Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

58417пкурпр

Как  известно,  в  Конституции РФ записано: « 1. В  Российской Федерации  признается  идеологическое  многообразие.  2. Никакая  идеология  не  может  устанавливаться  в  качестве  государственной  или  обязательной  (статья 13)» [ 4,  c. 7].  Многие  наши  граждане  резонно считают,  что  это  очень  «вредная»  статья,  навязанная  нам  американскими  советниками после  нашего  проигрыша  в  холодной  войне.  Но  вспомним,  что  в  царской  России  была государственная  идеология  («православие,  самодержавие,  народность», 70,8%  населения Российской империи (83,4%  в Европейской части страны)  были православными (1870 г.) [ 8, с. 86 ].  Тем  не  менее,  в  феврале  1917 года  по  словам  В.В. Розанова: « Русь  слиняла  в  два  дня.  Самое  большое  -  в  три»  [  7    ].  Даже  иные    видные  представители  царского  двора  и  церкви  надели  красные  банты.  В  СССР  была мощная  и  всеобъемлющая  марксистско-ленинская  социалистическая  идеология,  миллионы  членов  КПСС и ВЛКСМ,  однако  Советский Союз  также  скоропостижно  рухнул.

   И  вот уже  почти 30 лет  мы  живем  без  государственной  идеологии. Впрочем, так  ли  это?  Ведь  в  самой  преамбуле  Конституции  Российской  Федерации, принятой 12 декабря 1993 года,  читаем: «Мы,  многонациональный  народ  Российской  Федерации,  соединенные   общей  судьбой  на  своей  земле,  утверждая  права  и  свободы  человека,  гражданский мир  и согласие,  сохраняя  исторически  сложившееся  государственное  единство,  исходя  из  общепризнанных  принципов  равноправия  и  самоопределения  народов,  чтя  память  предков,  передавших  нам  любовь  и  уважение  к  Отечеству,  веру  в  добро  и  справедливость,  возрождая  суверенную  государственность  России и  утверждая  незыблемость  её  демократической  основы,  стремясь  обеспечить  благополучие  и  процветание  России,  исходя  из  ответственности  за  свою  Родину  перед  нынешним  и будущими  поколениями,  сознавая  себя  частью  мирового  сообщества,  принимаем  КОНСТИТУЦИЮ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ» [ 4, с. 3].

     Здесь обозначено  наше  отношение  к  прошлому,  настоящему  и  будущему  страны,     понимание  общей  судьбы  и  государственного  единства  многонационального  российского  народа,  любовь  и  уважение  к  Отечеству,  названы  такие  наши  ценности-цели,  как  добро и  справедливость,    благополучие  и  процветание  России, наконец,  отмечены  ответственность  за  неё  перед  нынешним  и  будущими  поколениями.  Так  что  эскиз  идеологии  всё-таки  содержится  в   Конституции  РФ.

     Идеологию  современной  России  закономерно  выражают  и  такие  её  государственные  атрибуты-символы  как  герб,  флаг  и  гимн.  Гербом  снова,  как  до 1917  года,  стал  двуглавый  орел  с  коронами,  скипетром  и  державой,  и  Георгием  Победоносцем  (который  попирает  копьем  змия). Государственным  флагом  стал  красно-сине-белый  триколор,  опять  же  вернувшийся  из  царской  России. Данные  европейские  цвета  в  виде  трех  горизонтальных  прямоугольных  полос друг над  другом  позаимствованы  Петром  I  из  Голландии,  её  флага.  Музыка  и  слова  гимна  принадлежат  советским  авторам:  композитору  и  дирижеру  А.В. Александрову  и  поэту  С.В. Михалкову. Однако интересно,  что  Александров  до  революции  был  регентом  церковных  хоров,  в том числе  в  храме  Христа  Спасителя  в Москве,  а  в  советское  время  стал  художественным  руководителем  Краснознаменного  ансамбля  песни  и  пляски  Красной  армии,  народным  артистом  СССР,  лауреатом  Сталинской  премии  и  генерал-майором, а  Михалков - человек  с  дворянскими корнями.   Первый  вариант  текста  гимна,  победивший  на  конкурсе  в 1943  году,  Михалков написал  вместе  с  поэтом  Г.А. Эль-Регистаном.   Однако  затем  ему  уже  одному  дважды  пришлось  править текст  гимна:  в  связи  с  Конституцией  1970-х  годов  и  Конституцией  1993 года [ 15 ].  

