Рабочие встречи, собрания в Московском отделении ПАНИ чаще всего проходят по программе, в которую гармонично включаются и праздничные моменты жизни нашего научно-культурного сообщества.
Часть 1. «РОССИЯ, ЗДРАВСТВУЙ!»
В преддверии Дня России мы собрались в библиотеке № 6 имени В. В. Вересаева, чтобы обсудить текущие дела, но не забыли о том, что прошел год с того дня, когда мы в этом же культурном учреждении открыли 5-ю выставку художников-академиков «Россия, здравствуй!»
- С той выставки 8 июня 2018 года началась новая страница в истории нашей библиотеки, - сказала ее заведующая, член-корреспондент ПАНИ Светлана Жуликова, - тогда мы подписали с вице-президентом ПАНИ, руководителем Московского отделения Валерием Ивановым-Таганским договор о сотрудничестве, и за это время совместная работа над проектами нами оценивается как плодотворная, полноценная, интересная. Проведено немало выставок, групповых и персональных, и каждая из них была интересной. Уровень произведений всегда высок. И сегодня, открывая 6-ю выставку «Россия, здравствуй!», отмечаем: коллеги продолжают удивлять своим мастерством и ответственностью к работе в академии.
А тема настолько понятна и многопланова, что перед художниками не встает вопроса: что писать? Однако образ России каждый видит ее по-своему. Вот нами и создается единое экспозиционное полотно, где можно увидеть произведения самых разных направлений – от реалистического до абстрактного.
Фрагмент экспозиции с абстрактными работами Искана, Омара Годинеса, Петра Цветкова и Александра Устинова
- Удивил своими двумя работами в духе темы нашей традиционной выставки Искандер Ильязов, - сказал академик ПАНИ Алексей Федотов, - он в прошлом году, как Искан сам говорил, «не решился написать картину про Россию». Зато в этом году создал уникальные полотна: «Флаг России» и «Клином бей врагов России».
- Увы, враги у нас есть, - сказал Искан, - и мы все знаем, кто они. Они не скрывают своего враждебного отношения к нам. Вот и родилась такая композиция: клин как оружие рассекает чуждое нам пространство.
Образ борца с врагами, надо сказать, - в стилистике времен окон РОСТа и Владимира Маяковского: он был столь же откровенно резок к тем, кто ненавидел Россию, но автор современного полотна избегает каких-либо надписей на холсте. Ему достаточно выразительности острого треугольника, чтобы показать свое решительное настроение в деле защиты Родины, и в звучании этих слов нет и нотки высокопарности.
В нынешней экспозиции - работы 18 художников, в их числе известный русский мастер изобразительного искусства, заслуженный художник России, академик ПАНИ, профессор Александр Устинов. Он преподает в Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова на факультете монументальной живописи, и его работы всегда масштабны – не только по размерам, но и по содержательности. «Картошка» - так названа эксцентричная композиция. Ее можно назвать посвящением этому незаменимому во все времена продукту в России. Она – в центре полотна, а вверху – пасторальная картинка - вид деревеньки, где собственно и сажают из века в век картофель, а из него чего только ни делают! Любим мы и простую картошку «в мундире» - в такой «одежде» она и изображена, сваренная, выложенная в емкость. От нее идут клубы пара. Для большей выразительности автор использует поталь, материал, имитирующий сусальное золото, благодаря этому ходу художника, картошка как будто бы находится в ореоле, световой кайме, похожей на сияние вокруг ярко освещённого предмета.
Снова приблизил нас к своему творчеству заслуженный художник России, академик ПАНИ Николай Горский-Чернышев.
- Три года назад побывал в замечательном подмосковном местечке. Возникло желание запечатлеть «Весенний вечер в усадьбе Середниково». Невозможно оставаться равнодушным, когда находишься в пространстве, пропитанном памятью о Лермонтове. Был приятно удивлен тому, что усадьба восстановлена. Романтическое настроение вызывает барский пруд, чертов мост, парк с бесконечными дорожками, уводящими в зеленую сказку. Я люблю именно это время года, точнее, май, когда вдруг вспыхивает зеленью весь мир. И поэт так явственно предстал передо мной там, что я не смог сдержаться и написал «свою поэму» красками. Теплыми.
