(Открытое письмо
Валерию Александровичу Чумакову
- ноосферному мыслителю из Дзержинска)
Преамбула
30 апреля этого, 2020-го года, по электронной почте я получил письмо-обращение ко мне Валерия Александровича Чумакова, постоянного участника организуемых мною уже с 2009-го года Международных научных конференций «Ноосферное образование в евразийском пространстве» и одновременно соавтор издаваемых по материалам обсуждения на этих конференциях коллективных монографий с таким же названием. Уже проведено 9-ть таких конференций и издано 9-ть томов монографий, отражающих содержание и прогресс поставленных проблем по становлению ноосферного непрерывного образования в России.
В этом письме В.А.Чумаков поставил перед мной четыре вопроса:
Первый: «... как вы относитесь к объединению сил за «новый социализм»? Например, с Платошкиным Н., который за этот Социализм. Как это можно оформить…?».
Второй: «… как этот социализм установить в стране… Платошкин стоит за демократическую смену власти. Но сделать этого ему не дадут… А как вы считаете может произойти установление нового социализма?».
Третий: «Как практически соединить ноосферу с социализмом? Я пытался в ваших сборниках поднимать этот вопрос, но реакции не было. А как вы считаете может произойти установление нового социализма?».
Четвертый: «Многие поправки не тянут на степень конституционности. Их можно провести законом, ну, например, по поводу экологии, да и, наверное, по многим другим вопросам…?».
И в конце письма:
«Александр Иванович, извините за длинноту, сердце разрывается, обидно за русский народ, доверчивый как ребенок. Здоровья, творчества, связи с реальной жизнью.
Чумаков В.А.».
Получив такое письмо моего коллеги, несомненно – ноосферного мыслителя и исследователя, из Дзержинска, когда-то бывшего центром химической индустрии в СССР, из Нижегородской земли, которая дала в «смутное время» в начале XVII века знаменитое русское ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, освободившим Москву от польских захватчиков вместе с их ставленником «Лжедмитрием», и тем самым спасших российское государство от распада, я задумался. Тем более «кольнуло» моё сознание пожелание на укрепление «связи с реальной жизнью». Правда я всегда считал, что хорошая теория, адекватно раскрывающая закономерности этой реальности, более необходима этой реальности, чем «стихийная практика», «взрывающая» эту реальность и ставящая под сомнение будущее всего человечества, что и происходит в начале XXI века с «рыночно-капиталистической практикой».
И я решил, что мне нужно как-то ответить на эти вопросы, причем ответить в форме «открытого письма», чтобы эти мои ответы стали «широко гласными» и стали ещё одним из стимулов в развитии общественной рефлексии по поводу того, куда «устремляется XXI век» и «куда мчится Россия в этом потоке событий XXI века».
Одновременно я приношу признательность Валерию Александровичу Чумакову за эти вопросы и инициацию (через них) этого моего «открытого письма».
Начало письма
Поздравляю Вас с 1-м Мая – Днем Международной солидарности трудящихся всего Мира, а также с грядущим, 9 мая, 75-летием Великой Победы советского народа, Вооруженных Сил СССР во главе с главнокомандующим И.В.Сталиным над гитлеровской Германией, и «фашистской чумой» в Европе и в мире!
Вы мне в своем письме обращении (от 30-го апреля) задали 4-е вопроса, связанные с тем системным кризисом, грозящим перерасти в катастрофу, который переживает так называемая «рыночная реформация» России, которая уже длится 30 лет, и которую я называю рыночно-капиталистической контрреволюцией, ставшей «рыночным геноцидом России» (и соответственно «рыночным экоцидом», частью которого являются ежегодные и масштабные пожары в тайге в Сибири, начиная с 2010-го года, с одновременным истреблением лесов через их «рубку» «черными лесорубами» и «переправкой» этого ресурса через границу в Китай). Явлению «рыночного геноцида России» я посвятил в 2013 году специальную монографию «Рыночный геноцид России и стратегия выхода из исторического тупика». Теперь перехожу к ответам на Ваши вопросы.
Логика перехода России и человечества к социализму
в XXI веке.
Ноосферная миссия борьбы за социализм и коммунизм
Первый Ваш вопрос ко мне: «Как я отношусь к объединению сил в России в борьбе за «новый Социализм»?
Положительно отношусь. И этот процесс идет, но медленно. Например, такое объединение было во время предвыборной президентской гонки, когда от патриотических сил кандидатом в Президенты РФ выдвигался Павел Грудинин. И что же: власти испугались. Против Грудинина были брошены все медийные ресурсы. К сожалению, управление манипуляцией сознания трудящихся масс в нашу «электронно-цифровую» эпоху достигло больших масштабов.
