Статья готовится к печати в "Вестнике ПАНИ" и предварительно публикуется на нашем сайте (мнение автора может не совпадать с мнением редакции).
Региональная политика – часть государственной политики. Региональную политику можно охарактеризовать как совокупность законодательных, административных и экономических мероприятий, с одной стороны, полностью соответствующим приоритетам федеральной власти, с другой стороны, учитывающих региональные особенности и специфику размещения производительных сил и уровня квалификации населения и комфортности проживания.
Любая региональная политика охватывает все важнейшие отрасли производства, занятость, обеспеченность и безопасность населения, размещение сферы обслуживания, туризма и т.д. Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов общества.
Региональная политика – не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между интересами государства и общества в целом. Главной целью РП является сглаживание наиболее острых социальных и экономических диспропорций внутри региона, определения приоритетов и направлений деятельности на ближайшие 15-20 лет. В этой связи нельзя не упомянуть о Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035года (назовем проще Стратегия 2035). Стратегия была разработана Смольным, одобрена Федеральными министерством, и, на мой взгляд, является ничем иным как предвыборной программой предстоящей в 2019 году губернаторской гонки. Напомню, что стратегия 2030 – очевидный прародитель новой стратегии являлась программным документом Г.С. Полтавченко на выборах в 2014 году.
Каким будет Город через 15-20 лет достаточно позитивно изложено в новой Стратегии, да и как иначе, ведь будущего никто не знает, но мечты и желания людей всегда о лучшей жизни. Основной мыслью Стратегии является улучшение качества жизни, достатка, комфорта горожан и порядка за счет обеспечения устойчивого экономического роста. Для этого планируется развивать человеческий капитал, внедрять инновации и технологии во все сферы жизни, поддерживать и развивать науку и высокотехнологичные производства, которые должны занимать в общем объеме экономики не менее 45 %.
Таким образом, жители Города достигнут наивысшего благосостояния за счет роста заработной платы, социальной поддержки государства , доступности жилья (повышения нормы жилья до 28 кв. м на человека), развития транспортной инфраструктуры и ее доступности, уровня востребованности спорта, увеличения продолжительности жизни и профилактика заболеваний. Как Культурная Столица Санкт-Петербург к 2035 году превратится во Флоренцию 21 века. Туристическая отрасль будет одной из конкурентоспособных отраслей городской экономики. Причем основным направлением выбран медицинский туризм. По оценкам профильного комитета за медицинскими услугами в Петербург будут обращаться как граждане бывших советских республик, так и европейских стран. Для развития этой сферы два месяца назад Смольный создал специальное Агентство медицинского туризма.
С целью достижения далеких перспектив необходимо привлечение капитала – инвестиций, доля которых в Валовом региональном продукте к 2035 году должна составить 25 %, а сам ВРП – вырасти до 19 трлн. руб.
За счет реализации всех этих мер Петербург в перспективе станет глобальным центром создания и внедрения инноваций, мировой культуры и туризма, межрегионального и международного сотрудничества.
Но реальная региональная политика и социально-экономическая ситуация в настоящее время сильно отличаются от тех, что прописаны в программных документах.
Попробуем разобраться в современных реалиях и увидеть некоторые намеченные тенденции социальной политики последних лет, их соответствие составленным прогнозам.
Благосостояние, комфорт и порядок. Одной из таких тенденций последних лет является падение уровня реальных доходов населения города на 5%. С одной стороны, статистика и отчеты городских властей говорят о стабильном росте средней заработной платы. Об этом же свидетельствует и рост поступлений в бюджет от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Однако на деле, этот рост формируется исключительно за счет повышения заработной платы работникам здравоохранения и образования в соответствии с «Майскими указами» Президента. Заработная плата в других отраслях экономики не растет. Более того, в городе увеличивается количество случаев невыплаты заработной платы или выплаты в неполном объеме, и на эту проблему уже обратил внимание Следственный комитет РФ. Более того, последние исследования независимых кадровых агентств фиксируют снижение заработной платы петербуржцев.
При этом работники бюджетной сферы отмечают, что рост их зарплат во многом обеспечен всеобщей оптимизацией. Оптимизируется не только система здравоохранения, но и методы расчетов уровня заработной платы, штатное расписание, урезаются расходы на содержание бюджетных учреждений.
