Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

10000

Академики на открытии выставки

Когда знаешь художника не один год, и, кажется, что хорошо знаком с его творчеством, то, приходя на его выставку, в названии которой стоит слово «ретроспективная», ловишь себя на желании увидеть нечто сокровенное, что делал мастер давным-давно, а сегодня решил показать его широкому кругу зрителей.

С таким ощущением я шёл в галерею «Живая жизнь» Библиотеки №6 имени В. В. Вересаева, где 18 сентября всё пространство заняли творения Киры Гавриловой.

10001

Кира Гаврилова читает эссе из своей книги «Прирожденная заслуга»

Здесь же ровно год назад я впервые открыл для себя её неординарный взгляд на природу и жизнь в целом. Тогда выставка из живописных, графических и керамических работ была тематической: на ней были представлены образы бабочек, редких бабочек, которые занесены в Красную книгу. С одной из работ я «подружился» еще раньше, когда в выставочном зале Союза художников Москвы я увидел диптих «Олеандровый бражник». Это было пять лет назад. Тогда же и там же Кира Гаврилова разместила мой портрет…

Но я никогда не видел автопортрета художницы. А это особенный жанр, который подвластен далеко не каждому мастеру изобразительного искусства, хотя каждый испытывает желание познакомить зрителей с собственным представлением о своём характере, темпераменте, философии – иначе говоря, своим отражением в зеркале, в роли которого выступает холст.

Кира Гаврилова разместила в экспозиции даже не один портрет, и этот ход мне кажется верным, потому что отвечает обзорному статусу выставки: образы художницы написаны в разное время, и мы видим ее жизнь в динамике. Первый «Портрет написан в Горячем Ключе» в 1977 году: молодая женщина с черными, как смола, волосами, гордая поза головы, ракурс лица в три четверти, взгляд, устремлённый вдаль.

- Этим полотном, - сказала академик и профессор ПАНИ Лола Звонарева, - Кира Тимофеевна открывается перед зрителем как романтик. Однако автор удивляет широким диапазоном направлений – она не замыкается на каком-то одном, и это позволяет ей решать творческие задачи свободно, раскованно и смело.

В этом портрете все узнают современную художницу, хотя минул 41 год.

Второй откровенный рассказ о себе – «Портрет в мастерской». Он написан в 2009 году, и в нем уже читается и опыт, и мудрость, и талант женщины, прошедший большой путь от выпускницы Харьковского художественно-промышленного института (ныне Академия дизайна) до признанного мастера графики, живописи и декоративно-прикладного искусства.

На открытии выставки выступила ее коллега Наталья Алексеева-Штольдер, окончившая Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. Они познакомились и подружились в 1985 году, когда были приглашены для работы над мозаичным проектом для Московского Дома молодежи. 

10002

Наталья Алексеева-Штольдер вспоминает…

Нынешняя выставка – еще одно подтверждение мастерству художницы. Продолжая тему портретов, хочется остановиться на одном нюансе, который для кого-то покажется малозначительным, однако я с этим мнением не соглашусь. Художница называет портреты, на которых изображает себя, не автопортретами, а просто портретами… 

- Таким образом, я приглашаю зрителя вникнуть в образ женщины, и совсем неважно: я это или кто-то другой, - признаётся Кира Тимофеевна.

На выставке есть портреты, написанные с соблюдением традиций русской реалистической школы. Один из них – «Правнук А. К. Саврасова Олег Борисович Павлов». С ним художница была знакома. Ей удалось передать в рисунке характер ученого и мыслителя нового времени.

В ряду образов наших современников – портрет Саши Власовой, художницы, которую Кира Гаврилова считает неординарной, интересной личностью. К тому же, это красивая женщина.

