Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

прос12епрыекр

Будущность России, если не всецело, то очень много зависит от состояния ее просвещения. Дмитрий Менделеев


   Слово «образ» в переводе с греческого означает «достижение определенной формы». Возможно, от него и пошло русское слово «образование. Сейчас невозможно представить нашу жизнь без образования. От десяти до двадцати лет свой жизни мы тратим на получение его. И от того, каким оно будет, плохим или хорошим, во многом зависит наша дальнейшая судьба.

Привычным для нас стало слово «школа», и мало кто знает, откуда оно появилось. «Схолэ» так оно звучало в Древней Греции, откуда является родом. Правда, переводилось оно немного иначе: «отдых», «досуг» и «праздность». Проще сказать «приятное времяпровождение». Этимология слова «школа» подразумевала под этим не полное бездействие и расслабление, а ведение в свободное от работы время умных и поучительных бесед – излюбленного искусства греческих философов. Со временем у этих мудрецов и мыслителей появились постоянные ученики, и понятие «школа» стало обозначать учебный процесс, а позже и помещение, под него приспособленное.

В русский язык слово пришло не напрямую, а через польский szkoła от латинского schola.

Во времена Василия III, Ивана Грозного, Федора Иоанновича, грамотных можно было найти преимущественно среди лиц духовного сословия. В XVII веке они появились среди дворян и посадских людей. Грамотными были в основном мужчины: целовальники (сборщики налогов), приказчики, писцы. Детей учили, прежде всего, азбуке - по рукописным букварям, прописям и арифметикам.

прос

Но подавляющая масса людей, в том числе крестьян, была неграмотной.

Отношение к просвещению стало меняться при царе Петре Алексеевиче Романове. Обязательным стало обучение дворянства и духовенства. Учебные заведения, по типу начальных школ, начали создаваться и в провинции: епархиальные (для детей священников), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). А учителями в этих школах обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I или выпускники самих школ.

Всю жизнь Петр учился сам и заставлял учиться других. Он владел многими профессиями. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», — так сказал о нем А.С. Пушкин.

Но дети крестьян, особенно крепостных, не имели права учиться в государственных школах. Поэтому в городах и селах работали так называемые школы грамоты.

В царствование Екатерины II были предприняты попытки создания единой многоступенчатой системы начальных школ. В 1786 году был утвержден Устав народным училищам в Российской Империи. «Воспитание, просвещая разум человека различными другими познаниями, украшает его душу; склоняя же волю к деланию добра руководствует к жизни добродетельной и наполняет, наконец, человека такими понятиями которые ему в общежитии необходимы».

Начальные училища были разделены на два разряда — губернские (главные) и приходские (малые). Знаете ли вы, что должны были изучать учащиеся 4 класса главного народного училища? Это были следующие предметы: российская история, география всеобщая и математическая с задачами на глобусе, основы геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. А также они должны были повторять российскую географию, всеобщую историю и рисование. А сверх всего изучали иностранный язык, а для желающих учиться дальше еще и основы латинского языка. Все эти науки ученики должны были освоить за два года. В малых народных училищах обучение было всего 2 года. В них могли учиться дети из любых сословий, образование для них было бесплатным.

Новая реформа образовательной системы была предпринята в 1801—1802 годах при Александре I. Было учреждено Министерство народного просвещения. По Уставу учебных заведений 1801 года начальные школы были разделены на два разряда — уездные и приходские училища. Учреждение и финансирование их возлагалось на сельские и городские общества и на приходы, причем это было полностью добровольным.

К 1856 году в Российской империи было всего лишь 3842 одноклассных начальных училища, причем 90% из них — в сельской местности. При численности населения в 72 миллиона человек, одно одноклассное училище приходилось приблизительно на 19 тысяч жителей, а это означало практически полную недоступность начального образования в сельской местности.

Самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х по 1917 год — Земская школа (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения).

