Резолюция отделения «Промышленность и финансы»
(руководитель — академик Ю. М. Русаков)
XXI век 2017 год. России фактически большинством ведущих в промышленном отношении стран объявлена война или такая война форсированными темпами готовится. Если Россия собирается сохранить свой экономический, политический и идеологический суверенитет, то она форсировано должна проводить мобилизацию всех своих ресурсов, основным из которых сегодня является промышленность, по-прежнему находящаяся в очень тяжелом состоянии. Крайне тревожно положение с образованием, учреждения РАН уже который год лихорадит от навязанной чиновниками разрушительной для науки реформы. Крайне низка доля НИР в структуре жизненного цикла производимой продукции, из-за отсутствия достойного и надежного постоянно формируемого и обновляемого научно-технического задела неоправданно велик риск в создании сложной современной техники. Остается достаточно низким уровень вузовской науки, на финансирование которой нет достаточных ресурсов у государства и отраслевой науки.
Однако, похоже, что власть все-таки хоть в одном вопросе одумалась и не форсирует пока заявленную программу приватизации промышленных предприятий, в том числе, оборонного комплекса. До сих пор мы не достигли практически по всем основным промышленным показателям доперестроечного уровня, а экономика по существу задыхается от ее пристяжки к западной, куда очень эффективно вывозятся практически все виды потенциальных наших ресурсов, которые не работают на развитие нашего общества.
Крайне тревожно, что у властей все чаще оценки складывающейся в стране ситуации слишком радужные. Заявления об обуздании инфляции, росте производства, повышении зарплаты, успешном парировании международных санкций, успехах в борьбе с коррупций основаны на месячных, в лучшем случае, на квартальных данных и грозят стать источником серьезной социальной напряженности. И это все в условиях продолжающегося расслоения общества по доходам при росте числа компрадорских миллионеров и миллиардеров, сопровождающемся снижением жизненного уровня основной части населения. По каким-то таинственным причинам пенсионное обслуживание чиновников в разы стало превышать пенсии защитников нашего Отечества, а тем более, тружеников промышленных предприятий. Налоговая политика активно препятствует оказанию помощи со стороны предприятий своим ушедшим на пенсию работникам для оказания им необходимой финансовой и медицинской помощи, которая стала, по существу, платной в отношении «болезней стариков». До сих пор не преодолен стереотип представлений, что в промышленности работают только лузеры, что активно отрицательно сказывается на подготовке кадров для работы в реальных секторах экономики. Этому способствует и система школьного образования, где слишком всего много «по выбору» и мало обязательного преподавания физико-математических дисциплин и уроков труда, тем более, что в большинстве школ соответствующие производственные классы уже давно перепрофилированы под уроки танцев, артистического мастерства и фитнеса. Не лучше в этом отношении и положение в системе дополнительного образования.
В целом принимаемые к исполнению мероприятия по оздоровлению промышленности крайне не эффективны. Например, навязанная властью система управления транспортом по существу стала кормушкой для многочисленных прихлебателей, которым выделен какой-то сегмент обслуживающей транспорт инфраструктуры. Удивляет в условиях нарушения все цивилизованных форм межгосударственных отношений какая-то необъяснимая маниакальная вера властей в выгоды, которые нам якобы сулит вступление в ВТО и соблюдение всех навязанных этой организацией норм и правил. До сих пор в стране снова нет согласованной комплексной программы развития, чаще всего прогнозы отталкиваются от такого неконкретного критерия, как ВВП. Промышленность по-прежнему стагнирует, некоторые отрасли продолжают исчезать или не возрождаются (станкостроение, машиностроение, и т.д.). Нарушены межотраслевые связи. В структуре власти так и не отлажены механизмы персональной ответственности за невыполнение задачи, за нецелевое расходование бюджетных средств. До неприличного минимума сократились возможности работников промышленности влиять на принятие ответственных для государства и общественной жизни решений, поскольку в соответствующих структурах главенствуют артисты, спортсмены и бездарные, ничего не умеющие делать политические болтуны. Крайне тревожит рост либеральных и антипатриотических заявлений со стороны тех, кто провозгласил себя элитой и которых власть одаряет своим вниманием, вплоть до допущения их к принятию ответственных для страны решений. И это вся либеральная болтовня происходит в условиях, когда коллективный Запад, имея в несколько раз больший промышленный и научный потенциал, нагло наращивает свои мускулы и под крики о русской опасности разрабатывает очень грамотную тактику по подготовке к страшной войне! По существу в сложившейся ситуации власть боится объявить необходимую для сохранения целостности и идентичности страны мобилизацию всех видов ресурсов.