Но «крот истории» делает свое дело, он «движется» в сторону социализма, но социализма нового, ноосферного качества, который я назвал Ноосферным Экологическим Духовным Социализмом (в 2011 году я даже опубликовал «Манифест ноосферного социализма», правда небольшим тиражом, но он выставлен на ряде сайтов и порталов в Интернете, в том числе на сайте Академии тринитаризма).
Проблема сейчас не в объединении сил, а проблема в массовом просвещении, в том числе, проблема в новой теории социализма, которая бы материализовалась в форме идеологии борьбы за социализм.
Я такой теорией занимаюсь. Назвал новую научно-мировоззренческую систему XXI века Ноосферизмом, рассматривая одновременно его и как новый путь развития человечества в виде управляемой социоприродной эволюции.
Рыночно-капиталистическая система, а вернее глобальный империализм мировой финансовой капиталократии в единстве с системой экономического колониализма (кстати, Россия, начиная с 1992 года, превратилась в экономическую колонию Запада – вернее системы глобального империализма; такой же экономической колонией была и царская Россия в начале ХХ-го века, до 1917 года) превратились в «экологического могильщика» человечества. Мир находится в «плену» цифро-рыночно-капиталистической агонии, усиливающейся под «давлением» процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Человечество впервые сталкивается с Природой (которую оно рассматривало как поставщике ресурсов) как «Субъектом», – и «Субъектом страшным», имеющим собственные гомеостатические механизмы, «реакция» обратных связей которых «бьет» по здоровью и всей системе жизнеобеспечения человека не Земля все «больнее». И переживаемая «коронавирусная» пандемия, на мой взгляд, есть еще один «ответ» Биосферы, через «вирусо-микробную составляющую», как обратную связь в биотической регуляции, на разрушительное (вспомним К. Маркса: культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню) «давление» через «рыночную экономику» человечества.
Проблема перехода человечества к социализму вышла за пределы границ чисто «формационной логики» по К.Марксу, составлявшей суть исторического материализма в системе марксизма-ленинизма.
Она стала частью «логики» действия императива экологического выживания человечества, как императива выхода из Экологического Тупика Истории на рыночно-капиталистическом пути развития, уже обозначенного процессами (причем ускоряющимися) первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Это означает, что противоречие между Трудом и Капиталом переросло в противоречие между Человеком и Капиталом, что, в свою очередь, означает, что в своем отчуждении Капитал-Фетиш, который олицетворен в форме его огромной концентрации в «руках» кучки мировых олигархов, в чьей частной собственности находится Федеральная Резервная Система в США, – «хозяев денег» по В.Ю.Катасонову, стал «силой», входящей в экологически-смертельный конфликт с Природой Земли, и поэтому поставившей экологическую гибель всего человечества на «повестку дня» XXI века.
Это совершенно новая ситуация, которая не входила и не входит до сих пор в теоретический «багаж» марксизма-ленинизма, в сложившееся учение о коммунизме и социализме, как первой стадии в процессе становления коммунизма.
Коммунизм по К.Марксу есть «подлинная история», т.е. история, движением которой человек труда начинает управлять, становясь «подлинным» Субъектом Истории. Поэтому вся осуществившаяся история эксплуататорских обществ – история стихийная – предстает по Марксу как «предыстория». Продолжая эту логику Маркса можно назвать и «разум», являющийся частью такой «стихийной истории», «предразумом».
Теперь возникает принципиально новая ситуация. В контексте действия императива выживаемости человечества как императива перехода к управляемой социоприродной (ноосферной) эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества коммунизм и социализм приобретает ноосферную миссию (этому вопросу я даже в 2012 году посвятил специальный научный труд – «Миссия коммунизма в XXI веке»).
В.И.Ленин, 150-летие которого состоялось 22 апреля этого года, на мой взгляд, сформулировал важный императив (я его назвал «ленинским императивом), обращенный к молодым коммунистам в начале 20-х годов ХХ века: коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память всеми богатствами, которые выработало человечество.
Следуя этому ленинскому императиву, можно сказать, что настоящий коммунист XXI века – это ноосферный коммунист, т.е. коммунист, стоящий на теоретической позиции ноосферного коммуниста.
Нужно вести широкую разъяснительную работу, в том числе используя любые информационные ресурсы, среди всех слоёв российского общества, что в 20-х – 30-х годах XXI века борьба за ноосферный социализм – это уже борьба за спасение человечества от неотвратимой экологической, и одновременно – рыночно-капиталистической по своим причинам и основаниям, гибели человечества. Коронавирусная пандемия – это только один из «предвестников» этого уже начавшегося в «рыночно-капиталистическом капкане» процесса экологической гибели.
