Значительная дата – 200-летие Ивана Сергеевича Тургенева – была достойно отмечена сообществом москвичей-академиков, которые сверяют свою деятельность с заветами Петра Великого, создавшего академию наук и всяческих художеств в 1724 году.
-
В. А. Иванов-Таганский открывает вечер в честь 200-летия И.С. Тургенева
Мы чтим память великого русского писателя и мыслителя, - сказал, открывая встречу активистов Московского отделения ПАНИ, вице-президент академии, заслуженный артист России Валерий Иванов-Таганский 17 ноября в Центральном Доме литераторов, - чтим, потому что суть творчества этого человека – в его бесконечной любви к русскому языку, преданности своей Родине, сколько истины, глубины и «натуральности» жизни в его романах, повестях и рассказах! Современный человек должен всматриваться, вчитываться в его строки, в которых – наша Россия, стародавняя, крепостная, с ее патриархальным укладом, ярким, сочным языком, колоритными народными образами. Группа наших литераторов: Наталия Родионова, Светлана Волошина-Андрийчук и Ольга Суркова – подготовили большой, интересный материал о жизни и творческом пути Ивана Сергеевича Тургенева, и я им за это признателен. Сегодня мы его увидим – материал подготовлен как театрализованное представление.
В своём выступлении заместитель председателя МО ПАНИ профессор Владимир Семенович Кузнецов подчеркнул исключительное влияние классика на судьбу русской словесности:
«Верный ученик Пушкина, И. С. Тургенев, по словам Ф. И. Буслаева, «наследовал от него ту же чуткость, ту же пламенную любовь к родному слову. Язык его поистине был ему родной; в нём одном видел он залог примирения со всем, что ни совершалось дурного на родине».
Сам И.С. Тургенев, говоря о Пушкине, признавался: «Я всегда считал себя его учеником, и моё высшее литературное честолюбие состоит в том, чтобы быть со временем, признанным за его хорошего ученика».
Глубокое уважение и любовь к родному языку были привиты братьям Тургеневым с детства. Отец писателя, Сергей Николаевич Тургенев 25 августа 1830 г. писал сыновьям: «Вы все мне пишете по-французски или по-немецки, - а за что пренебрегаете наш природный? Если вы в оном очень слабы, это меня очень удивляет. Пора! Пора! Уметь хорошо не только на словах, но и на письме объясняться по-русски. Это необходимо».
В понимании Тургенева язык и народ не просто неразрывные, но кровно связанные и взаимно обусловленные понятия. Характер русского народа, его прошлое, настоящее и залог великого будущего гениальный художник видел в русском языке.
Об этом его бессмертное стихотворение в прозе, написанное в июне 1882 г.:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И. С. Тургенев навсегда вошел в историю России не только как великий мастер, чьи творения подняли технику русского художественного языка «до уровня блестяще обработанного языка французской, немецкой и английской литературы его времени». По его романам, повестям, рассказам, пьесам, стихотворениям можно и необходимо изучать историю русской общественной мысли, русский быт, нравы, народную культуру, русский характер. «Желал бы я видеть смельчака, - писал историк В. О. Ключевский в письме А. Ф. Кони, - историка той, т. е. нашей эпохи, который решился бы обойтись без Тургенева, Достоевского и т. д. не в главе о литературе, а в отделе об общественных типах...».
Владимир Семенович сделал акцент на современный процесс развития русского языка, который нельзя отнести к прогрессивному явлению. Намеренное или случайное внедрение обилия иностранных слов в нашу родную речь? Каков уровень преподавания русского языка в наших учебных заведениях, и прежде всего, в школах? В чем причина игнорирования правил устной и письменной речи? Эти и другие вопросы не могут не волновать русского человека, который думает о сохранении нашей нации, ведь одна из основ нации – язык.
Его литературные произведения сами стали частью русской общественной мысли, оказали существенное и долговременное влияние на формирование характеров, на воспитание многих поколений».
С докладом о наследии великого писателя выступил академик Александр Петрович Руднев:
- Большое и разнообразное творческое наследие И.С. Тургенева, давно ставшее славой и гордостью отечественной и мировой словесности, столь же давно находится в центре внимания литературоведческой академической науки, в основном, ленинградской (питербургской). Исследования творчества И.С. Тургенева, так же, как научное комментирование его произведений, имеет богатую и давнюю традицию – Тургеневы занимались в разное время лучшие отечественные литературоведы – академик М.П. Алексеев, профессора Б.М. Эйхенбаум, Ю.Г. Оксман, Г.А. Бялый, известный деятель искусствоведческой и литературоведческой науки И.С. Зильберштейн, К.Д. Муратова, Н.В. Измайлов, В.М. Маркович и многие другие.
Сейчас эта традиция продолжается и существует также целый, если можно так сказать, «синклит» современных тургоневоведов. Именно они готовят в Пушкинском доме (ИРЛИ) уже подходящее к завершению новое полное академическое собрание сочинений и писем И.С. Тургенева в 32 томах, которое имеет много новаций, по сравнению с предыдущим, осуществленным в 1960-х годах, 28-томным изданием, бывшее долгое время основным и эталонным..
