ВЛАСТЬ

Власть как тип отношения между двумя живыми существами (или их группами), характерный тем, что одно (активный объект, субъект) побуждает к некоторым действиям другое (пассивный объект), возникла, вероятно, вместе с появлением жизни на Земле, задолго до появления Homo Sapiens. Однако либо по причине сложности проблемы, либо по причине нежелания власть имущих она не обрела формы единой научной теории до сего дня. Так, например, Философская энциклопедия  (М., 1967 г.) вовсе не содержит статьи, посвящённой понятию "Власть". В статье же "Политика" речь идёт только о политической власти.

Философский энциклопедический словарь (М., 1989 г.) определяет власть в общем смысле, как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – авторитета, права, насилия. Автор напоминает слова Ленина: "Коренной вопрос всякой революции, вопрос о власти в государстве". Утверждает, что к основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация и контроль. Причём господство – это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. Руководство – осуществление воли в различных прямых или косвенных формах.

Философский словарь под редакцией Фролова  (М., 1991 г.) толкует власть как форму социальных отношений, характеризующуюся способностью влиять на характер и направление деятельности людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационных, правовых механизмов, а также с помощью традиций, авторитета, насилия.

Философский словарь для научных работников  (М., 1961 г.)  говорит, что  власть в отличие от физического насилия, сила, оказывающая воздействие на тело, душу, ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли. По существу она подобна авторитету.

Философский словарь Э.Л. Рыдлова  (М., 1913 г.) Статьи о власти вообще не содержит. Тоже и Словарь по этике.

Как и следовало ожидать, большую статью власти посвятил Энциклопедический словарь "Политология"  (М., 1993 г.) По  своей специфике основное внимание он уделяет политической власти, но автор касается и власти в широком плане. По его мнению, власть – одна из древнейших и важнейших проблем политики, социологии, философии, искусства, однако исследования её ещё далеки от завершения. Целостного учения о власти пока не существует. Наиболее значима власть в политике, с которой её часто просто отождествляют. Власть и политика, действительно, неразделимы. Поэтому много споров идёт о первичности того или другого. Несомненно, одно, власть – это средство осуществления политики, а борьба за власть – один из основных аспектов политической жизни общества. Политика является ведущим, организующим началом жизни общества и проникает во все сферы: экономику, науку, образование, культуру, семью и т.д. Аналогично происходит и с властью. Она тоже существует во всех межличностных отношениях, объединяя людей в общество и управляя им. Власть предполагает взаимоотношения двух объектов. Причём один из них побуждает к определённым действиям другой. То есть, власть возникает только в отношениях объектов, способных к деятельности. Сама же власть не может производить деятельности, т.е. такие понятия как "власть денег" не более чем метафоры. Возможен случай совпадения активного и пассивного объекта: власть над собой или самообладание. Область действия власти может быть незначительной (власть отца в семье) и гигантской – государственная власть, власть религий, идеологий и т.п. Власть может быть потенциальной и реальной. Потенциальная власть может быть не менее сильна, чем реальная.

Особая проблема – психология власти, её глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы. Они исследуются в политическом, философском и литературном творчестве, бихевиоризме  (науке о поведении человека и его психологических мотивах).

Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических и социально обусловленных началах его сознания. Не меньшее значение для  общества и столь же сложную биосоциальную природу имеет и противоположная сторона власти – подчинение, согласие выполнять указания власти. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти. Они неразделимы и взаимодействуют, как и два типа личности – властной (лидирующей) и подчиняющейся (ведомой). Причём обо типа общественно необходимы.

Резюмируя подходы различных авторов к определению понятия "власть", можно уверенно сказать, что для двух объектов она характеризуется возможностью навязывать свою волю одним другому, будь то два человека, человек и группа людей, два сообщества или два государства. Из этого следует, что в общем случае власть – это насилие. В полном смысле добровольного подчинения невозможно хотя бы потому, что в психике человека заложена лень как способ сохранения энергии (не делать того, что не диктуется необходимостью), дух противоречия и т.п. Иными словами, власть основана на силе.