Несмотря на то, что очереди за медицинской помощью не уменьшаются, а в некоторых случаях даже растут, власть позволяет себе сокращать количество медицинских учреждений. Только за последний год в Петербурге объединили три больницы: Госпиталь ветеранов войн и больницы № 23 и № 46. Против этого объединения выступали жители блокадного Ленинграда и Ветераны войны. По их утверждению ветераны даже после инсульта вынуждены более года ждать очереди на реабилитацию, а после слияния больниц это время еще больше увеличится. Кроме того, качество обслуживания пациентов, не обладающих «ветеранскими» льготами в результате оптимизации также понизилось, горожане лишились двух социально значимых клиник.
Еще опаснее оптимизация в сфере оказания психо-неврологической помощи.
С 2010 по 2015 год было сокращено более 1000 коек в психиатрических стационарах. Психоневрологический диспансер №7 объединен с Городской психиатрической больницей №1 им. Кащенко, Прекратила существование больница № 3, объединившись с Городской психиатрической больницей №3 им. Скворцова-Степанова.
По утверждению комитета по здравоохранению качество медпомощи от этого не пострадало. Снизилось время пребывания больных в стационаре, многие пациенты были переведены в учреждения соц. защиты. Увеличилось количество амбулаторных пациентов. Однако так ли это, судить нам с вами.
Коснулась оптимизация и образования. В условиях нехватки детских садов и переполненности школьных классов городские власти ликвидируют школу в Василеостровском районе, мотивируя это диким применительно к образовательному учреждению словом «неэффективная». Не менее печальна и судьба школы «Рост» в Выборгском районе. Более 20 лет школа располагалась в здание бывшего детского сада завода «Светланы». Здание после приватизации перешло в собственность строительной компании ЛЭК. Последняя, в свою очередь ,запланировала снести и построить на его месте высотный жилой дом, ликвидировав при этом школу. Многочисленные и обращения граждан близлежащих домов и родителей школьников остановили выдачу разрешений на строительство, но сохранить школу не удается, ЛЭК как собственник здания настоятельно потребовал ее закрытия и переезда, а власть при этом дает уклончивые ответы и ничего не предпринимает для поиска компромисса, выкупа здания либо поиска подходящего помещения. Куда придут дети учиться 1 сентября неизвестно....
Немалую роль в падении реальных доходов и уровня жизни населения играет рост тарифов ЖКХ. Несмотря на указания Президента РФ о недопустимости повышения тарифов свыше инфляционного уровня (в Санкт-Петербурге инфляция в 2017 году составила 4,4 %), за прошедший год городские тарифы на электроэнергию поднялись на 12,2% (для населения 7,9%), водоснабжение на 9,4%. Резко выросла плата за проезд. Соответственно увеличились и платежи населения за ЖКХ, и конечная стоимость продуктов питания, промышленных товаров и услуг.
Неизбежно к падению уровня и качества жизни в городе ведет и наметившаяся тенденция сокращения затрат на все социальные сферы СПб. По семи из 18 госпрограмм в 2018 году по сравнению с 2017 годом сокращены затраты на самые необходимые отрасли: здравоохранение (2,1%), Коммунальное хозяйство и энергетику (5%), Сферу культуры (10%), Транспортную систему (4%), Физкультуру и спорт (18,5%), Предпринимательство (10,5%), и др. Эти направления всегда были недостаточно профинансированы и нуждались в дополнительных деньгах. Сокращение расходов еще больше усугубит ситуацию.
Падению реальных доходов населения способствовало и изменение налогового законодательства. За последние 4-5 лет в результате введения новых налогов в РФ и изменения порядка их начисления и распределения, ощутимо вырос налог на имущество (недвижимость) физических и юридических лиц.
Рассчитывается данный налог от кадастровой стоимости недвижимости, установленной специальным государственным органом, которая, как правило, многократно превышает инвентаризационную стоимость, и фактически приравнена к рыночной цене объекта по наивысшей шкале. Введение этого налога в 10 раз увеличило поступления в бюджет от физических лиц, в сотни раз увеличило налоговую нагрузку на определенные предприятия малого и среднего бизнеса, а также ряд предприятий промышленного сектора, в том числе государственных естественных монополий (ГУП «ТЭК», Водоканал и др.). Аналогичная ситуация произошла и с земельным налогом. Последствия указанных изменений очевидны, особенно на региональном уровне - рост цен на сырье, продукты питания, лекарства, увеличение тарифов на воду, тепло и энергоресурсы.