Вы, Валерий Александрович, ставите вопрос о союзе с Платошкиным. Такого союза и сам он должен искать. Я – член КПРФ, коммунист со стажем, превышающем уже 61 год. Я стал коммунистом, членом Коммунистической партии Советского Союза в мае 1959 года, ещё будучи слушателем Ленинградской Краснознаменной Военно-Воздушной инженерной академии им. А.Ф.Можайского. Мне 83 года. Я горжусь высоким званием коммуниста. Я дал воинскую присягу на верность служению в рядах Вооруженных Сил СССР трудовому народу, прослужил, посвятив свою службу, деятельность военного инженера укреплению ракетно-ядерного щита нашей Родины, отдав этой службе 38 лет, и осталось верным своей воинской присяге.
К этому добавлю только, вспоминая, что впереди – 9-го Мая, мы отметим, несмотря на режим карантина в стране, связанный с коронавирусной пандемией. 75-летий юбилей Великой Победы. Отмечу, что именно коммунисты, коммунистическая партия были вдохновителем и мощным, самоотверженным организатором борьбы советского народа, Красной, а затем Советской по названию, Армии и Военно-Морского Флота, против немецко-фашистских захватчиков. Символом этой героической самоотверженности фронтовых коммунистов является знаменитая фотография комиссара с пистолетом в поднятой руке, увлекающего за собой в атаку советских воинов во время битвы под Москвой в декабре 1941 года. Это понимали гитлеровцы и поэтому при взятии в плен наших солдат первыми расстреливали коммунистов. Коммунисты были организаторами и подпольных организаций в тылу врага, и партизанского движения.
Когда мы склоняем голову перед павшими за нашу Советскую родину, мы склоняем голову одновременно перед павшими коммунистами и комсомольцами, отдавая должное их героизму. Должная история Коммунистической партии, которая вела советский народ от одной победы к другой, еще не написана так, как она должны быть написана, но, придёт время, – и она будет написана.
Пастор Великобритании Остеррайхер однажды сказал в своём слове перед верующими: «Коммунизм, в каких бы формах, дурных или хороших, он сегодня ни выражался по своему происхождению, является движением за освобождение от эксплуатации человека человеком… Мы, члены дела Христова, смиренно покаявшись, должны признать, что находимся в глубоком долгу перед каждым коммунистом. Ибо теория Маркса всегда приоткрывает «жажду справедливости и братства» (выдел. мною, С.А.).
А знаменитый коммунист второй половины ХХ века Фидель Кастро Рус в августе 2016-го года, незадолго то его ухода в «мир иной», так сказал о социализме: «Я считаю, что действительно впервые в истории человека понятие реальной, по настоящему полной свободы, равенства и братства могут существовать только при социализме. Эта проповедь любви к ближнему, о которой говорит церковь… думаю, применяется на деле, находит очень конкретное выражение в равенстве, братстве и человеческой солидарности, к которым стремится социализм… Социалистическая революция поставила это понятие на самую высокую ступень… Потребительское общество – одно из самых зловещих изобретений развитого капитализма, которое сейчас находится на этапе неолиберальной глобализации. Развитая капиталистическая систем… породила мир спекуляции, создание фиктивных богатств и ценностей… Эта система ничего не обещает человечеству и не нужна ни для чего, кроме самоуничтожения, причем вместе с ней будут, возможно, уничтожены природные ресурсы, служащие опорой для жизни человека на планете» (выдел. мною, С.А.).
Я горжусь тем, что я коммунист (в глубинном смысле призвания коммуниста)! Я горжусь тем, что я полковник Космических войск СССР (в отставке)! И как ученый я стараюсь всеми силами познать и понять переживаемую нами Эпоху, которую я назвал Эпохой Великого Эволюционного Перелома.
Я считаю своей главной задачей – разработку научно-мировоззренческого комплекса Ноосферизма, с охватом всех отраслей науки, образования, экономики, экологии. Уже вышло более 400 книг и более 1300 научных работ. Речь идет о гигантском мировоззренческом перевороте, о «Родах Действительного – Ноосферного – Разума». У меня появляются в этом деле соратники. Эту же функцию выполняет Ноосферная общественная академия наук, Петровская академия наук и искусств. Для пропаганды идей Ноосферизма и Ноосферного Социализма я использую и трибуну конференций Российской общественной организации «Российские ученые социалистической ориентации», а также конференций, организуемых Русском Космическим Обществом.
Сама новизна постановки проблемы соединение учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И.Вернадского с учением о коммунизме и социализме Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, которая решается мною в теоретическом комплексе Ноосферизма, служит серьезным «барьером» в восприятии. Но так и должно быть. Ведь речь идет о ноосферной революции во всей системе научного мировоззрения, сложившегося за многие века познания мира и человека, да ещё «освященного» опытом сложившейся стихийной истории, которой Природа поставила Предел.
Новый социализм XXI века – ноосферных социализм.