В самом общем случае власть в человеческом обществе можно условно разделить на два типа: административную и духовную. Административная власть активного объекта (человека или группы людей) определяется его положением на иерархической лестнице всякой системы управления, а её возможности ограничиваются законами, приказами, уставами, инструкциями, алгоритмами деятельности  и т.п. Здесь всё ясно и пояснений не требуется. Есть начальник, и есть подчинённые, исполняющие его приказания.

Сложнее обстоит дело с духовной властью. Ни у кого не вызывает сомнения, что колдун, религиозный проповедник имеют власть над своей паствой, художник и актёр – над почитателями их таланта, тележурналист – над частью зрителей, оратор – над частью толпы и т.п. Почему же один и тот же человек имеет власть над одним и не имеет её над другим человеком? Почему эта власть существует в каком-то случае, а в другом - нет? Почему власть абсолютна в одних обстоятельствах и ничтожна в других?

Рискну высказать свою гипотезу  возникновения феномена власти и её возможностей, позволяющую ответить на поставленные вопросы. Мне лично не удалось найти примеров её опровергающих. Дело за Вами, читатель!

Представляется, что всё дело в системе ценностей, существующей в обществе, глубине её проникновения в сознание людей, убеждённости в значимости отдельных ценностей; что в основе всякой власти лежит некая ценность. Властью в рассматриваемое время обладает тот, кто владеет или распоряжается ею. Поясним сказанное, разобравшись прежде с понятиями "ценность" и "система ценностей".

Руководствуясь натуралистической теорией происхождения ценностей, выводящей ценности из законов природы и естественного состояния человека, под системой ценностей будем понимать совокупность материальных объектов и духовных категорий, значимых для людей на избранном отрезке исторического времени в избранном для анализа сообществе.

Под духовной ценностью понимается этическая категория, характеризующая нравственное значение какого-либо понятия: добро, зло, талант, знания, патриотизм, честность, подлость и т.п.

Источником ценностей являются материальные и духовные потребности людей, то есть ценность всегда отражает потребительское свойство материального или духовного объекта, в некоторых случаях совпадая с ним. Материальные ценности всегда совпадают с реально существующими объектами, духовные – характеризуют внутренние пристрастия человека. Так, например, материальными ценностями являются предметы быта, духовными – свойства личности. У разных людей, в различных сообществах и даже в одном, в разное время, системы ценностей могут существенно различаться. На наш взгляд именно система ценностей является основой человеческих взаимоотношений.

Словами "Вначале было Слово, и Слово было от Бога, и Слово было Бог" начинает своё повествование евангелист Иоанн. Думается, что толковать эту фразу следует так: В основе всякого  деяния должна лежать идея, замысел.  Эта идея должна быть высоконравственной, всеохватывающей, всюду проникающей как сам Бог. Представляется, что это можно отнести к системе ценностей, как идее, на которой строятся взаимоотношения в человеческом обществе. Ибо эта идея также как  политика и власть проникает во все области общественного бытия и оказывает существенное влияние и на тип государственного устройства, и на государственные институты, и на государственную идеологию, и на государственные законы, и на общественную мораль, и на экономику и т.д., и  т.п. Положив в основу существования человеческого общества систему ценностей, можно получить философскую концепцию, позволяющую анализировать прошлое и прогнозировать будущее. Это относится как к отдельному человеку, так и к целому государству. Изучите систему ценностей Вашего знакомого, расположите отдельные ценности в соответствии с их приоритетами в его понимании, и Вы поймёте, почему он поступал так, а не иначе в прошлом и сможете прогнозировать его поведение в будущем.