Кроме того, обострился вопрос расчета налога на имущество с жителей коммунальных квартир. Самыми «дорогими» квадратными метрами в СПб считаются квартиры в центральных районах города, в том числе коммунальные квартиры. Их оценочная стоимость во многих случаях превышает 20 млн. рублей, и они приравнены к роскоши с повышенной ставкой налога. Более того, люди в коммунальных квартирах лишились возможности применения налогового вычета на комнату из-за специфического подхода городских властей к приватизации коммунальных квартир – по долям, а не по комнатам. Таким образом., жители коммуналок, и так проживающие в крайне некомфортных условиях, вынуждены еще и платить налог больше, чем все остальные собственники жилья.
Указанная проблема не раз озвучивалась КПРФ перед профильными комитетами и перед Губернатором и даже был разработан законопроект, позволяющий освободить собственников таких квартир от налога. Однако на законопроект было получено отрицательное заключение из-за существенной суммы выпадающих доходов бюджета.
Продолжая тему коммунальных квартир, нужно отметить, что Петербург является «столицей коммуналок». На начало 2018 года в городе насчитывалось 75 тысяч квартир, подлежащих расселению.
Программа расселения коммунальных квартир, которая должна была решить эту проблему, крайне неэффективна. За девять лет ее реализации в Петербурге расселено меньше трети от общего числа коммуналок. Причем, не расселенными остались самые проблемные объекты — многокомнатные коммуналки, бывшие общежития коридорного типа, где на этаже по 20-30 комнат и все они по документам являются частями общей квартиры.
Ежегодно на мероприятия программы выделяется всего 3 млрд. руб. При этом, размер субсидий, предоставляемых участникам программы совершенно недостаточен для того, чтобы купить хотя бы комнату. При таких темпах, мы не расселим коммуналки даже через 20 лет.
Проблема усугубляется и другими обстоятельствами. Так, освобождаемые комнаты в коммуналках зачастую предоставляются в коммерческий найм. И не жильцам соседних комнат (что было бы логично), а совершенно новым людям. То есть бюджетные деньги потрачены, а квартира так и осталась коммунальной и количество собственников и нанимателей не уменьшилось.
Наряду с указанной жилищной проблемой не менее острой и, к сожалению, трудно решаемой является проблема «обманутых дольщиков». На протяжении длительного времени указанная тема следствием политики городских властей.
В Петербурге насчитывается более 40 «проблемных» строительных объектов, в строительство которых люди вложили свои деньги, но жилье получить не могут. Дольщиков, которые считают себя «обманутыми» в городе насчитывается порядка 10 тыс. человек. Некоторые дома не могут достроиться с 2003 года, как например жилой комплекс Охта-Модерн, который за истекшее время трижды сменил застройщика, но квартир люди так и не получили и скорее всего не получат.
Городской закон «об обманутых дольщиках» предусматривает возможность оказания поддержки только узкому кругу дольщиков, чьи дома точно уже не будут построены и которые не имеют иного жилья. Пока в этом реестре 44 человека, однако не исключено, что в скором времени это число существенно вырастет: проблемы в руководстве крупнейшего городского застройщика «ЛенСпецСму» вполне могут повлечь за собой остановку строительства домов и, следовательно, рост числа пострадавших граждан.
Механизм поддержки, прописанный в законе, предусматривает предоставление этим гражданам квартир, построенных за счет инвестора. Инвестор в свою очередь получает земельный участок для строительства жилого дома на льготных условиях. Однако в нашем городе, в отличие от других регионов, даже эта весьма эффективная мера не работает. За время, прошедшее с момента принятия закона, ни одной квартиры дольщикам предоставлено не было.
Понимая позорность ситуации, власть всячески замалчивает данную проблему. Чтобы привлечь внимание к судьбам людей, по вине недобросовестных застройщиков и отсутствия контроля со стороны городских властей, оставшихся без жилья и денег, приходится проводить митинги и пресс-конференции. Только за последний год при поддержке КПРФ дольщики провели 2 пресс-конференции и трижды выходили на митинг. Только так удается заставить власть принимать хоть какие-то меры.
Одной их самых негативных новостей за последние месяцы является увеличение ставки НДС с 18% до 20% и подорожание топлива. Все эти меры означают рост цен на все. Все отрасли экономики будут работать по тем ставкам, которые сейчас объявлены, следовательно, будут зеркально повышаться цены на отпускаемую продукцию — на товары и услуги. Кроме того, цены на бензин и дизтопливо тоже выросли, а значит — вырастут транспортные, логистические расходы. В добавление к увеличившемуся НДС цены накрутятся еще сильнее. Это все отразится на конечном потребителе, а значит, падение реальных расходов продолжится.