10003

«Портрет Саши Власовой» и «Куба. Кайо Санта Мария. Домик у моря»

Ту мысль, что мастер не замыкается на одном каком-то направлении в искусстве, подтверждают ее натюрморты. «Аромат лета. Розовые пионы» - реализм. И совсем иной стиль в «Натюрморте-альтернативе» - изящная абстракция, которая дает возможность разглядеть в ней каждому из нас то, что он хочет, однако главным остается подача темы автором: уют, поэзия, тишина – то, чего нам часто не хватает на Земле.

Художница влюблена в цветы. В 2013 году у Киры Гавриловой (она член Союза писателей России) вышла книга «Райские цветы на Земле». В ней – рисунки автора и фотографии икон, на которых изображены диковинной красоты цветы. На каждой странице – выдержки из Библии с упоминанием «райских цветов». 

Интересно художница преподносит зрителю и городской пейзаж. «Перекресток на Б. Ордынке». Для того чтобы работа «заиграла мягким, нежным, бархатистым светом», как выразилась художница, она использовала темперу. Много раз возвращаясь из Третьяковки домой, она проходила это место в Замоскворечье, во многом сохранившем облик старой купеческой Москвы, и видела эту церковь – иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. «Тёплым колоритом», со слов Лолы Звонаревой, наполнен еще один пейзаж с городскими постройками – «Кусково. Английский домик». И домик, и природа – весьма условны. 

Яркими насыщенными красками привлекает «Река Псекупс в Горячем ключе» (в этом местечке под Краснодаром находились творческие дачи для художников). Тема решена так, как это сделал бы экспрессионист. Вот вам еще один ракурс творчества Киры Гавриловой. 

Со знанием колорита острова Свободы написан пейзаж «Куба. Кайо Санта Мария. Домик у моря». Эта работа отмечена Дипломом Гран-при 1-го Международного конкурса «CUBA VIVA» («Куба живая»), проведенного Московским отделением ПАНИ совместно с Институтом Латинской Америки (РАН).

- Радостно, что выставка Киры Гавриловой полностью соответствует духу и букве концепции нашей галереи и библиотеки в целом: Викентий Викентьевич Вересаев решительно выступал против пессимизма, призывал воспевать светлые стороны жизни, и мы стараемся следовать принципам великого писателя, публициста, переводчика и врача, - сказала заведующая Библиотекой №6 имени В. В. Вересаева Светлана Жуликова. - Мы благодарны руководству Петровской академии наук и искусств, которая проводит у нас тематические выставки. Наши читатели написали слова восторга в Книге отзывов в адрес работ члена-корреспондента академии Светланы Рудягиной, ее выставкой мы открыли сезон персональных выставок академиков, а также члена ПАНИ Анастасии Удовой. 

10004

Значительную часть времени на открытии выставки заняла презентация новой книги члена-корреспондента ПАНИ Киры Тимофеевны «Прирожденная заслуга». В ней она описала моменты жизни и творчества Зураба Церетели («Палитра гурмана» и «Атрибуты искусства»), Пабло Пикассо («Голубой период» и «Уроки Пикассо»), гениев, одаренных этой «прирожденной заслугой» - так Гёте обозначил особый дар человека, который он получает свыше. Не менее интересны зарисовки о Василии Бубнове («Духовная радость»), Борисе Ионайтисе («Феерия цветка») и других. Автор умеет дать названия своим произведениям – они точно отражают идею написанного.

Автор представила на суд читателей своё исследование жизни и творчества М. Ю. Лермонтова как художника. Она сделала фотографии его картин и посетовала на то, что при жизни поэта мало кто знал об этом уникальном его даре: выставок не было. Кира прочла эссе, написанное в стиле фантазии, «Молитва», в которой живо нарисовала словами картину, как однажды юнкер лейб-гвардии гусарского полка Михаил Лермонтов, проезжая по селу Тимонино, остановил повозку и зашел в церковь Всех Скорбящих Радость, чтобы помолиться и поставить свечку к храмовой иконе.

 10005

Автор открылась перед участниками вечера еще и как интересный чтец. Правду говорят, талантливый человек талантлив во всём.

Влад Красноярский. Фото автора.

Комментарии для этой записи закрыты