Два парадокса А.И.Фурсова. Поворот к социализму в
России произойдет до 2025 года
Второй Ваш вопрос – этот вопрос о конкретных путях смены власти в России. Вы пишите: «Платошкин стоит за демократическую смену власти. Но сделать этого ему не дадут. А как вы считаете может произойти установление нового социализма?».
Уже в развернутом ответе на Ваш первый вопрос я сформулировал свое теоретическое кредо, причем подкрепляемого самой Большой Логикой Социоприродной Эволюции (я это понятие ввел в 1994 году в монографии «Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие»), предъявившей человечеству «биосферный императив» в форме процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Это кредо состоит в следующей «дилемме Будущего», которая стоит перед человечеством, и Россией в его составе:
- или человечество, начиная с Ноосферно-Социалистического Прорыва из России, переходит к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму в течение XXI века;
- или оно экологически погибает (даже до конца XXI века), если остается в «плену» системы глобального империализма мировой финансовой капиталократии (и соответственно мирового рынка), ставшего уже «экологическим трупом» и «экологическим могильщиком человечества» одновременно.
Речь идет о положительном разрешении фундаментального противоречия нашей эпохи – противоречия между Человеком и Капиталом, через упразднение строя мировой капиталократии и института капиталистической частной собственности, по поводу которой А.А.Зиновьев сформулировал в 2005 году свой приговор «Частная собственность – это мировое зло».
При этом, еще раз подчеркну важный теоретический вклад В.И.Ленина в развитие марксизма (и этот вклад делает ленинизм однопорядковым явлением с «марксизмом XIX века»), – это теоретическое положение, состоящее в утверждениях:
- Первое. Теория перехода от капитализма к социализму по Марксу, который осуществляется через социалистическую революцию в странах развитого капитализма, трансформируется в ленинскую теорию перехода от империализма (к концу ХХ века – от глобального империализма) к социализму и начинается он (этот переход) из стран «периферии», а не из стран «метрополии» (т.е. развитых капиталистических стран), по существу, уже в соответствии с моей теорией капиталократии и глобального империализма, являющихся экономическими колониями капстран, входящих в «метрополию» системы глобального империализма. И начался этот переход, причем закономерно, и эту закономерность можно доказать (я её раскрывал в серии монографий: «Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива» (2004), «Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке» (2005), «Владимир Ильич Ленин: гений Русского Прорыва человечества к социализму» (2010), «Ленин, Октябрьская революция и ноосферный социализм – символы развития человечества в XXI веке» (2012) и др.), с России.
Речь идет, в этом контексте, и о новом содержании классовой борьбы, поскольку к эксплуатации капиталом наемного труда прибавляется колониальная эксплуатация, обеспечивающая значительную долю прибавочного продукта (прибавочной стоимости) в воспроизводства капитализма в странах «метрополии».
Именно это моё теоретическое открытие позволяет дать адекватное объяснение «двум парадоксам» российского ученого-историка нашего времени Андрея Ильича Фурсова, которые он сформулировал в статье в газете «Завтра» за июнь 2018 года (№22) под названием «Поворот к новому (Карл Маркс: 200 лет спустя)»:
- Первый парадокс:
«…чем ближе к ядру капсистемы, тем меньше революционная активность пролетариата, тем меньше успех антикапиталистических революций». Этот парадокс именно есть парадокс с позиции «марксизма XIX века», который был «питательной почвы» для каутскианства, меньшевизма и троцкизма, делавшего ставку на утверждение, что социалистическая революция возможна только в странах развитого капитализма, и не учитывавшего, поскольку такой «марксизм» еще не создал теорию империализма, эксплуатацию колоний, вносившую огромный вклад в расширенное воспроизводство капстран «метрополии», в данном случае стран Западной Европы и США. Кстати, процесс «обуржуазивания» пролетариата в Англии за счет его «подкормки» английской буржуазией, обеспечиваемой прибавочным продуктом от эксплуатации ее колоний, в первую очередь Индии, заметил еще в 1855 году Ф.Энгельс;
- Второй парадокс: «чем дальше от ядра капсистемы, чем меньшую долю трудящихся составляет пролетариат, тем успешнее антикапиталистические революции». «Дальше от ядра капсистемы» – это означает собой «дальше от стран «метрополии» системы глобального империализма» по уровню экономического развития и средней зажиточности населения, и одновременно означает более высокий уровень колониальной эксплуатации через «вывоз» «по дешевке» природных и энергетических ресурсов и квалифицированного кадрового потенциала из стран «периферии», являющихся экономическими колониями.
