В Год театра и к юбилею Пушкина 20 апреля в большом зале библиотеки Лермонтова состоялся показ спектакля «Великолепный дар Изоры» в исполнении Николая Прокофьева, Светланы Крупновой и Светланы Волошиной, участников проекта «Московский театр им. М.Ю. Лермонтова» (Русский театр. Традиции Станиславского).
Идея подобного спектакля по стихам и драматический произведениям Александра Сергеевича Пушкина существовала очень давно, с 1999 года, целых 20 лет. Но замысел режиссёра ждал своего часа, формировался в единое повествование, вырисовывался образно, наполнялся музыкально, чтобы, в конце концов, найти своих исполнителей. «Время, автор, коллектив!» – утверждал Вахтангов, говоря о необходимом совпадении этих трёх театральных составляющих, когда пьеса будет актуальна, востребована, придётся ко времени, и подберётся коллектив для постановки данной пьесы.
Прикоснуться к пушкинским образам всегда было заманчиво. Умозрительно прорисовывались отдельные эпизоды спектакля. Постепенно они приобретали более конкретные очертания. Работа над спектаклем обещала быть интересной. А перейти от замысла к воплощению неожиданно подтолкнуло одно обстоятельство, одна литинститутская встреча поэтов разных выпусков, которых разделили четыре десятилетия.
Все они были собраны, чтобы продемонстрировать преемственность поколений нынешним студентам прославленного, вуза, основанного А.М. Горьким. Вуза, знаменитого своими давнишними творческими традициями и вырастившего в своих стенах выдающихся литераторов.
Став свидетелем этой встречи, скажу – мы оказались с новым поколением, как с разных планет, словно говорящие на чуждых непонятных друг другу языках. Воспитанники разных социальных обществ, политических систем, нравственных основ, мы оказались носителями чуждых друг другу идеалов, мы принадлежали разным культурным и литературным мирам. Мы абсолютные антиподы.
Будущим поэтам, идущим на смену нашему поэтическому миру, не интересен Пушкин, – его отвергают. И это сильно настораживает. Неужели нам предстоит увидеть, как Александра Сергеевича сбрасывают с корабля современности?! Неужели нашу литературу ждёт ещё и такое потрясение?!
Этим новоявленным поэтам не интересна жизнь. Их мысли за гранью реальности, за гранью надежды и живого человеческого общения. Это ультрасовременное псевдопоэтическое направление во многом – подражательство потоку сознания. Их поэзия напоминает плоскую цифровую фотографию небытия. Там нет глубинного философского содержания, а есть пёстрая, цветная картинка-форма. Эта «поэзия» вызывает печальные и мрачные, больные ассоциации, словно свидетельство угасания человеческого разума. Формирующееся молодое сознание прочно впитало уроки нашей окружающей действительности.
Но эти «стихи» не направлены на аудиторию, слушателя, – авторам таких строк никто не нужен. Они пишут для себя. Они интересны только сами себе, и поэтому обречены. Рэп – их прочная ступень поэзии. Суть жизни для них – зло и смерть. Хочется верить, что подобный чернушный максимализм пройдёт с возрастом, схлынет, как мутная волна, и естественная красота возобладает над искусственным уродством.
Для будущего, для души такая поэзия ничего не даст. Она воспевает иное, от чего тошно и морально, и физически.
Наша реальность, наш мир раскладывается на атомы, дробится на составные частички, смешивается до состояния хаоса и разбавляется атмосферой вселенского негатива. Не знаю, чего здесь больше: подросткового цинизма или веры, что это и есть истина.
Здесь не найти мотивов созидания и жизнеутверждения, зато с лихвой – разрушение и нигилизм. Психологический тупик, увы, полное отсутствие творчества жизни. Гармония, логика, мысль, духовность, философская глубина больше не являются ценностью и устремлением поэта-ультра.
Некоторый интерес ещё может представлять документальность, демонстрируемая в отдельных произведениях. Кто-то из студентов пользовался этим приёмом умело. Но общая апокалиптическая направленность остаётся неизменной и превалирует, выплеснувшись за рамки постмодернизма.
Во многих студенческих стихах отчётливо проступало и юродство, как способ осмысления, а точнее описания действительности, видения мира. Бессмысленно искать в оправдание корни этого явления у обэриутов и проводить с ними параллель. Проповедуя гротеск, алогизм, культивируя поэтику абсурда, как фундаментальную и самодостаточную основу творчества, возможно множить искусственность, а не творить живое, подлинное искусство.
Вот такие тяжёлые мрачные впечатления остались после той встречи и побудили к действию! – обратиться именно к Пушкину, поэтика которого не обесценится, пока душа способна воспринимать красоту, пока ум человека способен различать высокую мысль – «и дум высокое стремленье»!
Искусство должно возвеличивать душу человека, содержать глубокую идею, авторскую позицию и давать людям надежду, иначе оно не имеет смысла! Так нас учили лучшие умы человечества. Но времена меняются...