Фрагмент экспозиции с живописными работами Николая Горского-Чернышева, Татьяны Родиной, Марии Вальдес Одриосола, Ольги Поляковой
Живописи много не бывает – такая мысль мелькнула у меня при созерцании работ на выставке. Краски на холсте передают всю красоту мира, его дух, настроение, жизнь. Можно бесконечно любоваться двумя этюдами, написанными под впечатлением от подмосковного села Старбеево Галиной Семиглазовой в 2006 году:
- Была ранняя осень, я почувствовала состояние природы в это время, которое любил Александр Сергеевич Пушкин – у меня возникло желание запечатлеть мгновение жизни старбеевских лесов.
Пронзительно светлыми, «праздничными» красками передает на холсте свои размышления член-корреспондент академии Надежда Сапунова. В 2017 году она побывала в Ярославской области. Там и родились две ее работы: «Нагорье» и «Николо-Сольбинский монастырь». На первой – домик с мезонином, на второй – дальний вид на церковное сооружение. Узнаваемая Россия. Такой же свет «излучает» полотно академика Елены Зеленчевой «Березовая роща в день Святой Троицы в Нахабине». Легко обнаружить в ней трепетную любовь к этому подмосковному селу: художница здесь родилась, здесь же она и пригодилась – учит детей в местной школе изобразительному искусству. В своей любви Москве-матушке признается член-корреспондент ПАНИ Татьяна Родина. Вид «Свято-Бородинского монастыря» вызывает ощущение некоего прикосновения к величию исторического прошлого первопрестольной. Лирический сюжет другой работы Татьяны Николаевны «Москва-река в августе» говорит о романтической душе художницы. Живописно смотрятся работы Марии Вальдес Одриосолы: «Питерский канал» и «Улица Фадеева. Москва».
Есть место в нашей художественной жизни и абстракции. Кубинский художник, академик ПАНИ Омар Годинес рассказывает о России через «мир» Пушкина. Подобную работу этого же автора мы уже видели в Санкт-Петербурге, где четыре года назад состоялась выставка москвичей-академиков «Москва – Санкт-Петербург». Но со временем у автора изменилось восприятие и России, и поэта, и он «реконструировал» все пространство полотна, написав на нем фразы из произведений Пушкина на испанском языке (на первом варианте надписи были на русском). Чудесным образом в одном «рассказе» о пушкинской России появляются перо, с помощью которого создавал свои шедевры поэт, и угол телевизора 80-х годов прошлого века…
А. Федотов. Мой двор
Творения академика Алексея Федотова нельзя назвать абстракцией чистой воды. Нет. Он рассказывает о мире, используя фигуративный язык. «Лето, июль, дождь!» - на этом холсте мы видим лицо, изображенное условными геометрическими линиями и фигурами; яркие краски наводят нас на мысль о жаре, свойственной макушке лета, ну а дождь просматривается в линиях, напоминающих молнию. Более предметна работа «Мой двор», где есть дома, про которые нельзя однозначно ничего сказать – какого времени их архитектура, да и место их нахождения для художника неважно. Главное – свечение, которое исходит от них, оно вызывают ностальгию по детству, юности, первому свиданию и многому иному, что заставляет художника вновь и вновь возвращаться к прошлому.
Вершины обобщений в «сочинении» рисунка достиг член-корреспондент ПАНИ Петр Цветков, изобразив «Вершины Карадага». Автор получил основательное образование в школе акварели Сергея Андрияки и очень скоро отправился на поиски своей линии в творчестве. Ему ближе свободная фигуративность, нежели реалистичность. Легко можно представить, что родоначальники этого течения, появившегося в начале 80-х годов во Франции и развивающего идеи креативности и спонтанности художественного творчества, устроили бы овации, увидев творения Петра Цветкова.
На работе академика ПАНИ, профессора Киры Гавриловой «Москва-Сити. 21-й век» - современный мегаполис. Огромный. Многоэтажный. И – притягательный. Таким его делают радужные краски. Используя прием архитектоники, художник размещает дома, уходящие в историю, рядом с поднявшимся до неба сооружениями. Тем самым делается акцент на движение города вперед, его рост, развитие и процветание.