Поэтому социалистическое преобразование мира, которое по прогнозу В.И.Ленина составит целую эпоху, и эту эпоху я назвал в «Ноосферизме» (2001), и затем еще в ряде своих работ, Глобальной Социалистической Цивилизационной Революцией, началом которой стала Великая Октябрьская, она же – и Великая Русская, социалистическая революция в 1917 году, как показала вся история ХХ века (и как предвидел Ленин в своей теории империализма), происходит вначале в странах «периферии» – в России, Китае, в Монголии, в странах Восточной Европы после 1945 года, во Вьетнаме, в Северной Корее, в Лаосе, на Кубе, в Уганде, в Ираке, в Венесуэле и т.п., и затем, по мере сужения «поля колониальной эксплуатации», охватит и страны «метрополии».
Процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которые ускоряются, – и которые паразитарная сущность системы глобального империализма порождает и умножает, в том числе и в России, де-факто формируя тотальный рыночный экоцид (в России это уже превратилось в рыночный геноцид всех систем жизнеобеспечения),
- будут выступать фактором, с растущим масштабом действия, поворачивающим «взоры» простых людей, которые своим трудом и создают все богатства мира, в сторону социализма, – фактором, революционизирующим их сознание.
Прогноз о конкретных процессах и формах смены власти в России я не буду делать. Знаю только одно, чем процесс смены либеральной элиты так называемыми управляющими технократического прагматизма уже начался, и появление правительства во главе с М.В.Мишустиным – это только первый этап этой трансформации.
Глобальный империализм США установил КНР и Россию главными своими противниками. Тому много причин, в том числе геополитической «природы».
Он будет пытаться усилить противоречия между Россией и Китаем. Поэтому вероятность возникновения «форс-мажорных» (экстремальных) ситуаций в России, на порядок более жестких, чем ситуация с коронавирусной пандемией, высветившей происшедший «разгром» под лозунгами «оптимизации» в системах здравоохранения и подготовки квалифицированных кадров в стране (сталинский лозунг «Кадры решают всё!» не стоит забывать), высокая. И под их «давлением», я уверен в ближайшее будущее в России (до 2025 года), произойдет поворот к социализму и к восстановлению на новой качественной основе Госплана, с переходом к стратегии ноосферного развития в виде управляемой социоприродной эволюции, в свою очередь требующей ноосферной управляемой экономики.
Единство Ноосферизма и
нового социализма в XXI веке
Третий Ваш вопрос – «Как теоретически соединить ноосферу и социализм?».
Ответ на него и составляет один из главных теоретико-мировоззренческих функций Ноосферизма, если его рассматривать в том теоретическом изложении, которое присутствует в моих работах, постоянно издаваемых уже более 20 лет. В частности, Ноосферизм раскрыт мною в монографии «Ноосферизм», а также в уже изданных 10-ти томах из задуманного 13-томного собрания моих «Сочинений» под общим названием «Ноосферизм».
Чтобы правильно ответить на этот Ваш вопрос, необходимо ответить на вопрос: «А что собой представляет ноосфера?».
Сейчас появилось очень много разных взглядов на «ноосферу», не только далеких от научных позиций основателя Русской Ноосферной Научной Школы В.И.Вернадского, создавшего учение о переходе Биосферы в Ноосферу, но даже далеких от любых научных взглядов на ноосферу, трактующих её мистически, как «сферу сознания Земли», как некий синоним «разума Солнечной системы» или «Разума Космоса», или своеобразный заместитель «Бога».
Здесь мы сталкиваемся с явлением смысловой энтропии значимых для судеб человечества понятий. Причем, я допускаю, что есть «манипуляторы» в «интеллектуальных кругах» высших эшелонов мировой капиталократии, которые разрабатывают специальные стратегии (стратегии «социальной вирусологии») по «подмене» смыслов таких значимых понятий, их дискредитации в сознании масс, чтобы их теоретически разоружить в борьбе против «мира диктатуры капитала».
Пример – система гитлеровского «национал-социализма», верно служившая германскому капиталу Круппа, Абса и Шахта, одновременно финансируемого капиталократией США с целью её вооружения и направления, как «ударного отряда» глобального империализма, на войну против СССР – для уничтожения первой в мире социалистической державы. Приставка «социализм» в слове «национал-социализм» ничего общего с социализмом не имела, она символизировала собой разгром коммунистического движения во главе с Эрнестом Тельманом в Германии, и одновременно ярые антикоммунизм, антибольшевизм и антисемитизм, которые придали особо ожесточенный характер противостояния в Великой Отечественной войне. Интересно, что современная «элита» объединенной Европы, в том числе и в Германии, снова «поднимает» упавшие из «рук Гитлера» «знамена» пещерного антикоммунизма и антисоветизма, ставят СССР, который перемолол 80-90% вооруженной и экономической мощи гитлеровской Германии и всей Европы (под её оккупацией) во время Великой Отечественной войны, на одну «доску» с гитлеровской Германией, а «фашизм», который постоянно рождается либерализмом (своеобразным «атомарным фашизмом»), и является радикальной и расистской формой империализма, т.е. империалистичности капитализма «метрополии», ставят на одну доску с «коммунизмом» – главным историческим оппонентом капитализма на Земле.
