В Сингапуре на международной конференции по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе «Шангри-ла диалог» член Госсовета, министр обороны КНР ВэйФэнхэ сказал, что Китай готов к торговой войне с США, но одновременно оставляет открытой дверь для переговоров.
«Если Соединенные Штаты хотят переговоров, мы оставляем открытой дверь. Но если они хотят войны, то мы готовы», - сказал ВэйФэнхэ.
Он подчеркнул, что история двусторонних отношений «научила нас, что взаимная конфронтация неизменно навредит друг другу». «Несмотря на все взлеты и падения, отношения между Китаем и США неизменно растут», - отметил министр.
В Пекине, по его словам, «рассчитывают, что Вашингтон будет работать с нами на основе принципов взаимной выгоды и неконфронтации».
С 10 мая 2019 года США в очередной раз повысили пошлины в отношении китайских товаров с 10% до 25% на общую сумму $200 млрд. Дональд Трамп также поручил начать процесс повышения пошлин на продукцию из КНР еще на $300 млрд. Свои действия американская сторона объяснила тем, что Пекин отходит от договоренностей, достигнутых ранее на консультациях по торговым вопросам.
Заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев обсудил возможную торговую войну между США и Китаем с профессором Санкт-Петербургского государственного университета Владимиром Николаевичем Колотовым:
Александр Тимофеев: Некоторые эксперты предрекают торговую войну между США и Китаем, полагая, что американцы во что бы то ни стало стремятся сохранить свое лидерство, которому угрожают китайцы. Как Вы прогнозируете развитие ситуации? Изменится ли мир в случае торговой войны между США и Китаем?
Владимир Колотов: Спасибо. У Вас традиционно четко и хорошо сформулированные вопросы. Речь идет не о том, что Китай хочет победить США. КНР грамотно встроилась в мировой порядок, сформированный после окончания Холодной войны, и начинает занимать лидирующие позиции в некоторых направлениях. Разумеется, американцы не могут смириться с подобной ситуацией, поскольку речь идет о том, что в нынешних условиях Китайская Народная Республика получает возможность бросить вызов глобальному доминированию США. А именно такая возможность не устраивает Вашингтон, это напрягает Америку – американцы хотят жить в мире, в котором США обладают возможностью абсолютного доминирования во всех областях с учетом права наказывать любую страну тогда, когда посчитают нужным – по любой причине, даже выдуманной, как это было с Югославией, Ираком, Ливией. Сейчас они начинают давить на Евросоюз, дескать, покупайте на треть дороже наш демократический газ, а не диктаторский российский. Американцы продают никому ненужное оружие, запугивая несуществующими угрозами со стороны Ирана, России, Северной Кореи. Одним словом: жесткий бизнес путем выбивания денег из своих вассалов.
Китай не готов на таких условиях вписываться в американскую систему, соответственно, против него начинают вводить разнообразные санкции, выдумывая различные причины. В нынешней ситуации, даже в мире, построенном после окончания Холодной войны, США начинают терять лидерство, а Китай их постепенно теснит. Для сохранения собственного технологического отрыва и возможности доить и стричь вассалов Трамп вводит санкции против разных регионов мира, заставляя всех остальных следовать его примеру даже во вред себе. Американцы вводят санкции под надуманными предлогами против России, Кореи, Китая, Ирана и других стран. И до тех пор пока субъекты евразийской геополитики будут продолжать играть в эти игры, США будут иметь ресурс для использования разных регионов друг против друга. И в ходе такого геополитического преферанса они держат все ключевые страны в качестве болванов. Китай начинает сопротивляться экономически. Россия отбивается в Сирии, на Украине. Есть только отдельные региональные всплески, но в мире не заметно единого движения против американского имперского произвола.
Китай рассматривает разного рода возможности по сопротивлению, но с учетом китайских исторических традиций китайцы будут до последнего сохранять за собой свободу выбора – будут оттягивать торговую войну, накапливая силы для времени «Ч» - когда ситуация перейдет к жесткой конфронтации. Сейчас сохраняется старая линия, сформулированная в свое время Дэн Сяопином: «копить силы и не высовываться». Поэтому Китай накапливает силы и министр обороны отвечает именно в таком формате. Это традиционная китайская линия. Они будут говорить, что готовы к равноправным и взаимовыгодным отношениям, но если на них будут нападать, то начнется другая фаза. В частности, отдельно был упомянут Тайваньский вопрос. США вводят экономические санкции для ослабления Китая и вынуждают делать то, что китайцам невыгодно. Китайская Народная Республика будет сопротивляться. К сожалению, когда оказывают давление на Россию, Китай и другие страны, каждый игрок пытается выйти самостоятельно из этой ситуации, не пытаясь координировать свои действия с другими партнерами, которые также подвергаются аналогичному нелегитимному воздействию. Поэтому если сопротивление будет координироваться между разными странами, то шансы избежать открытой жесткой конфронтации в том или ином регионе повысятся. Пока объединения против гегемонии США не видно.