В начале июля в издательстве "Другое Решение" вышли сразу две монографии доцента ИОВ МАСТ, руководителя секции психологии МО ПАНИ Барабанова Р.Е. Обе книги явились результатом серьезного научного исследования как в области коррекционной педагогики (дефектологии), так и психологии.
В работе под названием "Особенности эмоционально-личностной сферы у лиц с нарушением голоса" рассматриваются проблемы голосообразования, поскольку из-за пагубных средовых воздействий и риска серьезныхгортанно-трахеальных заболеваний, а также различных голосовых нарушений в последнее время частота эмоциональных расстройств и их отрицательных последствий среди зрелого населения возрастает, так как растет число проблем, с которыми сталкивается пациент в период своей болезни.
В книге рассматриваются теоретические аспекты исследования эмоционально-личностной сферы пациентов с нарушением голоса, описываются различные подходы к исследованию эмоциональных состояний у лиц с голосовой патологией. Особое место занимают результаты исследования эмоционально-личностной сферы у лиц с патологией голоса. В ходе исследования было выявлено, что показатели ситуативной и личностной тревожности статистически значимо выше в группе респондентов с нарушением голоса. У респондентов с нарушением голоса также превалируют такие эмоции, как горе, страх и гнев.
У здоровых респондентов преобладают интерес, радость и эмоциональная возбудимость. Обнаружена гендерная специфика эмоциональных проявлений у людей с патологией голосового аппарата. Было выявлено, что основными факторами, сопутствующими патологии голоса, являются такие эмоциональные черты, как отсутствие интереса к жизни, страдание и горе, низкая эмоциональная возбудимость и позднее отреагирование чувств, что требует серьезной психокоррекционной работы.
В книге "Коррекционно-логопедическая работа по развитию ФФСР" освещается проблема речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Акцент ставится на том, что нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа и синтеза. При этом нередко на первый план выходит фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами. Указывается на то, что дети, страдающие недоразвитием фонетико-фонематической системой языка рано или поздно перейдут в разряд «неуспевающих» учащихся с проблемами в обучении.
Именно поэтому преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи должно достигаться путем целенаправленной логопедической работы, начиная с дошкольного возраста ребенка.
Дмитрий Чистовский, член ПАНИ