Эта «реинкарнация гитлеровского антикоммунизма» в Западной Европе и в США и породила, на фоне 75-летнего юбилея Великой Победы над гитлеровской Германией (9 мая 1945 года), войну против памятников советским солдатам и советским маршалам, командующим фронтами, освободившим Европу от фашизма, которая становится де-факто продолжением «дела Гитлера» в борьбе против социализма и коммунизма на Земле. Недавний снос памятника Маршалу Советского Союза Ивану Степановичу Коневу, освободителю Праги от немецкой оккупации; в этой же Праге, накануне 75-летия Победы, можно расценивать как акт той далекой войны гитлеровского фашизма против СССР, который проник в умы современных мелких буржуа в Европе, и особенно в Польше и в Чехии.
Такой же смысловой энтропии подвергается и понятие «ноосфера».
В.И.Вернадский понимал под Ноосферной новое состояние Биосферы Земли, в которой коллективная научная мысль, как планетное явление, вооруженная «энергией культуры», начинает воздействовать на ход её эволюции в масштабе, сравнимом с другими факторами этой глобальной эволюции.
В системе Ноосферизма я развил это вернадскианское определение Ноосферы.
Ноосфера есть новое Качество Биосферы, в структуре которого коллективный Разум человечества (общественный интеллект) «встраивается» в гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов и начинает управлять Социо-Биосферной эволюцией (или социоприродной эволюцией, что тоже самое), подчиняясь законам-ограничениям (например – законам Бауэра-Вернадского-Чижевского), отражающим действие этих гомеостатических механизмов.
Таким образом, будущее человечества, вообще – дальнейшее продолжение истории, в соответствии с Ноосферизмом, связано с Ноосферной и Социалистической революциями в их единстве, которые охватят, по моим прогнозам, XXI век.
Нужно осознать, и это осознание должно быть переведено в «теорию Будущего», что первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы поставила Экологический Предел не только Стихийной Истории, и рыночно-капиталистической системе как её продукту, но и всей Социально-Автономной Истории, – в том смысле, что дальнейшее её продолжение будет происходить в качественно новой, необычной «логике» – «логике» управляемой социоприродной эволюции.
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы предстает, и в этом состоит моё теоретическое открытие в научном базисе обществоведения, как «манифестация» выхода на «арену» Истории Большой Логики Социоприродной Эволюции.
До ХХ-го века она не «проявляла» себя, потому что развитие мощности производства негэнтропии в процессе эволюции Биосферы намного опережало рост мощи энтропийного воздействия системы хозяйствования сообществ (обществ) людей на Земле из-за малой энергетики этого хозяйственного воздействия на живое вещество Биосферы и малых темпов её развития.
Ситуация резко изменилась в ХХ-ом веке – изменилась именно из-за потока открытий мощных источников энергии, как результата научно-технического прогресса (НТП). Скачок в энергетическом базисе мирового хозяйства составил в среднем, с учетом численности человечества, в 10-ть в 7-й степени раз (я здесь использовал исследования Ф.Спира).
Доминирующая эпоха Малоэнергетической Стихийной Истории до ХХ-го века состоялась именно благодаря производству опережающими темпами Биосферой негэнтропии по отношению к темпам производства энтропии в окружающей среде хозяйствующим человечеством.
Эта форма компенсации экологического ущерба, наносимого энтропийным характером Малоэнергетической Стихийной Истории человечества, Биосферой была замечена А.Л.Чижевским и раскрыта в виде формулировки Закона квантитативно-компенсаторной функции Биосферы.
ХХ век – это, пусть очень короткая по времени, Эпоха Высокоэнергетической Стихийной Истории, которая потому – и короткая, что она раскрыла несовместимость большой энергетики воздействия мирового хозяйства на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы, рождающего, вследствие энтропийного характера, всё увеличивающийся поток локальных экокатастроф различного масштаба, и стихийных регуляторов в том числе рынка, войн и конкуренции.
Эта несовместимость, когда начинаешь анализировать её истоки, – и стала «толчком» для моего открытия Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса, который формулируется мною так:
- чем больше по энергетической мощи воздействие хозяйства социальной системы (человеческого общества) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля, тем более долгосрочным должен быть лаг упреждения негативных экологических последствий от такого воздействия, – и тем более долгосрочным (и с увеличивающимся лагом опережения) должно быть научное управление социоприродной эволюцией, и соответственно – тем более наукоёмкими, интеллектоёмкими и образованиеёмкими должны быть общественный интеллект («элита») и государственная власть, олицетворяющие такое управление.
