Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С. Пушкин «К Чаадаеву»
Наш девятнадцатилетний альманах «Москва Поэтическая» в этом году мы, члены Московского отделения Петровской академии наук и искусств, посвятили 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина, чьё имя воистину стало символом русской культуры.
Всем в нашей стране, «от мала до велика», известно, что ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Именно в этот день — 6 июня (по новому стилю) 1799 года — в Москве родился Саша Пушкин. В советские времена этот праздник отмечался как Пушкинский праздник поэзии. Событие всегда привлекало к себе внимание общественности и даже в сталинские времена сопровождалось торжественными мероприятиями. Пушкинский праздник поэзии проходит и в настоящее время и имеет статус Всероссийского.
Государственный статус день рождения поэта получил в 1997 году согласно Указу президента РФ «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России». Надо также сказать, что в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. В документе говорится, что эта памятная дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».
В рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия День русского языка отмечается и в ООН. Решение о проведении Дня русского языка 6 июня было принято Департаментом общественной информации ООН в 2010 году накануне Международного дня родного языка, отмечаемого ежегодно 21 февраля по инициативе ЮНЕСКО.
Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. Общепризнанно, А.С. Пушкин – немеркнущее солнце поэзии, создатель национального литературного языка. С героями своих произведений он приходит к каждому читателю ещё в детском возрасте, со временем становясь нашим общим духовным «хлебом».
Именно с Пушкина повелось, что поэт в России – это пророк. Однако сам Александр Сергеевич не сразу осознал, для чего предназначен сей дар. Точь-в-точь как «молодой повеса» Онегин, Пушкин немало натворил в своей судьбе, прежде чем понял: счастье и возможно, и близко. Более того, оно всегда рядом, однако гордыня и прочие страсти мешают увидеть человеку самое главное. Его путь шёл через уроки атеизма, скепсис, вольнодумство. Всего этого поэт набрался не где-нибудь, а в отчем доме. Первым языком, на котором заговорил и начал читать будущий гений русской литературы, был французский. А между тем семейство принадлежало к древнему, шестисотлетнему аристократическому русскому роду: «Имя предков моих поминутно встречается в нашей истории», – писал Александр Сергеевич в автобиографическом очерке. Родоначальник Пушкиных, знатный выходец из пруссаков «Святому Невскому служил». Кстати, своё имя Александр Сергеевич получил в честь этого русского святого, о чём позже говорил с гордостью. Прадедушкам по отцовской линии поэт дает лаконичную и многоговорящую характеристику: пылкие и жестокие. Один из них – заметный деятель Смутного времени. Четверо других, по словам поэта, подписались под грамотой об избрании на царство Романовых. Прадед по маменьке – пассионарный арап Петра Великого Ибрагим Ганнибал, крещёный самим Петром. Жизнь этого прадеда – сама по себе приключенческий роман. Вот такие генетические страсти предков бушевали в Александре Сергеевиче...
Как говорил в своих лекциях об А.С. Пушкине доктор филологических наук, профессор А.Н. Ужанков: «Чтобы всесторонне освещать творчество того или иного писателя, непременно надо показать эволюцию писателя. Скажем, Пушкин был атеистом? Да, конечно, он писал "беру уроки афеизма" из Одессы, когда там находился. Но затем в Михайловском он становится глубоко православным человеком. К концу жизни он пишет: «Ничего возвышеннее и эстетически прекрасней, чем пасхальная служба, я не слышал. Не знаю лучшей книги, чем Евангелие»… В зрелый период Пушкина ждали невероятные вершины творчества: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». Но мощь испытаний будет под стать таланту. Даже когда всё закончилось Чёрной речкой, как когда-то он напророчил в образе Ленского, Пушкин ушёл не дуэлянтом, а христианином, поставив все точки в финале самого главного своего произведения – жизни.
