной продукции и т.д. По примеру Канады национализировать игорный бизнес. Существенно сократить (не более двух десятков) число коммерческих банков, поставив под жесткий государственный контроль их финансовую деятельность. В законодательном плане также следует выполнить антикоррупционные положения международных Конвенций ООН и Совета Европы, которые наша страна подписала и ратифицировала. Прежде всего, это касается создания специального независимого от исполнительной власти органа, который бы координировал всю борьбу с коррупцией. Необходимо разработать новый закон «О борьбе с коррупцией», который был бы наполнен конкретными законодательными мерами, а не декларациями о намерениях. Должны быть существенно расширены права Счетной палаты РФ. Пока что она исполняет роль своеобразного рентгеновского кабинета, где больного просвечивают, а лечить передают другим. Все расследования этого органа оформляются документально и передаются для принятия решений в Прокуратуру, ФСБ, МВД, Следственный комитет, где многие из них частенько «тонут» или прячутся под сукно. Проблема эффективной работы подобных ведомств давно решена во многих странах мира. Там счетные палаты называются Счетными судами, и в них работают не только аудиторы, которые отслеживают использование бюджетных денег, но и следователи, прокуроры и судьи. В их власти не просто назвать жулика, но арестовать его и судить. Российское законодательство нуждается в серьезной переработке с учетом международного опыта тех стран, которые добились существенных успехов в искоренении коррупции. Можно напомнить, что, например, в Китае очень жесткое антикоррупционное законодательство. За взятку или хищение там предусмотрена высшая мера наказания. Введение такой меры позволило в течение нескольких лет уменьшить коррупционные преступления на порядок. Рядом с Китаем расположен Гонконг, где граждане живут практически без коррупции. Победить коррупцию здесь удалось тремя мерами. Во-первых, чиновников заставили доказывать, что все, что ими куплено, приобретено на законные деньги. В противном случае конфискация и тюрьма лет на 15. Во-вторых, была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, которая подчиняется только генерал-губернатору. Комиссия вправе провести проверку в любом ведомстве или министерстве при малейшем подозрении на взяточничество. За работой комиссии следят общественные организации, которые могут уволить работника этой комиссии при документальном подтверждении его нечистоплотности. И, в-третьих, гражданам и журналистам предоставили возможность сообщать о взяточниках и копаться в делах любого чиновника. Кроме того, в Гонконге перестали преследовать тех, кто дает взятку, т.е. виноват всегда чиновник. Сингапур, как и Гонконг, после обретения независимости был насквозь пронизан коррупцией, победить которую удалось за несколько лет. Дело о коррупции среди служащих, особенно занимающих высокие посты, рассматриваются в Сингапуре с суровостью, граничащей с жестокостью. Здесь, в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный принцип – презумпция коррумпированности. Это означает, что госслужащий, госчиновник при малейшем подозрении заведомо виновен. И если он не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью или позором для всей семьи на последующие поколения, он должен в суде сам доказать свою невиновность. Антикоррупционное законодательство должно включать и такие меры как: - возрождение системы народного контроля; - полную конфискацию имущества коррупционера и даже добросовестно приобретенных активов его семьи; - пожизненное лишение права занимать госдолжности, заниматься юридической деятельностью и избираться на выборные должности всех уровней; - обязательную проверку налоговых деклараций чиновников и их ближайших родственников; - обязательную проверку соответствия годовых расходов чиновников годовым доходам. Не подтвержденная документами собственность должна подлежать безоговорочному изъятию в доход государства; - парламентское расследование фактов коррупции в особо крупных размерах. Предоставить право членам парламентской комиссии запрашивать любые сведения о доходах и расходах любого должностного лица страны и его ближайших родственников; - использование детектора лжи при расследовании коррупционных преступлений. //2011-03-21/ из Выступления заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 21 марта 2011 года на круглом столе по теме: «Эффективность федерального законодательства по борьбе с коррупцией и меры его совершенствования»//сокращенный вариант//