Таким образом, ХХ-й век – это и Век «Большого Энергетического Взрыва» в социальной эволюции, и одновременно век проявившегося антагонистического противоречия нового типа, которого не знала общественная наука, – противоречия между стихийными формами развития человечества (которая могла осуществляться только под защитой компенсаторных механизмов Биосферы) и большой энергетикой хозяйственного (в масштабе мирового хозяйства) воздействия на живое вещество и гомеостатические механизмы. Этот скачок в энергетике хозяйственного воздействии фактически привел к исчерпанию компенсаторного потенциала Биосферы. И «сигналами» такого исчерпания и стали: в середине ХХ века – появление глобального экологического кризиса, а в конце этого века – переход этого кризиса, в моей оценке, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.
Разрешение этого противоречия, и одновременно стратегия экологического спасения человечества (как форма разрешения этого противоречия), требует появления истории нового качества, той которую Маркс назвал «подлинной историей» и которая подразумевает возвышение человеческого разума на «высоту» управления собственной историей, – но теперь уже истории, и я это подчеркну, в виде управляемой социоприродной эволюции, т.е. выходящей за рамки чисто человеческой истории и становящейся историей Социо-Биосферной или Ноосферной!
Экологическое отрицание, а оно составляет суть наступившей Эпохи Великого Эволюционного Перелома, есть не только отрицание рыночно-капиталистической системы, как продукта Стихийной Истории, но и того «классического коммунизма и социализма», идеал которого был ограничен только рамками автономности социальной истории человечества, рамками Внутренней Логики Социального Развития.
Правда, справедливости ради, еще раз подчеркну, это моё утверждение следует из формальной экстраполяции представления о социализме, как продолжателя Автономно-Социальной Истории, которой, еще раз подчеркну, Природа поставила Экологический предел. На самом деле именно социализм потенциально изначально ноосферен. Стоит вспомнить известное определение коммунизма Карлом Марксом, которое как-то не очень часто вспоминают в теоретико-марксистской рефлексии: «Коммунизм как положительной упразднение частной собственности… и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека… есть действительное разрешение противоречие между ним и природой» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 116, выдел. мною, С.А.). Советский социализм, по определению известного политэконома-марксиста Р.И.Косолапова, вплотную приблизился к своему ноосферному преобразованию, особенно в сталинскую эпоху. Сталинский 15-летий план посадки лесных полос в степных зонах СССР (с целью ликвидации периодически возникавших засух), начатый в 1948 году, выполнение которого было прервано Н.С.Хрущевым после смерти И.В.Сталина, и который дал колосальные эффект, был примером движения в сторону ноосферизации советского социализма и его экономики.
Большая Логика Социоприродной Эволюции рождает Ноосферизм, как ноосферную парадигму истории в виде управляемой социоприродной эволюции. Ноосферный Экологический Духовный Социализм, в более отдаленном будущем – Ноосферный Коммунизм, есть социальная организация воспроизводства жизни общества, которая и обеспечивает восходящее воспроизводство общественного интеллекта, и следовательно – науки, образования, качества государственного управления с опережением по отношению к темпам возникающих экологических проблем и противоречий.
Проблемы таким образом соединения ноосферы и социализма не существует. Вне ноосферы «социализм XXI века», будет таким же «экологическим трупом», каким является глобальный империализм мировой финансовой капиталократии, который он должен сменить, и вне ноосферного качества он так и не станет действительным социализмом.
Ноосфера по внутренней природе социалистична и коммунистична (об этом уже догадывался В.И.Вернадский, а С.Н.Булгаков до появления учения о биосфере и ноосфере в 1912 году опубликовал «Философию хозяйства», в которой ввел понятие «метафизического коммунизма» или «физического коммунизма мироздания», которые близки по смыслу к данному тезису), а социализм и коммунизм, спасающие человечество от экологической гибели на Земле, только и могут состояться как ноосферный социализм и ноосферный коммунизм!
Чтобы Ноосферный Социализм, и затем Ноосферный Коммунизм, состоялись, все коммунистические партии всех стран мира должны изменить свои программы, исходя из действующего императива выживаемости как ноосферного императива. Это же касается и социализма, например, в Китае. Должна быть развернута мощная система ноосферно-экологического воспитания. Если «социалистический человек из Китая», арендуя в России участки земли для ведения сельхозработ, выращивания овощей, оставляет после себя «химические пустыни» и травит выращенными таким образом продуктами население России, то это значит, что такой человек ничем по своей «природе», нацеленной на агрессивную эксплуатацию, не отличается от капиталистического «расчеловеченного» человека.
Я думаю, ленинский императив, обращенный ко всем коммунистам, превращается на фоне процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, в «ноосферный ленинский императив»: коммунистом можно стать тогда, когда обогатишь свою память всеми богатствами, которые выработало человечество, в том числе ноосферной теорией будущего развития человечества.