Так, скоро должен выйти в свет 16-й том писем – и это очень важный плат тургеневского наследия, так как Тургенев, как известно, был непревзойденным мастером эпистолярного жанра. Затем последуют тома, содержащие разного рода справочные и библиографические материалы.
Именно прежде всего в серии «Письма» очень много нового – за последние десятилетия было выявлено – большое количество ранее неизвестных писем Тургенева к разным лицам, особенно в парижских архивах, и не только. Стоит вспомнить, что в свое время вышли два тома «Литературного наследия» - это было одно из самых авторитетных изданий советской эпохи, которое в настоящее время, увы, во многом уже потеряло прежнюю «физиономию, которые так и назывались «Из парижского архива Тургенева», где были опубликованы и творческие рукописи Тургенева, и его эпистолярные произведения. В этом была, прежде всего, заслуга И. С. Зильберштейна, долгие десятилетия возглавлявшего «Литературное наследство», разыскивавшего и обнародовавшего много такого рода материалов.
Кроме того, в настоящее время в ИРЛИ выходят тургеневские сборники под названием «И.С. Тургенев. Новые исследования и материалы», являющиеся своего рода спутниками нового академического издания. Последний был как раз приурочен к 200-летнему юбилею, хотя вышел еще в 2016 году. В нем исследуются малоизвестные, а чаще всего вовсе неизвестные аспекты творчества и биографии великого русского художника слова.
Так, в статье одного из ведущих современных исследователей Тургенева доктор филологических наук Н.П. Генераловой «Неизвестный ответ Тургенева Чернышевскому» убедительно доказывается, что известный конфликт Тургенева с редакцией некрасовского «Современника» в 1859 году после опубликования романа «Накануне» произошел не из-за Добролюбова, как это было принято считать, а из-за Чернышевского, который не вполне тактично повел себя в одной литературной полемике, и именно это вызвало обиду Тургенева и его окончательный разрыв с революционными демократами.
В этом сборнике содержится обширный свод материалов о зарубежных связях Тургенева, публикуются бывшие доселе неизвестные автографы, мемориальные материалы о Тургеневе.
В сборник вошли материалы, освещающие различные малоизвестные аспекты биографии Тургенева – например, в статье Е.Б. Новиковой «Тургенев – землевладелец», Е.Н. Ашимкиной «Владения предков Тургенева как источник исследования биографии и творчества писателя», а также публикации новонайденных писем Тургенева английскому переводчику В. Рольстону, деятелю народнического движения Н.С. Соколову, П.В. Аненкову (одно из последних писем Тургенева 1883 года), а также письма к Тургеневу А.М. и В.М. Жемчужниковых и многое другое.
Кроме того, надо отметить, что уже давно готовится «Тургеневская энциклопедия», а ваш покорный слуга является автором двух статей: «Турненев и Леонид Андреев» и «Тургенев и Вересаев». Быть может, в скором времени она увидит свет.
Наталия Родионова и Светлана Волошина-Андрийчук
После доклада академика Руднева перед зрителями появляется дама в чёрном ажурном платье, всем своим видом напоминающая «тургеневскую девушку». Это актриса и режиссёр Светлана Волошина-Андрийчук. За столом перед свечой сидит не менее загадочный персонаж, в которой легко узнать Наталию Родионову. Она произносит, обращаясь к первой даме:
А Вы слышали, как сказал Чернышевский в разговоре отчасти литературного, а более не литературного содержания? «Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике». То-то я смотрю: Вы сегодня вся какая-то тургеневская... Есть основания?
Что она слышит в ответ:
«Имею предписание Петровской академии подготовить доклад о творчестве господина Тургенева. Я думаю, что о творчестве литератора лучше всего скажут его произведения – стихи, романы, повести, пьесы: «Накануне», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Первая Любовь», «Записки охотника», «Дым», «Новь» и многое, многое, многое...»
Фрагменты произведений прозвучали в исполнении этих прекрасных дам, а еще – воспитанников Центра эстетики и красоты «Катюша» под руководством академика ПАНИ Земфиры Авраамовны Цахиловой.
Воспитанники академика Земфиры Цахиловой
Из глубины зала по проходу между кресел спешит на сцену мальчик. Это Олег Медведев, который читает стихотворение «Перед охотой». Мальчику 11 лет, но он настолько глубоко чувствует текст (и подтекст) материала, что зритель начинает погружаться в атмосферу середины 19-го века: «Утро! вот утро! Едва над холмами Красное солнце взыграет лучами, Холод осеннего, светлого дня, Холод веселый разбудит меня».
Олег Медведев
Кульминация действа еще далеко, но так задумали авторы сценария: программное стихотворение Ивана Сергеевича «Русский язык» прозвучало уже в первые минуты встречи. Его блестяще прочитала 11-летняя Татьяна Зайцева.
Ванда Войналович
Чтобы еще глубже погрузить слушателей в атмосферу давней России, Ванда Войналович исполнила песню «Жаворонок» (стихи Нестора Кукольника, музыка Михаила Глинки).
Задача 13-летней Лизы Петровой – создать образ дочери Тургенва. Она держит в руках свечу и читает «Когда я молюсь»: «Когда томительное, злое Берет раздумие меня... Когда, как дерево гнилое, Всё распадается святое, Чему так долго верил я...»
Светлана Волошина-Андрийчук
Светлана Волошина Андрийчук вступает в действие – она фрагмент письма члена-корреспондента Петровской академии наук Федора Достоевского брату /Михаилу: «На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. /.../ Что за человек! /../ Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, - я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе».
Наталия Родионова продолжает: «Да, об этом пишут все газеты! Вот интересная заметка. С. М. Степняк-Кравчинский: "Тот эффект, которого повествователи романтической школы достигают прелестью неожиданных приключений и захватывающих положений, у Тургенева получается благодаря быстрому, удивительно сконцентрированному действию, а особенно - благодаря самому простому и самому ценному для романиста качеству: уменью владеть симпатиями и чувствами своих читателей. В этом отношении его можно сравнить с музыкантом, который непосредственно действует на нервы и душу своих слушателей».
Галина Улётова
В действие гармонично вплетается выход на сцену заслуженной артистки России Галины Улётовой. Она исполняет старинный романс «На заре ты ее не буди (стихи Афанасия Фёта, музыка Александра Варламова). Ей и концертмейстеру Дмитрию Мальцеву устраивают овации.
Изящно прозвучали стихи «Цветок» в исполнении 12-летней Лизы Кобзевой: «Тебе случалось — в роще темной, В траве весенней, молодой, Найти цветок простой и скромный? (Ты был один — в стране чужой.)
Наталия Родионова читает фрагмент предисловия С. М. Степняка-Кравчинского к английскому изданию романа «Рудин»:
Вы не читаете романов Тургенева: вы в них живете. Этою особенною способностью очаровывать читателя Тургенев в значительной степени обязан своему искусству мастерски владеть всеми средствами нашего богатого, гибкого и музыкального языка. Только один поэт Лермонтов умел писать в прозе с таким же совершенством, как Тургенев".
Значительная часть сценария отведена истории взаимоотношений Тургенева с Полиной Виардо, с которой его свела судьба 1 ноября 1843 года в Петербурге. Отношение русских писателей к образам тургеневских женщин было неоднозначным. Антон Павлович Чехов, например, писал: "Кроме старушки в Базарове, то есть матери Евгения и вообще матерей, особенно светских барынь, которые все, впрочем, похожи одна на другую (мать Лизы, мать Елены), да матери Лаврецкого, бывшей крепостной, да еще простых баб, все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена - это не русские девицы, а какие-то Пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину. Ирина в "Дыме", Одинцова в "Отцах и детях", вообще львицы, жгучие, аппетитные, ненасытные, чего-то ищущие - все они чепуха. Как вспомнишь толстовскую Анну Каренину, то все эти тургеневские барыни со своими соблазнительными плечами летят к чёрту. Женские отрицательные типы, где Тургенев слегка карикатурит (Кукшина) или шутит (описание балов), нарисованы замечательно и удались ему до такой степени, что, как говорится, комар носа не подточит. Описания природы хороши, но... чувствую, что мы уже отвыкаем от описания такого рода и что нужно что-то другое".
Проникновенно прозвучали стихи «Гроза промчалась» в исполнении Светланы Крупновой, создавшей образ взрослой дочери Тургенева: «Иль и теперь горит душа больная? Иль отдохнуть ты не могла нигде? И всё живешь, всем сердцем изнывая, В давно пустом и брошенном гнезде?»
Таня Зайцева
Стихотворение «Воробей» - это размышление о жертвенности любви. По сути, это взрослая тема, но как прочла это повествование 11-летняя Таня Зайцева! Станиславский точно сказал бы: «Верю!»
Максим Горький ценил талант Тургенева, который, по мнению пролетарского писателя, заключался в умении «писать природу и пейзаж». И в подтверждении этим словам – стихотворение «Весенний ветер», которое прочитала 7-летняя Маргарита Певцова: «Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой; Ручей журчит во мгле долины, Вдали гремит весенний гром, Ленивый ветр в листах осины Трепещет пойманным крылом...»
Образ дочери Тургенева Пелагеи удалось создать на сцене Светлане Крупновой.
Светлана Крупнова и Маргарита Певцова
Финал действа – стихи «Синица», которые прозвучали восхитительно из уст 5-летней Лиды Захаровой: «Слышу я: звенит синица Средь желтеющих ветвей; Здравствуй, маленькая птица, Вестница осенних дней!»
Академики МО ПАНИ и гости вечера отметили высокий уровень его подготовки. Валерий Александрович Иванов-Таганский подчеркнул пронзительность духовного настроя материала, представленного творческой группой и докладчиками.
Влад Красноярский. Фото автора
Участники встречи