Мир человечества, по оценке автора, на рубеже 80—х – 90-х годов вошел в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Возник императив выживаемости человечества как императив выхода из экологического тупика истории. И этот императив требует объединения людей и народов, перехода от мира разобщенности людей и народов, от мира господства капитала – капиталократии – к миру на базе планетарной кооперации народов-этносов [9] и, мира без войн и насилия. В этот императив входит и императив преодоления религиозной разобщенности народов и людей на планете Земля.
А.Дж.Тойнби, известный историк, мыслитель ХХ века, с тревогой обращал внимание на следующую особенность западно-европейской и англо-американской цивилизации:
«За последние пятьсот лет Запад не раз демонстрировал, что он способен потрясти мир и пробудить его от оцепенения… Запад способен гальванизировать и разъединять, но ему не дано стабилизировать и объединять…
…можно заключить, что человечество не сможет достичь политического и духовного единства, следуя западным путем. В то же время совершенно очевидна насущная необходимость объединиться, ибо в наши дни единственная альтернатива миру – самоуничтожение, к чему подталкивает человечество гонка ядерных вооружений, невосполнимое истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и демографический взрыв».
Автор в «Манифесте ноосферного социализма» (2011) прямо указал, что система рыночно-капиталистической хозяйственной формы потребления ресурсов и сил Природы Земли, которая организована как глобальный империализм строя мировой финансовой капиталократии – превратилась в «экологического могильщика» человечества.
В этом «Манифесте» отмечается:
«Капитализм – могильщик человечества в XXI веке в том смысле, что если он, ведя борьбу за самосохранение, одержит победу и у человечества не хватит разума и воли сбросить объятия этого исторического трупа, то он, порождая свою экологическую гибель, уведёт с собой в небытие и человечество».
И.Шамир так описывает процессы обострения глобальной экологической ситуации, которую автор определил как первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, главной причиной которой выступает антиэкологическая сущность рыночно-капиталистической системы:
«Курс доллара высок, но творческий потенциал христианского мира достиг своей самой низшей точки, в магазинах – столпотворение, но церкви пустуют; кругом полно дилеров и брокеров, но нет художников, поэтов и святых. Наводнения и ураганы, летом – снег, зимой – жара, отравленные река и пересохшие озера напоминают нам, что наша Мать-Земля тяжело больна. Апокалипсис близок, и многие люди остро чувствуют это в последние годы…
…неверующие и практичные люди обращаются друг к другу с вопросом: «Неужели это конец света?».
«Да, он самый», – ответил на этот вопрос известный американский философ Иммануил Валлерстайн, но добавил осторожную оговорку в заглавие своей книги весьма точным названием: «Конец (известного нам) Света»…
Он полагает, что «известный нам мир» сложился примерно 500 лет назад в Западной Европе и достиг своего апогея в Соединённых Штатах Америки. Он характеризовался специфическим феноменом, так называемым «капитализмом» или «рыночной экономикой»…
…капитализм – это болезнь, и её надо уметь остановить, пока она не уничтожила организм общества».
Б.Коммонер еще в начале 70-х годов ХХ века прямо указал на причину процессов экологического кризиса, приобретшего планетарный масштаб: технологии на базе частной собственности уничтожают самое главное богатство человечества – экосистемы.
В начале 90-х годов ХХ века этот вывод Б.Коммонера фактически был повторен в докладе Мировому банку, написанном группой ученых во главе Р.Гудлендом, Г.Дейли и С.Эль-Серафи:
«…в условиях уже заполненной земной экологической ниши рыночный механизм развития исчерпал себя».
Более того, сами процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы свидетельствуют о том, что де-факто идет рыночный экоцид.
В «Капиталократической эсхатологии» автор подчеркивал:
«Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы предстаёт как начало Страшного Суда и над «классом богатых»; через диктатуру Власти Капитала-Фетиша над миром, породившего процессы собственного экологического самоуничтожения.
Это сам по себе парадоксальный факт! Но факт, отражающий те Пределы Истории в рыночно-капиталистическом формате логики её движения, которые уже обнажились к концу ХХ века. Дух Капитала «съедает» и «высушивает» и самого капиталоносителя, того, кто считает, что он владеет «большими деньгами, делающими историю».