Четвертый вопрос был обращен к проблеме оценки начавшегося процесса реформации ряда статей Конституции Российской Федерации, который был инициирован Президентом РФ и который породил целый поток рефлексии по поводу конституционного строя России.
На мой взгляд, России нужна новая Конституция, которая бы обеспечила стратегию её развития на базе ноосферно-социалистической реформации основ жизни. Во-первых, должно быть конституционно провозглашено, что земля, все недра России, и соответственно ресурсная, земельная, энергетическая рента, – принадлежат народу России, ведь он эту землю защитил в Великой Отечественной войне. Второе. Должен произойти отказ от абсолютизации закона конкуренции. Антиподом этому закону является закон кооперации. В России, как стране с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства жизни, всегда доминировал закон кооперации. А теперь он становится основным в логике развития всего человечества в XXI веке, обеспечивающей выход (причем под «давлением» диктатуры лимитов Природы) из первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. В этом и состоит миссия Ноосферного Экологического Духовного Социализма.
Впереди Роды Действительного Разума
На этом, Валерий Александрович, я ставлю «точку». Вы своими «вопросами» подвигли меня на эти обширные ответы, потому что в этих Ваших вопросах я увидел проблему – проблему тех будущих мучительных «Родов Действительного – Ноосферного – Разума» в лице человечества (концепцию которых я представил в 2015 году в форме целой монографии «Роды Действительного Разума»), которые могут охватить весь XXI век, а может быть и век XXII-ой.
Если Стихийная История оставила человечеству в наследство инерцию опыта, социокультурной памяти, охватывающей 800-1000 поколений людей, то история ХХ-го века, как история реальной борьбы за социализм, представлена опытом 4-х – 5-и поколений людей. Можно себе представить – какая сложная, трудная, поистине трагическая по глубине преодолеваемых инерции и противоречий, задача по перестройке сознания и ценностей людей Земли, в том числе людей России, встаёт перед всеми общественными институтами – наукой, образованием, системой государственного управления, различными гуманитарными институтами, включая, в том числе, и религиозные институты, а также средства массовой информации, Интернет и т.д.
Справимся, произведем «Ноосферную человеческую революцию» (о необходимости «человеческой революции», как базового условия решения глобальных экологических проблем, писал еще в 1975 году первый директор Римского Клуба Аурелио Печчеи в книге «Человеческие качества») в XXI веке – обеспечим себе будущее, человечество продолжит жизнь свою на Земле и начнет осваивать Космос, становясь Космическим Разумом!
Не справимся, останемся в плену стереотипов потребительства, обогащения, эксплуатации, эгоизма, не сумеем ноосферно расширить свое сознание – перейти из состояния «Разум-для-Себя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса», – мы экологически обречены, значит мы преувеличили свою разумность, гордо присвоив себе звание «Homo Sapiens» – «Человек разумный», оказавшись на самом деле «безумными от своекорыстия» (на что обратил внимание еще в 1918 году Н.А.Бердяев) и вследствие действия «алчных законов рынка» (как сказала на Давосском Форуме в январе 2018 года, через 100 лет после слов о «корыстном безумии» Н.А.Бердяева, Шаран Барроу).
Такова динамика нашего времени! И коронавирусная пандемия – это только предвестник тех испытаний, которые нам придется пройти, чтобы стать Истинным – Ноосферным Человечеством на красивой, голубой планете Земля, принесший Великий Дар всей Вселенной – Биосферу как Мегасистему Жизни и рожденный космической эволюцией Жизни – Разум!
Сделаю интегральный вывод (он в заголовке этой работы):
Будущее России и человечества в XXI веке – ноосферный социализм. Альтернатива этому – эколого-рыночно-капиталистическая гибель человечества.
Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это величайшее испытание на духовность, разумность и человечность всего Человечества, и одновременно каждого человека на Земле!
Причем испытание не простое, а, действительно, испытание как Роды – Роды Ноосферной России (этому я посвятил последние две монографии: в 2018 году – «Ноосферная Россия – стратегия прорыва», в 2020 году – «Ноосферная миссия России») и Роды Действительного – Ноосферного – Разума, а значит и Роды Действительного – Ноосферного – Человечества! Эти «Роды» и станут ноосферной апологией человечества в XXI веке!
Уважаемый Валерий Александрович!
Я тоже прошу прощения за еще большую «длинноту» своих ответов на Ваши четыре вопроса.
Желаю Вам крепости духа, оптимизма воина, ведущего борьбу за справедливость и, как писал Фидель Кастро, незадолго до своей кончины, за «лучший мир», счастья и здоровья Вам и Вашей Семье.
2 мая 2020 года Деревня Мелехово, Вязовской волости Новосокольнического района Псковской области |
Ваш А.И.Субетто |