Вот так и определилась тема спектакля, которая волнует, болит, несёт в себе злободневность, протест и тревогу за будущее! Состыковались понятия: время – автор – коллектив.
Мы подняли наше артистическое знамя, которое стало основным действенным образом нашего спектакля, – простое незатейливое знамя, даже неказистое с виду, но олицетворяющее высокую духовную идею. Мы вышли отстаивать свои ценности, свои культурные традиции и мы выступили под знаменем Пушкина! – с величайшей бережливостью относившегося к русскому языку и вложившего много таланта в его реформу. Пушкина – литературное наследие которого сочетает в себе внутренние идеалы высоких убеждений и внешнюю гармонию слова, слога, ритма, звука, рифмы.
Пушкина – в чьей простоте, но точности языка, доступности изложения, стилистическом богатстве, разнообразии – и воплотилась его гениальность поэта, писателя, драматурга, исследователя, критика, публициста. В произведениях Пушкина затронуты вечные темы, вечные конфликты и вечные вопросы человечества. Как когда-то Иисус принёс нам искреннее глубокое слово веры, так Пушкин принёс нам неподдельно-искреннее правдивое высокое слово литературы. Взгляд Пушкина глубок и всеобъемлющ: бытовой, исторический, поэтический, философский, ироничный и т.д. Его литература рождается из синтеза социально-экономического и политического состояния общества. Изучение социума и постижение природы человека лежит в основе уникального пушкинского творчества.
Недоумевать сегодня и иронизировать: «Почему же Пушкин – наше всё, когда есть интернет?!» – значит проявлять или свою необразованность, или пошлость. Значит – противопоставлять себя всей истинно русской культуре.
Спектакль «Великолепный дар Изоры» тоже строится на противопоставлении культур, начиная от противопоставления блестящему театральному Петербургу и заканчивая противостоянию современной агрессивной антикультуре.
Знамя, собранное из подручных средств, которым действующие лица славят на сцене великие культурные эпохи прошлого, оставившие достойный след в истории, оставившие незабвенные имена, сродни знамени Жакерии, – ведь сегодня за несенсационную культуру не платят.
Обращаясь к различным эпохам, мы следовали за Пушкиным, так умело стилизовавшим свои произведения. И перед зрителями представали то рациональный герой, то герой-романтик, по-своему несущие бремя страстей, то таинственный мистический герой, вне времени, бесконечно режиссирующий человеческие драмы и комедии жизни, то сам Пушкин.
Задача этой постановки состояла в том, чтобы при минимальном декорационном наполнении спектакля нести художественное слово автора, его остроту и философскую глубину. Сосредоточить внимание на тексте, на событиях, на «истине страстей и правдоподобии чувствований в предполагаемых обстоятельствах» – как определял суть театрального, действия Пушкин почти 200 лет назад – «вот чего требует наш ум от драматического писателя» – писал он в статье «О народной драме и о «Марфе посаднице» М.П. Погодина» в 1830 году.
Какое понимание сценического процесса, проникновение в суть вопроса! Позже К.С. Станиславский положил эту мысль Пушкина в основу своей театральной системы, которая сегодня многими лжепросветителями и критиканами тоже считается устаревшей.
Но люди хотят обратного. Хотят быть нормальными: восхищаться красивым, ценить доброе, уважать умное. Когда перед спектаклем объявили, что данная постановка осуществлена русским театральным коллективом, поддерживающим традиции К.С. Станиславского, по залу пронёсся вздох облегчения: «Слава богу...» – раздалось с разных сторон. А после спектакля люди благодарили за данную им возможность услышать пушкинским словом без примеси современных технологий.
В спектакле, из выразительных средств, общепринятых в театре, наибольшей современностью обладала музыка. Музыка жёсткая эпохи ХХ века. И это лишь доказало универсальность поэзии Пушкина. Его слово не потерялось, оно зазвучало в унисон с современными ритмами, подтверждая вечную современность автора, опровергая тех, кто утверждает, что поэт устарел и более не интересен.
К сожалению, многие уже, особенно молодые люди, для которых современный культурный хаос – естественная среда, которые не могут сравнить то, что было до перестройки, с тем, что стало после, очень часто не умеют отличить хорошее от плохого, искусство от неискусства. Они не могут по достоинству оценить высокий исполнительский профессионализм. Выросшие на сериалах и шоу, они не обладают ни эстетическим вкусом, ни эстетическими понятиями, и не воспринимают то, что выходит из разряда попсы. Это страшно.
Поколение молодых людей оторвалось от своих корней, выросло, как неплодоносный сад без земли. Они перестали быть последователями своих традиций. Им не нужны наши культурные ценности, у них иной способ восприятия действительности. Это уже не обычный конфликт поколений, а раскол поколений, где «распалась связь времён» и «мир расшатался», которые трагический герой должен восстановить.
Вечный позор тем, кто был причастен к этому развалу. Вечный позор тем, кто теперь воспевает троны и ратует за их возвращение. Это предательство своего народа и памяти предков, которые, как Александр Сергеевич Пушкин, воспевали совсем иное! «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок»!
Светлана Андрийчук