X Съезд Петровской академии наук и искусств считает необходимым заявить, что возрождение России
ДОЛЖНО начинаться с возрождения промышленности и транспорта, в первую очередь, оборонной промышленности, которая всегда являлась средоточием высокотехнологических отраслей и с применением новейших достижений науки.
ДОЛЖЕН быть повышен уровень присутствия государства в предприятиях и ресурсоемких производствах сырьевого комплекса, причем не только акциями, но и активным участием в сохранении предприятий (особенно градообразующих) и при формировании политики их развития;
ДОЛЖНА быть прекращена практика принятия волюнтаристских решений в отношении промышленности и науки;
Промышленность ДОЛЖНА активно вовлекаться для участия в разработке и принятии важнейших государственных решений и программ, особенно в части ее касающейся;
ДОЛЖНА быть профинансирована в должной мере фундаментальная наука, а также наибольшее развитие ДОЛЖНЫ получить такие направления, как нанотехнологии, генная инженерия, биомолекулярные технологии, которые в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями дадут качественно новый эффект во всех сферах промышленности.
ДОЛЖНО быть увеличено финансирование НИОКР в таких наукоемких отраслях промышленности, как авиастроение, ракетно-космическая промышленность, атомная промышленность.
Власть ДОЛЖНА принять законодательную и налоговую базы, поощряющие разработку и внедрение в промышленность инновационных проектов.
Власть ДОЛЖНА законодательно создать условия, чтобы банкам ДОЛЖНО быть выгодно кредитовать инновационные проекты, а не оптовую торговлю; инвестировать, а не вкладываться в валютные спекуляции.
Власть ДОЛЖНА иметь способность не только СТАВИТЬ взаимоувязанные стратегические задачи, но и ТРЕБОВАТЬ от управленцев эти задачи выполнять — четко, по планам, по срокам в рамках выданного финансирования. Спрос — по результатам.
Руководить реализацией модернизации промышленности ДОЛЖНЫ только профессионалы — инженеры с управленческими навыками, а не абстрактные менеджеры с теоретическими экономическими или юридическими знаниями.
Власть ДОЛЖНА защищать своих производителей: поддерживать и финансово, и законодательно; нужен жесткий протекционализм при реализации отечественных товаров на внешних, а тем более, внутреннем рынках.
Власть ДОЛЖНА изучать и учитывать опыт тех стран, которые успешно прошли структурную перестройку своей экономики и наращивали производство в условиях действия санкций.
ДОЛЖЕН быть большой объем государственных закупок у отечественного производителя (в первую очередь, для нужд Минобороны).
ДОЛЖНА постоянна расти роль государства в развитии и управлении промышленностью.
ДОЛЖНО быть масштабное государственное планирование и регулирование экономики и промышленности.
ДОЛЖНО быть участие государства в экспорте капитала.
ДОЛЖЕН быть жесткий контроль над работой государственных корпораций, предприятий и учреждений, в том числе, и образовательных, в области обеспечения эффективности выполнения ими поставленных задач с обязательным контролем доходов руководящего состава.
Необходимо возродить полноценное инженерное образование, которое помимо технических (профессиональных), экономических, юридических знаний должны включать знание систем управления качеством.
(по итогам X съезда ПАНИ)