ЗАЩИТА ПРОДУКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА – ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИНДИВИДА// Целесообразная деятельность человека находит своё воплощение в разных формах материальных и нематериальных продуктов и результатов. Конечно, понятие интеллектуальной собственности является определяющим в сфере правовых и экономических отношений в области авторского права. Но это не значит, что не подпадающие под определения нормативных стандартов иные интеллектуальные продукты нельзя оценить, нельзя защитить от недобросовестного использования. В общем смысле интеллектуальный продукт – это результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности, и это понятие включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, произведения искусства. Формальное прочтение закона не позволяет подвести эти произведения творческой мысли под его юрисдикцию. Последнее позволяет многим недобросовестным авторам свободно использовать чужие идеи и мысли в своих работах и произведениях, что вызывает недовольство создавших эти объекты истинных авторов и пагубно сказывается на созидательной атмосфере в коллективе. За рамками правового регулирования могут остаться авторские разработки, которые не были нигде опубликованы и не зафиксированы автором каким-либо надежным способом. Например, отличный преподаватель или блестящий лектор может нигде не записать свое выступление. Многие коммерческие компании ставят перед сотрудниками задачи разработки новых проектов, программ развития, но авторы этих проектов не могут предъявить права на результат своей интеллектуальной деятельности. Многие люди незаметно для себя становятся авторами, применяя свою смекалку и профессиональный опыт в выполнении тех или иных производственных задач, подготовке и проведении управленческих решений. Интеллектуальная собственность имеет немало общих черт с реальной и личной собственностью.

К примеру, интеллектуальная собственность является активом, и в этом качестве ее можно покупать, продавать, лицензировать, обменивать или отдавать безвозмездно, как любую другую форму собственности. Кроме того, владелец интеллектуальной собственности имеет право запретить неправомочное использование или продажу данной собственности. При этом самое примечательное различие между интеллектуальной собственностью и другими формами собственности заключается в том, что интеллектуальная собственность является неосязаемой, то есть не может быть определена или идентифицирована по своим физическим параметрам. Для того чтобы стать охраноспособной, она должна быть выражена неким РАЗЛИЧИМЫМ способом. Способы защиты прав на идеи и методики В отношении идей, методов, концепций, методик и т.п., применяемых в организации или представляющих потенциальную ценность, возможно объявление их секретом производства (ноу-хау, ст. 1465 ГК РФ). Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание, поэтому в отношении этих сведений необходимо введение режима коммерческой тайны (Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ О коммерческой тайне - http://www.rg.ru/2004/08/05/taina-doc.html). Если объект защиты доведен (или будет доведен) до всеобщего сведения, то возможны два варианта: защитить имя автора идеи или метода через художественную форму, например, описав суть в письменной лекции или статье; защитить идею, воплотив ее в некоем изобретении или полезной модели, получив патент. Первый вариант (защита через художественную форму), потребует защиты авторских прав на художественное произведение и гарантирует только защиту имени автора. Данный метод позволит препятствовать использованию идеи или метода другими лицами. Патентование идеи или метода возможно через способ или устройство, однако для этого необходимо показать новый технический результат, для достижения которого, помимо предложенной идеи, алгоритма или метода должны использоваться физические данные (например, параметры промышленного процесса) или физические признаки (например, запоминающее устройство, банк данных, порт и т.п.). Методики тоже бывают разные, но часто они описывают последовательность действий, направленных на решение какой-то задачи. Может оказаться, что эта последовательность действий описывает патентоспособный объект (условия описаны в соответствующей главе ГК). Достаточно часто встречаются методы, процессы, способы решения технических задач, которые можно представить как способ в смысле патентного права (последовательность действий над материальными объектами, с помощью материальных объектов), тогда они могут быть защищены патентами на изобретения. Каждый из нас в той или иной степени является автором. Одни пишут стихи или делают фотографии, другие создают научные работы или пишут статьи в журналы. В современном мире при современном уровне развития информационных технологий все больше и больше людей создают произведения в цифровой форме. Сохраняя произведение в виде файла, публикуя его в Интернет, многие не задумываются - насколько актуальным становится вопрос о защите авторских прав, учитывая доступность и простоту копирования, а в последствие, возможно, и незаконное использование труда автора другими людьми. Одна из форм защиты интеллектуальной собственности - Авторское право, которое обеспечивает совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, культуры и искусства. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Право авторства, право на имя, и право на защиту репутации автора охраняется бессрочно. Смысл такой регистрации - показать, что на момент регистрации объект авторского права существовал в объективном виде. Это может понадобиться при столкновении интересов и защиты авторских прав. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ Для того чтобы гарантировать охрану по копирайту, рассматриваемое произведение должно быть оригинальной авторской работой, зафиксированной в осязаемой среде выражения. Важно отметить, что законы многих стран не ограничивают тип или форму работы, поскольку авторы продолжают изобретать новые способы самовыражения. Проверка на оригинальность работы обычно состоит из двух элементов. Во-первых, авторская работа должна исходить от автора в том смысле, что должна быть действительно независимо созданной автором, а не скопированной с других работ. Во-вторых, работа должна содержать достаточный объем творчества для того, чтобы представлять собой нечто большее, чем тривиальность. Чтобы претендовать на охрану по копирайту, работа должна быть «зафиксирована в осязаемой среде выражения». Работа является зафиксированной тогда, когда ее воплощение в осязаемой среде достаточно постоянно или устойчиво для того, чтобы ее можно было воспринимать, воспроизводить или иным образом сообщать в течение периода времени, не являющегося мимолетным. Средство, способ или среда фиксации не имеют значения. Не случайно в некоторых странах регистрация копирайта служит презумпцией доказательства действительности копирайта и владения им. Сейчас вопросы авторского права начинают беспокоить и волновать даже тех, кто ранее не уделял этой правовой области внимания. Почему? Ответ очевиден: интеллектуальная собственность, особенно в активно развивающемся интернете, легко становится доступной массовой аудитории, и существующее законодательство не обладает возможностью как-то этому воспрепятствовать. Если патентообладатель сам не может организовать производство с использованием запатентованного объекта и извлекать из этого прибыль, он может предоставить другим право на его использование на возмездной основе. С этой целью можно выдать доверенность, лицензию или уступить патент. Существуют и другие более тонкие способы получения коммерческого результата с использованием системы патентования, которые обычно применяют в конкурентной борьбе крупные промышленные компании. Патентные отделы таких компаний разрабатывают стратегии патентования своих разработок, обеспечивающие им лидерство в марафоне удовлетворения потребностей рынка и, соответственно, в получении прибылей. Обычно сведения о применяемых стратегиях патентования не публикуются. Они составляют коммерческую тайну. Не все интеллектуальные продукты в силу разных причин становятся осязаемыми объектами интеллектуальной собственности, но от этого они не теряют свою неповторимость и индивидуальную ценность. Это предмет цивилизованных договоренностей между людьми. Возьмем, к примеру, ту же лекцию: она может быть не зафиксирована как объект интеллектуальной собственности и даже не оформлена авторским правом, но блестящий оратор успешно ее продает. Существует много способов превратить свои мысли в деньги. Нужна такая организация, которая переводила бы каждую идею и каждое изобретение с научного языка на язык, понятный патентному делу. Важными условиями успешного осуществления этого процесса являются научно-техническая поддержка новаторов и объединяющих их коллективов, создание творческой среды развития, обеспечение конструктивного информационного обмена, инициирования дискуссионного обсуждения путей решения проблем и целевых задач. В XXI веке три отрасли, такие как образование, медицина и индивидуальные креативные патенты интеллектуальной собственности будут стоить больше, чем многие природные ресурсы.