Справка. Земская реформа была тесно связана с отменой крепостного права (1861 г.) Свыше 20 миллионов крестьян должны были занять определённое положение в системе местного управления. С 1858 года началась разработка законодательства об уездном и губернском самоуправлении. 1 января 1864 года императором Александром II было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и через семь дней опубликовано для всеобщего сведения. Ведению земских учреждений подлежали дела местного хозяйства, в частности, «попечение о народном образовании». «Положение» устанавливало структуру земских учреждений, распорядительным органом местного самоуправления было земское собрание, которое составляли гласные, избираемые на 3 года, Гласные представляли все сословия уездного общества и выполняли свою деятельность бесплатно, председателем земского собрания являлся уездный предводитель дворянства. Из числа гласных земского собрания избиралась земская управа - исполнительный орган земства, аналог современной районной администрации. Управа состояла от 3 до 6 человек во главе с председателем. Эти должности уже были земской службой и оплачивались. Председатель уездной управы был в чине коллежского советника, что соответствовало VI классу Табели о рангах. Члены уездной управы относились к VII классу, что соответствовало чину надворного советника. До 1856 года этот чин давал право на личное дворянство. Земское собрание собиралось один раз в год, как правило, в сентябре и работало до 10 дней. На заседаниях собрания рассматривался отчет о работе земской управы за прошедший год, утверждалась смета расходов на земские нужды на предстоящий год, принимались решения по всем вопросам, требующим рассмотрения земским собранием.

В царствование Александра II за 7 лет было открыто 2983 начальных училища. Министерские предписания гласили, что школы должны открываться за счет самих крестьян и «только в том селе, которое ее (школу) пожелает. Главнейшая обязанность земств – поощрять сельские общества к дальнейшему открытию училищ».

прос2

Расходы земства на народное образование были необязательными и ограничивались выплатой поощрений к жалованию учителям и приобретению пособий для школ. Они были меньше чем на народную медицину.

Забота о хозяйственной деятельности школы (наем помещения, отопление, освещение, сторож) входила в сферу обязанностей сельских обществ. На средства обществ почти полностью обеспечивалась доставка учебных принадлежностей и оплата жалования учителям.
По способу обучения все школы делились на 2 типа: одноклассные и двухклассные.

Одноклассные первой ступени (то есть начальные, в современном понимании). В ней учились четыре года. Название «одноклассная» говорило о том, что в школьном здании находилось одно помещение для класса. В нем одновременно обучались дети разных годов обучения, с первого по четвертый. По штату полагалась одна учительница, она же одновременно являлась и педагогом, и директором, и завхозом.

Двухклассные школы второй ступени (средние) служили продолжением одноклассных. В них учились шесть-семь лет.

Учителя всегда были одними из самых уважаемых людей. Подавляющее число земских учителей Петербургской губернии происходило из крестьянского сословия или же из питомцев Воспитательного дома. Большая часть из них закончили земские учительские школы, существовавшие как в губернии, так и в самом Петербурге, или Духовную семинарию, а, возможно, и восьмиклассные женские гимназии для женщин-учителей. Но мужчины среди учителей, в отличие от сегодняшней ситуации, тогда преобладали.

Профессия учителя не только в деревне считалась в ту пору престижной и почетной. Чего не скажешь о сегодняшнем дне. К сожалению, сейчас в сельских школах часто не хватает педагогов. А до революции существовала даже специальная категория «запасных учителей» (два-три человека на уезд), готовых без промедления заменить выбывших или умерших педагогов.

 прос3

Часть 1 Церковно-приходская школа села Рогожа и училище в деревне Пульница

Одноэтажному деревянному зданию с вывеской «продажа» в этом году исполнится 106 лет. Оно пустует уже не первое десятилетие. А когда - то здесь учились ребятишки ближайших деревень.

В клировых ведомостях «о церкви Собора Пресвятые Богородицы Новоладожскаго уезда села Рогожи» записано: «При церкви находится сельское приходское училищеА занимается безвозмездным обучением поселянских детей в открытом им училище при церкви с 1850 года священник   Иоанн Алексеев Соловьев». (1820 -1865 гг.) Сын священника, он окончил курс в Санкт-Петербургской Духовной семинарии с аттестатом второго разряда.

Справка. Успешно сдавшим экзамены в Духовной семинарии предполагалось присваивать один из трех разрядов в соответствии с выявленными знаниями. Знания выпускников 1-го разряда по объему и уровню приравнивались к университетским. Выпускнику, получившему 1-й разряд, как и в университете, присваивалось звание «студент». Он имел право учиться дальше в духовной академии, служить священником во второклассной церкви, быть учителем в уездных и приходских училищах.