И по сей день для всех читателей мира огромный интерес представляет многосторонняя пушкинская личность. Ежели «покопаться» в библиотечных «развалах» и обратиться к первоисточникам, то можно обнаружить множество воспоминаний, оставленных родственниками, людьми близкого окружения, собратьями по перу. Все они, несмотря на естественную субъективность, помогают высветить черты психологического портрета Александра Сергеевича – чрезвычайно противоречивого, своеобразного, в чём-то загадочного, не укладывающегося ни в какие рамки мещанской жизни и ни в какой в хрестоматийный канон. В данной статье поделюсь лишь небольшой толикой мнений и воспоминаний его современников и деятелей культуры нашего века. (Остальное оставим для нашего Торжественного мероприятия в ЦДЛ, посвящённого 220-му Дню Рождения А.С. Пушкина).
Литературный критик, ректор Петербургского университета, П.А. Плетнёв писал: «Все товарищи, даже не занимавшиеся пристрастно литературою, любили Пушкина за его прямой и благородный характер… Честь, можно сказать, рыцарская, была основанием его поступков – и он не отступил от своих понятий о ней ни одного разу в жизни, при всех искушениях и переменах судьбы своей…».
Адам Мицкевич, например, восклицал: «Пушкин, коего талант поэтический удивлял читателей, увлекал, изумлял слушателей живостью, тонкостью и ясностью ума своего, был одарён необыкновенной памятью, суждением верным, вкусом утончённым и превосходным. Когда говорил он о политике внешней и отечественной, можно было думать, что слушаешь человека, заматеревшего в государственных делах и пропитанного ежедневным чтением парламентских прений». Помните?!...
Владыки! Вам венец и трон
Даёт закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
из Оды «Вольность». А.С. Пушкин
Михаил Семёнов, кандидат педагогических наук, в эссе «Честность была основанием его поступков», делится с нами своими мыслями: «Впрочем, едва ли не важнейшей отличительной чертой пушкинского гения является разнообразие его интересов. «Не было почти явления в природе, – отмечал его лицейский товарищ И.И. Пущин, – события в обыденной общественной жизни, которые бы прошли мимо него, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его музы… ». И верно, среди его творений и лирика – гражданская, философская, любовная, и произведения о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой», и «энциклопедия» русского дворянского быта начала XIX века, и сказки, и драмы, и публицистика, и воспоминания, и обильные образчики эпистолярного жанра… Сверх того – «Подражания Корану», «Песни западных славян», «Маленькие трагедии» – яркие образцы глубокого проникновения в дух других народов».
А Николай Васильевич Гоголь… Послушайте его! Внемлите ему: «При Имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему (русскому языку) границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
( Из статьи Н. В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине», 1832)
Друзья, коллеги, так много хочется ещё отыскать в фолиантах времён, напомнить, поведать всем нам об Александре Сергеевиче Пушкине, насладиться его произведениями и мыслями его соратников о нём! Но всему в этом мире своё время.… А посему позвольте закончить данную статью словами великой, трагической и незабвенной Анны Андреевны Ахматовой, 130-летие которой мы чествуем в этом, 2019 году:
«Он победил и время и пространство.
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Государь император Николай Павлович в белых лосинах очень величественно красуется на стене Пушкинского музея; рукописи, дневники и письма начинают цениться, если там появляется магическое слово «Пушкин», и, что самое для них страшное, — они могли бы услышать от поэта:
За меня не будете в ответе,
Можете пока спокойно спать.
Сила — право, только ваши дети
За меня вас будут проклинать.
И напрасно люди думают, что десятки рукотворных памятников могут заменить тот один нерукотворный aere perennius*».
26 мая 1961 Комарово, «Слово о Пушкине».
_______________________
*Металлов твёрже
** Мысль о том, что «Пушкин — наше всё», была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым и до сих пор остается до конца не распознанной. Аполлон Григорьев, русский писатель и оригинальный мыслитель, считал, что поэты — «глашатаи великих истин и великих тайн жизни», и видел в Пушкине воплощение всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров.
Наталия РОДИОНОВА,
руководитель СТС
«Москва Поэтическая»,
действительный член Петровской
академии наук и искусств,
заместитель руководителя МО ПАНИ,
член Союза писателей России