    По  этим  правкам гимна можно  заметить,  как  менялась  государственная  идеология  в  нашей  стране  на  протяжении  второй  половины ХХ века.  Из  варианта  70-х  исчезли  «великая Русь»  и «Сталин»,  зато    возникли  слова  «партия»,  «коммунизм» (дважды)  и  удвоился  «Ленин».  В  варианте  90-х  годов  дважды  звучит  «Россия»,  появились  слова  «мечта»,  «священная  наша  держава»  и  «хранимая  Богом родная земля»,  но  не  встречаются  «партия»,  «коммунизм»  и  «Ленин»,   отсутствуют  и   слова  «труд»  и  «подвиги».

     Таким  образом,  идейно-символически  Российская  Федерация  вернулась  во  многом к временам   Российской  империи  -  к  её  традициям,  православной  духовности,  державности, но  и  к  европейской  светскости и прагматичности,  которую олицетворяют  цвета  теперешнего  нашего  триколора  (прежде  всего,  флага  русского  торгового флота). Правда, Знамя вооруженных сил РФ остается красным,  как  в  СССР, однако  с  гербом  в виде двуглавого  орла и  четырьмя  звездами  по  углам  полотнища.   Пожалуй,  самым  наглядным   проявлением  возвращения  к  досоветской  дореволюционной  традиции  стало  восстановление,  реставрация  и   строительство  православных  ( и  не  только)  храмов (вспомним  хотя  бы  воссоздание  грандиозного  Храма Христа Спасителя  в центре Москвы,  кощунственно  превращенного  в  советское  время  в  бассейн).  Происходит  возвращение  к  прежней лексике  и  видам деятельности  (государственная  дума,  губернатор, полиция,  пристав, гимназия,  благотворительность,  паломничество, официальный  праздник  Рождества  Христова,  повсеместные  обряды  крещения,  венчания,  отпевания,  особое меню  в кафе  для  постящихся   и  т. д.).  К  этой  же  тенденции  относится   и  возвращение   дореволюционных   названий   многим  переименованным  в  советское  время  городам (снова Санкт-Петербург, а не  Ленинград, Самара, а не Куйбышев, Екатеринбург, а не Свердловск  и  т.д.)  и  улицам (например  Тверская,  а не  Горького в Москве, Офицерская,  а  не  Декабристов  в  Петербурге).

     Традиционная  государственно-патриотическая  идеология  России  в  последние  годы  явственно  проявляется в ряде  официальных  документов.  Наиболее   четко  это  продемонстрировал  Указ  Президента  № 683  от  31 декабря  2015  года  «О  стратегии  национальной  безопасности  Российской  Федерации»  [ 6 ].  В этом  документе однозначно    говорится    о  том,  что  к  стратегическим  целям  обеспечения национальной  безопасности  относятся:  «сохранение и приумножение  традиционных  российских  духовно-нравственных  ценностей  как  основы  российского  общества,  воспитание  детей  и молодежи  в  духе гражданственности;   сохранение  и  развитие  общероссийской  идентичности  народов    Российской   Федерации,    единого   культурного    пространства   страны»  (курсив  мой - В.С.).  При   этом   «К  традиционным    российским   духовно-нравственным   ценностям   относятся   приоритет   духовного   над  материальным,  защита  человеческой  жизни, прав  и свобод  человека,  семья, созидательный  труд, служение  Отечеству,  нормы  морали  и  нравственности,  гуманизм,    милосердие,   справедливость,   взаимопомощь,    коллективизм,  историческое   единство  народов  России,  преемственность     нашей  Родины». Как  видим,  власть  обозначает  приоритет традиционных  духовно-нравственных   ценностей  и  единство  всей  отечественной  истории.  Более  того,  наблюдается    идейная  близость    государственной власти   и  Русской   православной церкви,  соответствие их  целей-ценностей  духовно-нравственному  вектору нашего  народа  [ 5 ]. Казалось бы чего лучше.

