В системе государственного образования России особое место занимают учреждения, в которых учатся «особенные дети». С одной из них сотрудничает Московское отделение ПАНИ. Мы публикуем материал о «Школе равных возможностей» города Химки Московской области.
Часть 1. У «Доброшколы» всё получится!
Яркий логотип, напоминающий ромашку, с надписью: «Доброшкола. Всё получится!» на минувшей неделе украсил фасад здания, в котором размещается «Школа равных возможностей».
- Наша школа необычная, - говорит ее директор Аида Ойцева, - в ней учатся дети с интеллектуальными особенностями. 1 сентября 2018 года мы приняли первых воспитанников. За парты сели 95 человек: с первого по девятый класс. В июне мы устроили большой праздник по поводу наших первых выпускников.
Про этих юношей и девушек можно с уверенностью сказать: «У них все получилось!» Они освоили программу, которую составил коллектив школы. В ее основе – профильный труд, хотя общеобразовательные предметы тоже включены в расписание, за исключением физики, химии и иностранных языков.
- У нас оснащены всем необходимым оборудованием три мастерские: две – для мальчиков (слесарная и столярная), - поясняет Аида Сергеевна, - а в третьей девочки учатся шить. Ребята стараются освоить все тонкости этих профессий, и, как показали выпускные экзамены, первый блин не оказался комом: все ученики выполнили задания на хорошие оценки.
В.М. Тарабукин и А.С. Ойцева обсуждают результаты экзаменов выпускников
Слесарям нужно было изготовить из металлической заготовки по чертежу совки для сбора мусора. Преподаватель труда Владимир Тарабукин в течение года учил мальчиков делать чертежи, разметки, знакомил со слесарными инструментами. Столярное дело ребята тоже освоили хорошо. Их педагог Дмитрий Степанов научил воспитанников пользоваться лобзиками, с помощью которых они вырезали разные предметы. Хозяйка швейной мастерской Ирина Филиппова довольна своими подопечными: они успешно освоили принципы работы на швейной машинке и на экзаменах сшили красивые фартуки.
А.С. Ойцева в швейной мастерской
- Ирина Николаевна, - рассказывает директор, - ведет занятия в студии «Творческая мастерская», в которой дети занимаются, в частности, тестопластикой, получаются интересные изделия: снеговики, листочки. Дети с удовольствием наносят рисунки на стекло. Педагог готовит и общешкольные мероприятия, и, когда она ставила с ребятами сказку «Снежная королева», то сшила вместе с девочками наряды для артистов. Ребята ждут занятий по музыке, их ведет баянист Петр Тарверян. Он разучивает с ними песни. Помогает проводить мероприятия и учитель биологии Татьяна Исаева.
Выпускники прощаются со школой
Прошел всего-то год, а сделано немало, однако запланировано еще больше. О своих программах и планах Аида Ойцева рассказала на Всероссийской конференции 7 августа. Ее организатор - Ассоциация руководителей образовательных организаций выбрали «Школу равных возможностей» в Химках вовсе не случайно:
- Здесь всё соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным школам, - сказал директор Ассоциации С. В. Шевелев, - просторные помещения для занятий, физкультурный и актовый залы, столовая, а какие мастерские! Нас впечатлила и перспектива развития школы, которая включена в национальный проект «Образование».
Аида Сергеевна уточнила, что ее школа – в списке коррекционных учреждений федерального подпроекта «Современная школа», и этот факт способствует поддержке развития адаптированных программ и новых технологий:
- Как участнику этого нашей школе выделили 4 224 тысячи рублей на оборудование двух мастерских: «Повар» и «Сельскохозяйственный труд». Кроме того, средства дают и для дооснащения физкультурного зала и кабинета лечебной физкультуры. Деньги направим и для приобретения пособий для наших специалистов, в частности учителей-логопедов и учителей-дефектологов.