Д.К. и Д.Л.Медоузы, Й. Рандерс свой Доклад Римскому клубу на рубеже 80-х – 90-х годов так и назвали: «За пределами роста». В этом докладе они прямо указали что мировая экономика вышла за экологические пределы, которые определяют уже сложившиеся границы рыночно-капиталистической формы роста экономики на основе принципа прибыли. По этому поводу В.А.Зубаков прямо указал, что причиной Глобального Экологического Кризиса «явилась сама цивилизация, с её природопокорительским мировоззрением и соответствующей ему стихийно-рыночной стратегией поведения людей между собой и природой, вступившая ныне в стадию агонизации… отсюда и прогноз: следование человечества стратегии рыночного «самотёка» делает тотальную экологическую катастрофу неизбежной … «слабая» узко-рыночная постановка проблемы выживания повела человечество по замкнутому кругу» (выдел. нами, С.А.).
В.Н.Сагатовский трагически оценивает ситуацию, сложившуюся в мире, когда корыстное, рыночно-капиталистическое, слишком конкурентно-индивидуалистическое, человечество со всё большим ускорением соскальзывает в пучину экологической гибели. Он ставит проблему самой рефлексии человеческого Разума по поводу сущности бытия человечества и его судьбы в логике гамлетовского вопроса «Быть или не быть?»:
«Бытие человека – это особая, становящаяся форма мирового бытия. Человек отплыл от одного – животного – берега, но явно ещё не доплыл до другого, – на котором его гордое самоназвание Homo Sapiens станет не обещанием, а реальностью. Доплывёт ли?
…кризис приобрёл глобальный характер по объёму, по содержанию и по возможным последствиям. Глобальность противоречий, с которыми столкнулось человечество, по объему означает, что они охватили земной шар в целом – как жизнь общества, так и биосферу. Глобальность по содержанию говорит о том, что эти противоречия пронизывают все сферы жизнедеятельности: материальную и духовную жизнь, формирование человека, организацию отношений между людьми. Наконец, глобальность по возможным последствиям предполагает, что неумение разрешить эти противоречия чревато гибелью человеческого общества и даже биосферы нашей планеты».
Ответ на вопросы, связанные с выживанием человечества, которые так или иначе присутствуют в аналитических исследованиях огромного числа специалистов, экспертов, ученых (назовём еще работы Н.Н.Моисеева, А.С.Панарина, О.Н.Четвериковой), автор представил в виде Ноосферизма – новой научно-мировоззренческой системы, в которую входят, кроме учения о ноосфере и ноосферно-космической гармонии, теория капиталократии и глобального империализма, теория ноосферного экологического духовного социализма, теория общественного интеллекта и ноосферная философия разума, концепция управляемой социоприродной эволюции как единственной модели устойчивого развития и основа будущей ноосферной истории человечества и др.
Главное итоговое положение постоит в том, что первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы обозначила собой начало Эпохи Великого Эволюционного Перелома – Эпоха смены парадигм истории человечества: перехода от Стихийной, неуправляемой, на базе доминирования закона конкуренции и рынка (в последние столетия в формате капитализма) истории – к Управляемой, на базе доминирования закона кооперации, общественного интеллекта и плановой экономики, истории, но в новом качестве – как управляемой Социо-Биосферной (социоприродной) эволюции.
Научный прогноз (который присутствует в теоретическом наследии К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, И.В.Сталина и других видных марксистов-ленинцев, – прогноз о неизбежности перехода человечества от капитализма к социализму, а затем к коммунизму, – перехода от «предыстории» к «подлинной истории», как истории управляемой) на рубеже ХХ-го и XXI-го веков приобрел дополнительные, ноосферно-экологические основания, связанные со стратегией выхода из «исторического тупика» (в форме процесса экологического самоуничтожения на рыночно-капиталистических основаниях взаимодействия с Природой Земли).
Социализм, и в отдаленном будущем – коммунизм, приобретают ноосферное содержание.
Сама первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы есть свидетельство о негативной форме целостности человечества, которое внутри себя разобщено, «атомизировано», находится в «пространстве» мира войн и насилия, «беременного» возможной мировой войной с применением оружия массового поражения, включая ядерное оружие, климатическое оружие, биологическое оружие, геномное оружие и другие.
Императив выживаемости человечества предстаёт как императив перевода негативной целостности человечества, представленной первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы, в позитивную целостность, когда на базе ноосферного экологического духовного социализма и планетарной кооперации народов-этносов формируется планетарный ноосферный Разум человечества, или планетарный общественный интеллект, который начинает управлять социоприродной эволюцией, соблюдая законы-ограничения, отражающие действия гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля. Эти позитивная целостность человечества в единстве с целостностью Биосферы и есть Ноосфера, которая и будет определять будущую историю человечества, и космическую – в том числе, как ноосферную историю.
Рынок и капитализм уже экологически «отринуты» Биосферой – и первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы есть своеобразная «весть» со стороны механизмов глобальной эволюции Биосферы о наступивших «Родах» Действительного Человечества и Действительного – Ноосферного – Разума.
