Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

прен6шлшщлщд

Часть 1. «Живая скульптура»

Всякий раз, когда на выставке вижу картину на тему Великой Отечественной войны, а ее автор – человек послевоенного поколения, невольно задумываюсь: каким образом художник вникает в суть этой сложной темы?

прен

Академик ПАНИ Владимир Кузнецов, руководитель секции искусствоведов Союза художников Подмосковья открывает выставку Романа Фашаяна

В Музейном комплексе парка имени Л. Н. Толстого 6 мая открылась экспозиция, основу которой составили скульптурные произведения заслуженного художника России Романа Фашаяна. Мощные, основательные бюсты военачальников, созданные в традициях отечественного реалистического искусства, вызывают чувство торжества, созвучное радости от победы над врагом, задумавшим уничтожить страну Советов. У каждого маршала хочется остановиться и поклониться до земли: Г. К. Жукову, К. К. Рокоссовскому, А. М. Василевскому и И. С. Коневу.

прен1

Роман Фашаян. Бюст Г. М. Жукова

Автора интересует история России. Он отлил в бронзе символ русского мира – Юрия Долгорукого, основателя Москвы, сделавшего первые шаги для объединения разрозненных русских княжеств в одно сильное государство.
Одна из жанровых работ Романа Фашаяна не может не привлекать внимание: на стене (из деревянных досок) висит мундир бойца с фронтовыми наградами, тут же – трость (мундир и трость – из бронзы). Над мундиром три письма с фронта. Их содержание можно легко прочесть. Они не придуманы. Письма принадлежат другу скульптора – Борису Васильевичу Воробьеву. Одно датировано 24 июня 1942 года, второе - 14 декабря 1944-го. Солдат пишет с полевой почты № 65483б, обращаясь к своей сестренке «Мусиньке»: «У меня все хорошо». А иного писать с фронта нельзя было. Письма проверяли соответствующие службы.

прен3

Столь необычная объёмно-пространственная композиция из разнообразных реальных предметов, объединённых единым художественным замыслом – что как не инсталляция? И она воздействует на современного человека, пожалуй, даже сильнее, чем памятники.

- Мне особенно интересно работать над скульптурой, когда я знаю реальную, непридуманную историю, - признается Роман Олегович, - вот, к примеру, «Дядя Володя». Скульптура сделана по воспоминаниям о моем соседе по дому в Баку, где я родился. Мы его видели в своем дворе. Я узнал, что дядя Володя прошел всю войну до Варшавы, а там во время освобождения города в бою немцы уничтожили весь его взвод. Остался только он один, правда, без ноги... Фронтовик играл на гармошке и пел частушки с использованием грубых слов, за что его соседи недолюбливали. Знал я и то, что дядя Володя вырос в детском доме. Жизнь у него сложилась явно не так, как он хотел. Но почему-то ведь он вышел живым из той бойни в Варшаве?

прен4

Роман Фашаян. «Дядя Володя»

Как «изложить» биографию фронтовика в скульптурном образе? Роман Фашаян знает, что нужно для того, чтобы донести до зрителя свои мысли «надо самому скульптору почувствовать переживания того, кого он изображает, как свои собственные – вот и всё».
За каждой работой – история. Возможно, это и является первопричиной того, что Роман Фашаян придерживается традиций реалистической школы, этому его учили и в Пензенском художественном училище и Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановском). Он нашел свой путь в рассказе о жизни: изображать предмет так, чтобы он казался живым. И в одной из самых интересных работ на нынешней выставке «Бабушкины руки» он добивается цели – так и хочется прикоснуться к натруженным, усталым, сильным рукам, погладить, поцеловать их... Они – из белого мрамора... Но они – живые.
Как и всё творчество Романа Фашаяна. Настоящее. Смысловое. Живое.

Часть 2. ДЕТИ РИСУЮТ ВОЙНУ

Всякий раз, когда на выставке вижу картину на тему Великой Отечественной войны, а ее автор – человек нового поколения, невольно задумываюсь: каким образом художник вникает в суть этой сложной темы?
Пусть ответят сами молодые художники – так я решил на выставке в Музейном комплексе парка имени Л. Н. Толстого, где экспонируются графические и живописные работы учащихся художественной школы № 9 Зеленограда.

прен5

Александр Котов у своей работы

- Чтобы создать картину на тему о войне, надо собрать достойный материал, - говорит Саша Котов, 18-летний юноша, - я, например, посетил музей на Поклонной горе, и это помогло мне погрузиться в тему об обороне Москвы.
Его работа посвящена сражению у деревни Крюково. Если бы не знать, что ее написал школьник, можно было бы порассуждать о «руке мастера». Работы Александра увидел ректор Суриковского художественного института и сказал: «Приглашаю к нам учиться». Но у Саши другие планы – его прельщает перспектива освоить науку и практику реставрации в стенах Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
- Мне помогла справиться с заданием написать картину о войне бабушка Нина Яковлевна Панченко: она была ребенком, когда шла война, и она жила в Орехове.

 

Анна Фомина у своей работы «Важная новость»

А вот у Анны Фоминой из родственников не осталось никого, кто пережил ту страшную трагедию советского народа. Ей помогло посещение панорамы на Поклонной горе. Она с использованием гуаши воссоздала фронтовой сюжет: четверо бойцов читают газету «Правда» и узнают из нее важную новость. Картина так и названа – «Важная новость».
- Работая над картиной, я начала понимать жизнь, которую прожили наши прадеды, - сказала 14-летняя Кристина Бондаренко. – Мне было даже немного страшно погрузиться в атмосферу, царившую на «Дороге жизни», но я справилась с волнением и гуашью сделала рисунок, на котором изобразили полуторку с женщинами и детьми в кузове. Их вывозят из блокадного Ленинграда.

До чего же интересно рассматривать работы юного поколения – и не только потому, что они умеют что-то рассказать средствами изобразительного искусства о том далеком времени. Душу радует их настрой:
- Мы не имеет права забывать наших прабабушек и прадедушек, - считает Полина Лыкошина, создавшая полотно «Военный парад 1945 года», - в памяти мы должны сохранить благодарность тем людям, которые отстояли независимость нашей Родины.

Фото автора

Комментарии для этой записи закрыты