Для выпускников 2-го и 3-го разрядов возможности для маневра были уменьшены. Им не присваивалось звание «студент». Выпускник семинарии 2-го разряда имел право быть учителем только в приходских школах. Но, как и студент, он мог оказаться слушателем медико-хирургической академии при условии, что после набора студентов в эту академию вакансии еще оставались. Выпускники 3-го разряда могли служить дьяконами и священниками только в церквах третьего и четвертого классов.

прос4

«Рукоположен во священника к церкви Собора Пресвятые Богородицы села Рогожи Епископом Ревельским Устином в 1843 году, на что получил грамотуПоведения хорошаго, выдержан, по службе усерден. Характера спокойнаго, скромнаго. В штрафных и под судом не находился». Вот так характеристика дана новому настоятелю храма.

За хорошую службу он был удостоен бронзового наперстнаго креста на Владимирской ленте и такой же медали на Андреевской ленте, высочайше дарованных Духовенству в память войны 1853 – 1856 годов. Рано овдовев, он один воспитывал дочь Марию.

Но в 18 лет Мария осталась одна, и в 1865 году вышла замуж за нового священника церкви в Рогоже, которым стал 24-летний Николай Иванович Осьминский. Сын дьячка «здешней епархии», он также закончил Духовную семинарию в Санкт-Петербурге. В церковно-приходской школе (училище при церкви), которая располагалась в сторожке, он продолжил занятия с детьми. Где находилась эта сторожка - пока неизвестно. Служил Николай Иванович 18 лет с 8 декабря 1865 года. За «ревностное преподавание закона Божия» в Пульницком училище в 1880 году земская Управа выразила ему благодарность. А похоронен он на церковной территории в 1912 году, когда здесь уже служил священником его сын Виктор.
прос5

Прочитав надпись на памятнике, я обратила внимание на следующий текст: «На сем месте погребено тело усопшего Протоиерея Князь Владимирской Орлово-Новосильцевской церкви…». В архивных источниках обнаружилось, что утраченная ныне церковь называлась «Церковь Святого Равноапостольного князя Владимира при Орлово-Новосильцевском благотворительном заведении». Находилась она в Санкт-Петербурге в районе современной Новороссийской улицы и проспекта Энгельса. Николай Осьминский служил в ней 15 лет (1897-1912 гг.)

Справка. Протоиерей — старший иерей (официальное название православного священника). Протоиерей обычно является настоятелем храма.

Диакон, (в переводе с древне-греческого – служитель)  — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диаконы помогают епископам и священникам в богослужении, но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут. Разговорная форма – дьякон.

В 1869 году Новоладожское уездное земское собрание утверждает расходы земства в сумме 30017 рублей, в том числе на народное образование в сумме 200 рублей на пособия 32 школам. К примеру, на содержание 2-х судебных приставов запланирована одна тысяча рублей.

Читая отчет о положении народного образования в Новоладожском уезде за 1871/72 учебный год, мы узнаем, что среди 17 училищ содержащихся за счет Земства есть и Рогожское училище. Туда был приглашен учитель, окончивший Санкт-Петербургскую педагогическую школу, но фамилия не указана. Зарплата учителя увеличилась до 240 рублей в год. Но в связи с отсутствием необходимых средств были увеличены и сельские сборы. Так в Рогоже крестьяне должны были заплатить взнос в сумме 115 рублей. Всего же в уезде было 53 школы, в которых обучалось 1550 учащихся. А вот, сколько учеников оканчивало школу, данных не приводится. Училищный Совет отмечал, что редко кто из учеников посещает школу 2-3 года, поэтому необходимо ужесточить требования по посещаемости.

В 1874 году Новоладожское Земство выделило деньги в сумме 4609 рублей и15 копеек на содержание 33-х благоустроенных училищ, из которых 190 рублей на Рогожское училище. Да еще 100 рублей передало сельское общество.

прос6

прос7

Но уже в 1876 году Рогожское училище было закрыто ввиду малочисленности учащихся, а на новый учебный год открылось Пульницкое училище. Учительницей туда была приглашена Михайлова (предполагаю, что ее звали Мария), окончившая курс в Царскосельской женской гимназии. Через год она перевелась в другое училище, а на ее место приехал выпускник Петербургской учительской школы Собенкин.