Об уходящем времени написала член-корреспондент Ольга Полякова. В ее «Заброшенном доме» читается столько сожаления, печали, боли о том, что безвозвратно утрачено, исчезло, почило. Облупленная краска на входной двери, на крыльцо давно не ступала нога человека, изгородь покосилась. Тревожное состояние усиливает отсутствие окон. На облезлой стене нарисована фигура человека, возможно, бывшего владельца… Пришло новое время, и этот сюжет напоминает нам о том, что была иная эпоха, но без которой не наступил бы сегодняшний день.
Художники нередко Россию ассоциируют с православием. Весьма изящные очертания обрел Высоко-Петровский монастырь на листе бумаги, который преобразила в произведение искусства с помощью гелиевых ручек член-корреспондент академии Марина Сибирякова. Эту технику она освоила в совершенстве и вот уже несколько лет учит ребят в Центральной детской школе искусств города Химки.
В экспозиции - планшеты с проектами уникальных мозаик на двух фронтонах Воскресенского храма в Омске. Их создала Ирина Самойлова, член ПАНИ по Омскому отделению. Ее коллега-омич Сергей Юрлов, мастер виртуального искусства, продемонстрировал видеоматериал об этом храме и мозаике Самойловой.
ЧАСТЬ 2. БЫЛОЕ И ПЛАНЫ
На встрече академиков 4 июня речь шла о том, что сделано и что планируется осуществить в ближайшее время.
- Надо заметить, что некоторые наши коллеги занимаются демагогией, рассуждая о необходимости возрождать русские традиции, - сказала академик ПАНИ, профессор, член бюро МО ПАНИ Людмила Графова, - а секция «Изобразительное искусство» занимается делом. Осуществляется проект за проектом. И все они ориентированы на стремление конкретными делами развивать культуру и искусство, а не на пустые разглагольствования. Выставка «Россия, здравствуй!» - это тематический проект, ориентированный на широкий круг зрителей, с разными вкусами и разных возрастов. Его цель - пропаганда современного отечественного изобразительного искусства, воспитание патриотических чувств. Мероприятие направлено на поддержку и развитие творчества.
- Проект прижился, «пошел», - поддержала академика Графову член-корреспондент Галина Семиглазова, - славно, что его открытие приурочено к значимому государственному празднику – Дню России. В это же время открывалась и 5-я выставка.
Академик Светлана Волошина-Андрийчук рассказала академикам о том, что она поставила спектакль к 220-летию А. С. Пушкина в театре имени М. Ю. Лермонтова. Премьера состоялась в мае, а осенью она пригласит нас на показ своего режиссерского творения, где она читает стихи поэта. На собрании она показала фрагмент – прозвучали главы из романа в стихах «Евгений Онегин».
Осенью же пройдет Пушкинский бал. Его готовит Центр эстетики и красоты «Катюша» под руководством академика Земфиры Цахиловой.
Под знаком 220-летия Пушкина дан старт 6-му Международному поэтическому конкурсу «Россия, перед именем твоим…». Одна из номинаций конкурса – «Чувства добрые я лирой пробуждал». Стихи участников-победителей конкурса займут место в очередном номере альманаха «Москва Поэтическая», которым на протяжении многих лет руководит академик Наталия Родионова. Наталия Ивановна сказала о том, что сейчас завершается подготовка к печати альманаха, где размещены стихи победителей 5-го Международного конкурса ПАНИ «Россия, перед именем твоим…»
Ряды Московского отделения постоянно пополняются достойными людьми. И на собрании были вручены документы действительного члена академии Зое Михайловне Емельяновой. Она была облачена в мантию академика. Зою Михайловну пришли поздравить ее ученики.
В академики ее рекомендовал Ю. Н. Богданов. Вот что он, в частности, сказал:
«Знаю Зою Михайловну по Московской городской организации Союза писателей России – она была избрана в 2017 г. В марте вышла книга стихов «Под небом Родины», презентации которой прошли в Совете ветеранов района Раменки и ЦДЖ. В этом же году ей было присвоено почётное звание «Заслуженный писатель». В 2018 году получила литературную премию «Серебряный крест» за творческие достижения в области православия, за утверждение истинной веры. Разработала тематические подборки стихов к памятным датам для реализации в проекте «Московское долголетие».