На конференции выступает Л.Н. Переверзева
Участники конференции виртуально прошлись по всем помещениям школы, благодаря QR-коду, который есть и при входе в кабинеты: о них за несколько минут на экране гаджета будет выдана вся информация о том, чем здесь занимаются ребята, получающие инклюзивное образование. Гости прошлись и ножками по просторным коридорам, заглянули в кабинеты. А Ирина Филиппова пригласила их на мастер-класс по изготовлению сувениров из различных материалов.
«Всё получится!» - этот слоган касается не только детей, но всего коллектива. Ему во всем оказывает поддержку администрация округа. Более четырех лет здание реконструировалось, и теперь невозможно узнать то строение, в котором давным-давно была 1-я школа, потом УПК и коммерческие вузы. Здесь новый учебный год начнут 130 детей.
- Мы ждем их с нетерпением, - говорит Аида Сергеевна, - и всё сделаем для того, чтобы им было у нас комфортно и радостно.
Часть 2. Здесь работают специалисты со знанием дела
Каждый человек приходит на Землю с определенным набором качеств, в числе физических и интеллектуальных. Не все люди, к сожалению, рождаются здоровыми и умными по разным причинам. Как им жить в обществе, где всё, в основном, ориентировано на здоровых граждан?
Люди, которые родились с какими-либо заболеваниями или недостатками в физическом или психическом статусе, нуждаются в помощи государства с первых лет жизни. Им необходимо создавать условия для развития, для того, чтобы они постепенно стали членами нашего общества.
В Химках над этими вопросами администрация работает уже не один год. Еще в конце минувшего столетия было решено создать специализированное образовательное учреждение для дошкольников и детей начальной школы. Для него было выбрано место на Куркинском шоссе, и в 2001 году оно приняло своих первых воспитанников.
- Это учреждение называлось так: начальная школа – детский сад 7-го вида, - поясняет директор «Школы равных возможностей» Аида Ойцева, - сюда приняли детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Долгое время здесь были четыре группы.
Аида Ойцева возглавила коллектив этого учреждения в 2009 году. Она со своими коллегами: учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями и психологами – разработала уникальные программы для занятий с детьми с ОВЗ и ЗПР (задержкой психического развития). Они были обсуждены на методическом объединении логопедов и дефектологов и с членами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Программы рекомендованы для работы с такими детьми.
К тому времени у директора уже был определенный опыт работы логопеда. На эту должность ее приняла в свой коллектив заведующая детским садом № 18 Людмила Кононыхина в 1998 году. В то время Аида Сергеевна была еще студенткой заочного отделения Московского государственного открытого университета. Она осваивала профессию олигофрена-педагога, учителя-логопеда в медицинских, школьных и дошкольных учреждениях. Там-то на доске объявлений она и обнаружила приглашение в этот детский сад. Москвичка приехала работать в Химки.
- И ни разу не пожалела, потому что я многому научилась у Людмилы Валентиновны, ведь руководить коллективом – серьезная наука. И я видела, как она умеет организовать подчиненных на решение задач, помочь, кому нужно, подсказать, направить.
Дети из старшей группы детского сада показывают музыкальный спектакль-сказку «Колобок» родителям в постановке воспитателя Ирины Виляевой, учителя-дефектолога Аллы Маркиной и учителя-логопеда Эльвиры Яроцкой
Сейчас коллектив начальной школы – детского сада состоит из 44 специалистов. В детском саду было четыре группы по 13 человек с ОВЗ (в соответствии с требованиями санитарных норм), а к 1 сентября 2018 года набрана 5-я группа из детей с интеллектуальными нарушениями (10 человек). Для этих детей разработана адаптированная программа дошкольного образования (с 4 лет). Таким образом, детский сад посещают 62 воспитанника, а начальную школу – 52. Занятия проходят на 2-м этаже, а на1-м – кабинеты специалистов и столовая.
Напомним читателям, что это учреждение на Куркинском шоссе, 3 в июле 2018 года было переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа равных возможностей» («ШРВ») г. Химки. 1 сентября 2018 года открылось второе здание на Московской улице, 38. В этом году здесь за парты сядут 109 ребят с 1-9-е классы.
В «ШРВ» работают специалисты со знанием дела.