Справка. «…Новоладожский уезд, по статистическим данным 1877 года, занимает пространство 7629 кв.верст (верста равна 1,0668 км.) и имеет 73216 человек народонаселения, 35532 муж. пола 37684 жен. пола, стало быть, в нем одна начальная школа приходится на 190 кв. верст и 1830 человек народонаселения». В Новоладожском уезде в 18 волостях «существовало» 40 народных училищ.

К 1878 году во всех земских училищах были выбраны попечители, в обязанность которых входило не только регулярное посещение, но и «оказание мер, служащих улучшению школы». Училищный Совет даже издал инструкции для них. Первым попечителем Пульницкого училища была А.И. Луковицкая. Она была единственной женщиной среди 31 попечителя.

Прошло 10 лет. И на народное образование Земство выделяется уже не 200 рублей, а 14015 рублей. Если раньше человека, который ведет занятия, называли учащий, то теперь в документах появилось слово учитель. В связи с тем, что увеличилось количество учеников в классах, была закреплена норма на одного учителя – 40 детей.

Большая часть земских школ размещалась в крестьянских избах, где помещения были в неудовлетворительном состоянии. «…В зимнее время самое дорогое для занятий в начальной школе, страдают, от недостатка воздуха, и учителя и ученики…»

В 1880 году Пульницкое училище было в числе лучших по результатам «годичных испытаний». Сегодня это называется экзаменами. Мальчики, успешно сдавшие экзамены, получают свидетельства на льготу, определенную п.4 ст.56 Устава о воинской повинности.

Справка. В 1874 году вместо рекрутского набора была введена всеобщая воинская повинность и сокращены сроки службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года. Правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию брала из призывников только это число. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числились в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

«Устав о воинской повинности 1 января 1874 г. ст. 56. Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образований, при отбывании ими воинской повинности по жеребию устанавливаются сокращенные сроки службы на следующем основании:

4) имеющие свидетельство о знании курса начальных народных училищ... или курса других учебных заведений четвертого разряда состоят: на действительной службе четыре года и в запасе армии одиннадцать лет....».

В 1883 году новым настоятелем церкви в селе Рогожа становится Андрей Константинович Лапшин (1838 - после 1901 гг.). О нем известно, что он, окончив курс в Костромской семинарии, 8 лет служил диаконом в церкви недалеко от города Галич. Затем приехал в Санкт-Петербург и стал студентом Семинарии. В 1871 году Советом Санкт-Петербургской Духовной академии был возведен в степень Кандидата Богословия. Работал законоучителем в приготовительных классах Александро-Невского Духовного училища. Потом служил в разных церквях и в возрасте 45 лет 10 марта1883 года был определен священником в Рогожскую церковь. Через некоторое время он был утвержден законоучителем Пульницкого земского училища. Но через 8 лет он покинул Рогожский приход.

15 сентября 1891 года епископом Выборгским Антонием (Вадковским) рукоположен в священники к храму в Рогоже Виктор Николаевич Осьминский (~1868 –1938 гг.). Он и сам родился в этом селе в семье священника. В 1889 году, после окончания Санкт-Петербургской Духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда, был определен законоучителем Пашского земского училища Новоладожского уезда. За усердную службу был награжден набедренником. Получил серебряную медаль на Александровской ленте в память императора Александра II. Много раз за свой труд законоучителем в Пульницком училище Виктор Николаевич был отмечен благодарностью Земского собрания и училищного Совета. Но 15 декабря 1937 года его арестовали, а через 15 дней Особой тройкой УНКВД по Ленинградской области он был приговорен к высшей мере наказания по статье 58-10 УК РСФСР. Расстрелян в Ленинграде 11 января 1938 года. Та же участь постигла и его брата Михаила (1888-1937), который служил в Колчановской церкви.

Справка. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. принят 3-й сессией III созыва Центрального Исполнительного Комитета СССР 25 февраля 1927 года. Введен в действие с 1 января 1927 года.

Особенная часть. Глава 1 Преступления государственные, часть 1 Контрреволюционные преступления Статьи 581 - 5816.

Статья 5810. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.582 - 589 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

В 1885 году «…на средства Земства и мирской сторублевый сбор» содержалось 37 начальных училищ, 2 школы грамотности, 8 министерских училищ с пособием от земства и 2 церковно-приходские школы. «…В земских училищах и школах грамотности обучалось 1379 мальчиков и 354 девочки, а всего 1733 человека, следовательно, средним числом по 44 учащихся на одну школу, контингент весьма достаточный, для занятия с которым требуется значительное напряжение со стороны учащаго… Избыток учащихся свидетельствует о твердо установившейся в сознании жителей потребности обучения своих детей…».