Однако эксперты предрекают и рост теневого сектора экономики. Бизнес не может не искать все возможные способы, чтобы скрыть доходы, оптимизировать налоги, уйти «серый сектор». Как следствие - падение поступлений в бюджет, несмотря на повышение НДС. Более того, так как НДС и налог на прибыль взаимозависимые налоги, то при повышении первого (НДС), неминуемо упадет второй налог. Учитывая то обстоятельство, что доля налога на прибыль в доходе бюджета Санкт-Петербурга составляет существенную величину (31%), его падение приведет к снижению доходной части бюджета. Данное обстоятельство повлияет на общий уровень социально-экономического положения граждан нашего города.
Привлечение капитала – как основной путь развития экономики региона.
Последние новости от Банка России заключаются в ухудшении прогноза на текущий год по оттоку капитала из России — с $16 млрд до $19 млрд. Эксперты указывают на неверие инвесторов в светлое будущее российского рынка. Заметим, что чистый отток капитала из России в январе-феврале составил $9,8 млрд, что в 2,2 раза больше показателя за аналогичный период прошлого года. Проблема вывоза капитала из России существует уже больше двух десятилетий. За такой долгий срок стало понятно, что это не случайность, это стало обычным явлением для нашей страны. Следовательно, рассчитывать на крупные инвестиции можно с большой осторожностью.
Развитие экономики, повышение привлекательности города для инвесторов невозможно без соответствующей инфраструктуры: дорог, инженерных сетей, социальных объектов. К сожалению, в этой сфере тоже не намечается положительных тенденций. Несмотря на то, что общее исполнение бюджета по расходам за 2017 год было высоким - 96,6% от плана, бюджет Комитета по строительству (а именно он в основном отвечает за строительство инфрастуктурных объектов) традиционно не исполнен. Из 49 социальных объектов, предусмотренных к вводу в эксплуатацию Адресной инвестиционной программой, было сдано только 8.
Неисполнение бюджета по АИП - это не просто цифры. Это непостроенные детские сады, школы и поликлиники, так необходимые в нашем городе.
Так, из 7 запланированных к сдаче школ введена в эксплуатацию всего одна. Из 18 объектов, на которых планировалось проведение проектно-изыскательских работ (стадия предшествующая началу строительства), работы выполнены только по 3-м объектам. Построен всего 1 детский сад из запланированных 13-ти. Введено в эксплуатацию всего 2 объекта здравоохранения, в то время как бюджетное финансирование было выделено на 8 объектов. Поликлиник и новых корпусов больниц не дождались жители Коломяг, Красного села, Колпино, пос. Ушково и т.д. Из 4 объектов, запланированных к вводу в эксплуатацию в 2017 году объектов культуры, не было сдано ни одного.
Данная ситуация повторяется из года в год и влияет она не только на инвестиционную привлекательность города, но и на качество жизни Петербуржцев. Жителям новостроек хорошо известны проблемы, возникающие из-за отсутствия детских садов, школ, поликлиник и больниц.
Разве можно говорить о каком то росте демографии или повышении уровня жизни, если молодая мать вынуждена не работать, так как ей не устроить ребенка в детский сад?!
Инвестиционную политику города, проводимую в последнее время, можно коротко озаглавить «все для масштабного или стратегического инвестора». Реализация крупных, масштабных проектов в интересах особо приближенных к власти олигархических структур либо Госкорпораций - являлась и является приоритетом. Мелкие инвестиции власти не интересны. При этом, несмотря на высокий инвестиционный рейтинг города (на прошедшем недавно Международном экономическом форуме Петербургу было присвоено 4 место), большинство реализуемых масштабных инвестиционных проектов на практике приносит социально-экономическому развитию Петербурга больше вреда, чем пользы. Вот лишь несколько примеров:
«Невская ратуша» – типичный проект государственно-частного партнерства времен Валентины Матвиенко. В середине 2000-х годов компания «ВТБ Девелопмент», которую тогда возглавлял сын губернатора Сергей Матвиенко, получила территорию бывшего трамвайного парка в Дегтярном переулке для строительства административно-делового центра. Большую часть помещений в нем город должен был выкупить для размещения всех комитетов городского правительства. Первоначальная стоимость выкупа составляла 10 млрд. руб. За время строительства она выросла до 14 млрд. Компенсировать затраты предполагалось за счет продажи освободившихся зданий, занимаемых комитетами. Однако по оценкам экспертов выручка от таких сделок составит не больше 6-10 млрд. руб. То есть затраты уже не окупятся. А ведь в оборудование помещений, создание всевозможных сетей, в закупку мебели дополнительно вложено не менее 3 млрд. руб.