    Однако, на практике постулированным  государством  традиционным российским ценностям  в  настоящее  время противостоит духовно-нравственное и финансово-имущественное  расслоение  нашего  общества.  При  этом  в любом большом социуме, раньше, скорее  имплицитно, а  ныне,  всё  более эксплицитно,  в связи  с  процессами  глобализации,  существует полиментальность (термин предложен автором) - одновременное наличие в обществе (социуме)  разных  исторически сложившихся типов менталитетов. Напомним  читателям, что  типология менталитетов в  моей  концепции  российской полиментальности  [  9, 12 ] основывается  на базовых  философских    концептах-ценностях, образующих логический крест: Бог - идол, по  вертикальной  координате,   и   индивид  -  коллектив (общество),  -   по  горизонтальной (см. ниже  рис).  Поэтому  «Бог»  выступает  как  ключевой  ценностный концепт,  вокруг  которого  образуются  религиозные  менталитеты.  В  России  -  это  прежде  всего  православно-российский  менталитет,  которому  уже  более  тысячи  лет,  а  также динамично  развивающийся  исламский  и  другие  традиционные  и  нетрадиционные  конфессиональные  менталитеты.  Вокруг  ценностного понятия  «индивид» (личность, «я») складываются прозападный либерально-капиталистический и другие либеральные  менталитеты,  а  вокруг  понятия  «коллектив» (общество, «мы»)  -  коллективистско-социалистический  и другие   просоциальные       умонастроения.    Наконец,    понятие     «идол»  (мамона, инстинкты) выражает  древнейшую  криминально-клановую   ментальность.  Кроме  того,   на  пересеченье вертикали  и  горизонтали   этого   логического  креста  располагается   псевдоменталитет -    мозаичное,    эклектическое    ментальное   образование   из   элементов,   осколков   базовых   менталитетов. Каждому  менталитету  соответствует  определенный  ценностно-ментальный   тип   личности  (художественную,     метафорическую     модель    российских   базовых    менталитетов   я   увидел   в  образах   «братьев   Карамазовых»   из  одноименного  романа  Ф.М. Достоевского, см. фото 1) [ 12 ].  Эмпирические   исследования,  проведенные  мной  и  сотрудниками, подтвердили  одновременное  существование  этих менталитетов в российском обществе. Более того, наблюдения зарубежной реальности,  художественной   литературы   и   кинофильмов   позволяют  говорить  об  универсальности  данной  типологии. Она также коррелирует  с  идеологическими,   партийными  предпочтениями  людей (консервативными, коммунистическими, социал-демократическими, либеральными,  разнообразно-эклектическами  и  др. ), которые по  сути  выражают  исторические  менталитеты.

     В  современной  конституционно  плюралистичной России  наблюдается  повсеместная  борьба  идеологий, вырастающих  из  базовых  российских менталитетов.  Причем   идеология  приоритета  традиционных российских  духовно-нравственных  ценностей  и  патриотической российской  идентичности,  развиваемая  в  государственных доктринах  национальной  безопасности,  образования,  воспитания,  очень  слабо  проявляется  в  повседневной   деятельности  большинства  средств массовой  информации,    учреждений  культуры  и  искусства,  в  образовательной  практике  всех  уровней,  тем  более  в  деятельности  интернета  и  рекламы.  На  повседневном  уровне  фактически  царит  идеология  прозападного  либерализма  и  капиталистического общества  потребления  [  10 ,12, 14 ].

     Поэтому  в  структуре  жизненных  ценностей  молодых  петербуржцев  вера  оказывается  на  последнем  месте,  а  справедливость и  интересная (по сути творческая) работа  также  не  принадлежат  к  числу  главных (см. табл. 1)  Здесь следует  оговориться, что  при прямом  вопросе  о  религиозности  обычно  более  половины  респондентов  называют  себя  верующими.  Когда  же  надо  сделать  выбор  трех-четырех  ценностей  из  семи,  вера  практически  всегда  оказывается   на  последнем  месте,  что свидетельствует  о  неглубоком  характере  религиозности нашей  молодежи.  Вместе  с  тем  радует,  что  несмотря  на  все  неурядицы  с  разводами  и  официально  незарегистрированными  браками,  семья  стабильно  остается  главной  ценностью  у российской  молодежи.  А  ценность  денег  так  и  не  стала  для  большинства  молодых  людей  одной  из  самых  важных.  Это  свидетельствует  о  том,  что  за  тридцать  лет  усиленной  пропаганды  культа  мамоны,  денег,  пока  не  удалось  коренным  образом  трансформировать    просоциальный  и  православный  российские  менталитеты.  Но  не  будем  забывать,  что  количество  усилий «промывания  мозгов»  и  меняющихся реалий  жизни, всё-таки,  могут  перейти  в  иное  качество.     