Учитель Пульницкого училища Ровинский уволился для продолжения образования в учительском институте, и на его место был определен Рождественский.

Год вновь открытия школы в Рогоже неизвестен, но в 1895 году в ней обучалось 19 мальчиков и 13 девочек. А учителем состоял воспитанник Санкт-Петербургской духовной семинарии Николай Николаевич Землянский.

40 мальчиков и 14девочек были учащимися в Пульницкой земской школе. Учительницей была Надежда Алексеевна Иродионова, окончившая курс в Царскосельском женском училище.

Через 7 лет уездная Земская Управа просила Земское Собрание «…о назначении единовременнаго пособия в размере 30 руб., специально на возмещение издержек по лечению старослужилой учительнице Пульницкаго училища г. Иродионовой».

В какой-то год новой попечительницей Пульницкого училища была утверждена «госпожа А.Т. Сутугина». Начиная с 1900 года она ежегодно вносила на содержание училища от 100 до 200 рублей. «…Управа полагала бы справедливым выразить ей благодарность». О ней известно лишь то, что она «вдова Тайного Советника», так написано в журнале. Смею предположить, что она была женой Действительного статского советника Петра Павловича Сутугина, который был избран гласным Санкт-Петербургской Думы в 1893 году и входил в Комиссию по народному образованию.

Удивительное по нынешним меркам явление. В смете по народному образованию на 1897 год появились новые статьи расходов: на награды учителям и на содержание губернских и земских стипендиатов.

Учебный 1899 год начался в Рогожском училище для 22 мальчиков и 12 девочек. Новоладожское Земство выделило ему 50 рублей.

прос8

Что же бросается в глаза при чтении журналов заседаний Новоладожского уездного земского собрания? За 30 с небольшим лет резко увеличилось количество школ различного подчинения. В 1900 году их стало уже 124, из которых 51 содержалась исключительно Земством. Ведомство православного исповедания содержало 59 школ, разделяющиеся на 42 нормальные и 17 школ грамот (система начальных школ, подконтрольных православному духовенству). В них училось 1418 мальчиков и 639 девочек.

Но статистика и в те времена была не очень точной. В письме Новоладожского уездного Епархиального училищного совета от 20 сентября 1900 года в Новоладожскую Уездную Земскую Управу данные по школам и ученикам не совсем сходятся с вышеприведенными цифрами. В нем написано, что церковно-приходских школ в отчетном году стало 44, а школ грамот – 15. Грамоте обучалось 1851 человек. С ними занимались: 40 законоучителей, 1 учитель, 1 священник и 3 псаломщика.

Преподавание Закона божия, по шесть часовых уроков еженедельно, было утверждено Министерством народного просвещения. Хочу обратить внимание читателя на название Министерства.

Справка. Министерство народного просвещения  — центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее учреждениями народного просвещения и науки. Существовало в 18021817 и 18241917 годах. В 18171824 годах входило в форме департамента в состав Министерства духовных дел и народного просвещения. Образованно манифестом императора Александра I от 8 (20) сентября1802 года «Об учреждении министерств» в целях «воспитания юношества и распространения наук». В ведении министерства находились Императорская Санкт-Петербургская Академия наук, Николаевская главная обсерватория, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей. В октябре 1917 года Министерство народного просвещения прекратило своё существование, его функции перешли к Народному комиссариату по просвещению РСФСР (Наркомпрос). В 1946 году Наркомпрос переименовался в Министерство просвещения РСФСР, а с 1988 года – в Министерство народного образования РСФСР. В 1991 году из названия «исчезло» слово народное. С 2018 года появилось название - Министерство просвещения Российской Федерации.
     Очень интересные сведения дает нам клировая ведомость о церкви Собора Пресвятыя Богородицы села Рогожи за 1910 год.

« …п. 11. Другие здания принадлежащие церкви: Дом для помещения церковно-приходской школы подарен церкви с тем, чтобы в нем помещалось Церковно-приходская школа купцом Н.П. Дьяковым и построен на церковной земле.