- Благодарю Юрия Николаевича за поддержку, но я вас удивлю, сказав, что я занималась нелинейными задачами теории гидродинамической устойчивости и численными методами механики вязкой жидкости. В 1982 году в МГУ имени М. В. Ломоносова защитила кандидатскую диссертацию.
Облачен был в мантию и академик Винод Кумар. Доктор медицинских наук удостоен ученого звания профессора, и с этим событием его поздравили коллеги по МО ПАНИ. Он предложил тем, кто испытывает проблемы со зрением, пройти обследование в отделении Сходненской городской больницы, причем бесплатно. Доктор ответил на вопросы, которые волнуют наших коллег.
Документы академика были вручены Надежде Бойко, которая прослужила верой и правдой в нашем отделении в статусе члена-корреспондента более 4 лет. Надежда Вячеславовна совершенствует свою методику эстетического воспитания детей, занимающихся у нее в Немчиновском культурном центре. Не раз хореограф показывала номера, подготовленными ею со своими воспитанницами в ансамбле «Непоседы».
Значительные достижения в области изобразительного искусства дали право Марии Вальдес Одриосола подать заявление на избрание в академию сразу в статусе действительного члена. Ее рекомендовал академик Омар Годинес:
«Мария Вальдес Одриосола является постоянным участником выставок, образовательных и просветительских проектов как в России, так и за рубежом. Ее мероприятия часто освещаются в прессе, что свидетельствует о живом интересе публики и СМИ к ее творческой деятельности, а также указывает на ее актуальность и востребованность. В настоящее время работы Марии украшают многие частные и общественные интерьеры, а также музейные коллекции. Особое место в жизни Марии Сантьяговны занимает ее научно-исследовательская деятельность в области культуры и искусства. Она кандидат наук по культурологии. Является автором многочисленных публикаций, посвященных московскому метро, военным памятникам, истории Гаваны. За одну из работ она была награждена благодарностью Российской академии наук».
С радостью восприняла Елена Гущина сообщение о том, что изменен ее статус члена-корреспондента на действительного члена ПАНИ. Ее поздравила академик Лидия Фахретдинова и сказала о том, что «Елена Валентиновна известна как организатор Общероссийской студенческой научно-практической конференции СПО «Проекты настоящего и будущего России», проводимую на базе колледжа МосГУ, руководителем которого она является. Она член Учёного совета АНО ВО «Московский гуманитарный университет». В течение нескольких лет принимает участие в аттестации и экспертизе образовательных организаций в качестве эксперта в области государственной аккредитации образовательных учреждений Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования г. Москвы.
Елена Валентиновна выступает на страницах педагогических изданий с освещением проблем формирования образовательного пространства, актуализации активного обучения и воспитывающего обучения в сфере подготовки специалиста среднего звена.
Педагогическая деятельность Е.В. Гущиной отмечена наградами, среди которых: орден «Служение и честь» 2-й степени, Благодарность Департамента культуры г. Москвы и Московского университета им. С.Ю. Витте, дипломы Петровской академии наук и искусств (Московское отделение), Международного Шекспировского фестиваля, Российской международной академии туризма».
Изменила свой статус с члена ПАНИ на члена-корреспондента Надежда Сапунова. Путь к изменению статуса у нее занял более 10 лет. Она вернулась в лоно академии год назад и включилась в работу отделения, участвуя во всех мероприятиях, организовав свою персональную выставку «Из жизни природы».
- Знаю Надежду Ивановну как интересную личность, оригинального художника и как человека, стремящегося защитить природу, - это мнение академика, доктора биологических наук Владимира Кузякина, - с 2017 года она вошла в арт-проект «По следам Красной Книги» и вступила в объединение «НИКА», которое занимается просветительской миссией, организует выставки в детских садах и библиотеках, также в Госдуме РФ. Дети в студии «Мозаика» знакомятся с существующими проблемами, с пониманием этих проблем и с их решением»
Как всегда, у нас нашлось место и песне. Академик, автор и исполнитель Сергей Светлов исполнил свои произведения под собственный аккомпанемент на гитаре. И это было здорово!
Собрание и открытие выставки прошли в едином ключе – позитивном, конструктивном, оптимистичном и ответственном.
Фото автора