Эпоха Великого Эволюционного Перелома, в «пространстве» которой мы развиваемся, поставила императив и преодоления религиозной разобщенности человечества на Земле, именно в форме религиозных войн и жестоких форм отрицания друг другу.
Что же делать? Ведь экологическая гибель человечества станет экологической гибелью и всех религиозных сообществ на Земле – «избранных» и «неизбранных», «людей веры» и «неверных» и т.п.
Очевидно, нужен открытый разговор об объединении людей доброй воли для борьбы за мир, для установления на Земле мира без войн и насилия, – перед «лицом» коллективной экологической гибели. По мнению автора, единственной основой для планетарной кооперации народов-этносов, в том числе преодоления религиозных форм противостояния, может служить только ноосферный экологический духовный социализм, когда «Общим Делом» (о котором писал Н.Ф.Федоров) становится стратегия выживания всего человечества, на базе доминирования закона кооперации и общественной собственности на средства производства.
Сложность процессов Эпохи Великого Эволюционного Перелома состоит в том, что «Анти-Разум» мировой финансовой капиталократии, как экологический самоуничтожающийся интеллект, пытается укрепить свое господство на базе манипуляции сознанием, технологии которой хорошо показаны О.Н.Четвериковой в книге «Диктатура «просвещенных»: дух и цели трансгуманизма». Задача диктатуры «просвещенных» сохранить строй мировой финансовой капиталократии, а «трансгуманизм», «церковь сайентологии», «оккультизм» разных типов, идеология «планирования семьи», мировоззрение «Нью Эйдж» («Новой Эры») и др. – это только системы перекодировки сознания людей, «подогревающие» стремление людей попасть в число «избранных». Главное – увести сознание эксплуатируемых людей от понимания классовой природы современной системы глобального империализма, переформатировать их систему ценностей, с тем, чтобы превратить их в «неокочевников» по Жаку Аттали.
Исраэль Шамир в «Каббале власти» (2008) предупреждает:
«…западная пропаганда призывает незападные народы (в том числе Россию) избрать парадигму индивидуализма, чтобы следовать западной модели. Но эта тенденция губительна, она разрушает общество и природу, и может привести нас на край пропасти. Вероятно, мы уже давно оказались бы под Железной пятой олигархии, как Джек Лондон предчувствовал еще в 1910 году, ели бы русская революция 1917-го не потрясла мир и не предложила альтернативу, пишет Валлерстайн»:
Перед «лицом» возможной экологической гибели все люди равны: и атеисты, и верующие разных конфессий и религиозных систем. Императив экологического выживания требует ликвидации рыночно-капиталистической системы. Противоречие между Трудом и Капиталом перешло в противоречие между Человеком и Капиталом.
Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть не только «расставание с простотой», есть не только расставание с ценностями рыночно-капиталистической системы бытия, но и есть одновременно переход из состояния «Разума-для-Себя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса», от культа «Свободы» – к культу «Ответственности»: Ответственности за Будущее всей Системы Жизни на Земле.
На этом пути Россия призвана стать духовным водителем – лидером Ноосферного Прорыва человечества в XXI веке.
При этом, следует помнить справедливое замечание А.С.Панарина:
«…культурное многообразие для выживаемости человечества имеет такое же значение как разнообразие видов в живой природе. Если это многообразие иссякает, то в запасе у человечества, попавшего в ловушку глобального кризиса, не останется спасительных альтернатив… Человечество имеет «биполушарную» западно-восточную цивилизационную структуру – без этого его постигла бы убийственная одномерность».
Грядущая на ноосферной основе планетарная кооперациия народов-этносов станет ноосферным единством человечества, сохраняющем разнообразие культур, религий, взаимоотношений с разнообразием «кормящих ландшафтов» (по Л.Н.Гумилеву).
Это касается и религий. Разнообразие религий будет долго сохраняться, отражая разнообразие культур народов мира. Главное – чтобы это разнообразие стало ноосферным единством, обеспечивающим высокое качество коллективного Разума человечества, управляющего эволюцией социоприродных отношений, с учетом действия Закона Ноосферной Гармонии.
Чтобы это произошло требуется отказ от принципа богоизбранности народа для господства над другими народами, за которым скрывается капиталогенный и капиталократический расизм.
Быстротекущие процессы глобальной экологии сжимают время наступившего Великого Перелома. Наступило время Апологии Человечества Будущим – его Ноосферная Апология.
Справка об авторе:
Субетто Александр Иванович:
Доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, президент Ноосферной Общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, академик Европейской академии естественных наук, академик Российской академии естественных наук, академик Академии философии хозяйства, Почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, Советник по ноосферному образованию Смольного института РАО