Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

гоз

Девятого ноября в Элисте на сцене Республиканского русского театра драмы и комедии РК состоялась премьера спектакля «Почем бивень мамонта». Впрочем, «театральный актив» города и представители республиканской прессы уже смогли составить свое мнение о предстоящей постановке. Как такое возможно?

Накануне премьеры, в пятницу в Русском театре прошел предпремьерный показ драмы «Почем бивень мамонта», также такая практика называется «зрительский прогон» - по сути, открытая для театральных любителей репетиция спектакля.

В целом, подобное мероприятие – это интереснейшая возможность для встречи и беседы художника со зрителем. При этом у последнего появляется возможность повлиять и на конечный результат, ибо диалог вовсе не пуст, но конструктивен. Именно для этого после показа состоялось открытое зрительское обсуждение, в котором приняли участие режиссер и актеры, занятые в спектакле. Ведь, по большому счету, от того, какие замечания и предложения выскажут пришедшие на предпремьерный прогон, зависит и то, каким будет окончательный вариант постановки в день премьеры. Впрочем, присутствующие в зале Русского театра смогли сполна насладиться зрелищем: артисты уже полностью освоили текст, играли в декорациях и были облачены в сценические костюмы.

С первых минут спектакль переносит зрителя в атмосферу ранних 90-х годов прошлого века, в это время развиваются основные события постановки. На первом плане – семья «новых хозяев жизни». Павловы – еще не олигархи, но весьма обеспеченные граждане страны с нарождающимся капитализмом. Как это и водится, на изломе времени приобретение нового богатства связано с воровством и ложью, которыми они начали заниматься еще при старых порядках. Смена эпохи вновь перевернула все с ног на голову, и те, чье поведение в Стране Советов считалось девиантным (то есть принципиально отличающимся от принятых норм), заняли вдруг место на самом острие общественных преобразований. Впрочем, несмотря на всю очевидную неприглядность пожилой четы, человеческого облика они не потеряли.

«Каждому воздастся по делам его», - эта мысль и фраза, произнесенная главным героем, отражает основной посыл постановки. Эмоциональные потрясения и открывшиеся жизненные обстоятельства дают ему шанс предпринять еще одну, возможно – последнюю, попытку найти и вернуть себя, как свободную целостную личность, но хватит ли сил? Тем более что ни умения, ни понимания того, как следует жить честному человеку у него нет. Индивид, не способный созидать, выражает свой протест с помощью разрушения и бунта против собственной «золотой клетки», которая в рамках спектакля имеет вполне определенное визуальное и материальное выражение.

Кстати, о сценографии. Суть жизни четы Павловых весьма символично отражают мастерски созданные декорации. События развиваются на сцене, поделенной на две основные локации: две квартиры, одна из которых, больше и богаче, занимает львиную долю всего пространства, вторая (попроще) вынуждена ютится у самого края сцены, но в то же время она гораздо ближе к зрителю и куда понятнее.

«Почем бивень мамонта» - пьеса-победитель Международного конкурса по современной драматургии «Время драмы 2017». Замечательно то, что постановкой на сцене Республиканского русского театра драмы и комедии РК занимается сам автор произведения – заслуженный артист России Валерий Александрович Иванов-Таганский. Кроме того, калмыцкого зрителя ждет не простая премьера, это будет вообще первая постановка пьесы на сцене. В работе над спектаклем заняты актеры Русского театра: Павлов – артист Владимир Маркин; Павлова – артистка Юлия Клейнер; Тамара – артистка Зоя Кузыченко; Игорь – артист Ренат Дентелинов; Олег – артист Санал Церенов; Александр Александрович – народный артист РК Виктор Хаптаханов.

По завершении зрительского прогона мы встретились с режиссером-постановщиком Валерием Александровичем. Кроме театральной и писательской деятельности широкому зрителю России он также известен своей работой в цикле еженедельных познавательно-приключенческих программ «Искатель», которые были посвящены всевозможным историческим версиям, загадкам и тайнам.

В. Иванов-Таганский рассказал, что прибыл в Элисту по приглашению гендиректора Республиканского русского театра драмы и комедии РК В.А. Хаптаханова. Вместе с художественным советом театра была выбрана и пьеса для постановки. А причин тому множество. Начиная с того, что сама тема 90-х остается актуальной по сей день: «Дело в том, что все наши сегодняшние беды – коррупция, алчность, сребролюбие – все началось в этот скоротечный период, когда буквально разделывались с Советским Союзом», - отметил автор и режиссер. Также, по словам Валерия Александровича, значение имело и относительно малое количество действующих лиц, что особенно важно, учитывая немногочисленность труппы нашего Русского театра. Отдельно Иванов-Таганский подчеркнул, что и работа с коллективом калмыцких артистов, и визит в степную республику, приносит ему большое удовольствие.

Совсем скоро калмыцкие любители театрального искусства смогут самостоятельно оценить результат сложившейся творческой коллаборации – до премьеры осталось всего восемь дней.

Георгий САНДЖИ-ГОРЯЕВ

гоз1

Справочно:

Валерий Александрович Иванов-Таганский – писатель, актер, режиссер, драматург.

Родился 16 декабря 1943 года в Ивановской области, в г. Никологорск в семье военного, участника Великой Отечественной войны. Работал в Рижском ТЮЗе. Окончив в Риге в 1962 году Художественное ремесленное училище, поступил в этом же году в театральное училище им. Щукина (Москва), которое закончил в 1966 году.

С 1969 года по 1973 год учился в Литературном институте им А. М. Горького (факультет возглавлял В. Розов).

С 1966 года по 1977 ведущий артист Московского театра на Таганке.

С 1979 года по 1982 год - главный режиссер академического театра им. Лермонтова в Алма-Ате. Поставил более десяти спектаклей. В том числе «Гнездо глухаря» В. Розова, «Скандальное происшествие» Присли, «Дни Турбиных» М. Булгакова и другие.

В театре «Содружество актеров театра на Таганке» поставил спектакли «Полковник птица» Х. Бойчева (2001 г.), «Исповедь хулигана» С. Есенина (2003 г.).

Автор книг «Обреченная на жизнь» и «Грабли для Сократа».

По роману «Семя Отечества» вышел 4-х серийный телесериал «Репортеры» (режиссер Ю. Кара).

Многолетний ведущий телепередачи «Искатели» на «Первом канале».

Лауреат Всероссийских конкурсов артистов-чтецов.

Секретарь правления Союза писателей России, Ответственный секретарь по связям с общественностью РОО МГО СП России, Заместитель руководителя международного отдела МСПС.

Заслуженный артист России.

Комментарии для этой записи закрыты