     Однако, в последнее  время,  тем более  в  связи  с  навязанной  населению  несправедливой пенсионной реформой,  выросла  значимость  справедливости  как  фундаментальной  человеческой  ценности. Ещё  Аристотель утверждал: «Справедливость  является  величайшей  из добродетелей... Общество держится тем, что  каждому воздается  пропорционально  его  деятельности» [ 16  c. 91].  В  свою  очередь Ф.М. Достоевский  писал: «Высшая  и самая характерная черта  русского народа - это чувство  справедливости и жажда  её» [ 1  с. 549]. Наши исследования  показывают, что в современной России общество социальной справедливости и честных людей  труда, прежде всего, востребовано представителями коллективистско-просоциального  и  православного менталитетов, которые составляют большинство наших граждан (см. табл. 2 и 3). Членов этих групп объединяют именно ценности справедливости, правды, веры, патриотизма, коллективизма, традиционной и  классической  русской культуры и языка. Самое большое несогласие и противостояние наблюдается между представителями каждой из названных групп и носителями либерально-индивидуалистического менталитета, для которых характерна выраженная фетишизация  денег и глобалистско-прозападные культурные ценности, ведущие к утрате гражданско-национальной  российской  идентичности [13, 14 ]. Противоречия между  православными (образно говоря, «белыми»)  и  просоциальными   («красными») гражданами, с  одной стороны,  и  либералами  («голубыми»)  -  с другой, проявляются на всех «этажах» российского  общества  (данное  «триколорное»  обозначение  введено  автором   несколько  лет назад  на РНЛ, 17.09.15, а теперь широко используется в публицистике).

    Одним  из основных препятствий  для  духовно-нравственного  общества социальной справедливости и социального согласия выступает значительное влияние либералов-западников, сторонников глобалистско-потребительского  постмодернистского общества  в сфере культуры и искусства, СМИ, рекламы (концепция  Закона о культуре, опубликованная в мае 2019 г. вообще превращает художественную культуру в неподконтрольный  этике и нравственности общества институт),. Отсюда прозападный, антипатриотический, провокационно-безнравственный характер  содержания (так  называемого  «контента») многих  телевизионных  каналов,  порталов и сайтов интернета, средств  массовой  культуры  и  искусства, который по сути работает на перекодирование  общественного сознания, традиционных  российских ценностей  и  норм,  в  первую  очередь,  у  молодежи.  Представляется  неслучайным  «раскручивание»  в  самое  последнее  время (якобы «русских»),  уже  не  только  вульгарно-матерщинного  «певца»  С. Шнурова  наряду  с  ветеранами  блатного  мелоса  (так  называемого  «русского  шансона»),  но  и  по-настоящему  «осатанелых»    рэперов,  несущих  откровенный  мрак  цинизма,  экстремизма  и  психологического  программирования,  побуждения  подростков  к  ненависти,  агрессии и  самоуничтожению.  «Керченский  стрелок»  недавно  воспроизвел  в  реальности   клип   рэпера  «Оксимирона» (почему-то  имеющего  не  одно  гражданство)  о  массовом  расстреле  школьниками   своих  соучеников.  Это  адские  плоды  одной  из криминально-клановых идеологий,  существующих  в  современной  России.  Вменяемые  российские  родители  пытаются  противостоять  этому  гнусному  зомбированию  своих  детей,  но  нередко  сталкиваются  с  чиновничьими  заявлениями  о  законе,  запрещающем  цензуру.

     Более  глубокие  причины  этой   российской  идейной  борьбы  скрыты  в  глубинном  корневом  противостоянии  сил  добра,  правды  и  справедливости  с  силами  зла, лжи («постправды»)  и сатанинской   гордыни. Председатель  Конституционного  суда  Российской  Федерации  Валерий  Зорькин    недавно  выразил  свою  тревогу  по  поводу ситуации  в  нашей  стране,  на  страницах  «Российской  газеты»  [   3   ].  Он  обращает  внимание  на  то,  что не  решена  проблема  социального  согласия,  а  требования  социальной  справедливости  выходят  у  населения  на  первый  план.  Люди  наиболее  болезненно  воспринимают  несправедливое  распределение   бремени  экономических  реформ,  социальное  расслоение   (децильный  козффициент  в  РФ  один  из  самых  высоких  в  мире),   за  чертой  бедности  находится  свыше  20  млн  человек.  Как показывают  исследования  Института социологии РАН, трудовые  нагрузки  работающих растут,  а  социальная  защищенность  снижается.  Неблагополучие  работников  усугубляется  в  свете  грядущих  социальных  последствий  автоматизации, роботизации  и  компьютеризации  производства. Миллионы  человек могут  потерять  работу. Мы  ещё  далеки  от  реализации  7-ой  статьи  Конституции  о  том,  что  РФ - социальное  государство,  которое  обеспечивает  «достойную  жизнь  и  свободное  развитие  человека».  Ещё  одной  сферой  несправедливости  остается  проблема  коррупции,  борьба  с  нею  -  это  жизненно  важный  для  России  вопрос,  без  решения  которого  невозможно  достичь искомого  общественного  согласия  и  массового  признания  справедливости  российского  общественного  устройства...  Председатель  Коституционного  суда несомненно  прав.  Но  дело  ещё  в  том,  что  идеология  прозападного  либерального  чиновника, либерального  журналиста и  либерального  бизнесмена  пока  никак  не  может  быть  совместимой  с  идеологией  православного  педагога, православного фермера  и православного  писателя, а также .с идеологией  просоциальных  коллективистов  (рабочего, инженера, врача). Вместе с тем, часть  атеистических социалистов («красных») не  может  поладить  с  частью  «зашоренных» православных («белых»)[ 14 ]. Правда,  имеется  опыт  социального  согласия  представителей  различных  идеологий  в  Петербурге  в  первом  десятилетии  нового  века,  когда  общественность  города  боролась  со  строительством  более,  чем  400-метровой  башни  Газпрома  на  Охте  напротив  Смольного  собора  и  добилась  перенесения  строительства  на  окраину  города  в  район  Лахты (см. фото 2) [  11  ]. Но  последующие  административные  решения   о  передаче  Исаакиевского  собора  Русской  Православной  Церкви  и месте для  восстановления храма  св. Екатерины   в  Екатеринбурге  вновь  вызвали  бурное  ментально-идеологическое  противоборство,  подогреваемое  прозападно-антироссийскими  силами.

     Ныне на фоне процессов  глобализации, глобальной интернет-коммуникации, миграции и туризма мы сталкиваемся с различными идеологиями и полиментальностью, доходящими до ценностно-нормативной несовместимости между представителями различных групп. Часть   российских  граждан  после  распада Советского Союза и падения  «железного  занавеса» восприняли глобализацию  и  современное  состояние мира как  некий неизбежный «нормальный» рыночно-капиталистический феномен. Однако,  опыт антироссийских   санкций   и   последние   разработки    интеллектуалов   «Римского  клуба» свидетельствуют об обратном [ 17  ]. Их  доклад  доказывает пагубность и безнравственность современного  капитализма  (грандиозные финансовые  спекуляции, оффшорное  мошенничество,  вопиющее социальное неравенство, рост авторитаризма, разрушение природы и климата,  возрастание угрозы  большой войны и др.). Более того, они признают,  что  крах  социалистической  системы  и  победа  Запада  привела  его  к  неадекватной  «гордыне».  Избавление  от  всех  этих  глобальных  опасностей  требует иного мировоззрения, отказа  от  пагубной  жажды  наживы и  крайнего эгоизма.    Высказывается  призыв  к  новому  образованию  и  воспитанию,   к  новым  нравственным ценностям.  В этом  контексте умонастроение  и  идеология  российских  либералов-западников  тем  более выглядит  вопиюще  не  научной и ретроградной.  Современные  западники  превосходят  западников  времен   Ф.М. Достоевского  в  своем  оголтелом  противостоянии  патриотам-«почвенникам»  наших  дней.

    У современного  российского  общества  есть  два  пути  в  будущее:

1. Продолжать идти по чужому пути потребительства, коррупции и вопиющего социального неравенства, который приведет  страну к  исчезновению в качестве русской, российской самобытной цивилизации и  превратит  её  в  разновидность  западного  «дивного  нового мира»   из  известной антиутопии Олдоса Хаксли.

 2. Представители  основных - православного  и  просоциального - менталитетов  сумеют осознать  свою  общую народную  национальную  идентичность и,   «преодолев  в себе беса разъединения» (как завещал митрополит Иоанн Снычев), преодолеют и прозападно-либеральную  идеологию. И наконец начнут  строить свою  жизнь,  руководствуясь исконным  идеалом  России  -  Бог, правда, справедливость.

Валентин Евгеньевич Семенов, доктор  психологических  наук, профессор,  засуженный  деятель  науки  России, научный  руководитель  НП «Центр  политических  и  психологических  исследований», экс-директор  НИИ комплексных  социальных  исследований  СПбГУ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Достоевский  Ф.М. Собр.  соч. В 10 т.  М., 1956. Т. 3.

2. Журавлев А.Л.,  Мироненко И А.,  Юревич А.В. Психологическая  наука  в  глобальном  мире: вызовы  и  перспективы // Психологический  журнал. 2018.  Т. 39,  № 2.  С.57-70

3. Зорькин В. Д.  Буква и  дух  Конституции // Российская  газета. №226.  10.10.2018

4. Конституция  Российской  Федерации.  М.:  «Проспект»,  1999.

5. Основы  социальной концепции  Русской Православной Церкви // Юбилейный  архиерейский  собор  РПЦ (Сборник  докладов и документов).  СПб. 2000.  С. 150-211

6.  О  стратегии  национальной  безопасности Российской  Федерации.  Указ  Президента РФ.  №683  от  31.12.2015 г.  http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (обращение 3.12.2018)

7. Розанов В.В. Апокалипсис  нашего  времени.  (обращение  3.12.2018)

8. Россия: Энциклопедический  словарь. Л.:  Лениздат, 1991 (репринт, С.Петербург. 1898)

9. Семёнов В.Е. Типология  российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов (Хрестоматия) / Сост. А.Л. Свенцицкий. - СПб.: Питер. 2000. С. 485-492.

10. Семёнов В.Е. Российская  полиментальность  и   социально-психологическая динамика на  перепутье  эпох.  СПб.  Изд-во СПбГУ.  2008.

11. Семёнов В.Е. Башня «Газпрома»:  от  социального  конфликта  к  согласию // Российское  общество:  проблемы  социального  согласия  и  развития / Под  ред.              В.Е. Семёнова.  СПб. Изд-во  С.-Петерб. ун-та,  2014.  С.215-219.

12. Семёнов  В.Е. Современная  Россия  в  контексте  концепции  российской  полиментальности // Историогенез  и  современное  состояние  российского  менталитета/ Отв. ред. В.А.  Кольцова,  Е.В. Харитонова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,  2015.  С. 403-429.

13.  Семёнов В.Е.  Российское  общество,  полиментальность  и  социальное  согласие // Психологический  журнал. 2015. Т. 36,  №4.  С. 98-102.

14. Семёнов  В.Е. Российская идентичность и патриотизм в полиментальном обществе [Электронный ресурс] // Институт психологии РАН. Социальная и  экономическая  психология. 2017. Т.2. №3. С.116-142. http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document374.pdf  (обращение 3.12.2018).

15. Символы  и  святыни  Российской  державы / Н.А. Соболева, А.Н. Казакевич.  М.:ОЛМА Медиа Групп.  2007.

16. Этика  Аристотеля.  СПб.  1908

17. von Weizsacker  E., Wijkman  A. COME ON!  Capitalism, Short-termism, Population and Destruction of the Planet  -  A Report to the Club of Rome. Springer. 2018.

58411рееуо

 

58412

 

58413еро

 

58459огко

 

58460

 

58461гн5о

 

58417

 

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить