В праздник мы надеваем самую лучшую одежду, богато накрываем стол, приглашаем в гости хороших людей. Иначе и быть не может. Такие мы - русские. Вот и в честь Дня учителя мне, у кого за плечами 50 лет преподавания, захотелось встретиться с коллегой Лидией Куманяевой, лучшим из лучших педагогов и директоров Химок.
- Лидия Анатольевна, коллектив лицея 17, которым Вы руководите больше 20 лет, на августовских педагогических конференциях из года в год называют в числе лучших не только в Химках, но и в России. Раскройте секрет: что Вам помогает быть лидером?
- Этот "секрет" знают все: дело – в людях, которые со мной работают рука об руку со дня открытия лицея. Весомый аргумент успеха - наши дети, которые хотят быть успешными сегодня и завтра и стремятся к этому уже со школьной скамьи. Родители понимают нас, наши идеи, требования. Сегодня наш лицей – это пространство возможностей. Эти слова стали девизом на гербе лицея. Да, мы все разные, новместе идем к одной цели ради счастья и благополучия детей.
- А цели вы ставите амбициозные и делаете всё для того, чтобы их достичь! Чем вы особенно гордитесь?
- Наш лицей вошел в число трёхсот лучших школ России по количеству поступивших в ведущие вузы России и в 100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников; дважды становился победителем областного конкурса общеобразовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы, а с 2011 по 2017 годы нас признавали лучшим в муниципальным конкурсе среди общеобразовательных учреждений. В минувшем учебном году лицею был вручён переходящий кубок главы округа как «Школе эффективного управления». С 2012 по 2018 годы входим в ТОП -100 лучших общеобразовательных учреждений Московской области. Мы постоянные участники физико-математических олимпиад и информатики в МФТИ, МИЭТ, МГТУ имени Н. Э. Баумана; НИУ ВШЭ, участники международной образовательной программы «Cambridg English» и международных олимпиад: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа». И это еще далеко не все наши достижения.
- Директора называют учителем учителей. А для кого легче быть наставником: для педагогов или учеников?
- Я думаю, что сложнее - для педагогов, ведь каждый учитель – это личность не только с педагогическим образованием (а у нас все учителя имеют высшее педагогическое образование), но и со своими методами работы, своими ценностями, опытом и взглядами, своими требованиями и целями. Мы учимся друг у друга.
- Первые шаги на пути к профессии Вы сделали в качестве вожатой. Вас до сих пор как лучшего руководителя пионерской дружины вспоминает Эльмира Туишева, которая, будучи заведующей отделом пропаганды Химкинского горкома КПСС, курировала работу пионерских и комсомольских организаций. Пригодился ли тот опыт в познании должности директора?
- Опыт работы старшей пионервожатой дружины имени Юрия Гагарина в школе №9 в далекие годы юности стали для меня основой всей моей педагогической деятельности и как учителя, и как директора. В округе много директоров, да и работников управления, которые начинали свою педагогическую деятельность с вожатой. Путь от вожатой до директора лицея – это вся моя жизнь в любимом городе. Я ведь родилась в Химках, училась в школе №3, и моими наставниками были высокопрофессиональные учителя истории и директора: Свешникова Лидия Сергеевна и Гусева Ольга Константиновна. Они были действительно Учителя учителей, и я счастлива, что была их ученицей.
- Вы работали и педагогом-организатором, который целиком и полностью нёс ответственность за воспитание ребят. Почему-то сейчас мы часто с телеэкранов слышим странное суждение, мол, учителя теперь не занимаются воспитанием. Неужели это правда?
- Я не согласна. Есть и сейчас в школах программы воспитания и социализации учащихся, проводится множество мероприятий воспитательного характера. Но меняется время, дети - и учителю нужно менять формы и методы воспитания, многому приходится учиться. В Программе развития образования в РФ до 2025 года большое внимание уделяется вопросам воспитания детей, и приоритетными направлениями по-прежнему являются патриотическое, духовно-нравственное и общекультурное. В нашем лицее в воспитательном процессе большую роль играют такие командообразующие дела, как туристический слет в начале сентября (в прошлом году участвовали 1038 человек, а в этом году - более 1200 учащихся, учителей, родителей), который готовит и проводит туристический клуб «СОВА» (руководители: Борис и Лариса Чалых), школьный музей «Культура и быт народов России» (Наталья Бормашова); образовательные экспедиции и лагеря на базе лицея и выездные не только по Подмосковью, но и в разных исторических и культурных районах России. Школьная театральная студия «Взгляд» (Татьяна Никанорова) и вокальные ансамбли мальчиков «Камертон» и «Цветик – семицветик» (Лариса Ярыгина) вносят основательный вклад в воспитание подрастающего поколения.
- Наблюдая на протяжении многих лет за восхождением Вашего коллектива на Олимп, считаю, что Вы ставите во главу угла образовательную задачу. И это делаем Ваш лицей лучшим?
- Мы ставим перед собой главную задачу – формирование в лицее пространства возможностей для всех детей: это обучение, участие в олимпиадном движении не только в лицее, но округе и области. В 2018 году более 80 наших учащихся стали победителями и призерами ВОШ по разным предметам среди общеобразовательных учреждений Химок. 31 лицеист стал лауреатом гранта губернатора Московской области и более 10 получили именную премию главы округа. Большое внимание мы сейчас уделяем выбору будущей профессии учениками 9-11-х классов через посещение Дней открытых дверей в ведущих вузах Москвы, участие ребят в Днях науки, конференциях и практикумах.
- Из стен Вашего лицея вышли ребята, которыми может гордиться не только Химки, но и вся Россия. Одним из Ваших первых выпускников был Юрий Чурсин, окончивший школу-студию МХАТ и ставший знменитым артистом театра и кино. Вы с ним поддерживаете отношения?
- Наши выпускники первых выпусков (их сейчас уже 22) - уже состоявшиеся специалисты в разных областях, имеющие свои семьи, и очень приятно, что многие из них уже привели к нам учиться своих детей. Некоторыми выпускниками мы особенно гордимся, и среди них - Юрий Чурсин из первого выпуска лицея 1997 года. Он стал известным артистом, много играл в театре имени Вахтангова и во МХАТе. Роли в кино у него все очень яркие и весьма своеобразные. Сейчас идет по первому каналу сериал «Операция «Сатана» , в котором Юра тоже играет. Видимся сейчас с ним реже, так как он живет в Москве и много снимается, но я слежу за его творчеством.
- Профессию учителя Ваши выпускники тоже выбирают. А кто из Ваших выпускников вернулся в свою альма-матер?
- В 1995 году нас открывали как лицей, но с педагогическими классами, и в первые пять лет мы воспитали и дали путевку в жизнь 65 выпускницам, которые поступили в педагогические вузы, успешно их окончили и стали трудиться в школах нашего города и Москвы. В нашем лицее тоже работали, но, к сожалению, ушли в школы Москвы, где зарплата учителя намного выше, чем в Подмосковье. В последние годы выпускники реже стали выбирать профессию учителя по ряду причин, и жалко, что многих девочек отговаривают от этой замечательной профессии родители. Сейчас учатся в педагогических вузах 4 выпускницы на факультетах начальной школы, химическом, филологическом и лингвистическом факультетах. Очень надеюсь, что они придут работать в школы округа.
- Что Вы, Лидия Анатольевна, можете сказать своим коллегам накануне Дня учителя?
- Я поздравляю всех коллег с праздником и хочу всем нам пожелать добра в школьных семьях и своих личных, успехов в делах и жизни. Хочу пожелать всем быть успешными и счастливыми.
Интервью взял Влад Красноярский