Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Фото Щербакова

Он прожил долгую, яркую и интересную жизнь, оставив после себя вдохновенные работы и добрую память тех, с кем ему приходилось работать или просто общаться.

Среди его работ - памятники и бюсты Александра Пушкина, Николая Островского, Зои Космодемьянской, Фиделя Кастро, Петра Столыпина, древнегреческого философа Сократа, а также знакомые миллионам москвичей и гостям столицы 14 барельефов главного вестибюля станции метро «Краснопресненская».

Скульптурное оформление московской станции метро «Краснопресненская» стало первым серьёзным успехом начинающего художника, который в начале 50-х годов прошлого века принёс ему всесоюзную известность. Подобные заказы раньше доверяли только самым знаменитым и опытным мастерам: например, скульптурное оформление станций «Площадь Революции» (1937-1939 гг.) и «Измайловский парк» (1944 г.) - М.Г. Манизеру, станции «Бауманская» (1944 г.) - скульптору В.А. Андрееву. Молодой скульптор выиграл престижнейший всесоюзный конкурс, в котором, без преувеличения, бились таланты со всего Советского Союза.

Когда в 1954 году состоялось открытие станции метро «Краснопресненская», центральной композицией было скульптурное изображение Ленина и Сталина в вестибюле, выполненное Николаем Щербаковым. К сожалению, скульптурная группа «Ленин и Сталин» простояла здесь недолго. После смерти И.В. Сталина и ХХ съезда партии, когда новый руководитель страны Никита Хрущёв развенчал «культ личности» своего предшественника, она была демонтирована. Вначале убрали скульптуру И.В. Сталина. Это сделали ночью, тайком, а утром все были поставлены перед уже свершившимся фактом. Впоследствии, под предлогом расширения станции и строительства перехода, убрали и скульптуру В.И. Ленина.

Но ленинская тема в дальнейшем заняла прочное место в творчестве скульптора. Первый памятник В.И. Ленину всесоюзного значения был установлен в городе Кустанае Казахской ССР. Затем последовали памятники и в других крупных городах и населённых пунктах страны. Кроме того, им были выполнены известные скульптурные изображения вождя, которые находились в постоянной экспозиции Центрального музея В.И. Ленина и Музея Революции в Москве, были напечатаны на многих марках и календарях.

Важным этапом в творчестве художника стало участие в конкурсе на памятник В.И. Ленину для Кремля, который проводился накануне 50-летия Великой Октябрьской революции. Кроме Щербакова, со встречными проектами выступили ещё 26 ведущих скульпторов нашей страны, представленных девятью творческими коллективами. Всего же на конкурсе было 57 проектов! Скульптурная композиция В.И. Ленина работы Н.А. Щербакова была признана лучшей среди проектов, представленных на конкурсе, в том числе и по результатам народного голосования.

Однако поскольку скульптор Н.А. Щербаков не был членом КПСС, по политическим причинам для установки в Кремле был принят проект другого автора - скульптора В.Б. Пинчука. Скульптуру работы Н.А. Щербакова правительственная комиссия рекомендовала для установки в санатории ЦК КПСС «Барвиха» под Москвой, где она находится и поныне, в отличие от памятника В.И. Ленину в Кремле, демонтированного при сломе Советской власти. Открывала бронзовый памятник в «Барвихе» в 1968 году министр культуры СССР Е.А. Фурцева.

Наиболее значительные памятники В.И. Ленину работы скульптора Н.А. Щербакова были установлены в разное время в Академии общественных наук при ЦК КПСС в Москве, в международном пионерском лагере Артек в Крыму, а также в одном из древнейших городов Средней Азии - Ходженте (тогда он назывался Ленинабад). За эту работу автору было присвоено почётное республиканское звание лауреата Государственной премии Таджикской ССР имени А. Рудаки.

Громадная 13-метровая скульптура была создана из листовой нержавеющей стали, как и знаменитая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница». Однако в отличие от неё в ленинабадском памятнике В.И. Ленину крепление промежуточного каркаса и несущей конструкции производилось через специальные узлы, исключающие коррозию при соприкорсновении разнородных металлов, тогда как работа В.И. Мухиной «Рабочий и Колхозница» оказалась подверженной коррозии и в результате через несколько десятилетий потребовала серьёзной реставрации.