Очевидно, государственная власть является самой важной из всех её видов, ибо оказывает влияние на жизнь и быт всех граждан. Государственная власть берёт на вооружение систему ценностей того класса общества, которому она служит. Так, в СССР существовала система ценностей, нашедшая выражение в Моральном кодексе строителя коммунизма.  Назовём её социалистической, альтруистической.  В капиталистическом государстве, каким сегодня является РФ, - буржуазная, торгашеская, эгоистическая. Социалистическая система ценностей была основана на аристократической, существовавшей в России до неё с добавлением ценностей, связанных с общественной собственностью на средства производства. Духовные составляющие в обеих во многом совпадали. Высшими ценностями считались воинские доблести, готовность к защите Отечества и самопожертвованию ради него, верность долгу и слову, честь и достоинство, рыцарское отношение к женщине, уважение к предкам и верность их заветам. Торгашество, коварство, подлость, трусость, эгоизм - обществом презирались. Высокое материальное благополучие было признаком больших заслуг человека перед Отечеством.  Вообще деньги в ранг божества были возведены в буржуазной среде, третьим сословием. Только с  приходом к власти буржуазии они стали кумиром. Только тогда целью жизни было признано обогащение, потребительство, ублажение похоти. Духовная составляющая в буржуазной системе ценностей, как мешающая достижению богатства, отодвинута на задний план. Иными словами, животное начало в человеке с приходом к власти буржуазии восторжествовало над социальным. Права человека получили приоритет над его обязанностями. Юридические законы стали выше нравственных. Совесть – контролёр выполнения человеком законов морали – забылась. Регулирующая жизнь общества роль законов морали упала. Единый народ раскололся на ничем не обязанных ни друг другу, ни обществу, ни Богу, ни семье индивидов. Общество уподобилось стаду овец, окружённых хищными, беспощадными волками. И это результат замены альтруистической системы ценностей на либеральную, эгоистическую. Правительство РФ пытается заделывать отдельные дыры в корпусе тонущего государственного корабля, не желая видеть причины  всех зол!  Но вернёмся к вопросу о власти.

Итак, в основе всякой власти лежит некая ценность. Властью в рассматриваемое время обладает тот, кто владеет или распоряжается ею. Власть базируется на страхе не получить желаемую ценность или не сохранить имеющуюся. Сила власти зависит от значимости этой ценности для пассивного (подвластного, подчинённого) объекта.

Проиллюстрируем механизм возникновения власти примерами.

Власть административная.

Пример 1.

У Вас в квартире испортился водопроводный кран. Вы идёте в домоуправление к мастеру с жалобой. Мастер может послать к Вам сантехника, а может и не послать. Он в данном случае имеет над Вами власть. Когда течёт кран, можно и потерпеть, т.е. мастер для Вас  не слишком сильная власть. Если же у Вас прорвало трубу и хлещет вода, то сила власти мастера существенно возрастает. Ясно, что власть мастера базируется на страхе не получить ценность (сантехника), а её сила  - на значимости этой ценности.

Это положение распространяется на чиновника любого уровня и от того, чем большей значимости для Вас ценностью он распоряжается, зависит сила его власти над Вами.

Пример 2.

На необитаемом острове встретились Робинзон и Пятница. Робинзон обладает шпагой (ценностью) и, благодаря ней другой – возможностью  распоряжаться жизнью Пятницы. Последний подчиняется из страха не сохранить жизнь. Причина возникновения власти и в этом случае очевидна.

Пример 3.

Государство имеет возможность издавать законы, которые позволяют ему распоряжаться некими ценностями.  Граждане из страха лишиться  (не сохранить) жизни, свободы или имущества (ценности) подчиняются его распоряжениям.

Власть духовная.

Пример 4.

Эстрадный певец. Тексты его песен, музыка, голос созвучны Вашей душе, находят в ней отклик. Творчество певца представляет для Вас ценность, он обладает властью над Вами, ибо может навязывать свои взгляды, своё восприятие мира. Представьте себе, что он получил вознаграждение и высказывает с экрана телевизора мысли, может даже ему несвойственные, но нужные заказчику для внедрения в Ваше сознание. Такое возможно? Не только возможно, но и давно практикуется!

Аналогично можно пояснить вопрос о возникновении власти экономической, криминальной, религиозной и любой другой.

Очевидно, государственная власть является самой важной из всех.  Как уже отмечалось, она проникает во все сферы жизни и оказывает влияние на каждого гражданина. Именно поэтому она должна базироваться на гуманной, высоконравственной, приемлемой для большинства системе ценностей, ибо единственным верным критерием оценки государства является процент населения, которому оно служит!

Смирнов Игорь Павлович,

член Союза писателей России,

академик  ПАНИ.

Тел. 465 – 29 – 61