п. 24. Школы: Пульницкое земское училище с 4-х годичным курсом. Учительницей состоит дворянка Мария Ивановна Верховская и дочь священника Клавдия Сергеевна Зосимовская.   Подборовское земское училище мальчиков в нем 8 девочек 2. Учитель, окончивший курс в Санкт-Петербургской Духовной семинарии Сергей Владимирович Никольский.

Церковная школа помещается в доме собственном. На содержание ее отпускается в церкви страховки, отопление и прислуги – 55 руб. В сем году в ней обучается 29 мальчиков и 14 девочек, всего 43 человека. Учительницей состоит окончившая курс в Богословском училище Мария Афанасьевна Филиппова. Законоучителем во всех трех училищах местный священник Виктор Осьминский».

прос9

Попечителем церковно-приходской школы был Новоладожский купец 1 гильдии Николай Петрович Дьяков. Его отец, Петр Степанович, торговал лесом и был потомственным купцом (1824 –1891гг.). Памятник ему находится в ограде Рогожского храма. В семье было четверо детей: Степан, Николай, Елизавета и Еликонида. Жили они в деревне Пульница, а еще купец имел земли в деревне Трухново Хамантовской волости и других местах.

О Николае Петровиче известно немного. Родился в 1862 году. В 1888 году он уже состоял членом Новоладожского Уездного податного присутствия в комиссии для обложения гильдейских предприятий. «За попечительство его о нуждах причта Рогожской церкви объявлено ему Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории Архипастырское Его Высокопреосвященства благословение». Был награжден золотой медалью для ношения на шее на Станиславовской ленте в 1896 году. Имеет благословение Священного Синода с грамотой. В 1898 году избран в должность старосты церкви на второе трехлетие. В 1902 году упоминается как Санкт-Петербургский купец 2 гильдии.

Прилагаемые Земством усилия на развитие народного образования не прошли даром, и уже в 1902 году земские школы окончили 254 мальчика и 64 девочки, а выпускниками церковно-приходских школ стали 157 детей.

Листая журнал заседаний Новоладожского уездного земского собрания уже за 1913 год, убеждаешься в том, что работа по увеличению числа грамотных людей велась целенаправленно. Так число школ различных ведомств увеличилось до 186, а количество учащихся выросло до 7038 человек. Содержание 1 ученика в земском училище обходилось земству 22 рубля 13,43 копейки. Читая доклады о народном образовании, можно подробно ознакомиться, на что расходовались деньги. Вот некоторые статьи: Подготовка учительского персонала, стипендии, физическое воспитание и военный строй, общие меры по распространению образования среди населении. Остановимся на последнем подробнее. «… Отчетный год в области развития народных чтений в уезде должен считаться годом затишья…. Инвентарь народных чтений состоит из 53-х волшебных фонарей и 270 серий чтений разнообразного содержания. В течение года чтения происходили в 75 училищах земских и министерских. Всего имело место в училищах 615 чтений, каковые посетило по представленным данным мужчин 15873, женщин 18688, мальчиков 16780, девочек 15979. Число народных библиотек возросло в уезде до 40».

Справка. «Волшебный фонарь» - аппарат для проекции изображений, распространённый в XVIIXX веках. Он состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом, а в корпусе размещён источник света (свеча или электрическая лампочка). Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата.

 прос10

Изобретение «волшебного фонаря» принадлежит, вероятно, нидерландскому ученому (механик, физик, математик, астроном и изобретатель). Христиану Гюйгенсу (1629 – 1695). Он первый президент Французской академии наук.

С июля 1878 года издавался ежемесячный журнал «Волшебный Фонарь» по всем отраслям общеполезных знаний, предназначаемый также и для публичных чтений в общественных аудиториях, учебных заведениях и частных домах с приспособлением туманных картин, наглядных опытов и демонстраций для всех возрастов и сословий.

Чтобы понять, что же представляли в 1910 году 338 рублей годового учительского жалованья (то есть около 30 рублей в месяц без надбавок), попробуем сопоставить их с уровнем тогдашних цен. Итак, какие были цены в 1910 году в Петергофском уезде, по данным земской статистики? Корова местной породы стоила от 25 до 40 рублей, «породистая корова» – от 65 до 75 рублей, овца – от двух с полтиной до 4 рублей, пуд крыжовника – 2 рубля. Цена пшеничного хлеба (ситный из первача) за фунт 5 копеек (русский фунт = 0,40951241 кг.), ржаной обыкновенный, за фунт 2,6 копейки.