«Конюшенное ведомство» - федеральный памятник архитектуры «Конюшенное ведомство» был передано ЗАО «Оранж-девелопмент», входящему в Plaza Lotus Group братьев Зингаревичей в 2010 году. Поскольку комплекс планировалось реконструировать и создать на его базе гостиницу, инвесторам передали объект без торгов. В итоге никакая реконструкция произведена не была, не была построена ни гостиница, ни апарт-отель. В 2017 году контракт был расторгнут, однако город не взыскал с инвестора ни убытки, ни штрафы. Более того, в качестве «компенсации» инвестору были предоставлены три земельных участка для строительства гостиниц премиум-класса, в том числе и участки рядом с Парком 300-летия Санкт-Петербурга. По оценкам экспертов, ущерб, нанесенный Петербургу этим «проектом» составил не менее 1 млрд.рублей.
Аналогичная ситуация сложилась и с «Апраксиным двором», преобразованием которого с 2008 года занималась небезызвестная компания «Главстрой-СПБ» Олега Дерипаски. 14 гектар городской земли, вместе со зданиями, арендаторами и собственниками помещений, перешли к инвестору, который обязался вложить 10 млрд. руб., реконструировать комплекс и создать на его месте уникальный торгово-развлекательный центр. Однако за 10 лет в преобразование территории не было вложено ни одного рубля. Здания-памятники были отключены от отопления и водоснабжения, в результате чего они начали разрушаться. При этом при попустительстве инвестора на всей территории комплекса расцвела нелегальная торговля, которая разумеется не приносила и не приносит городу никакого дохода. Тем не менее, несмотря на очевидное нарушение условий Соглашения, при расторжении договора данный инвестор также не заплатил в бюджет никаких штрафов и не возместил убытки, которые, по оценкам экспертов, составили не менее 1,5 млрд.рублей. Потери бюджета от недополучения арендной платы, которую ранее платили предприниматели, торговавшие на территории комплекса, за 10 лет составили порядка 2 млрд. рублей.
Стадион «Зенит-Арена» - самый дорогостоящий городской проект. С начала строительства в 2007 году его стоимость выросла в 10 раз и составила рекордную для всего мира сумму порядка 50 млрд. руб. Строительство вел все тот же Олег Дерипаска посредством другой своей фирмы «Трансстрой». Этот контракт городу также пришлось расторгать, поскольку к началу 2017 года стало очевидно, что все условия и сроки нарушены и проведение Чемпионата мира по футболу поставлено под угрозу срыва. По предварительным оценкам, ущерб, нанесенный Петербургу действиями инвестора, составляет не менее 6-7 млрд.рублей.
«Западный скоростной диаметр» - еще один амбициозный инвестиционный проект, реализуемый со времен В.Матвиенко в формате государственно-частного партнерства. Платная внутригородская автомагистраль, соединяющая южный и северный районы Петербурга строится с 2005 г. на деньги частных инвесторов и бюджета города. Ежегодно из бюджета на ее строительство и эксплуатацию выделяется более 6 млрд. руб. Согласно условиям договора, частный инвестор, строящий и эксплуатирующий ЗСД, должен получать годовой доход не менее 10,4 млрд. руб. Если эта сумма дохода не обеспечивается вносимой автомобилистами платой, разницу доплачивает город из бюджета. Ни условий соглашения, ни расчетов, ни отчета о расходах и прибыли ЗСД никто, кроме отдельных лиц в Правительстве, допущенных к «секретной» документации этого проекта, не видел. Не смогли ознакомиться с ними и депутаты нашей фракции. Соответственно оценить, насколько обоснованы бюджетные вложения в проект и не занижены ли доходы от эксплуатации магистрали невозможно. При этом, тарифы на проезд по ЗСД крайне высоки: проехать 11 км. стоит 200 рублей. А из бюджета на содержание 50 километровой ЗСД тратится 4,4 млрд. рублей, т.е. 200 млн. руб. на 1 км. дороги. Таких цен нет нигде в мире.