Применение оригинального инженерного решения, предложенного В.М. Церковниковым, который в своё время был приглашён Н.А. Щербаковым для работы над памятником в Ленинабаде, позволило сделать эту скульптуру более долговечной. Недавно полученный при этом уникальный опыт был использован при реставрации работы В.И. Мухиной "Рабочий и Колхозница", установленной ныне у северного входа на Выставку достижений народного хозяйства в Москве.

Последним из Ленинианы скульптора Н.А. Щербакова оказался памятник В.И. Ленину, установленный в 1985 году в г. Светлограде Ставропольского края - на родине последнего генсека ЦК КПСС М.С. Горбачёва. Удивительный факт: в 1986 году памятник неожиданно покосился, но устоял. Причиной стали оползневые процессы в почве, однако потом многие восприняли это как своеобразное предзнаменование грядущих испытаний, выпавших на долю КПСС после прихода к власти в СССР этого неоднозначного политика.

Среди работ Н.А. Щербакова - многочисленные скульптурные портреты людей-тружеников. Это рабочие, колхозники, а также деятели искусств, писатели, учёные, - все, кто чем-то привлёк к себе острый глаз художника. Скульптор активно откликался на важнейшие события общественной жизни, происходившие в Советской стране и за рубежом. Космическая эпопея вдохновила его на создание целой галереи скульптурных портретов наших выдающихся учёных-конструкторов, творцов ракетной и космической техники, героев-космонавтов - Гагарина, Титова, Терешковой, Николаева, Быковского и других. Национально-освободительная борьба на Латиноамериканском и Африканском континентах подвигла на увековечение таких героев, как Фидель Кастро, Че Гевара, Луис Корвалан, ангольский командарм Джази, предотвративший ценой своей жизни переворот в Анголе, и многих других.

В последние годы жизни скульптор обратился к «вечной» теме, создав скульптуры «Благословляющий Серафим Саровский», «Матрона Московская» и ряд других работ посвящённых теме русского православия. Родному городу Мурому он подарил скульптурную группу «Святые Пётр и Феврония Муромские», которая была установлена там летом 2008 года у городского дворца бракосочетаний.

Тогда же скульптор передал в дар Мурому и свою работу «Илья Муромец поднимающийся». В этой скульптуре нет ничего пафосного: она изображает простого русского мужика. «Возможно, этот простой мужик и неказист на первый взгляд, по именно на нём держится страна. Именно этот простой мужик, когда становится необходимым, встаёт и идёт защищать Родину превращается в былинного богатыря, которому по плечу самые невероятные подвиги», - говорил Николай Андреевич, который считал образ Ильи Муромца символом России.

Многие мистические совпадения сопровождают установку работ Н.А. Щербакова. Он уверен, что когда будет установлена скульптура Петра и Февронии, в нашей стране начнёт расти рождаемость, а когда установят памятник Илье Муромцу, - страна перестанет вымирать. Так это или иначе, - можно сомневаться, но сразу после установки в Муроме памятника Петру и Февронии работы скульптора Н.А. Щербакова в России, как он и предсказывал, рождаемость начала расти. А вот смертность продолжает оставаться высокой. Может, причина как раз в том, что до сих пор так и не установлен памятник Илье Муромцу?  

В планах художника было создание ещё целой галереи работ, в том числе шагающего Петра I, русского мыслителя Николая Данилевского и многих других, которые он так и не успел закончить, скончавшись 1 декабря 2015 года на 91-м году жизни.

       Творчеству этого замечательного художника и последним годам его жизни посвящена книга "СКУЛЬПТОР НИКОЛАЙ ЩЕРБАКОВ. От Ленинианы до веры..." (М.: Алгоритм, 2017. - 464 с.), а также несколько художественных альбомов, в разные годы выпущенных действительным членом ПАНИ и Союза писателей России Гагут Л.Д., хорошо знавшей скульптора на протяжении многих лет.  

МОСКОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПАНИ

Комментарии для этой записи закрыты