Благодаря Новоладожскому любителю истории своего края Татьяне Чуровой, мы получили уникальный документ об открытии нового здания церковно-приходской школы в селе Рогожа. Газета «Озерной край» от 13 октября 1913 года подробно рассказывает, как это происходило.

Озерный край

На освящение школы 6 октября прибыл Преосвященный Вениамин епископ Гдовский. Его встречала «громадная толпа богомольцев из соседних деревень и приходов». Протоиерей церкви Тихвинской Божьей Матери Рождественского Сясьского погоста Владимир Михайлович Черновский, священник церкви Успения Пресвятой Богородицы из Сясьских Рядков Иоанн Александрович Беляев, Андрей Александрович Листов из церкви Святой Троицы села Иссад и другие священнослужители помогали проведению торжественной литургии. Отслужив в храме молебен, состоялся крестный ход в новую школу. Было много гостей, как местных, так и приезжих. Строитель школы Иван Иванович Кононов предложил гостям праздничную трапезу на 95 кувертов.

Справка. Куве́рт (от фр. Couvert - покрытый) — термин, обозначающий полный набор предметов для одного человека на накрытом столе. Выражение «стол на 55 кувертов» означает стол, накрытый на 55 персон.

Иван Иванович крестьянин из села Усть-Ижоры, там же окончил начальное училище. 12 апреля 1904 года был утвержден в должности церковного старосты Рогожской церкви. А с 1905 года стал попечителем Рогожской церковно-приходской школы. Имел свой дом. Награжден серебряной медалью для ношения на груди на Станиславовской ленте в 1908 году, затем золотой медалью на Анненской ленте для ношения на груди. В 1914 году пожалован орденом святой Анны 3 степени.

В 1914 году в Рогожской школе работала учителем Антонина Александрова. К сожалению, о ней пока никакой информации нет.

Почти до конца XIX века не было официальной статистики по народному образованию. О состоянии дел мы можем судить на основе докладов и сведений, а также отчетов Училищных советов. С 1865 года они печатались в журналах уездного земского собрания. Но не все журналы сохранились.

В период становления народной школы главной заботой уездных земств Санкт-Петербургской губернии был её количественный рост. Финансируя сельские общественные школы, Земство брала на себя организацию учебно-воспитательного процесса. С этой целью с середины 70-х годов XIX века увеличились бюджетные сметы расходов на народное образование, повысили размер жалования и пособий учителям. Следует отметить, что этот рост был постоянным.

Сохранился старый снимок здания церковно-приходской школы в селе Рогожа.

Школа 

Собирая документы о рассказанных выше школах, у меня накопился большой материал о другой школе, которая находилась в одной из самых больших деревень в Новоладожском уезде - Сясьские Рядки. И следующий рассказ будет о ней.

Источники:

1. Устав народным училищам 1786 г.

2. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения т. 1,2 СПБ 1865-66 г.

3. Клировые ведомости за 1858, 1884, 1895 г. ЦГИА ф.19 оп.113 д.1685, 3265, 3744.

4. Положение о начальных народных училищах 1864 г.

5. По поводу Положения о начальных народных училищах 14-го июля 1864 года. –

   Санкт-Петербург: тип. А.А. Краевского, 1864 г.

6. Журналы заседаний Новоладожского уездного земского собрания 1869 – 1880, 1885, 1990,

   1902, 1906, 1914 годы.

7. Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии вып. 9 1884 г.

8. Отчет С-Петербургской губернской земской управы за 1897 г.

9. Русская начальная школа Н.А.Корф изд. второе 1870 г.

10. Памятная книжка С-Петербургской губернии 1905 г.

11. Глоссарий церковных терминов. Материал из Ртищевской краеведческой энциклопедии

           на сайте http://wikirtishchevo.shoutwiki.com

12. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. Под редакцией В.Г.Тюкавкина. Москва,

     Просвещение 1990 г.

13. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года Источник: www.kodeks-luks.ru

14. Возвращенные имена. Книга памяти России. сайт http://visz.nlr.ru

15. Рыкачев А. Цены на хлеб и труд в С.-Петербурге за 58 лет Вестник финансов. 1911. №31.

15.06.2019 г.                                     Халтурина Е.С.

Комментарии для этой записи закрыты