Конгрессно-выставочный центр «ЭкспоФорум» - проект, который фактически положил начало уничтожению Пулковской обсерватории. Более половины акций компании – инвестора принадлежит структурам ПАО Газпром. Ради строительства центра и инфраструктурных объектов были уничтожены многие исторические памятники. А для того, чтобы Экспофорум получал еще больше прибыли, в 2016 году был принят закон, освобождающий от налогообложения крупные конгресс-центры. Поскольку единственный действующий объект, который может претендовать эту льготу в Санкт-Петербурге - это "Экспофорум", понятно, что закон принимался исключительно для этого конкретного инвестора.
Реконструкция СКК – инвестиционный проект, предусматривающий вложение минимум 15 млрд. руб. в реконструкцию СКК. Бюджетных вложений в данном случае не предусмотрено. Однако за реализацию этого проекта инвестор получит без торгов прилегающие к комплексу земельные участки, на которых он построит по предварительной оценке порядка 350 тыс. кв.м. жилья.
Для того, чтобы этот проект стало возможным реализовать, был принят специальный закон. И никто даже не скрывает, что сделано это для определенного инвестора - владельцев Хоккейного клуба СКА олигархов Тимченко и Ротенберга. При этом, закон не устанавливает ни предельную площадь земли, которую отдадут инвестору, ни предел высотности застройки, ни требования к строительству инфраструктуры. Также не прописана обязанность инвестора сначала реконструировать СКК и только потом осваивать прилегающие земельные участки. При таких условиях, в итоге мы рискуем потерять очередную зеленую зону, получить полностью застроенный жилыми «муравейниками» квартал и сказочно обогатившегося «инвестора». А вот судьба СКК при этом весьма туманна.
Развивая тему городских масштабных проектов, крупных инвестиций, налоговых отчислений в городской бюджет государственных корпораций нужно сказать следующее. В конце «нулевых» годов для повышения доходов бюджета в город были приглашены крупнейшие налогоплательщики страны (ООО "Газпромнефть, "Ростелеком", "КИТ Финанс, "ПромЭкспорт", НОВАТЭК, ТГК-1, Лукойл, О*Кей, Лента, Х5 Групп и др.) Они должны были зарегистрировать свой бизнес и платить налоги в Петербурге. Большинство из них получило за это серьезные преференции: льготные земельные участки для строительства, выгодные контракты и соглашения, налоговые льготы. Однако эти меры принесли либо временный результат, либо не принесли, как было отмечено выше, результата вовсе. Но интересный факт - по итогам прошедшего года вклад этих компаний в бюджет по налогу на прибыль составил всего 11,7 млрд. рублей. В то время как от малого бизнеса, который не удостаивается такой поддержки от государства, в казну поступило 18,2 млрд. рублей. И это только от компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, без учета доходов от малых предприятий, применяющих обычную системы налогообложения и ЕНВД, а также налоги от среднего бизнеса. Где же налоги от крупных торговых сетей, Госкорпораций и нефтедобывающих Компаний? Такая статистика свидетельствует о том, что погоня властей за крупными налогоплательщиками не оправдывает ожидания. А если в бюджете нет денег на развитие города и поддержку инвестиций, никакого развития не будет.
Анализируя бюджетные показатели можно заметить и еще одну любопытную закономерность, отражающую реальное положение дел в городской экономике. Наиболее значимый для социально-экономического развития города показатель - Валовой Региональный Продукт (ВРП) – год от года растет. Растут и бюджетные доходы. Однако, несмотря на общий рост, за последние пять лет доля бюджетных доходов по отношению ВРП снизилась на 5 %. А в условиях нормального и даже небольшого экономического роста эта доля должна была бы расти или хотя бы оставаться на прежнем уровне. Сокращение же доли бюджетных доходов по отношению к ВРП свидетельствует о неэффективности проводимой экономической политики, стагнации и о снижении качества жизни в городе.
Возвращаясь к главному документу региональной политике Стратегии 2035, отдельно отмечу, что направлена она на молодых жителей города: работоспособных, хорошо образованных, знакомых с новыми технологиями, не нуждающихся в государственной поддержке и медицинском обслуживании. Мало какие разделы Стратегии посвящены людям пожилого возраста. В условиях, когда федеральная власть уже приняла решение о повышении пенсионного возраста, такая стратегия может обернуться еще большей катастрофой для тех, кому сейчас 50 лет и больше. Высокотехнологичные рабочие места не для них. Переучиваться уже поздно, да и конкурировать с молодыми знатоками технологий сложно.
В заключении хотелось бы напомнить Ленинскую фразу: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики»