Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

1feb5aff9dc2f41f31b93b5bb4987c21

(Статья принята к публикации в "Вестнике Петровской академии").

УДК 741/744(075.8)

   Емельянов С.А.– доктор философских наук, член Петровской академии наук и искусств, руководитель рабочей группы по культуре Координационного совета по Евразийской интеграции, Эйзлер П.П. доцент СПб АСК, Степуленок Я.А. –доцент СПб ИТиД.                                                                                                   

Образование и тренинг интеллекта

 

Аннотация: В данной статье анализируются проблемы образовательных технологий, интегрированного подхода к образованию, тренинга интеллекта и человеческих ценностей.

Ключевые слова: образование, образ, интеграция, тренинг, интеллект, ценности.

Широта образования и узкая специализация всегда находились в состоянии конфронтации и легкой формы холодной войны.

На крутых поворотах отечественной истории периодически требовались разносторонне-образованные и социально-активные люди, способные решать любые задачи. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник – на тропе вечный был работник» – писал о царе-реформаторе Петре 1 великий русский поэт А.С. Пушкин.

Солнцу русской поэзии оппонировал баснописец И.А. Крылов: «Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник».

         Ощутимо, весомо и зримо, что нынешняя «узкопрофильная» элита с базовым юридическим или экономическим образованием мыслит преимущественно в категориях «распил», «откат», «оффшор».

         К счастью, и в этой печальной тенденции есть образцово- показательные исключения. Так, представитель крупного строительного бизнеса, руководитель проекта «Созидающий мир» и просто хороший человек В.А. Заренков в положительную сторону отличается от некоторых представителей финансовой элиты, стремление которых получить максимальную прибыль иногда приводит к крупным социальным конфликтам [1].

       По совокупности обстоятельств приоритетной задачей современного отечественного образования является подготовка по-настоящему успешного и мудрого профессионала с широкими интересами. Такой человек, как писал в стихотворении «Дай бог» поэт- шестидесятник Е.А.Евтушенко, сможет быть «богатым, но не красть, конечно, если это так возможно».

            Мудрость не есть многознание, однако предполагает образование чуть-чуть выше начальных классов средней школы. Образование имеет корень  «Образ». Тот самый – единственный, небесный, с которого начался Человек, созданный «по подобию Божию». Вот этот-то образ и надлежит  вдохнуть в детскую  и взрослую душу.

                По-английски «образ» звучит как «имидж»  (image) и означает внешний вид с голливудской улыбкой, который существует независимо от содержания и даже при его полном отсутствии.  Со всеми сообща и заодно с правопорядком имидж «ходит вместе» с этикетом, репутацией и дресс-кодом.

               Жизненно - глубинные устои  духовной жизни не могут предлагаться как предметы потребления. Цивилизация дружно шагает по  пути к  закату без решения дилеммы: хочешь ‒ будь альтруистом, а хочешь ‒ эгоистом, хочешь ‒ смиренно и добросовестно служи ближним, народу, государству, а хочешь ‒ живи во имя своего желудка. Процветающая экономика, крепкая оборона и общественно-полезная наука невозможны без осознания человечьих обязательств по отношению друг к другу и  обществу.

             Миссия образования ‒  не только  увеличение объема знаний и чердака памяти, но и инъекции моральных доктрин, воспитание благочестивых членов социума, осознающих высшие ценности и вечные вопросы  с вытекающими  обязательствами.

            Однако ни один ВУЗ мира не формирует практических навыков, требуемых многогранной жизнью. Мы все учились понемногу зачем-нибудь. Не все активные члены партии профессиональных революционеров были отягощены ВУЗ-овскими дипломами. Доклад первого космонавта Ю.А. Гагарина принимал Первый секретарь ЦК КПСС  Н.С. Хрущев с очень средним образованием.

               Образование есть функция всей жизни,  а интеллект можно развивать не только в университете, высшей партийной школе или ешиве, но и в тренинговом центре или самостоятельно. Тренинг (англ. training от train  ‒обучать, воспитывать)‒ форма  активного обучения, «заточенная»  на развитие умений,   навыков и социальных установок. Формирование мышления в ракурсе личностного развития снимает проблему неуверенности в себе.

              Мудрый Сенека говорил: «Non scholae sed vitae discimus» – «Не для школы, а для жизни мы учимся».

              Дерзающему дарованию необходимо дотянуться до тех биологических механизмов, которые регулируют работу мозговых нейронов и выбрасывают в кровь адреналин.   Система йогов с перетеканием энергии из Великой Пустоты в ровно стучащее сердце  не для всех, органична, а углубленный аутотренинг с позитивными аффирмациями  уже доказал свою научно- практическую значимость.  При всей серьезности стоящих перед тренингом задач– дело это жизнерадостное и веселое.    Интеллектуальный тренинг в стиле «стремление к...» имеет много общего со спортивной тренировкой.

               Нежно-упругий мозг как физиологическая основа интеллекта имеет две половинки и  работает подобно мускулам – наращивает силу и активизирует «зоны гениальности»  в процессе тренировок и атрофируется при недостаточном использовании. Биохимия мозга зависит от прирожденных свойств нервных клеток, солнечных протуберанцев и направления ветра. 

              Замечательным видом интеллектуального фитнеса является древняя и вечно юная игра шахматы. Это чудодейственный сплав спорта и искусства, состязания и творчества, воли и мысли «на двоих». Урок самопознания для школьника во Дворце пионеров, занятие для пенсионеров  на садовой скамейке,  игра миллионов и профессиональный труд в Большом спорте со сложными нравами, прессой. Каждый совершенствующийся  труженик черно-белых полей как бы повторяет процесс исторического развития шахматной игры.

             Количество возможных позиций на 64 клетках шахматной доски превышает  число атомов во Вселенной. В шахматы играли великие стратеги и лидеры. Данный вид настольной игры стимулирует работу двух полушарий головного мозга, формирует навыки эффективного использования времени и вырабатывает привычки победителя. Интеллектуальных отшельников, разрабатывающих шахматные табии, давно заменили бригады тренеров, секундантов и помощников.

                Из  философии тренинга и основ спортивных тренировок  в научно- обыденный оборот взошли  категории «упражнение», «усилие» и «интенсивность». Упражнение –  это сознательное усилие, а интенсивность – его мера.  Усилие есть суть тренинга. Его необходимость и достаточность обычно рассматриваются в неотрывной связи с интенсивностью  упражнений. Чем больше спортсмен тренируется, тем чаще ему «везет» на соревнованиях. Ограничения  определяются человеческим  фактором. В стратегическом аспекте это генетика спортсмена, а в тактическом ‒ внутренняя дисциплина, наличие травм и гастрономические привычки.

             Подражая любимому литературному герою Рахметову, титан революции В.И. Ленин интересовался спортом, ценил здоровье как важное орудие революции и называл его «казенным имуществом». Владимир Ильич всегда смеялся, как честный человек, любил кататься на велосипеде и думать о меньшевиках.

       Идея благородного соперничества  в силе, ловкости и выносливости является крупным культурным импульсом. Один из краеугольных этических камней в спорте – понятие «честная игра»  (англ. «Faierplay»), которая охватывает не только принципы проведения соревнований, но и подготовки к ним. Основные ингредиенты – уважение к сопернику, минимизация обмана, допинга, физического и психологического насилия. Состязание приносит наслаждение, если служит средством личностного развития, а не становится самоцелью.

           В профессиональном  спорте игра переходит во что-то серьезное, но все еще остается игрой. Даже не отягощенные золотыми медалями  Олимпийские чемпионы  знают, как с помощью игровых психо- техник, «фишек» и лайфхаков концентрироваться, сохранять цель в поле зрения и перепрыгивать или обходить  препятствия. Квалифицированные спортсмены  перед супер-ответственными состязаниями смотрят свой внутренний кинофильм и пере-проживают лучшие и удачные моменты триумфа и наслаждения. Чемпионы с установкой на рост обычно вполне обычные люди, которые сами сделали себя необычными.

               Все в жизни развивается «изнутри наружу». Слово «энтузиаст» происходит от латинского «en theo», что означает «Бог внутри».    На продвинутом уровне почти любой вид спорта   способствует познанию самого себя, что предполагает  не только работу  мышц, но и движение по спирали интеллектуального роста. Путь наверх начинается с самоотрицания. Гармоническое развитие спортсмена  в тренировочных трусах марки «Adidas» реально только при высоком этико-эстетическом уровне всех его потребностей.

                Футурист В.В. Маяковский у каждой буквы выворачивал карман  и высокую болезнь вдохновения один раз назвал  «глупой воблой воображения». В творчестве взаимодействуют интеллектуальные, волевые и эмоциональные функции. Способность регулярно генерировать пусковые импульсы Озарения  стимулируется тренинговыми методами с  обращением к глубинным основам верований и убеждений.  

              Личность живёт в своей бытности, а душа – во Всебытии. Аутотренинг, гипноз и транс – дорожка из одного в другое.

               История  и география тренингов имеет глубокие корни и длинные ветви. Одним из первых использовал данный вид обучения  Дейл Карнеги, основавший Институт эффективного ораторского искусства и межличностных отношений. В этом центре проводились ‒ и до сих пор проводятся ‒ тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе и личностному взаимодействию.

             На долго-гниющем Западе значительный вклад в тренинговую форму обучения привнесли   социальные психологи  К. Левин, К. Роджерс и М. Форверг.   В тренинговых групах (Т-групах) с элементами деловой игры и драматизации политические лидеры, топ-менеджеры и обычные люди  повышали компетентность в общении, получали большие бонусы  от коллективного анализа собственных переживаний и укрепляли групповую сплочённость.

                   Изобретатель IQ- теста и создатель первой французской лаборатории экспериментальной психологии А. Бине полагал, что с помощью практик, обучения и методик можно добиться качественного изменения интеллекта, улучшить внимание, память и прочее.

              В ранне - советское время  (20-30 е гг.) тренинговые системы (под другим названием) активно применялись в рамках «Всеобщей организационной науки» и «Научной организации труда». Подробно изучались и воплощались методы психополитического влияния и профессиональной  селекции. Именно в те духо - подъемные годы родились и деловые игры.

                В святом деле комм. воспитания наиболее весомые  результаты наблюдались в педологии. Яркий пример – методики  тренинго- групповой работы с беспризорниками  талантливого новатора-воспитателя А.С. Макаренко.   Высокоидейный педагог справедливо полагал, что «каков ребенок в игре, таков во многом будет и в работе, когда вырастет», дарил детям возможность осознать свои истинные мечты и применить себя на благо общества.

                 В конце советских 1970-х годов философ-методолог  Г.П. Щедровицкий разработал организационно-деятельностные игры (ОДИ) как универсальную систему решения управленческих задач. Участники и свидетели  этих игр уверены, что  ОДИ были задуманы под дальнейшее развитие и реализацию «интеллектуального переворота» в СССР.  Через эти игры прошли  миллионы чиновного люда, но данная деятельность  широко не афишировалась, и кружок Щедровицкого был в чем-то похож на секту или ложу посвященных.

                   Работа семинара Щедровицкого исходила из общей презумпции,  что группа особым образом обученных и организованных интеллектуалов может разрабатывать и последовательно осуществлять сколь угодно масштабное преобразование социальной среды.  После игры участники говорили, что они испытали настоящее счастье от самого процесса мышления. Такое сильное, какого они не испытывали даже от любви и водки. Все мечтали снова попасть на игру. Некоторые становились маньяками игры и игроманами.

                  Тренинги,  коучинги и дар неустанного труда  расширяют границы возможного. Иногда следует делать невозможное, чтобы достичь возможного.  Невозможное для одного субъекта реально выполнимо для более «продвинутого».   Тренинг– это выход за границы,  воспитание младенчества во взрослом теле и снятие покрова с истинного знания, которое необходимо  для самореализации.  К.С. Станиславский называл тренинги «этюдами» и «упражнениями», а В.Э. Мейерхольд– «биомеханикой».

                   Особенностью обучения половозрелых людей  является потребность в смысле.     Понятие «андрагогика» кажется новым и малознакомым. А  этому термину уже более 100 лет. Андрагогика (греч. андрос ‒ взрослый человек,  агогейн ‒ вести, «ведение взрослого человека») – это наука о теоретических и практических аспектах обучения совершеннолетнего субъекта с Тайным Ребенком внутри себя.  В процессе обучения субъект андрогогического процесса обычно переходит в «режим саморазвития». Отдельные особи «находят себя» и раскрываются в пубертатном возрасте, другим для активизации требуются опыт-знания-практические навыки. Как отмечали энтузиасты обучения рабочих и крестьян, андрагогика  повышает  личностный рост, раскрывает   латентные потенциалы и  истинные мечты.

              Интеллект – это  главный рабочий орган представителей многих профессий.  За генерацию идей отвечает правое полушарие. Давно было замечено, что главные проблемы лучше всего доверять внутреннему уму (подсознанию), которое подключено к информационным полям Вселенной и  наиболее эффективно работает в состоянии релаксации и смеха.

               Отдельные тренинги креативных мышц, деловые игры и корпоративные вечеринки  можно заменять молитвами как актами «умного делания» и общения с высшими  силами. При этом следует предохраняться от опасных влияний  неадекватных лидеров и ложных пророков. 

       Можно вычленить такие «психо - тренинговые» компоненты, как тайм- менеджмент и эмоциональный интеллект (EQ). Тайм - менеджмент нужен для  решения задач в течение земной жизни, а эмоциональный интеллект‒ для  формирования команды единоидейников. Загадочная русская душа постоянно склоняется к коллективизму и созвучна идеям эмоционального интеллекта.

            У страдальца  в земной жизни Б. Спинозы есть завораживающая интеллектуалов фраза «Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать». Можно возразить знаменитому философу, что для понимания как раз необходимо и плакать, и смеяться, и ненавидеть.

                  Только следуя детским мечтам, можно добраться до счастья.   Негативные  эмоции парализуют способности, уничтожают счастливые мгновения и толкают к экстренному поведению. Позитивные эмоции расширяют сознание, массажируют воображение и открывают дальнюю дорогу. Страстность, эмоциональность, наивная увлечённость  создают полноту Бытия.

                 Эмоции обычно быстро проходят, однако жизнь без эмоций – это  существование в  стиле антиутопий, где люди  живут в пустых бездушных жилищах, ходят в серых робах, вступают в брак для выполнения  гражданского долга.  Безэмоциональная жизнь – пустой функционал и выполнение неких обязательств. Вне зависимости от человеческого разумения эмоции изменяют отношение к миру. Общественное мнение обычно заслуживает имя общественных чувств (Б. Дизраэли).

               Слово «эмоция» происходит от латинского «motio»– движение, приставка «э» означает наружу, вовне. Без эмоций не возникает мотиваций.

                 Материалисты скрывают свой страх естественного конца жизни. Признак высокоразвитого емоцiйного iнтелекта – способность смеяться над серьезными жизненными коллизиями. Перезагрузка и перезарядка эмоционального интеллекта  развивает способности к лицедейству без фарисейства и помогает входить в образ Мудреца и Чемпиона.

                  Подлинное искусство всегда эстетично и этично. Нельзя создавать икону в минуту сомнения. Невозможно  работать над ролью без любовного абсцесса в самом высоком библейском смысле. Без тоски по красоте и добру искусство становится плоским. Сценическая магия по своей природе знает только настоящее время, очищает кровь и оптимизирует генетику.

                   Без ролей не прожить. В отличие от сценических ролей с «прогонами» и «сквозными пробами», жизненно-бытовые  роли даются Судьбой и обстоятельствами.  Они не предполагают высокой музыкальности речи и оплодотворенности каждого звука блуждающими частичками духовности.

           Для выражения сущности некоторых ролей с бесконечными импровизациями нет подходящих Слов. Роли преходящи и текучи, как сама жизнь. «Высоковольтный» артист - шпильман с пафосом самоотвержения и шлейфом закулисной жизни  может войти в Образ короля Лира. Однако и сам не совсем голый король играет в пьесе драматурга и антрепренера Шекспира не так уж мало ролей: Первое лицо страны, Мужчина, Отец, Возлюбленный, Мыслитель, Преследуемый, Сумасшедший.

               Большинство театральных школ учит актеров управлять эмоциями. Однако управляемые эмоции – это, как правило, актерские штампы и игра «в себя». Эмоции и роли повязаны интимной связью: эмоции располагают к определенной роли, роль пробуждает определенные эмоции.   Художникам дана привилегия создавать правила игры, которые можно не соблюдать.  Смысловой кульминацией мизансцены чаще всего становится именно нарушение правил.

                Эмоциональный и ролевой тренинг всегда начинается и никогда не кончается. Это любой момент жизни и любое дело с выходом к Небу и Смыслу.  Тренинг и репетиция должны превосходить свою цель. Актеру и спортсмену требуется навык достижения оптимального уровня возбуждения в нужный момент. Привычка думать в стиле «все это–тренинг и эксперимент» представляется полезно - продуктивной.

               В нейрофизиологическом ракурсе за эмоции «отвечает» в  основном  неокортекс («новая кора»). На протяжении многих веков сфера эмоций оставалась вотчиной идеалистической философии и рассматривалась как чисто внутренняя и духовная деятельность человека, не связанная с внешним миром.

               Светило советской психологии Л.С. Выготский, говоря о важности исследования эмоций и воображения для понимания искусства, заметил в 1925 году: «...нет в психологии глав более тёмных, чем эти две главы... мы не имеем сколько - нибудь общепризнанной законченной системы учения о чувстве и учения о фантазии».

                 На обещание самому себе стать мудрецом и спасти вечные ценности сознание теряет способность к позитивным изменениям. «Вечность» –это слишком долго. «Бесконечность» – это очень далеко. Для движения к Идеалу и закрепления положительных сдвигов эффективна тактика «ежедневно и без пропусков». Она не вызывает неопределённой реакции и заставляет трудиться разум и сердце, сдвигая их на несколько духовных миллиметров.

               Для реализации Большой Мечты совсем не обязательно обладать «железной волей» и жертвовать всем ради одного Идеала. Достаточно  иметь высокий градус мажоритарного отношения к жизни и с любовью начинать с того масштаба, в который можно поверить. Бог тоже начинал с малого и в первый день просто создал  Небо и Землю.

                 Формирование устойчивых рефлексов, навыков и привычек экономит время в стандартных ситуациях и  освобождает сознание  для решения  масштабных проблем.  Для реализации больших Идей очень важны простые автоматизмы. Высвобождающееся время можно использовать как преимущество. Желательно формировать привычку ходить по новым путям. Физиология мозга всегда на стороне тренирующегося ‒ проводящие пути сознания генерируются регулярным повторением запредельных заданий.

                Обучение происходит в том случае, если между принципами и практикой (общим и конкретным) проскакивают искры.  Теория осуществляется в каждом народе и человеке в той степени, в какой она является реализацией потребностей. Не только теория должна стремится к практике, но и практика «тянуться» к теории, как цыганский ребенок к анаше и скрипке.

             Образование не всегда мешает обучению.  Пергаменты не утоляют страсти ‒ книги не заменят  акты самопознания  и практический опыт.  Любая работа может быть описана в терминах тренинга или проекта.

      Цитаты выражают авторитетную мысль и иногда украшают собственную. Как говорил великий Махатма Ганди: «Живи так, как будто ты умрешь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно». Эта прекрасная мысль подталкивает не только к извлечению пользы из каждого проживаемого момента, но и направляет на путь постоянного самоусовершенствования.

                 Жизнь вынуждает человека многое делать добровольно.  Большинство становится начальниками, а не высокоразвитыми личностями. Они упражняются во власти вместо того, чтобы преображать себя,  сотрудников и все человечество. Система образования и тренинги должны развивать способности

                 Именно в способностях заключена подлинная человеческая сущность.  Чем выше у индивидуума с хорошей генокартой развиты способности, тем больше у него «вершинных» потребностей. Невероятные, на первый взгляд, таланты – это лишь отражение божественных черт в самосовершенствующихся людях. Все великие родители, учителя и тренеры верят в то, что способности и таланты можно развивать.

           Каждая «конечная цель» превращается в средство на пути к Идеалу. Охваченный федеральной и региональной заботой человек находится в постоянном движении - становлении. Общее направление магистрали ‒ развитие сущностных сил человека и выявление творческих  дарований. Развитые способности формируют высшие созидательные потребности.

         Потребности и мотивы тесно сопрягаются с понятиями «ценность» и «ценностные ориентации», которые являются важнейшими компонентами структуры личности.

       Ценности и ценностные ориентации играют главную роль в жизни каждого отдельного человека и всего общества. На основе ценностей каждая личность делает свой собственный выбор. В конечном итоге ценности дают ответ на вопрос, ради чего разумный человек занимается тем или иным видом деятельности и вообще живет на этом белом свете.

Литература

  1. Заренков В.А. «Эталон успеха (мысли вслух)», СПб, 2012.
  2. Емельянов С.А. Сколько стоит русская идея? Практические аспекты, проблемы идеального и национального.– С-Пб, 2012.
  3. Емельянов С.А. Российская идея и звуки вечности. Социально-этические этюды.– С-Пб, 2016.
  4. Емельянов С.А. Российская интеллигенция, новые элиты и нравственное лидерство. Социально-этические этюды.– С-Пб, 2018.
  5. Степуленок Я.А., Эйзлер П.П. «Реставрация зданий г. Санкт-Петербурга с возможным использованием отечественных полиуретановых композитов». Датский научный журнал №8. Копенгаген, 2018.
  6. Эйзлер П.П., Степуленок Я.А. «Возможное использование отечественных полиуретановых композитов», в сборнике материалов Всероссийской конференции изобретателей «Изобретатель России в импортозамещении», с.167-170.
  7. Эйзлер П.П., Махов П.В. «Связь естественных наук с прикладными строительными дисциплинами», в сборнике материалов -доклад на 111 межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Архитектура и строительство», С-Пб, 2017.

Комментарии для этой записи закрыты